Дождь Фанфарам не помеха!

                Дождь Фанфарам не помеха!
                Б.Турчинский

В Ялте закончился «Международный конкурс молодых исполнителей имени Василия Соколика – «Фанфары Ялты, Юниор-2011». Несмотря на дождливую погоду, которой встретила Ялта участников конкурса, все намеченные мероприятия были проведены, как принято говорить, в теплой, дружеской атмосфере, а заключительный концерт состоялся просто в необыкновенном месте, в литературной гостиной Дома-музея А.П.Чехова, при полном зале и прошел «на ура!».


«На своей музыкальной волне»

Гости, уже не первый раз побывавшие на подобных мероприятиях в Ялте, делились, что, встречаясь здесь, общаясь на разных языках, легко понимают друг друга «на своей музыкальной волне».
Очень важно, что наряду с маститыми профессиональными коллективами в фестивале-конкурсе принимают участие детские коллективы. Для многих это путевка в настоящую музыкальную семью. Многие выезжают из своих городов впервые на такой форум, как например, оркестр небольшого городка Белгород-Днестровска, Одесской области, подробнее о нем чуть ниже. Абсолютно для всех это огромный толчок для дальнейшего творчества.
Как правило, оркестры, которые уже раз побывали на фестивале «Фанфары Ялты», стремятся приехать сюда вновь, потому что нет ничего выше чувства единения на таких мероприятиях, они несут на себе огромную воспитательную функцию для молодежи, этих фестивалей ждут и участники, и зрители. Приезжают профессиональные оркестры, муниципальные, студенческие, детские, ансамбли разных составов – и молодые и именитые.
К участию приглашаются и небольшие оркестры интернатов, где живут лишенные опеки родителей дети. Некоторые приезжали уже не однажды. После такой поездки им уделяют больше внимания у себя на местах, закупают для них инструменты, шьют красивую концертную форму. Есть и постоянные участники: муниципальный духовой оркестр «Полтава», руководит которым заслуженный артист Украины Э.Головашич, Образцовый детский духовой оркестр «Партенит» (руководитель заслуженный работник культуры Украины М.Гуцол, Крым), ансамбль ударных инструментов «Живые барабаны» (руководитель Е.Дудник, Полтава), Квинтет «Liberty» (руководитель Д.Шеремет, Приднестровье).
Кстати, говоря, о последнем коллективе, хочется отметить, что благодаря участию в этом серьезном фестивале, они недавно получили звание государственного, в бюджете республики нашли возможность «выбить» ставки для участников коллектива. То есть, если коротко отвечать на вопрос, а нужны ли такие фестивали, да, очень нужны! Они необходимы. Как видим, затем эта самодеятельная музыка становится профессиональной.
А представьте себе сочетание эмоций, южного солнца и теплого моря!
От года к году фестиваль «Фанфары Ялты» расширяет свои границы. Если на первом фестивале устроители ограничились лишь двумя парадами, конкурсом, морской прогулкой, концертом-капустником «Музыканты улыбаются» и грандиозным закрытием с фейерверком и запуском воздушного шара под звуки марша «Прощание славянки», то во время третьего фестиваля коллективы-участники уже играли по всему южному берегу Крыма для жителей и гостей городов и поселков. Причем концертными площадками были исторические знаковые места – Воронцовский дворец в Алупке, Ливадийский дворец в Ливадии, где проходила знаменитая Ялтинская конференция, известный на весь мир Никитский ботанический сад.

………………………………………………………………………

На каждом фестивале «Фанфары Ялты» обычно бывает до 18 коллективов. С каждым тщательно отрабатывается конкурсная программа, порой приходится отбирать произведения, советовать, что лучше играть на конкурсе, распределяются площадки, благо репертуар знаком, и устроители говорят с руководителем, как музыкант с музыкантом. Это большой плюс, когда понимаешь друг друга с полуслова. Кроме того, работа проводится и с теми СМИ, которые находятся в том городе, откуда едет коллектив. Порой музыканты, как творческие личности, могут выучить программу, могут виртуозно её сыграть, а вот рассказать о том, как они сыграли и почему привезли призовое место, могут не все. Стесняются.
Особенно много предварительной работы проводится с теми, кто едет из небольшого города, впервые показывает свою работу «не для своих». Встречаются коллективы с разным уровнем подготовки. На одной из пресс-конференций устроителям был задан вопрос: «А не настораживает ли вас, что много приезжает детских коллективов и коллективов из маленьких городов?»
Почему это должно настораживать? Нет, это, наоборот, безмерно радует. И вот, почему.
Во-первых, откуда возьмутся позже взрослые коллективы, если они не вырастут из детских? Во-вторых, присутствие в небольшом городе или поселке духового оркестра хорошего уровня говорит о многом. Самое главное, это говорит об отношении руководства города к культуре, о его стремлении правильно организовать досуг жителей, о том, что город достаточно экономически развит, чтобы содержать такую единицу – духовой оркестр. Ведь культура не может существовать без дотации государства, точно так же, как здравоохранение или образование.
В этом году один из коллективов приехал в Ялту впервые, как это уже сказано выше. Приехал из небольшого городка Одесской области. Во время выступления директор оркестра позвонил их городскому голове и тот по телефону прослушал все выступления своего коллектива, услышал в трубке телефона восторженные аплодисменты, услышал, как замечательно принимают его питомцев зрители. Оказывается, занятой и строгий голова даже хотел сам приехать с оркестром в Ялту, но не пустили государственные дела. Такое отношение руководства не может не радовать.


………………………………………………………

Международное жюри исполнительского конкурса отметило высокий уровень конкурсантов. Мне, как преподавателю консерватории израильского города Петах-Тиквы, выпала честь быть сопредседателем жюри, и, когда мне было предоставлено слово, я поделился о моих впечатлениях, о – юных исполнителях, и о нас, по-своему молодой израильской музыкальной культуре.
- Необходимо учитывать, что конкурс проводится в начале учебного года, а педагогам уже есть, что показать! Они очень ответственно подошли к подготовке юных музыкантов. В этом есть, безусловно, воспитательный и высокопрофессиональный момент. Я давно наблюдаю за культурной жизнью Украины и в частности Ялты. Числу мероприятий культурно-зрелищной направленности, которые происходят здесь, может позавидовать любой город. И организатор Оксана Соколик – это просто настоящий генератор идей! Я знаю, что этот конкурс готовился в рекордно сжатые сроки, и провести все на таком уровне и с таким размахом – это надо уметь! Я невольно пробую сравнить две системы музыкального образования, два подхода: как у вас, и как у нас. У нас в Израиле очень много детей вовлечены в музыкальное творчество. Во многих городах ширится тенденция обучения игре на духовых инструментах. Кроме духового оркестра нет, пожалуй, другого музыкального коллектива, с которым через полгода уже можно выступать с несложными произведениями. В результате почти в каждой общеобразовательной школы есть оркестр, директора понимают, что это здорово, муниципалитет поддерживает идеи создания таких коллективов. За последние 20 лет, с приездом большой репатриации из бывшего СССР, число музыкальных проектов, оплачиваемых из муниципальных денег, возросло, это очень подняло культурную жизнь Израиля. Конкурсы, фестивали очень важны для подрастающего поколения. Они также существенны и для нас, зрелых музыкантов и педагогов. Обмен мнениями, опытом и музыкальным материалом на мастер-классе, что может быть более мощным творческим двигателем? Конечно, хотелось бы пожелать Оксане не останавливаться в своей деятельности, пожелать ей поддержки со стороны меценатов и властей, как это принято во многих странах мира. Такие проекты должны быть замечены и оценены по достоинству, ведь все она организует практически одна. Для себя лично я взял много полезного в этот приезд, о чем с удовольствием расскажу всем своим коллегам дома.


……………………………………

Жюри приняло решение сразу о двух Гран-при, - говорит председатель жюри, профессор, народный артист Украины, заслуженный деятель искусств Украины Алексей Гуляницкий. - Мы присудили эти высокие награды двум представителям Запорожья – саксофонисту Григорию Керзону и тромбонисту Евгению Вишнякову. И, конечно же, очень приятно, что и ялтинская команда юных музыкантов была на высоте. Лауреатами стали Вячеслав Войтенко, Егор Рябинин, Анастасия и Александра Базилюк (2 место), а также Святозар и Даниил Евдокимовы, Дмитрий Соколик (1 место) и Назарий Ничипорук (3 место).
«Нас не может не радовать готовность педагогов привозить своих воспитанников на подобные конкурсы. То, что в начале учебного года у них готова программа для концертного выступления говорит о том, что дети занимаются и в каникулы также, а это уже профессиональный подход к делу»,- сказала президент Фонда развития искусства имени Василия Соколика, организатор мероприятия Оксана Соколик. И продолжила: «У наших конкурсантов отличный потенциал. Рада за них, за педагогов и родителей. На будущий год заявок уже больше, чем было участников в этом году. Наша музыкальная школа может гордиться еще одним крупным проектом, так как конкурсные прослушивания проходили именно в концертном зале школы, за что большая благодарность замечательному педагогическому коллективу».


«Театр. Чехов. Ялта»

Организатор конкурса Оксана Соколик, выразила благодарность коллективу торговой марки «FIOLET» за помощь в проведении «круглого стола», а также поблагодарила директора Дома-музея А.П.Чехова  А.А.Титоренко и весь его коллектив за безвозмездную помощь в организации заключительного Гала-концерта конкурса.
«Дом-музей А.П.Чехова является крупным центром культурных событий в Ялте, не однажды мы выступали в зале литературной экспозиции с музыкантами из Словакии, Франции, Ирландии, России, Украины. В Музее проходят интереснейшие мероприятия в рамках Международного театрального фестиваля «Театр. Чехов. Ялта». Проводится постоянная просветительская работа с подрастающим поколением – это выставки, концерты, благотворительные экскурсии для школьников. Участники конкурса были в восторге от зала и акустики, также с большим интересом они посетили с экскурсией Белую дачу А.П.Чехова и навсегда увезли с собой тот особый дух чеховского дома и сада, который, благодаря сотрудникам музея, бережно хранится вот уж много лет» - рассказывает Оксана Соколик.


Знакомьтесь, жюри!

Мы все с радостью пожелали организаторам и участникам дальнейших успехов и творческих побед!
Важно напомнить, что мероприятие проходило в рамках Международного фестиваля духовой музыки имени Василия Соколика «Фанфары Ялты», который ежегодно бывает в Ялте в конце мая.
И вот, каким было на этот раз представительное жюри. Заслуженный артист Украины Иван Соколик, заслуженный артист Украины Николай Стойко (труба), заслуженный работник культуры Украины Михаил Гуцол. Методист-педагог Нина Литвинова (фортепиано). Председатель жюри – народный артист Украины, заслуженный деятель искусств Украины уже названный Алексей Гуляницкий. Сопредседателем жюри выпала честь быть мне, преподавателю из Израиля. И, конечно же, президент Фонда развития искусства имени Василия Соколика, автор проекта, лауреат всесоюзного конкурса Оксана Соколик.


Сидя на папином футляре для тромбона

В преддверии последнего осеннего международного ялтинского фестиваля-конкурса молодых исполнителей игры на духовых и ударных инструментах имени Василия Соколика я побеседовал с его организатором, а также руководителем многих фестивальных и конкурсных программ, проходящих в Крыму и Украине, лауреатом Всесоюзного конкурса, Оксаной Соколик.

- Я давно внимательно слежу за творческой жизнью вашего города, где проходят как городские, так и международные конкурсы, фестивали, концерты, мастер-классы и просто встречи творческой интеллигенции. Многие мероприятия вы, Оксана, организуете сами. Как вам все удается? И с чего это все началось?

- Начало было, конечно, в моей семье, где растет уже четвертое поколение музыкантов. Когда с детства тебя окружает музыка, причем общаешься с высокими профессионалами – музыкантами, дирижерами, певцами, инструменталистами, – по-другому не представляешь свою деятельность. Музыканты ялтинского симфонического оркестра помнят меня, когда я, еще трехлетним ребенком, сидя на папином футляре для тромбона, слушала репетиции симфонического оркестра.
Дирижеры и солисты, приезжающие в Ялту, были моим первым «музыкальным университетом». Яркие впечатления – это работа с оркестром таких выдающихся музыкантов, как Дмитрий Башкиров, Рудольф Керер, Лев Власенко, Иван Козловский, Дмитрий Хворостовский, дирижеры Франко Маннино, Петер Сауль, Ниязи. Нельзя не упомянуть дирижера Алексея Гуляницкого, который более 40 лет руководил ялтинским симфоническим оркестром и сейчас продолжает выступать со знаменитыми симфоническими оркестрами и солистами в городах бывшего Союза.
Многие произведения под его руководством в Крыму исполнялись впервые. Алексей Гуляницкий не только делал с ялтинским оркестром интересные сложные программы и приглашал именитых солистов. Он взращивал в своем оркестре оркестровых музыкантов высочайшего класса. Не каждый просто хороший музыкант-солист может сразу вписаться в оркестровый коллектив. И порой для создания слаженно звучащей группы деревянных духовых инструментов или группы виолончелей, например, уйдет не один год. К сожалению, сейчас многие оркестранты «предыдущего состава» за границей: Владимир Шевель, Леонид Дворкин, Станислав Ваулин, Владимир Лундин продолжают трудиться на музыкальной ниве и более того – их дети также имеют к музыкальному исполнительству непосредственное отношение. Например, сын Владимира Лундина, скрипач Алексей Лундин – концертмейстер прославленного оркестра «Виртуозы Москвы».
Частым гостем в Ялте был Натан Рахлин, выдающийся дирижер современности. Поэтому неудивительно, что в нашей семье и я, и мой брат Сергей Соколик, замечательный пианист, аранжировщик, композитор, связали свою жизнь с музыкой. Большинство моих проектов связано именно с искусством.

- Всем участникам конкурса, конечно, интересно побольше узнать, кто такой был Василий Соколик, чье имя носит конкурс. Оксана, расскажите, пожалуйста, подробнее о вашей семье, как о музыкальной династии.

- Мой дед Исидор Пинчук играл на флейте и пел в хоре. Мама, Ирина Пинчук, пианистка, педагог, многие её ученики продолжили музыкальное обучение и сейчас работают в Украине и за рубежом. Мой отец, Василий Соколик, заслуженный артист Украины, тромбонист, основатель духового оркестра «Ялта», педагог, всю свою жизнь посвятил музыке. За создание ряда концертных программ удостоен государственной премии.
В то время, как он в течение сорока двух лет руководил ансамблем духовых инструментов, который потом перерос в духовой оркестр, им было написано множество оркестровок, которые существенно оживили репертуар оркестра. До сих пор духовой оркестр «Ялта» исполняет эти произведения.
Отец не боялся брать в работу большие полотна, такие как антракты из опер и оперетт, увертюры и фантазии, исполнение которых требовали высокого мастерства дирижера и музыкантов. По сути своей многих музыкантов для духового оркестра он воспитывал так же, как дирижер ялтинского оркестра А.Гуляницкий, взращивал их в оркестре симфоническом. А то, что Василий Соколик более 30 лет проработал в симфоническом оркестре концертмейстером группы тромбонов, наложило отпечаток на всю его работу с духовиками.
Он добивался мягкого, симфонического звучания, играя при этом духовую классику. Сейчас редко можно встретить оркестр, в репертуаре которого будет много классических духовых произведений. Современность диктует свои условия, играется много так называемой популярной музыки, в коллективы вместо тубы добавляют бас-гитару, есть широкий спектр электроинструментов, а идя по пути наименьшего сопротивления, можно целую группу инструментов заменить клавишными инструментами, включив лишь нужную кнопку.
В моем отце сочетался дар исполнителя, руководителя и администратора. Его любовь к духовой музыке возникла внезапно и на всю жизнь, когда он еще мальчишкой, увидел идущий по улице духовой оркестр – это был оркестр воспитанников интерната. Время было послевоенное, и для ребенка, семья которого недавно пережила весь ужас депортации (операция «Висла»), это была картина из другого мира. Он много раз рассказывал об этом дне знакомства с музыкой. Музыка вылечила ему душу.
Особенно его впечатлили тогда большой барабан и тромбон. Тогда у него и появилась цель жизни. Я пока еще не встречала человека, с более сильной и цельной натурой, чем у моего отца. Казалось, что все, что он делал в жизни, служило только одному – музыке. Гармоничность восприятия окружения сквозила во всем – в том, как он играл в симфоническом оркестре, как он общался с людьми, как преподавал, как трепетно относился к семье, как творчески и аккуратно делал ремонт квартиры, как занимался физзарядкой по утрам, как здорово играл в шахматы. И то, что он, парень из деревни, прочел в юности «Капитал» Маркса и самостоятельно учил английский и немецкий языки, говорит о его многогранных интересах и постоянном стремлении к самообразованию.
Отец был интересным рассказчиком, с большим чувством юмора, к нему тянулись люди, он никогда ничего не просил у вышестоящего начальства, его уважали и в коллективе, и в руководящих кругах. Трудно перечислить весь объем дополнительной общественной нагрузки, которой он занимался. Был период, когда он был инспектором и директором симфонического оркестра. А.Ф.Гуляницкий в своих воспоминаниях говорит о том, что с 1965 года и в течение сорока лет его с отцом творческие и личные судьбы были тесно связаны.
В период работы Соколика директором симфонического оркестра (1987-1991 годы) прошли трудные, но очень интересные гастроли по городам Урала: Пермь, Свердловск, Курган, Челябинск, Каменец-Уральский.
По приглашению отца в Ялту приезжало много интересных солистов, в том числе и Дмитрий Хворостовский, который находился тогда еще в начале своей звездной дороги.
Есть люди, которые, встречаясь на твоем жизненном пути, играют значительную роль. Таким для многих молодых музыкантов был мой отец, он был внимателен к их профессиональному росту, к их бытовым проблемам, ему до всего было дело.
Василий Соколик был небезразличным человеком. Кроме того, это был человек редкого такта и интеллигентности. Он умел так преподнести на репетиции новое произведение, что это было доступно и понятно всем музыкантам. Дисциплина в коллективе была отличная. Есть вещи, которых можно добиться лишь уважением к себе, как к человеку, и как к музыканту. Василий Соколик хотел делать свою работу хорошо, и он её делал. Он умел решать внутренние конфликты – а где их не бывает? Вся его жизнь – это служение музыке, а музыке нельзя служить из корысти.
Я знаю, что многие музыканты-духовики говорят: «Я играл в оркестре под руководством Василия Соколика» с такой гордостью, как другие говорят: «Я играл с Натаном Рахлиным». Кстати, вспомнился интересный момент. В Ялте есть гора Магаби, где на огромной лужайке собирались все творческие коллективы Ялты на Праздник песни. Участвовали в празднике и симфонический, и духовой оркестры, и хоры.
Праздник собирал огромную массу людей. Натан Григорьевич Рахлин исполнил несколько произведений с симфоническим оркестром, а когда концертную площадку уступили духовому оркестру, то Рахлин, который, как известно, играл на многих оркестровых инструментах, взял у отца баритон, сел на его место и говорит: «Вася, теперь вы дирижируйте, а я поиграю». Когда Рахлин создал и возглавил Казанский симфонический оркестр, он несколько раз звал Василия Соколика в Казань, но отец остался верен Ялте.
Его вклад в развитие жанра духовой музыки был оценен по достоинству — ему было присвоено звание «Заслуженный артист Украины», он неоднократно награждался Почетными грамотами Министерства культуры Украины, Совета министров Крыма, он стал лауреатом Премии Автономной республики Крым за создание программы «Музыка народов Крыма». В 2003 году за значительный вклад в развитие музыкальной культуры города В. И. Соколику присвоено звание «Почетный гражданин города Ялта», а в 2008 году Василия Соколика наградили специальным памятным знаком, выпущенным к 170-летию Ялты, как человека, всю жизнь свою отдавшего служению искусству в родном городе.


- Оксана, а что у вас в рабочей «шкатулочке»? Какие планы на будущее?

Прежде всего, это очередной Международный фестиваль духовой музыки имени Василия Соколика «Фанфары Ялты». Собственно, уже сейчас идет разработка маршрутов оркестров, прибывающих из-за границы, т.к. для прибытия фрахтуют целый самолет, один из оркестров даже намерен привезти с собой мэра своего города. Запланированы концерты с баритоном из Ирландии в Санкт-Петербурге. И много чего еще!
……………………………………………………………….
P.S. От автора

Осенний ялтинский конкурс завершился. А работа по подготовке следующего уже началась Тем более, напомним уже сказанное, на будущий год заявок уже гораздо больше, чем было участников в этом году!
…Мы начали этот рассказ об осеннем ялтинском конкурсе с того, что Ялта встретила гостей дождем, но он не стал помехой. Дождь – это вообще – благословение! Дождь – это в дорогу, это к новым встречам


Рецензии