И все-таки марши!

“И все-таки марши!”
Всеукраинский конкурс молодых исполнителей на духовых инструментах им. Вячеслава Старченко
                Б.Турчинский

Всеукраинский конкурс молодых исполнителей на духовых инструментах им. имени Вячеслава Старченко
Ровно  (Ривне – по-украински) вряд ли сможет конкурировать с подавляющим большинством областных центров республики. И численность населения небольшая, и промышленность отстает по сравнению с такими центрами современной индустрии, как, скажем, Харьков, Днепропетровск, Запорожье, Одесса и Киев. И многоэтажные новостройки здесь можно пересчитать по пальцам одной руки. Глухая провинция? Отнюдь нет!
Почти два десятка высших учебных заведений – самый крупный и престижный из них Ровенский государственный гуманитарный университет – позволили по праву назвать этот областной центр “студенческим городом”. А в области культурной жизни – в частности, музыкальной, – город уверенно дает солидную фору многим другим региональным столицам Украины. Яркое подтверждение тому – перечень культурно-массовых мероприятий, проводимых областной администрацией.
Среди них такие масштабные проекты, как художественно-песенный фестиваль “Рождественские песнопения“, международный фестиваль органной музыки “Мир удивительный органа“, международный молодежный фестиваль “Синдикационное музицирование“, международный фестиваль-конкурс детских и молодежных хоровых коллективов “Весенние колокольчики“, международный фестиваль духовой музыки “Сурмы“ («Трубы»), международный студенческий фестиваль “Я и гитара“, международный конкурс молодых исполнителей “Шоу – “Западный регион“…

Особое место в этой палитре, демонстрирующей творческие достижения музыкантов, певцов, танцоров Ровенщины и других регионов республики Украины, занимает Всеукраинский конкурс молодых исполнителей на духовых и ударных инструментах имени Вячеслава Старченко. В апреле нынешнего года он будет проводиться в пятый раз и станет, по уверениям организаторов, международным.
Вячеслав Николаевич Старченко… Всего лишь 47 лет жизни отвела ему судьба. Но все эти годы он отдал своей любви – музыке. Уже в юности на Житомирщине, где жила семья, обучился игре на балалайке, гитаре и гармошке. Пятнадцатилетним пареньком, увлекшись баритоном, на областной школьной олимпиаде исполнил соло – романс Глинки “Не искушай меня без нужды“ в сопровождении духового оркестра. Выступление юноши настолько поразило члена жюри, заведующего отделом духовых и ударных инструментов Житомирского музыкального училища Ю.А. Древецкого, что он тут же предложил Старченко поступать “учиться музыке всерьез“. А в последний день своей жизни в 1989 году он должен был начать цикл лекций-концертов “А все-таки марши“. Увы, не успел…
Между этими событиями вместились годы, месяцы, дни и часы, заполненные учебой, работой в оркестрах, преподаванием, воспитанием молодой смены музыкантов – творчеством.
В Житомирском училище на втором курсе юноша перешел на тромбон в класс известного на Украине педагога Г.З. Ройтфарба, который дал путевку в искусство многим замечательным исполнителям. Потом – служба а армии, в составе штабного оркестра Забайкальского военного округа – там он прошел отличную профессиональную подготовку как солист-тромбонист. С 1967 года новая ступень в овладении мастерством: Вячеслав поступил в Одесскую государственную консерваторию имени Неждановой, где продолжил совершенствование в классе В.Ф. Калюжного (тромбон) и овладевал искусством дирижирования под руководством профессора В.П. Базилевича. Старченко был в числе самых даровитых, лучших учеников у этих педагогов. Будучи студентом, он работал артистом симфонического оркестра Одесской областной филармонии. А дирижерскую практику проходил в оркестре местного музучилища. Дипломной работой его стало дирижирование этим коллективом: исполнялась Пятая симфония Бетховена, с которой выпускник, по отзывам специалистов, блестяще справился.
В 1971-м, получив диплом с отличием, В. Старченко получил распределение на должность преподавателя кафедры духовых и ударных инструментов в только что открывшийся Ровенский филиал Киевского института культуры. Уже через год Вячеслав Николаевич возглавил эту кафедру, а потом и руководил ею в течение пятнадцати лет. По сути, ему пришлось формировать коллектив педагогов, заниматься набором студентов, приобретением инструментов и оборудованием аудиторий. Титаническая работа, если учесть, что одновременно он разрабатывал методические пособия для студентов, организовывал и проводил методические конференции, лекции и диспуты по вопросам основ дирижирования духовыми оркестрами, создал при кафедре два оркестра, сам выступал с различными коллективами, и при этом он шел непроторенными путями.
В 1973 году во время концерта – отчета творческих коллективов Ровенщины в Киеве, во Дворце культуры “Украина“, – духовой оркестр кафедры под руководством дирижера В.Н. Старченко исполнил увертюру к опере Дж. Россини “Севильский цирюльник“. Вот что вспоминает об этом Б.  Столярчук, ныне профессор кафедры музыкального фольклора Института искусств Ровенского государственного гуманитарного университета, а тогда контрабасист оркестра: “Он не просто дирижировал, он вел оркестр за собой, жил музыкой эпохи Россини и, вместе с тем, оттачивал, филигранил каждую группу инструментов, максимально приближая звучание духового оркестра к симфоническому. Он добивался более мягкого звучания за счет деревянных инструментов и даже контрабасов“. А годом спустя – новый успех Старченко и его коллектива при выступлении на Украинском телевидении. Талантливый дирижер продемонстрировал слушателям, к какому результату привел поиск новых выразительных средств – ему удалось объединить могучую звонкость духового оркестра с мелодичной мягкостью и нежностью симфонического. Это проявилось при исполнении увертюры “1812 год“ П. Чайковского и первой части Второго концерта для фортепиано с оркестром С. Рахманинова…
В творческой биографии В.Н. Старченко значатся и 15 марш-парадов духовых оркестров под его руководством в Ровно и других городах области, и 30 выступлений его коллектива во время демонстраций трудящихся, и участие в телетурнире “Солнечные кларнеты“, и запись грампластинки, и гастроли по Украине. Но самая главная его забота – воспитание в стенах учебного заведения высококлассных мастеров. Многие студенты, получив у своего педагога уроки – профессиональные, житейские и нравственные, – стали известными исполнителями, дирижерами и учеными. Среди них: Н.Н.Гудич – солист оркестра МВД в Киеве, И. Гресько – валторнист симфонического оркестра Львовского театра оперы и балета, З. Крет – дирижер Ровненского музыкально-драматического театра, заслуженный артист Украины, Л. Ткачук – директор Тульчинского училища культуры, В. Грабовский – старший преподаватель Житомирского училища культуры, дирижер оркестра, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой духовых и ударных инструментов РГГУ С. Цюлюпа, заместитель директора Института искусств РГГУ Р. Дзвинка, сотрудник кафедры Н. Терлецкий – с 1989 года главный дирижер духового оркестра, созданного В. Старченко, Д. Глеба – доцент Ужгородского национального университета, преподаватель музыкальной школы Ивано-Франковска – В. Уницкий. Впрочем, всех учеников Вячеслава Николаевича трудно перечислить.
И поэтому в 1982 году Вячеславу Старченко было присвоено почетное звание заслуженного работника культуры Украины. Нельзя не сказать и еще об одном воспитаннике Вячеслава Николаевича – его сыне Андрее. От отца он унаследовал любовь к музыке, целеустремленность и твердость характера. В свое время, закончив в Ровно музыкальную школу №1 по классу кларнета Б. Кальмука, Ровенское музыкальное училище в классе Е. Самусенко, Одесскую консерваторию в классе профессора К. Мюльберга, Андрей поступил во Фрайбургскую академию музыки в Германии. Четыре года спустя, он там же закончил аспирантуру сольного исполнительства. Будучи студентом, завоевал звание лауреата Международного конкурса в Хмельницком (1993 г.), дважды становился лауреатом Премии Европейского парламента: во французском Страсбурге (1999 г.) и в швейцарском Базеле (2000 г.). Андрей часто приезжает в Ровно, чтобы выступить в концертах перед официальным открытием очередного конкурса имени его отца и участвовать в работе жюри.
Хочется сказать хотя бы пару слов о верной помощнице Вячеслава Николаевича на протяжении всей его жизни – жене Анне Андреевне, которая как никто другой, понимала своего мужа, и те высокие планки в жизни, которые он ставил. Её всегдашняя моральная поддержка и любовь были так нужны ему. Познакомились супруги в Одессе: учились там в одно время, правда, в разных ВУЗах. Окончив учёбу, вместе поехали работать по распределению в Ровно. Анна Андреевна так же, как и муж, работала в институте культуры.
Инициаторами проведения конкурса имени В. Старченко стали сотрудники кафедры духовых и ударных инструментов Института искусств Государственного гуманитарного университета. Здесь долго размышляли, как лучше увековечить память ведущего музыканта современности Ровенщины, блестящего дирижера, педагога и научного работника. В том, что творческое соревнование молодых исполнителей позволит выявить и поддержать все новые и новые таланты, будет способствовать популяризации лучших образцов украинской и зарубежной музыкальной классики, произведений современных композиторов – именно это ставил во главу своей работы Вячеслав Николаевич, не сомневался никто в Институте искусств и в руководстве РГГУ.
 Но ведь этим не ограничивалась сфера деятельности бывшего заведующего кафедрой. Обсудив возможности, добившись поддержки своей инициативы у ректора университета, заслуженного деятеля науки и техники Украины, профессора Р. Постоловсого, авторы идеи конкурса решили превратить его в своеобразный учебный центр, а для этого в рамках состязания музыкантов проводить мастер-классы известных исполнителей, А также конференции по обмену научно-методическим опытом обучения мастерству игры на духовых и ударных инструментах, презентации новинок литературы на подобные темы. Все в немалой степени способствовало бы развитию и росту престижа украинской инструментальной школы на международной арене. И что же?
Вот для примера последний, Четвертый, конкурс, состоявшийся 16 – 19 апреля 2008 года. Мастер-классы провели кандидат искусствоведения, профессор, зав.кафедрой деревянных духовых инструментов Национальной музыкальной академии Украины имени Чайковского, солист симфонического оркестра Национальной оперы имени Шевченко, кларнетист Р. Вовк, доцент Национальной музыкальной академии, заслуженный артист Украины, солист симфонического оркестра Национальной оперы Ю. Василевич, лауреат премий европейского парламента, кларнетист Андрей Старченко.    Огромный интерес вызвали презентации учебного пособия - “Основы теории и методики духового музыкально-исполнительского мастерства“ народного артиста Украины, доктора искусствоведения, члена-корреспондента Академии художеств, профессора Национальной музыкальной академии В. Апатского, пособие “Инструментовка для духового оркестра“ сотрудников Института искусств РГГУ С. Цюлюпы, Н. Терлецкого и Д. Полеха, монография “Дирижерско-оркестровое образование: теория, методика, практика“ кандидата педагогических наук, сотрудника Института искусств РГГУ Я. Сверлюка. Нотное издание “Пьесы для ансамблей саксофонов“ уже упоминавшегося Ю. Василевича. А третья Всеукраинская научно-практическая конференция “История становления и перспективы развития духовой музыки в контексте национальной культуры Украины“ собрала полный зал Ученого совета Института искусств.
Подчеркнем: начиная еще с подготовки Первого конкурса, организаторам удалось создать прочную базу для своего детища. Привлекли к решению различных проблем ответственных чиновников из Киева (например, заместителя министра образования и науки Украины В. Шинкарука) и Ровно (в том числе, начальников многих управлений областной госадминистрации), нашли и спонсоров, особенно много сделал генеральный директор сети магазинов “Маркет-мебель“ М. Мочарный.
В 2005 году Первый конкурс имени В. Старченко собрал в Ровно 160 исполнителей из 20 областей Украины. Год спустя количество участников достигло почти 400 человек. Во многом этому способствовали условия творческого соревнования: главные призы разыгрывали по отдельным инструментам – трубы, валторны, саксофоны, флейты, баритоны, фаготы и кларнеты. Причем в каждом виде программы были образованы группы: младшая – для ребят из музыкальных школ, старшая – для учащихся музучилищ и училищ культуры. Кроме того, к конкурсу допускались и ансамбли. Кстати, в 2006-м это состязание сделало первый шаг к тому, чтобы превратиться в международное – в нем участвовали молодые музыканты из Германии, Франции, Китая, Кореи, Греции, Грузии, Беларуси и Узбекистана. Всего за четыре года на концертных площадках Ровно выступили более 700 юных талантов, представлявших почти 120 учебных заведений Украины и зарубежья.
… Апрель 2009 года порадует любителей духовой музыки новыми открытиями талантливой молодежи на Пятом конкурсе духовых и ударных инструментов имени В. Старченко.


Рецензии