Сколько себя помню, столько лет в музыке

Иван Оленчик:
                «Сколько себя помню, столько лет в музыке»
                Борис Турчинский
 
     Иван Фёдорович Оленчик. Выдающийся российский кларнетист и педагог, заслуженный артист РСФСР, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных.
Родился в 1952 году в селе Касперовцы Тернопольской области. Игре на кларнете учился в Тернопольском музыкальном училище (класс Г.С. Гевояна, окончил в 1971), в Одесской консерватории (класс К.Э.Мюльберга, окончил в 1976 году), затем совершенствовался в аспирантуре Музыкально-педагогического института имени Гнесиных у профессора И. П.Мозговенко.
Оленчик – лауреат Республиканского (Киев, 1976), Всесоюзного (Минск, 1979) и Международного («Пражская весна», 1981) конкурсов.
 Указом президента РФ № 1429 от 11 декабря 2009 года Оленчик Иван Федорович, награжден орденом "За заслуги перед отечеством" 2-ой степени.
 Карьеру оркестрового музыканта Иван Федорович Оленчик начал в 1973 году в симфоническом оркестре Одесской филармонии. Затем, с 1976 года – служба в рядах Cоветской армии, в оркестре штаба Одесского военного округа.
С 1978 года по 1984-й концертмейстер группы кларнетов Первого отдельного показательного оркестра министерства обороны СССР.
 С 1986 по 2002 солист Госоркестра СССР под управлением Е.Светланова.
             2003-2011гг. - солист Московского государственного академического симфонического оркестра (дирижер П.Коган).
И.Ф.Оленчик выступает также как сольный исполнитель: в его репертуаре большое количество произведений различной формы и содержания для кларнета, а также посвящённые ему сочинения современных авторов – Романа Леденёва, Шалвы Давидова, Вадима Кулёва, Георгия Сальникова. В радиофонде России хранятся и часто звучат в эфире записи, сделанные кларнетистом с оркестром и с фортепиано.
С 2002 года Иван Оленчик преподаёт в Российской академии музыки имени Гнесиных, а также в специальной музыкальной школе имени Гнесиных. Ему принадлежит ряд учебных и концертных сочинений для кларнета, блок-флейты, множество переложений и обработок народных песен.
                По стопам отца
 - Иван, как начинался твой путь в музыке? Наверняка в твоем родном селе, как и во многих селах тогда, был духовой оркестр, где играли такие же мальчишки, как и ты. И это тебя заинтересовало, так? А твои родители имели отношение к музыке?
 
- Сколько себя помню, столько лет я в музыке. Отец был уникальным, очень  одаренным музыкантом, который всю свою короткую, но яркую жизнь посвятил духовой музыке. Он умер в 53 года. Многие музыканты его помнят: Федор Васильевич Оленчик.
Возвратившись с войны, он начал создавать в разных селах Тернопольщины духовые оркестры. Это была его страсть. По моим воспоминаниям, их было восемь, этих оркестров. Так что не просто сельский оркестр был в моем детстве, как ты, Борис, правильно угадал, а были оркестры, созданные и руководимые близким и дорогим мне человеком – моим отцом!
А время то было неспокойное, только-только шло становление советской государственности на территории Западной Украины. Отец был беспартийный, однако где нужен был прежде всего духовой оркестр? – Правильно: на собраниях, на митингах, демонстрациях, в общем, на праздничных мероприятиях. И в первую очередь надо было разучивать с оркестром Гимн СССР, Интернационал и т.д.
Как он остался жив, одному Богу известно, это до сих пор для меня загадка.
Но, во всяком случае, музыкой он зарабатывал, и это спасало нашу семью от голода. Отец знал великолепно гармонию, инструментовку и умел играть на всех духовых инструментах в достаточной степени, чтобы обучать молодежь. Больше всего он любил кларнет и играл на нем довольно прилично, во всяком случае, мне тогда так казалось.
Мне этот инструмент достался по наследству, и на нeм я делал свои первые шаги в музыке. Кроме кларнета, я брал уроки на скрипке. И на этом инструменте мой отец играл довольно прилично.
Мама, Стефания Антоновна, не была музыкантом, но очень хорошо пела и обладала отличными музыкальными данными. Старший брат Ярослав окончил Харьковский институт искусств и был превосходным теоретиком.
Моими первыми учителями музыки были четыре человека, о которых я с благодарностью хочу вспомнить. Мой отец, Сохацкий Эротей Григорьевич, Гель Валерий Павлович и мой старший брат.
 
- Расскажи о Тернопольском музыкальном училище, каким оно тебе запомнилось? Кем был твой учитель по специальности, кто были преподаватели других дисциплин, с кем ты дружил? Директор Тернопольского училища, я даже помню, приезжал в Одесскую консерваторию послушать игру своих выпускников. Кажется, это было в 1978 году.
 
- Да, Борис, ты не ошибся. Это был Е.П.Давыдов. В Тернопольское музыкальное училище имени С.А.Крушельницкой я поступил без особых трудностей. Возможно, сыграло то обстоятельство, что за год до этого училище окончил мой брат и зарекомендовал себя он в учебе с самой лучшей стороны.   
Духовой отдел в училище был элитным благодаря высокому  исполнительскому уровню духового оркестра. Оркестр прославился на республиканском уровне  под руководством В.В.Розсохи, прекрасного музыканта и дирижера. Под руководством Виктора Васильевича я неоднократно выступал как солист-кларнетист. Теплые, дружеские отношения у нас сохранились и по сей день.
Преподавателем по кларнету в училище у меня был Г.С.Гевоян. Мое становление как начинающего кларнетиста осуществлялось под его умелым руководством. С этим человеком меня и сегодня связывает большая дружба. И со страниц журнала «Оркестр» я хочу этим людям  выразить свою признательность и любовь  за все, что они для меня сделали.
За 54 года существования училища было выпущено множество первоклассных музыкантов, будущих преподавателей всех уровней, которые сегодня успешно работают во всех уголках земного шара.
 
Пестрели страницы газет!
 
 «Духовой оркестр из Тернополя получил Гран-при на международном конкурсе 2010 года».
«Духовой оркестр Тернопольского музыкального училища имени Соломии Крушельницкой получил Гран-при международного фестиваля-конкурса духовых оркестров».
«Директор музыкального училища Михаил Рудзинский отметил, что в конкурсе приняло участие 35 коллективов из Украины и Беларуси. Оркестранты исполняли произведения отечественных и зарубежных авторов. Звучали оркестровая, вокальная, классическая, эстрадная и народная музыка разных стилей. В конкурсе приняли участие десять детско-юношеских коллективов, один камерный оркестр, три оркестра музыкальных училищ, военные оркестранты, пять муниципальных и эстрадно-духовые коллективы».
«По решению жюри Всеукраинского фестиваля-конкурса духовых оркестров «Моршин собирает друзей» звание Лауреата конкурса и Гран-при фестиваля присвоено духовому оркестру Тернопольского музыкального училища им. Соломии Крушельницкой».
 
 
Автор блестящих произведений для кларнета
 
Помню, первые этюды Иван написал, будучи студентом консерватории. Я скопировал их и был изумлен. Даже тут, в первых своих работах, он был явно талантлив! И хотя они сложные в техническом плане, по своему музыкальному содержанию они были очень интересны. Я думаю, что уже тогда у Ивана зародилась мысль в дальнейшем продолжить их написание. Думаю, подобных этюдов в нашей стране тогда не было. Так возникли  «16 виртуозных этюдов». Вот что говорит об этом сам автор.
- Хотелось написать такие этюды, которые нравились бы кларнетистам, и они играли бы их с желанием. И в то же время способствовали бы  профессиональному росту исполнителя. Что касается «Каприсов для кларнета-соло», то в России впервые они были выпущены профессором Санкт-Петербургской консерватории Э.Кавалини. Построение у них – от простого к сложному, где простые действительно очень легкие, а сложные не сложнее, чем этюды Видемана, Штарка, Клозе. Эти этюды были написаны в 19 веке и, естественно, за это время кларнетисты сделали огромный технический скачок. 20 каприсов - это движение времени, острая необходимость преодолевать очередные технические трудности. Я счастлив, что они завоевали большую популярность не только в России, но и за рубежом. Хотелось бы высказать огромную благодарность моему другу, замечательному музыканту и человеку генеральному директору издательства «Современная музыка» Ф.Й.Такуну за выпуск всех моих произведений.
 
.                Чем запомнилась Одесса
 
- Иван Федорович, много лет ты прожил в Одессе. Чем эти годы были для тебя?
 - Запомнились многим. Это и учеба в консерватории, и работа в Одесском симфоническом оркестре, и, наконец, служба в замечательном оркестре штаба Одесского военного округа, коллектив которого впоследствии, в 1980 году завоевал второе место на Всесоюзном конкурсе военных оркестров СССР (дирижер С.Волынов), а в 1988 году стал лучшим оркестром Вооруженных сил СССР (дирижер народный артист Украины А. Салик).
      -  Мне вспоминается одно твое блестящее выступления с военным оркестром. Это был концерт Шалвы Давидова, «Деннериана» Андре Блоха и Молдавская фантазия «Чокырлия». Но это было позже… Давай начнем с консерватории.
 
- Вопрос, куда поступать для меня не стоял. Будучи на четвертом курсе музыкального училища, я поехал в Одесскую консерваторию на консультацию, и именно к Калио Эвальдовичу Мюльбергу. После этих, первых встреч с ним мой творческой путь, был для меня четко обозначен - такой он был увлекающий музыкой человек!
Я с первых шагов просто-таки влюбился в этого человека и преподавателя. Пять лет учебы пролетели как один миг. Я много занимался, стремился как можно лучше овладеть любимым инструментом. Меня послали представлять Одесскую консерваторию на Всесоюзном отборочном конкурсе исполнителей к Международному конкурсу «Пражская весна», и на нем я стал лауреатом Республиканского конкурса, завоевав первую премию.
Начиная со второго курса консерватории, я был приглашен в Одесский симфонический оркестр, на место первого кларнета. Для меня началась новая,  очень интересная жизнь. Концерты с известными всей стране дирижерами и музыкантами. С Одесским симфоническим оркестром желали выступить многие звезды не только отечественной сцены, но именитые музыканты  разных стран мира.
Однако самым главным на то время для меня была учеба в классе Калио Эвальдовича Мюльберга. Он был моим кумиром, таким остается и сегодня. Всем, что я достиг в мире музыке, в первую очередь обязан ему. Его правильной  методической работе, личной великолепной, в высшей степени профессиональной игре. Он - блестящий исполнитель и интерпретатор многих исполняемых им произведений, его выступления как солиста–инструменталиста всегда были праздником для любителей музыки города Одессы и не только.
И, конечно, я не могу не сказать о его человеческих качествах. Это был прекрасной, доброй души человек. Он и сегодня остается для всех нас, его учеников, наставником и близким другом. В моей творческой жизни его заслуга огромна!
После окончания консерватории Мюльберг предложил мне работать на кафедре духовых инструментов консерватории. Он оказал мне неоценимую помощь в моей подготовке к поступлению в аспирантуру, а это была стажировка  при Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, как он раньше назывался, сегодня это Российская академия музыки.
Теперь поэтапно переходим к моей службе в оркестре штаба Одесского военного округа. В своем вопросе, Борис, ты эту тему обозначил осознанно. Да, это было интересное время! Объездили с гастролями юг Украины, всю Молдавию. Оркестр был высокопрофессиональным коллективом. В нем трудилось много прекрасных музыкантов. Были отличные дирижеры, которых я часто вспоминаю добрым словом. С.Волынов до сих пор работает, преподает в Одесском музыкальном училище; С.Остапенко – заслуженный артист Российской Федерации, плодотворно трудится в Москве, дирижер Московского камерного оркестра «Садко».
 
Музыка военная
     - Иван, аудитория нашего журнала включает много военных музыкантов и дирижеров. Поэтому мой следующий вопрос о годах работы или службы в оркестре министерства обороны СССР, главном военном оркестре страны. Я думаю, ты нам и об этом можешь рассказать много интересного.
      - Оказаться в Первом отдельном показательном оркестре министерства обороны СССР мне помог случай.
На одном из аспирантских концертов присутствовал главный военный дирижер генерал-майор Н.М.Михайлов, с которым в будущем у меня сложились прекрасные творческие и просто человеческие отношения. Оркестр нуждался в концертмейстере группы кларнетов, а это 22 первоклассных музыканта! Легендарному кларнетисту и тогдашнему концертмейстеру В.Л.Хомицкому было уже за семьдесят. Кстати, Владимир Хомицкий был и интересным композитором, у него есть ряд прекрасных произведений для кларнета.
Кто бы мог подумать, что работа в военном оркестре станет заметной вехой, даже целой эпохой, в моей творческой жизни. Так я стал москвичом, с этого началась моя сольная концертная деятельность с этим замечательным коллективом.
Уже работая в оркестре, я дважды становлюсь лауреатом конкурсов: сначала Всесоюзного, а затем и одного из  престижных конкурсов для духовиков в мире - «Пражская весна».
Тесная творческая и человеческая дружба у меня завязалась с замечательным дирижером, музыкантом и начальником оркестра А.В.Мальцевым. Все мои сольные выступления с оркестром министерства обороны, как в стране, так и за рубежом, были под его музыкальным руководством. Этот изумительный человек навсегда оставил в моей памяти светлые воспоминания. А какие музыканты работали в этом оркестре!
- Кстати, какие? 
- Необыкновенные! Борис, я думаю, мы должны поговорить и написать о них отдельно, они достойны того. Те люди – большая, развернутая тема не для одного, а для нескольких очерков. Многие уже ушли из жизни, многие уже не в музыке, на пенсии. Увы, время безжалостно... Но я всех их помню! Теноры и баритоны М.Милованов, Н.Кочетков, А.Инговатов, Д.Артоболевский, А.Воронцов. Хочется продолжать их имена... Тубы – Г.Яцук, Е.Иванов. Трубы – Е.Токин,В.Аброскин, Е.Назаренко. Тромбоны – В.Лебедев. Саксофоны – Г.Лахманюк, И.Станишевский. Ударные – Л.Жерздев, и корнетист, перед которым я просто снимаю шляпу – Ю.Кузьмин. Флейты – В.Бурдули, С.Лукьянчиков. Гобой – А.Мондзолевский. Кларнеты – А.Овчаров, В.Грицюк, А.Елисеев, В.Писарев, П.Ручкин, М.Молчанов. Бассетгорн – Ю.Веселовский. Фаготы – К.Ли, В.Бабушев. Волторны – Б.Дунаенко, А.Гетц.
Все эти люди – слава и гордость оркестра, они служили военной музыке по 30 и более лет! Начинали еще в 50-60-е годы.
Невозможно не вспомнить изумительно способного дирижера и аранжировщика А.Клещенко. Выступая на всевозможных международных фестивалях и конкурсах, наш оркестр всегда был лучшим. Причем это касалось всего – и репертуара, и технических возможностей, интонационной чистоты – буквально всего!
Увы, в тяжелые 90-е годы многие славные творческие традиции были растеряны, тому было много объективных причин. Сегодня оркестр возрождается, и я хочу пожелать ему удачи.
 - Добавлю важную информацию: Иван Федорович Оленчик впервые в истории оркестра получил почетное звание Заслуженного артиста Российской Федерации.
 
                Человек, от которого веет добром
 
Слово Сергею Остапенко, заслуженному артисту РФ, дирижеру  Московского камерного оркестра «Садко», президенту международного благотворительного фонда «Дети и Музыка».
 
- С Иваном Оленчиком я познакомился в 1975 году, когда он учился в Одесской государственной консерватории имени Неждановой в классе профессора Калио Эвальдовича Мюльберга. По долгу службы я занимался призывом музыкантов на службу.
В 1976 году после госэкзамена по специальности в консерватории я вручил повестки на прибытие на сборный пункт областного военкомата  выпускникам консерватории:  Ивану Вавренчуку, Ивану Оленчику, Петру Грушавенко, Владимиру  Михайлову, Николаю Бурнусусу и Виктору Янчуку. Они призывались всем выпуском в оркестр штаба округа. Хочу добавить, что все они - музыканты высокой квалификации. И обо всех о них я мог бы много рассказать. Иван Оленчик запомнился по-особому, позже мы даже дружили семьями.
Во время службы в оркестре Иван много выступал с сольными концертами и с различными творческими коллективами Одессы, Херсона, Молдавии. С оркестром он исполнял «Деннериану» Андре Блоха, концерт Шалвы Давидова, Концертино Моцарта и молдавскую сюиту Анатолия Драгана и еще много различных произведений для кларнета с оркестром.
После окончания службы в оркестре штаба Одесского военного округа   Иван Федорович связал свою творческую судьбу с оркестром министерства обороны. На некоторое время наше личное общение прервалось, но мы переписывались, перезванивались, а настоящая наша дружба началась с 1980 года, когда я по службе перевелся в Москву. Мы общались семьями. Наши сыновья дружили. Когда я стал преподавать в ДМШ имени Чайковского по классу трубы у
меня оканчивал школу сын Ивана Евгений. По моему совету он затем
начал заниматься на тромбоне и успешно окончил музыкальное училище им. Гнесиных по классу тромбона у Владимира Школьника.
Все эти годы мы поддерживаем дружеские отношения. Иван Федорович помогает мне в проведении фестиваля «Дети и музыка». Часто выступает как солист с моим
камерным оркестром «Садко». Мы исполняем различные произведения для
кларнета с оркестром. Я сделал много переложений   для кларнета с оркестром специально для Ивана Федоровича.
Я очень рад, что судьба меня свела с таким замечательным музыкантом и человеком, от которого веет отзывчивостью, искренностью, откровенностью, добром.
 
 
Звучащая эмблема Вооруженных Сил
 
Центральный военный оркестр министерства обороны Российской  Федерации – один из самых известных военных оркестров мира. Его по праву можно назвать звучащей эмблемой Вооруженных Сил, национальным достоянием России. Оркестр создан в 1936 году. Его первым художественным руководителем стал подвижник отечественной военной музыки генерал-майор С. Чернецкий.
Высокая академическая культура исполнительства, тщательно подобранный
репертуар, в котором приоритет отдается русской классической и современной музыке, виртуозность и высокий профессионализм музыкантов стали опознавательными знаками оркестра и расположили к нему слушательскую аудиторию не только нашей страны, но и почти всех континентов планеты.
Выступать с этим коллективом почитали за честь выдающиеся музыканты и вокалисты: А.Хачатурян, И. Козловский, И.Архипова, Е.Образцова, Д. Ойстрах, Э.
Гилельс, Т.Докшицер, В.Пикайзен, И.Кобзон, Х.Каррерас, М.Гулегина. С интересными, яркими концертными программами с оркестром в разные годы выступали замечательные дирижеры И.Иванов,Н.Рахлин,Г.Рождественский,Е.Светланов.
Без участия Центрального военного оркестра министерства обороны РФ не проходит ни одно значительное общественно-политическое и культурное событие в нашей стране, среди которых – инаугурация президента Российской Федерации, ежегодные парады войск на Красной площади, выступления на Соборной площади Московского Кремля.
Ныне звучащая эталонная запись Государственного гимна Российской  Федерации (как и ранее Государственного гимна СССР) осуществлена Центральным военным оркестром министерства обороны России.
Оркестром создана золотая антология русской военной музыки. Это более шестисот музыкальных записей, которые хранятся в Государственном фонде телевизионных и радиопрограмм. Только за последние годы оркестром записано более десяти компакт-дисков. В 2010-2012 годах  оркестром было дано несколько концертов в фонд реставрации Большого зала Московской консерватории.
Высокую оценку получили выступления оркестра на Международном военно-музыкальном фестивале «Спасская башня», который ежегодно проводится на Красной площади. Художественный руководитель, начальник военно-оркестровой службы РФ генерал-лейтенант Валерий Халилов.
Ярким событием культурной жизни стали гастрольные поездки оркестра в Австралию, Австрию, Бельгию, Болгарию, Великобританию, Германию, Данию, Израиль, Италию, Китай, КНДР, на Мальту, в Монголию, Нидерланды, Норвегию, Польшу, США, Францию, Швейцарию, Швецию.
Многогранная деятельность коллектива, способность очаровать публику обусловлены не только исполнительским мастерством, но и организационной структурой, не имеющей аналогов ни в одном  военном оркестре мира.
 
                Учитель и ученики
 
Иван, у тебя много учеников, и я думаю, нашему читателю будет интересно узнать о некоторых из них подробней, о твоих надеждах и их успехах.
 
- До 2011 года в РАМ имени Гнесиных я работал по совместительству в качестве ассистента профессора И.П.Мозговенко, поэтому ученики были как бы наши общие. Многих я считаю своими, потому что вложил сердце, душу и все свои знания в их профессиональное становление. Многие из них стали лауреатами различных конкурсов, которых сейчас в России обилие. И это очень хорошо! Молодые музыканты имеют возможность себя творчески показать. Когда я пришел в академию работать в качестве ассистента, все они были на разных курсах. В судьбе некоторых из них я принимал личное участие, чем очень горжусь. Я занимался с ними изучением оркестровых партий, приглашая играть в различных программах Государственного академического симфонического оркестра России под управлением Е.Светланова и Московского академического симфонического оркестра под управлением П.Когана. Сейчас это известные кларнетисты в Москве – А.Харламов, Е.Соловей, С.Богатыренко (к сожалению, трагически погибший), Д.Климович, а также солист оркестра Большого театра С.Петров, кларнетист ГАСО имени Е.Светланова А.Облезян.
В данное время у меня в классе занимается новая плеяда талантливых ребят. Думаю, что их ждет большое будущее.
 
                Что у маэстро на пюпитре?
 
- Кроме игры в симфоническом оркестре и преподавания, ты не
оставляешь сольную концертную деятельность. Что сегодня у Маэстро на
пюпитре?
 
- Я всегда сочетал основную работу в симфоническом оркестре с сольной концертной деятельностью. Апогеем моей сольной активности была работа в вышеупомянутом оркестре министерства обороны СССР. Это сольные выступления практически на всех крупных площадках страны и за рубежом. Франция, Норвегия, Венгрия, Австрия, Швеция. Я сделал множество записей на российском радио. Но вот парадокс: когда я начал работать в госоркестре, пришлось мои концертные выступления сократить. Это в первую очередь из-за нехватки времени, а во-вторых, как бы помягче сказать… наш дирижер Евгений Федорович Светланов был не в восторге от моей сольной исполнительской деятельности. Странно, да? До сих пор не могу до конца понять причины этого.
Думаю, он считал, что музыкант, который играет в его коллективе, должен все силы отдавать только оркестру.
Сейчас, когда я полностью перешел на педагогическую работу, у меня в этом отношении неограниченное поле деятельности. Главный дирижер МГАСО, в котором я тоже работал, Павел Коган, это поощрял. В сезоне 2005-2006 года в Большом зале Московской консерватории я успешно сыграл под руководством П.Когана первый концерт К.М.Вебера совместно с Московским  академическим симфоническим оркестром.
Что у меня на пюпитре? Хороший вопрос. На моем  пюпитре сегодня произведения, которые войдут в компакт-диск под названием «Шедевры кантилены», с моей замечательной пианисткой и супругой Татьяной Григорян.
Ну, а в ближайшее время замечательный, выдающийся   российский кларнетист  Е.Петров совместно с видным джазовым кларнетистом И.Волковым, в содружестве с замечательной пианисткой Т.Тарасевич записывает компакт-диск из моих произведений. Надеюсь к лету эти два проекта осилить. Параллельно работаю над методическим сборником под названием «Обучение и исполнительство на кларнете».
Готовлю студентов к двум международным конкурсам, а в феврале 2014 года я – гость Украины, где приму участие в международном конкурсе исполнителей на духовых инструментах им.В.С.Антонова  в качестве члена жюри этого творческого соревнования.
 
                Концерты, контакты, новые встречи…
 
- Готовясь к интервью, я перелистал немало страниц Интернета. Тебе приходилось работать почти со всеми «гигантами» современного музыкального мира. Даже и не знаю, кого среди них нет. Продолжи тему.
      - Действительно, трудно было бы перечесть всех тех дирижеров, с которыми пришлось работать в разное время. Кроме слов благодарности двум художественным руководителям коллективов, где я работал - Е.Ф.Светланову и П.Л.Когану - хотелось бы и многих других вспомнить. На всю жизнь в памяти останутся незабываемые концерты в нашей стране и за рубежом с М.Ростроповичем, К.Мазуром, И.Менухиным, И.Стерном, С.Рихтером и многими, многими другими. А чего стоит встреча и совместные концерты в Москве с Монсеррат Кабалье! Я благодарю Бога за то, что имел счастье соприкоснуться с искусством всех этих великих людей!
      - Ваня, ты часто ездишь по всему миру. С оркестром и сольной программой. Какими дружескими контактами с зарубежными музыкантами ты успел обзавестись?
      - Говоря о дружеских контактах с музыкантами за рубежом, я в первую очередь хотел бы отметить прекрасные взаимоотношения с бывшим генеральным директором фирмы «Buffe» Полем Баранна. Во время гастролей в Париже меня всегда ждали теплые, дружеские встречи с этим прекрасным человеком. Не могу не упомянуть своего старого и доброго друга, солиста пекинского симфонического оркестра Лу Минга. Хорошие творческие отношения сложились с  американским кларнетистом Чарльзом Найдеком, с профессором Пражской музыкальной академии М.Этликом, который долгие годы был бессменным председателем жюри международного конкурса «Пражская  весна».
 
- Иван, до Московского академического симфонического оркестра ты работал в лучшем на то время Государственном академическом симфоническом оркестре России под управлением Евгения Светланова, затем у вас в коллективе произошел кризис, и ты перешел в оркестр под управлением Павла Когана. Можно ли сегодня с уверенностью сказать, что оркестр под управлением П.Когана лучший в России? Или нельзя так однозначно?
      - Государственный академический симфонический оркестр России под управлением Евгения Светланова был выдающимся творческим коллективом. Восьмидесятые годы были вершиной его взлета, но, к сожалению, как иногда бывает, после небывалого взлета происходит болезненное падение. Причин тому много. И развал страны, когда стало не до искусства, и большой отъезд хороших музыкантов за рубеж, и маленькие, смехотворные зарплаты. Все это привело к «бунту», иначе не скажешь.
Е.Ф.Светланов в эти времена часто бывал за границей и не  владел ситуацией. Все кончилось плачевно. Не стало Великого Оркестра, а вслед  не стало и Великого Дирижера. Все попытки поднять оркестр на былую высоту ни к чему не привели. Очень хочется верить, что хоть в обозримом будущем это получится. Я счастлив, что работал в этом великом коллективе в качестве солиста-кларнетиста 16 лет.
Многие музыканты начали покидать оркестр, в их числе оказался и я. Павел Коган пригласил меня в свой оркестр, за что я ему очень благодарен. Время было смутное, непонятное. Куда идти – вопрос. Вопросов было много, ответов было мало. Вот так мы жили в эти годы.
     Не хочу сравнивать, какие оркестры по исполнительскому уровню выше и лучше, какие хуже - все это очень субъективно и спорно. Есть несколько оркестров в России, безусловно, первоклассных, куда входит и Московский  академический симфонический оркестр. Этот коллектив пользуется  огромной популярностью, как в стране, так и за рубежом. И еще один важный штрих. Билет на концерт оркестра под управлением Павла Когана приобрести не всегда просто.
 
                Об оркестре Павла Когана
 
Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана (МГАСО) приобрел мировую известность. Маэстро Павел Коган занял должность художественного руководителя и главного дирижера оркестра в 1989 году и сразу реформировал репертуар, расширив его произведениями европейской и американской музыки.
Визитной карточкой оркестра стали грандиозные монографические циклы полных собраний симфонических сочинений величайших композиторов - Брамса, Бетховена, Шуберта, Шумана, Р. Штрауса, Мендельсона, Малера, Брукнера, Сибелиуса, Дворжака, Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Скрябина, Берлиоза, Дебюсси, Равеля.
Масштабные программы коллектива состоят из симфонической, оперной и вокально-симфонической классики, работ современных композиторов, множества забытых и незнакомых слушателям произведений. Ежегодно МГАСО дает около 100 концертов.
 
Музыкальная семья
 
- Иван, у тебя музыкальная семья. Супруга – Заслуженная артистка Российской Федерации Татьяна Григорьян - прекрасный музыкант, также твой бессменный концертмейстер. Как вам двоим работается в одной сфере  деятельности? Или это «тандем», в хорошем смысле этого слова?
      - Моя супруга Татьяна Борисовна Григорян – мой бессменный  концертмейстер, это правильно сказано, с первых дней моего обучения в аспирантуре. Ученица великого отечественного педагога Я.В.Флиера, она со временем стала выдающимся концертмейстером. На Международном конкурсе «Пражская весна» Татьяна была признана лучшим аккомпаниатором. Сейчас она работает в качестве концертмейстера в моем классе и передает свой богатый музыкальный опыт начинающим кларнетистам. Ее разносторонний интеллект, хорошее знание репертуара - все это очень помогает мне в работе со студентами.
Удивительно чуткий и внимательный к людям она человек. Этот синтез и есть залог хорошей игры моих ребят.
 
               Высокое мнение Калио Мюльберга
 
В биографиях учившихся в Одессе музыкантов-кларнетистов, так или иначе, нередко упоминается известный на всю страну профессор Калио Мюльберг: сложившиеся музыканты благодарны своему учителю, маэстро любил их всех. И много им дал. Вот что он пишет в своей книге «Записки кларнетиста», изданной в Одессе в 1995 году, об Иване Оленчике:
 «Иван Оленчик – необыкновенно одаренный кларнетист. Он мог быть и певцом, и композитором, и музыковедом, у него всегда все получалось, и с большим успехом… Но именно кларнет оказался его страстью.
В годы учебы «коньком» его стал Концерт грузинского композитора Шалвы  Давидова. Так получилось, что каждый год, начиная с 1972 года, он его исполнял по нескольку раз на различных концертах. Были отработаны все тонкости исполнительской игры. Каждый раз Иван играл этот концерт все более блестяще,  виртуозно. С этим концертом он не раз выходил на сцену с оркестром штаба Одесского военного округа. Также он его исполнял на республиканском конкурсе и при поступлении в аспирантуру-стажировку института Гнесиных. Интересная  деталь: при встрече с Оленчиком сам композитор сказал: «Вы так прекрасно играете мой концерт, как будто я написал его специально для вас!».
Виртуозная игра была стихией Оленчика, но, конечно, не самоцелью. Можно вспомнить и такие удивительные моменты из его учебы в консерватории. Например, он мог за три дня выучить новую программу по фортепиано, и довольно сложную. Он всегда был полон оптимизма, радости жизни, и все это ему помогало постигать кларнет от тонкости фразировки до бурной техники. Сегодня я горжусь успехами своего ученика!».
 
                Оркестровые краски кларнета
 
К сказанному маэстро Мюльбергом можно добавить, что и  Оленчик стал не только одним из ведущих кларнетистов России, но и прекрасным педагогом, составителем нотной литературы для кларнета и, наконец, композитором! Ему принадлежит ряд полезных учебных и концертных сочинений для   кларнета. Вот лишь некоторые сочинения Ивана Оленчика. Шестнадцать виртуозных этюдов для кларнета соло. Двадцать каприсов для кларнета соло. Концертная пьеса на темы Д. Шостаковича для кларнета и фортепиано. Вариации на тему М.Леграна для кларнета и фортепиано. Фантазия на темы М.Мусоргского для кларнета. Хрестоматия для блокфлейты. Пьесы, этюды и ансамбли. Хрестоматия для начинающего кларнетиста. Концерт для кларнета и струнного оркестра с фортепиано. Две Фантазии в свободном стиле для кларнета и фортепиано, Концертный марш для духового оркестра, обработки народных песен, Сборники «Славянский базар», »Жемчужины Украины».
 
                Педагогические воззрения И.Ф.Оленчика
 
…Если человек талантлив, но не хочет работать, ничего не получится, или наоборот, бывает, и талантлив человек, и много работает, но педагог не может раскрыть ученика. Часто случается, что у студента нет качественного звучания, и причину этого может определить только знающий и опытный преподаватель. Важно все: начиная с инструмента, трости, мундштука и заканчивая многими тонкостями постановки губного аппарата, не говоря о дыхании – это основа, с которой надо начинать занятия.
Несколько слов о важности ансамблевого воспитания. К сожалению, в нашей стране очень мало камерно-ансамблевых конкурсов. Бесконечная сольная концертная игра в юном возрасте наносит духовик определенный вред. У очень многих детей развивается «звездная болезнь», что вряд ли произойдет в камерном ансамбле. Я глубоко убежден, что каждый исполнитель должен готовить себя игре в оркестре. Главным направлением для духовика является оркестровая и камерная музыка. Это и есть то, чем он будет заниматься в своей профессиональной деятельности.
Я и сегодня остаюсь при мнении, что концертная деятельность духовика не может равняться с сольной деятельностью пианиста, певца или струнника. На мой взгляд, кларнет, как и любой другой духовой инструмент, – это определенная оркестровая краска, хотя и очень яркая.
Так сложилось в нашей стране, что обучение в начальных, средних и высших учебных заведениях скорее ориентировано на сольное концертное исполнительство, что, как мне кажется, имеет определенные негативные черты. После окончания вуза молодой человек приходит в оркестр  совершенно не готовым играть камерную музыку, он не умеет играть в ансамбле!
И тогда обучение в оркестре начинается как бы с нуля. Во многих западных странах ансамблевой игре отводится едва ли самое важное место, во всяком случае, она ценится ничуть не ниже, чем сольное концертное исполнение.
Собственно, чем отличаются хорошие западные симфонические оркестры от «наших»? Большей ансамблевой слаженностью!
 
                «Идущий после меня будет сильнее меня»!
 
Такую библейскую мудрость высказал Иван Федорович о возросшем в последние десятилетия уровне игры на кларнете.
 Профессор Ленинградской консерватории Павел Николаевич Суханов рассказывал мне, что на Всесоюзном конкурсе 1941 года программа была построена всего лишь на концерте В.А.Моцарта на все три тура. Со временем добавляли еще кое-что. Если говорить о технике, то, безусловно, сегодня прогресс колоссальный. Сейчас мы играем на инструментах совсем иного качества. А вот по поводу тембра можно поспорить. Я как-то слышал запись Второй симфонии С.Рахманинова в исполнении оркестра Ленинградской филармонии под управлением  Е.Мравинского, соло на кларнете исполнял Владимир Иванович Генслер – это было изумительно, просто блестяще по тембру!
Везде и в музыке тоже так: наши последователи всегда сильнее, потому что они вооружены не только современными достижениями музыкальной науки, но и нашим опытом, опытом предшественников.
Пользуясь случаем, хочу обратиться ко всем читателям любимого и почитаемого мною научно-популярного журнала «Оркестр» – и к маститым музыкантам, и к нашей творческой молодежи. Пусть не покидает вас одержимость! Даже в ежедневных занятиях на своем инструменте пусть не будет у вас рутины, обязательно нужна страсть! И для молодых еще добавлю особо: в совокупности с вашим талантом, с поддержкой мудрого и грамотного педагога результат обязательно не заставит себя ждать!


Рецензии