По Красной площади с оркестром!

Оркестр  Армии   Обороны  Израиля



Чем отличается оркестр Армии обороны Израиля от десятков и сотен аналогичных оркестров других армий мира? Главным образом тем, что, это, пожалуй, один из немногих музыкальных военных коллективов, если даже не сказать – единственный, где все оркестранты – солдаты срочной службы.

Как-то побывал в гостях в Тель-Авиве оркестр болгарской армии. По залу прошлись колонной, исполняя свои национальные марши, стройно шагая, поднялись на сцену солидные мужчины в яркой форме.
Солидные мужчины! Вот именно! Обратим внимание на этот ключевой момент. И на знаменитом московском международном фестивале военных духовых оркестров «Спасская башня» (2009г.) стоило присмотреться: тоже практически все военные оркестры – России, Германии, Италии, Франции и других стран состоят из музыкантов лет тридцати-пятидесяти.
Далеко за примером того, что в военных оркестрах служат сверхсрочники, а вернее, даже и не служат, а работают по контракту, не надо ходить. Взять хотя бы структуру российских военных оркестров. В ведущих военных оркестрах РФ, таких как оркестр Министерства Обороны Российской Федерации, каждый исполнитель, тщательно отобранный и хорошо подготовленный, может быть солистом любого симфонического или оперного оркестра. Но эти музыканты  служат в оркестре всю жизнь. (Вернее 25 лет) Это их работа, и за нее они получают зарплату.




                А ЧТО У НАС?!



Наши же мальчики и девочки приходят в армию, будучи призванными военкоматами, на свои положенные 2-3 года (мальчики – три, девочки - два).
В Москве это всех немало удивило. Всех и везде удивляет, что израильский военный оркестр на все сто процентов состоит из срочников. Каждый год происходит в оркестре ротация. Чуть ли не половину оркестра надо менять. Каждый год, а то и полгода, главному дирижеру приходится многое с начала начинать. В этом уникальность оркестра: он всегда в обновленном виде, в нем нет ничего застоявшегося и закостенелого.
Быстро пролетают годы срочной службы, и затем, как в песне поется: «Уносить свои гитары им придется все равно».
. Его оркестранты умеют играть абсолютно все – от маршей до рока. Они разноплановые молодые солдаты-виртуозы. И это ж, сколько талантов тут проходит за каждые полгода-год! О чем это говорит? Военный оркестр Израиля, единственный военный оркестр в стране, он же – правительственный церемониальный, - вместилище и кузница необыкновенных талантов!




    
СВЯТАЯ   СВЯТЫХ

А кстати, где хранятся инструменты музыкантов оркестра Армии обороны Израиля? Там же, где и оружие любого израильского солдата – не в пирамиде. Не в арсенале, не на складе – при себе. С инструментами солдаты приезжают на службу, с инструментами уезжают. «…как солдату ружье, мне доверена песня – оружье мое…»
Вообще-то, если быть совсем уж точными, то святая святых оркестра – это кабинет главного дирижера. Здесь начинается, рождается, все то, с чем выходит оркестр затем на церемонии государственного уровня, с чем вышел он на главную площадь России, будучи приглашенным на всемирный военный музыкальный фестиваль.
Скромная простая комната. То, что называется в Израиле «мисрадик». С этой старомодной крашеной раздражающей примитивной железной двери. И о своей деятельности в этой комнате подполковник  Михаил Яаран говорит так же просто: «Прихожу утром на работу, как все. Как все отмечаю электронной карточкой свой приход… И жду в этих стенах окончания рабочего дня».
Он лукавит и шутит. Вы видели в московских новостях сюжет, показанный потом по всем каналам – с каким успехом выступал оркестр Армии обороны Израиля в Москве на Красной площади в ходе фестиваля "Спасская башня-2009". Этот успех, распространившийся по всей самой большой, самой заметной и действительно «красной» площади России, а с нее – по телеканалам на весь мир, начинался он здесь, в этом тесноватом мисрадике, где в израильскую жару другая крайность – невыносимо дует от кондиционера.
Он, этот успех всемирного масштаба, рождался и ковался именно здесь во дворе, на крошечном плацу, условно ставшем на время «Красной площадью». Здесь будущий успех был задуман, в деталях просчитан, до мелочей расписан и до совершенства отрепетирован именно этим шутливым человеком государственного, а вернее межгосударственного масштаба и уровня в рамках его "обычного", как он говорит, рабочего дня главного дирижера, что с восьми и до пяти.


                БЕССАРАБИЯ.— ОДЕССА—ИЗРАИЛЬ



По  рождению и природной сущности своей  он, как сам о себе говорит, простой  местечковый еврей из Бессарабии, игравший военные марши во время  срочной службы в Одессе. Но наберите в youtube «Оркестр Армии обороны Израиля», например, вот: http://www.youtube.com/watch?v=X0ChWsmC-nQ&NR=1
и вы увидите, как  этот местечковый еврей в прямом смысле слова четко «построил» и  расчертил российскую Красную площадь.
В простой комнате  этой, где рождаются идеи дирижера, хранятся бесценные вещи. Многочисленные диски музыки, в том числе – все гимны всех стран, ведь оркестр государственный, церемониальный. Хороший музыкальный центр с великолепным звуком, чтобы их прослушивать.

      Все здесь держится на его инициативах, идеях и воплощениях. На любой  из вопросов: кто вам, ребята, это  поставил? кто задумал? кто это  с вами отрепетировал? кто занимается с вами – не только музыкальной, но и строевой подготовкой? – молодые солдаты непременно и с удивлением ответят: «Ну, как кто? Конечно, он, главный дирижер, подполковник Яаран!»

        ТА САМАЯ  ШАРНИТОНИТ

               
Обычно 60 человек в оркестре. И мальчиков, и девочек примерно поровну.
Как происходит отбор? Происходит он просто. Каждый из претендентов служить здесь заходит в мисрад главного дирижера, не без опаски заходит, и убеждает главного, что достоин, быть членом коллектива. Вот и все. Убеждает не словами, конечно, и не размахивание руками, а силой своего музыкального таланта. Т.е. безупречным владением своим музыкальным инструментом.
Слушают ребят многие. Но решающее слово за главным дирижером. И потом все, что мы увидим в сюжетах теленовостей об официальных встречах глав государств и правительств, на парадах и концертах, все, что понравится и не понравится – за все это ему спасибо и спрос тоже с него.
По внешнему виду, за красивые глаза, тут не отбирают.
. Хотя, так получилось, что на «Спасской башне» в Москве строй возглавляла девочка-шарнитонит (так называется на иврите, тамбурмажор) такая красивая, что ее все время старались поближе заснять все телевизионщики. К слову, она уже закончила службу…
.
Если исполнительница будет прекрасно выглядеть, но плохо играть, то, друзья, как ни садитесь, вы в музыканты не годитесь! Обратите внимание, если будете смотреть выступление оркестра в youtube: музыканты очень разного роста, есть одна девочка просто крошечная, но как она играет! И оркестр построен на плацу так, что разницы в росте почти и незаметно. Да и не на это обращает внимание зритель и слушатель, он увлечен музыкой.
Главное тут качество кадров.



Как со скрипкой – ……………

Из анекдота с бородой. Бабушка увидела на площадке троллейбуса молодого человека с портативным магнитофоном и говорит подружке: «Смотри, Петровна: как со скрипкой, так и еврей!
И что, много гражданской израильской молодежи приходит в этот кабинет каждый год «со скрипками», чтобы доказать главному дирижеру, что каждый из этих молодых людей достоин служить в оркестре Армии обороны Израиля?
Довольно много, рассказывает Михаил, Скажем так, хватает. Если бы не хватало, этот оркестр с постоянно обновляющимся составом просто не существовал бы. Но он существует. Уже целых 63 года! С 1948-го. Государственный церемониальный – ровесник государства.
Никакой протекции для поступления в оркестр нет и быть не может. Только талант и качество исполнения. Кстати, если в вашем доме поселился замечательный сосед, который без конца играет гаммы на кларнете и трубе, и он к тому же призывного возраста. Причем, если даже соседствует он с вами не в Израиле, а в любой другой стране, но имеет право на репатриацию в Израиль согласно закону 1950 год «О возвращении», собирается делать алию и, соответственно, будет здесь призван в армию, передайте ему, что он может опробоваться у дирижера  Михаила Яарана. Если понравится и подойдет, его возьмут служить в оркестр.
А вот интересно, с какими инструментами приходят больше всего пробоваться ребята? Наверное, много исполнителей на ударных? Это и модно в эпоху рока, и ударные в фаворе – потому, что ритм жизни такой сумасшедший сейчас, так и бьет по мозгам, так и колотит.
Ударников действительно хватает. Но владеет современная израильская музыкальная молодежь самыми разными инструментами.
- Вот, когда я приехал в Израиль около сорока лет назад, такого не было. Музыкальная культура, да и вообще культура в стране, были уровнем гораздо ниже, - рассказывает Михаэль Яаран.
Вопреки расхожему мнению, будто в каждой еврейской семье родители мечтают, чтобы подросшее чадо освоило скрипку или кларнет и непременно сыграло берущий за душу «Плач Израиля», еще каких-нибудь несколько десятилетий назад обучение музыке в израильской семье не было столь распространенным, как сейчас. Что причиной возросшей тяги к музыке, к культуре и искусству теперь у нас в Израиле? Приезд русской алии, едва ли ни каждый второй представитель которой сходил с трапа самолета с кошкой под мышкой и с горбатым футляром инструмента в руке? Или неуклонное возрастание общего уровня культуры в Израиле, связано просто с развитием страны, с тем, что государство идет вперед, если и не семимильным, то весьма широким шагом?
Трудно сказать… Может быть, и то, и это сыграло свою роль в том, что в Израиле много музыкальной молодежи. Определенно: страна развивается и становится культурнее во всем.


…………………………………………………………………………………………….


А можно ли сказать, что именно те, кого принято называть русскими, со своим еще тем образованием «тянут» оркестр?
Однозначно – нет! Явных «русских» на сегодняшний день в оркестре трое. У других, в разговорах выясняется, – бабушка была из России или с Украины, дедушка… Но нет, нельзя сказать, что русские «спасают» весь оркестр, рассказывает главный дирижер.
- Приходят много барабанщиков. Берем одного. Кларнетистов много, с ними, как правило, нет проблемы, я и сам кларнетист. На тубу – меньше. Хорошего тубиста не хватает частенько.


Рецензии