Профессия должна быть любима это главное!

Владимир Шиш: «Профессия должна быть любима – это главное!»
                Б.Турчинский
               
Владимир Степанович Шиш является одним из ведущих музыкантов среди исполнителей на валторне и высокопрофессиональным, опытным педагогом, достойным последователем отечественных корифеев валторнового жанра. Все накопленные знания и навыки, а также собственные концепции педагогической работы он реализует в своих учениках. За годы преподавательской деятельности он воспитал много прекрасных исполнителей, лауреатов международных и всероссийских конкурсов, которые работают в лучших оркестрах Москвы и России.

Мой давний друг и коллега

Я хочу рассказать об удивительном человеке, который сочетает в себе высокий профессионализм, душевное тепло и самые лучшие человеческие качества, какие только могут быть у настоящего Маэстро с большой буквы. Владимир Шиш – заслуженный артист России, заведующий кафедрой медных духовых инструментов Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных и Государственной классической академии имени Маймонида, преподаватель детской музыкальной школы имени Блажевича.
Вернее, даже и не я расскажу о нем, а он сам расскажет о себе в ответах на вопросы нашего интервью.
С Владимиром Шишом я знаком очень давно, но увидевшись с ним сравнительно недавно, я встретил такого же обаятельного и внимательного друга, которого ни время, ни слава не изменили. Он остался таким же, каким я его помнил многие годы…
В 1972 - 1974 годах Владимир Шиш был солистом оркестра Ростовского театра музыкальной комедии. Затем, вплоть до 1991 года, — он солист и концертмейстер группы валторн симфонического оркестра Ростовской филармонии. Позже – солист и концертмейстер группы валторн симфонического оркестра под управлением В.Б. Дударовой. Следующая ступенька творческого подъема – солист симфонического оркестра «Русская филармония».
Профессор, преподаватель.

Концерты, мастер-классы. Награды и звания

На протяжении 35-ти лет В.С. Шиш является солистом и концертмейстером ряда оркестров, с которыми выступал во многих странах мира, а также в лучших концертных залах Москвы. Его исполнительская деятельность чрезвычайно насыщена.
Кроме работы в оркестрах, Шиш занимается сольным и камерным музицированием. С большим успехом он исполнил «Серенады» Бриттена для валторны и голоса в сопровождении Корейского национального симфонического оркестра в городе Сеуле. Участник Российского «БРАСС-Квинтета» под управлением В.М. Прокопова, с ним он гастролировал в Польше, Испании, Японии и других странах мира.
Свои мастер-классы маэстро проводил во многих городах России (Йошкар-Ола, Сызрань, Минеральные Воды, Коломна), а также в Тбилиси, Сяньмине (Китай), в столице Турции Анкаре. Он постоянный член жюри международных и всероссийских конкурсов.
За активную и плодотворную творческую и педагогическую деятельность Владимир Шиш неоднократно удостаивался наград самого высокого достоинства. Среди них почётная грамота Министерства культуры Российской Федерации, грамота Комитета по культуре города Москвы, диплом ассоциации «Классическое наследие». В 1993 г. ему было присвоено почетное звание заслуженного артиста Российской Федерации.

Наша встреча: задушевный разговор
 
При нашей встрече я задал своему давнему товарищу и коллеге ряд вопросов, ответы на которые были интересны мне и будут небезынтересны, надеюсь, и музыкальной общественности, читателям журнала «Оркестр».

- Володя, возвратимся мысленно к истокам, к началу начал. Насколько я знаю и помню, ты приехал учиться в Житомирское музыкальное училище из других краев. Как получилось, что ты оказался у нас в Житомире?

- Я из небольшого городка Пирятин Полтавской области. Играл в детском духовом оркестре. Мама заметила мою тягу к музыке и говорит: «А давай попробуем в музыкальное училище!» Поехали в Ровно, но по дороге в поезде встретили преподавателя Житомирского музыкального училища Д. И. Цыбенко, который и уговорил поехать учится в Житомир. Там  мне сразу предложили валторну. Наверное, Михаил Семенович Лукашенко, мой будущий педагог, увидел во мне валторниста, поэтому и решил взять к себе в класс. А он был в то время еще и завучем училища. Так что вопрос решился очень быстро и как-то сам собою.

- Кто твои первые авторитеты в музыке? Наверное, преподаватели музыкального училища? Какими они тебе помнятся?

- Борис, я читал в журнале «Оркестр» твой очерк «Мечты сбываются» о нашем общем друге – прекрасном кларнетисте и дирижере из Новосибирска Владике Янковском, ты там всё очень полно и очень правильно написал о наших общих педагогах, которые были для нас всех кумирами, поэтому мне, в общем-то, и нет смысла что-то добавлять, чтобы не было банального повторения.
Много замечательных преподавателей было в нашем училище, они дали мне основательные знания в области музыки, и не только в ней. Но особенно я хочу вспомнить своего главного учителя по специальности, Михаила Семеновича Лукашенко, чья жизнь оборвалась внезапно, когда я был в начале 4-го курса. Выпускник Московского военно-музыкального училища и военно-дирижерского факультета при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, он был в высшей степени интеллигентным и эрудированным человеком, прекрасным дирижером и педагогом. Именно ему я обязан тем, что он привил мне любовь к музыке и к моему инструменту, к валторне в частности.
Живя в Москве, я иногда встречаюсь с друзьями М. С. Лукашенко по суворовскому военно-музыкальному училищу и по военно-дирижерскому факультету. Все они очень тепло о нем отзываются. Я горжусь, что был его учеником.
 
 
- В училищные годы меня очень удивило известие о том, что ты поехал учиться в относительно периферийный Ростовский музыкально-педагогический институт, хотя я уверен – ты легко поступил бы в столичные Киевскую или Московскую консерватории. Что повлияло на такое твое решение?

- Решение поступать в Ростовский музыкально-педагогический институт пришло неожиданно, я бы сказал спонтанно. Несколько ребят из нашего училища поехали туда, тем самым «накатав дорожку». По училищу пошли слухи, что там  хорошо: есть работа для духовиков и т.д. Я дружил с флейтистом с нашего курса Лешей Матвиенко. Вот мы и решили вместе поехать в Ростов.
Я очень многим обязан этому прекрасному городу. Атмосфера в институте была творческая. Заниматься было интересно. На кафедре работали талантливые педагоги, все играющие, что очень важно! Ю.В. Шишкин – зав. кафедрой и одновременно – солист-флейтист симфонического оркестра. И.Л. Артемьев, мой преподаватель, отличный валторнист, прекрасный ансамблист. Владимир Лавриков – отличный кларнетист, также совмещал преподавательскую работу с игрой в симфоническом оркестре, был концертмейстером группы кларнетов. Композитор Л.И. Изральевич, который написал много произведений различной формы для различных духовых инструментов.

Из антологии современной истории музыки
Среди выпускников Ростовского музыкально-педагогического института – лауреаты и дипломанты международных, всесоюзных, всероссийских конкурсов, профессора и доценты, заведующие кафедрами вузов, обладатели почетных званий Российской Федерации, республик бывшего СССР, кандидаты искусствоведения, стипендиаты правительства Российской Федерации, фондов М.Л. Ростроповича и «Русское исполнительское искусство», победители общероссийских конкурсов «Молодые дарования России», «Река талантов», «Новые имена».
Выпускники кафедры работают во многих творческих коллективах, учреждениях и учебных заведениях культуры и искусства Южного Федерального округа, в других регионах России, за рубежом.
Так, А.Э. Арустамян (кларнет) – солист камерного оркестра Барселоны; Г.А. Гречухин (тромбон) – заслуженный артист Белоруссии; А. И. Кротов (ударные инструменты) – профессор академии имени Рахманинова, концертмейстер группы ударных инструментов; А.А. Пивоваров (флейта) – заслуженный артист России, концертмейстер группы флейт Воронежского симфонического оркестра; М.О. Радинский (труба) – доцент, директор детской музыкальной школы; А.А. Рало (ударные инструменты) – кандидат искусствоведения, доцент Астраханской консерватории; А.Г. Решетников (труба) – заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, солист Симфонического оркестра Московской филармонии; И.И. Середенко (труба) – доцент Дальневосточной государственной академии музыки и театра;
Б.В. Синкин (ударные инструменты) – заслуженный деятель искусств России, заведующий музчастью театра имени А.С.Пушкина в Санкт-Петербурге; А.В. Шахбазов (кларнет) – лауреат международного конкурса в Афинах в 2004 году, солист симфонического оркестра города Салоники.
Немало выпускников кафедры работают в оркестрах Германии, Греции, Израиля, Испании, США, Канады, Израиля.

- Мы прервались, Владимир, извини. Но это было необходимо сделать для того, чтобы узнать и понять, в каком замечательном месте тебе довелось учиться и потом трудиться. Продолжай, пожалуйста. 
 
- Очень скоро меня взяли в оркестр музыкальной комедии. А с 1974-го года я начал работать в симфоническом оркестре филармонии, и сразу концертмейстером группы валторн. А было это, когда я учился на 5-м курсе института. Довелось  работать с выдающимися солистами-инструменталистами из всего СССР, дирижеры тоже любили приезжать и выступать с нашим коллективом. Меня заметили в Москве именно во время гастролей нашего оркестра.

А пригласила меня временно поиграть в своем Московском симфоническом  оркестре Вероника Борисовна Дударова. Прекрасный дирижер, чуткий и внимательный человек. Она благоволила молодым исполнителям, и неважно было для нее, из какой они глубинки. Согласись, кроме хорошей игры, иногда нужна и моральная поддержка, и я от нее ее получил.
Дударова помогала мне осваиваться в Москве. Дала возможность заявить о себе в полный голос. Вероника Борисовна была не просто дирижером уникального природного дарования, но и интереснейшей художественной личностью, в которой счастливо совмещался целый ряд исключительно ценных музыкантских, человеческих, артистических качеств, что позволяло ей постигать и трактовать партитуры любой смысловой и стилевой трудности. Я многому у нее научился.


Из антологии современной истории музыки
Один из прославленных дирижеров XX века Вероника Дударова
В музыкальном мире, в большой слушательской массе людей, артистическое имя Вероники Дударовой, народной артистки СССР, лауреата Государственной премии России, академика Международной академии творчества,  широко известно, как у нас в стране, так и в целом ряде зарубежных стран. Человек многогранного дарования и широкой эрудиции, она обладает яркой творческой индивидуальностью, высоким профессиональным мастерством. Вероника Борисовна – постоянно гастролирующий дирижер. Она с огромным успехом совершает поездки в качестве дирижера во многие страны мира. С блеском, с большим резонансом в прессе, она гастролировала в Чехословакии, Польше, Венгрии, Болгарии, Румынии, Югославии, Японии, Иране, Турции, Испании, Швеции, Норвегии, Мексике, Венесуэле, Панаме, Колумбии, Перу, на Кубе.
Музыкальные критики повсеместно отмечают исключительное, чисто женское обаяние, которое придает любому исполняемому произведению редкую чистоту и искренность. Эти качества удивительно органично сочетаются с необычайно мощным и властным волевым посылом, объединяющим многоликий коллектив в единый, подчиненный ей, исполнительский организм.
Музыкальный критик белградской газеты «Политика-экспресс» писал: «Вероника Дударова является тем исключительным, богом данным дирижером, одинаково владеющим силой, смысловым и звуковым содержанием произведения, бескомпромиссным в своих требованиях и упорным в осуществлении своего видения произведения. Она сочетает в своем лице наилучшие черты артиста, музыканта, дирижера и режиссера звуков».
Критик датской газеты отметил: «Дударова, со своей способностью передавать психологические состояния в музыке, сделала голос оркестра почти зримым. Если смотреть на фигуру Дударовой во время дирижирования, напрашивается мысль, что этот замечательный музыкант имеет некоторую балетную подготовку – столько в ее жесте выразительной драматичности, порою мягкости».
    Музыкальный критик Барселоны: «Концерт достиг своего несомненного блеска не только своей выразительностью и напряженностью, но прежде всего потому, что сумел создать тот магический, завораживающий климат, который был символом блестящего исполнения, гармонии и красоты».
Мексиканская газета писала восторженно: «Мы восхищаемся этим необыкновенным дирижером, отличающимся интенсивной, огненной и одновременно интеллигентной интерпретацией музыки. Вероника в совершенстве владеет оркестром и умеет передать каждому оркестранту свои сокровенные замыслы».
Репертуар Вероники Дударовой огромен. Он охватывает практически все стили и направления музыкальной литературы. Она является блестящим интерпретатором, как классической музыки прошлого, так и музыки двадцатого века.
    Еще одной особенностью Вероники Дударовой и ее оркестра является внимание к молодым, непременно талантливым исполнителям - солистам, дирижерам, выступающим в совместных концертах с оркестром. Коллектив оркестра состоит преимущественно из молодых музыкантов, и дирижер не избегает молодых, порой еще неопытных оркестрантов, а, наоборот, дает им подлинную школу оркестровой игры.




Тяжелые для России 90-е годы

- Как тебе, творческому человеку, жилось тогда? Знаю не понаслышке, что ты получал приглашения из многих симфонических оркестров за рубежом, где тебе давали приличный оклад и другие социальные блага. И все-таки ты предпочел остаться в России. Что это? Патриотизм?

- Да уж. Что и говорить. И в ужасном сне не хотел бы вернуться в те годы…
Я уже и в самом деле готовился уезжать поработать за границу, собирал чемоданы в дорогу, когда меня вдруг пригласили на кафедру духовых инструментов института имени Гнесиных. Долго уговаривали. Оклады тогда были мизерные, положение экономическое в стране - не тебе рассказывать.
Убедительней всех был заведующий кафедрой профессор Иван Федорович Пушечников. «Володя, со временем все в стране уладится, история тебе не простит, что ты упустил этот шанс – работать в одном из лучших вузов Союза! - говорил он. – Работать с таким материалом, который к нам поступает, это же такое поле творческой деятельности! Ты потом будешь жалеть…»
Пришел я домой, думал… и к утру решил: будь, что будет, я остаюсь!

- Пушечников «сыграл» на твоем патриотизме! Он верил, что ты патриот! Я знаю, он говорил тебе: служение своей стране в тяжелые времена – это долг настоящего гражданина, а ты именно такой, настоящий во всем! Вот, если бы каждый на своем месте был бы таким же, как ты, и сделал бы то же самое, то давным-давно не было бы никаких кризисов в стране, все цвело бы вокруг! Такой специалист, как ты, в Европе был бы, как говорится, «в золоте» и «в шоколаде». Но ты остался со своей страной делить ее судьбу. И теперь тебе воздалось за это сторицей, ты сделал блестящую карьеру в России. Однако, расскажи, пожалуйста, как тебя встретил музыкальный мир столицы?

- Борис, а что ты надеешься услышать? Если я отвечу, что непросто встретила меня Москва, это будет мало сказано. После Ростова, я бы сказал- камерного города, в смысле музыки,  Москва – это  мегаполис во всем, также и в области музыки. Тысячи  музыкантов, среди которых много высокопрофессиональных мастеров! Не было блюдца с голубой каемочкой! Это точно.

- Перелистывая страницы Интернета, я обнаружил еще один интересный коллектив, в котором тебе приходилось участвовать. «Брасс-квинтет» солистов Большого театра оперы и балета, под управлением В. Прокопова, с которым ты гастролировал в Польше, Испании, Японии и многих других странах мира.

- Очень интересно было в этом коллективе играть. К сожалению, в 2003 году ансамбль прекратил свое существование. Но надо заметить, что его творческая деятельность способствовала поднятию уровня ансамблевого исполнительства в России и дала толчок возникновению многих коллективов подобного направления. В России до сих пор многие ансамбли используют нотный материал из репертуара «Брасс- квинтета Большого театра», а студенты слушают и смотрят наши записи, и на этих записях, я надеюсь, учатся.

- На протяжении многих лет, кроме исполнительской игры ты преподаешь в различных музыкальных учебных заведениях Москвы. Как ты все успеваешь?

- С трудом, но успеваю. Мне все это интересно. С удовольствием работаю и с ансамблями валторн. Иногда бывает, что в тот же день работаю с детьми в музыкальной школе, где соответственный репертуар, а затем мчусь в академию, где меня ждут произведения совсем другого уровня. График моего дня очень загружен. К тому же я стараюсь всегда быть в  исполнительской форме. Считаю обязательным уметь преподавателю проиллюстрировать ученику исполняемое им произведение на уровне, неважно какой оно сложности. Времени свободного почти нет. Хотя люблю свою дачу, люблю покопаться в земле, построил там многое  своими руками. Люблю строить.

- Володя, я хочу немного осветить твою концертную деятельность, как солиста-инструменталиста. Не секрет, что многие российские композиторы доверяли тебе первое исполнение своих произведений, написанных для валторны.

- Я уже говорил, что стараюсь быть в игровой форме. Выступаю с сольными произведениями для валторны и фортепиано в ЦДРИ, в Большом театре, в зале имени Чайковского, в Музыкальной гостиной Дома Шуваловых, в Большом зале Российской академии музыки имени Гнесиных, выступаю с симфоническим оркестром Ростовской филармонии, с симфоническим оркестром Кисловодской филармонии, с симфоническим оркестром «Русская филармония» под управлением А.А. Ведерникова, с оркестром Министерства обороны (концерт Р.Глиера, дирижер Владимир Лебусов). Горжусь, что организовал почти ежегодные концерты, посвященные памяти выдающегося валторниста и педагога Бориса Афанасьева.
 
ИНТЕРЕСНЫЙ ШТРИХ К ПОРТРЕТУ  Я спросил у Володи, на каком инструменте он играет. Конечно, валторна фирменная. А вот мундштук? Его ответ меня потряс. Владимир  достает из кармана старенький мундштучок и говорит: «Это мундштук мастера Федора Степановича Федыка из Житомира, который я купил у него в конце 60 х годов, и мундштуку этому нет равных, даже среди самых, как сейчас говорят, «навороченных»».
Мундштуки Федыка – это была чисто ручная работа. Не обладая большими токарными знаниями, Федык обладал отличной интуицией, как должен быть  скроен мундштук, внутренне и внешне. Работал он в основном обычным шабером (трехгранный бархатный напильник). Большую помощь в изготовлении мундштуков ему оказывал его коллега по цеху и хороший трубач Леонид Сталинский, который на месте мог проверить звучание мундштука и оценить его достоинства.

В.Ш.: - Конечно, я помнил этого мастера, который искусно изготавливал мундштуки, и они стояли в инструментах многих, в том числе очень хороших  музыкантов: валторнистов, трубачей и тромбонистов. Приезжали заказывать из многих городов Украины, Белоруссии, России. Этот человек делал большое дело, и я рад, что мы его можем вспомнить и выразить ему благодарность за его мастерство, пусть даже через много-много лет.

Вот, что еще я прочел об этом эпизоде в Интернете.
«У Владимира Степановича имеются даже именные мундштуки «Shish»! История их создания случайна: ещё в Житомирском музыкальном училище для 15-летнего Володи мастер сделал мундштук по особой технологии, который служит ему до сих пор. Позже, когда Владимир Степанович уже начал преподавать, он давал ученикам поиграть на своём мундштуке, а они изъявляли желание иметь такой же. Тогда Владимир Степанович заказал своему другу-мастеру в Москве несколько мундштуков для учеников, которым не подходили фирменные мундштуки, и его друг выгравировал фамилию Владимира Степановича на них. Так имя «Шиш» превратилось в лейбл. А эти мундштуки работы мастера, и, правда, заключают в себе нечто такое, о чем молодой Шиш и не догадывался: они совмещают в себе части из мундштуков разных фирм и серебряное кольцо на полях мундштука».
(В. Неваляная. Информационный портал «Мир вокруг нас», сентябрь 2012 г.).
 
 Ученики Владимира Степановича играют в лучших коллективах нашей страны. Среди них: В. Демидов - концермейстер группы валторн симфонического оркестра под управлением П. Когана;  Д. Никитин -солист симфонического оркестра под управлением В. Федосеева; А.  Раев, А. Рынзин, А.Арзуманов  – солисты оркестра Большого театра и другие.

- Володя, за  годы педагогической деятельности ты воспитал целую плеяду прекрасных исполнителей и педагогов, среди которых лауреаты международных конкурсов, солисты лучших оркестров России.

- Да, Борис, но это не только индивидуальная педагогическая  работа. Я постоянно провожу мастер-классы во многих городах, оказываю большую методическую помощь творческим коллективам средних специальных учебных заведений. Неоднократно участвовал в международных и всероссийских конкурсах в качестве члена жюри (Тбилиси), в отборочном туре конкурса «Концертино»  (Прага), в открытом Международном конкурсе «Учитель и ученик».

Из материалов Интернета
«Работает Владимир Степанович Шиш по своей собственной методической системе, по его словам, - близкой европейской. Его преподавательская позиция звучит так: «Из десяти учеников, восемь должны быть играющими, хорошими профессионалами, и только два могут быть лодырями». Как тонкий психолог, Владимир Степанович даёт своим ученикам ощущение творческой свободы, но при этом всегда чутко следит за процессом становления молодого исполнителя, прислушивается к интересам и стремлениям студентов…».
«…Он старается заинтересовать и объяснить студенту не технические трудности, а музыкальный образ и форму произведения. А главным для себя считает воспитать грамотного музыканта, понимающего смысл исполняемой им музыки. Шиш твёрдо уверен: «копирование, «передирание» чужого исполнения – это непонимание. Нужно раскрыть, поискать и понять, почему композитор написал именно такую тему и сделать так, чтобы она зазвучала, потому что нет плохих композиторов, но есть плохие исполнители…выучить – это несложно, это может любой, а вот понять замысел произведения и передать его – это дано не каждому».

- В прошлом году у тебя состоялся юбилейный концерт, о котором мне рассказали: это было на таком уровне, что трудно передать словами!

- Начиналось выступление с «гимна валторнистов» – второй частью пятой симфонии П.Чайковского. В концертной программе участвовали студенты класса из разных учебных заведений. Были представлены как сольные, так и ансамблевые номера – октет валторн. Самому младшему участнику, Саше Труфанову, было всего 13 лет. Он лауреат (Гран-при) Второго конкурса юных исполнителей на духовых инструментах имени В.М. Блажевича. Старшее поколение учеников было представлено артистами оркестра Большого театра.

- Поздравляю с еще одним званием, которым тебя наградили: заслуженный деятель московского музыкального общества! Мне из  Москвы друзья переслали послание, которое тебе было зачитано на юбилейном концерте, состоявшемся в Большом зале колледжа имени Гнесиных. И я не могу его не поместить в своем очерке:

«Уважаемый Владимир Степанович!
Вы великолепный музыкант и педагог, настоящий профессионал своего дела, Ваш творческий и педагогический путь необычайно ярок и неповторим!
Говоря о Вашем исполнительском мастерстве, хотелось бы особо отметить, что   Вас знают во всех уголках нашей страны и за рубежом как прекрасного оркестранта и сольного исполнителя. Популяризуя валторну, Вы проводите множество сольных концертов и мастер-классов. И всегда, слушая «золотой ход валторны», мы вспоминаем о Вас, ведь Вы и валторна неразделимы!
       Мы ценим, что Вы многие годы работаете в Колледже имени Гнесиных  на отделении «Духовые и ударные инструменты», и передаете свой богатый опыт молодежи, открывая ей волшебный мир искусства и музыки. У Вас множество учеников, которые  показывают прекрасные результаты, поступают в престижные высшие музыкальные учебные заведения страны, многие из них играют в лучших оркестрах России и за рубежом.
Дорогой Владимир Степанович! В этот торжественный день от всего сердца поздравляем Вас с юбилеем, желаем творческого долголетия и покорения новых вершин!»
 
  - Володя, наше интервью подошло к концу. Спасибо тебе за исчерпывающие ответы, которые помогли нам лучше узнать тебя, раскрыли некоторые «секреты» твоего мастерства. Что бы ты на прощание пожелал читателям научно-популярного журнала «Оркестр»?

- Дорогие мои коллеги! Неважно, какого вы возраста: только ли вы начинаете свою жизнь в искусстве или уже прошли значительные вехи нелегкого пути нашей профессии, для музыканта это не имеет значения. Главное – будьте всегда терпеливы и настойчивы! Помните, что путь к мастерству лежит через упорный труд и через любовь к этому труду!


Рецензии