Борис турчинский мои университеты

                МОИ   УНИВЕРСИТЕТЫ
 
     Я родился в прошлом веке, в далеком 1952 году в городе Житомире, в семье музыканта Романа Иосифовича Турчинского и тогда домохозяйки Инды. С детства все родные и знакомые наши знали, что я должен стать музыкантом, и только! Однако на виолончель (этот инструмент очень любил отец) меня в тогда единственную в городе музыкальную школу почему-то не взяли. "Вердикта" приемной комиссии сейчас уже не помню. Но зато на следующий год меня без проблем взяли на кларнет. Не буду вспоминать первых учителей, т.к. они не оставили в моей памяти ничего особенного. А вот дирижера духового оркестра из Дома пионеров вспомнить стоит! Москалев Семен Николаевич. Через его оркестр прошли сотни маленьких музыкантов, многие из которых позднее стали профессионалами. Он был замечательным человеком, большим интеллигентом и просто умницей. К каждому мальчику у него был индивидуальный подход, всегда находилось ласковое слово. Очень многие ему благодарны за первые шаги - и в музыке, и в жизни, в их числе и я.
                ***
   
     А ещё было кино. Да - кино!
     В Житомире Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М.Горького снимала художественный фильм "Рыжик" по повести Алексея Свирского. Для нашего провинциального города это было событием, и все об этом говорили.
     Это был 1959 год, я учился в первом классе  общеобразовательной школы. Попал на сьемки совершенно случайно, меня буквально на улице поймал за руку один из режиссёров фильма. По типажу я подходил на роль беспризорника. И действительно, для этого у меня все было. Много веснушек, оттопыренные уши и шустрый характер. Пару раз в неделю за мной в школу приезжал автобус и увозил меня на съёмочную площадку. Все дети это видели и завидовали мне.  Хоть я  играл не главную роль, но был знаменит среди мальчишек и девчонок города.
     Съёмки закончились, киногруппа уехала в Москву, а я вернулся к началу своей карьеры музыканта.
                ***
     С 1965 по 1968 год я – воспитанник военного духового оркестра в Вильнюсе. Первым моим наставником был заслуженный артист Литвы Иосиф Моисеевич Манжух, замечательный, теплый человек, высокопрофессиональный дирижер и педагог. Думаю, именно Вильнюсский период заложил в моей жизни много положительного, что помогало мне правильно ориентироваться в дальнейшем. И. Манжух поощрял и разрешал всем своим питомцам  (не только воспитанникам, но и солдатам срочной службы) учиться - что было запрещено законом советского времени. 
     В Вильнюсе я окончил музыкальную школу. Там же поступил в музыкальное училище.Кстати, в 1967 году, будучи в последнем классе музыкальной школы, я принимал участие в Республиканском конкурсе юных  исполнителей  на духовых инструментах среди детских музыкальных школ Литвы, который проходил в г. Укмергесе (30-40 км от Вильнюса). Неожиданно для себя и своего педагога я занял 1 место среди кларнетистов. К сожалению, не могу сейчас вспомнить, что играл. Помню только обязательное произведение для всех – «Дивертисмент» В.А.Моцарта. Мою фотографию поместили при входе в музыкальную школу. Было очень приятно…
      После трёх лет службы я вдруг осознанно захотел продолжить музыкальное обучение. Поступил сначала в Вильнюсское, а затем перевелся в Житомирское музыкальное училище им. В.С. Косенко,  где моим педагогом стал Валерий Иванович Заяц. Во время моего последнего посещения  Украины, в 2008 году, я с прискорбием узнал о трагических последних годах его жизни. Он был удивительным человеком, с большим чувством юмора, прекрасный кларнетист и дирижер. С ним всегда было интересно.
                ***
     В 1971 году я с хорошими оценками окончил Житомирское музыкальное училище, но поступить в консерваторию мне не дал призыв на воинскую службу. Срочную службу я проходил в оркестре штаба Прикарпатского военного округа (в то время оркестр возглавлял одарённый молодой дирижёр Анатолий Сафатинов)
                ***
      В 1973 году я поступил в Уральскую консерваторию (Свердловск) в класс доцента И.М.Нестерова, а уже через 2 года, в 1975 году,  перевелся в Одесскую консерваторию, в класс  профессора  К.Э. Мюльберга. Калио Эвальдович и поныне в прекрасной творческой и физической форме, несмотря на почтенный возраст.
  Учебу в консерватории я совмещал с работой в оркестре Одесского высшего военного училища ПВО, у заслуженного, а в дальнейшем  народного артиста Украины Александра Яковлевича Салика. Об этом удивительном человеке хочется вспомнить особо. Он собрал коллектив  уникальных музыкантов, которому были по плечу  произведения  любого, в том числе и симфонического, масштаба.  Соревноваться с ним не мог никто в  Одесском  военном округе. К сожалению, А.Я Салик  умер в 1998 году.
                ***
   
     С 1979 года я возглавил городской духовой оркестр г. Житомира. Это тоже были  интересные годы. В оркестре работали, в основном, опытные музыканты. Множество концертов и выступлений на практике помогали мне осваивать технику  дирижирования.  Было много концертов и выступлений. Однако я всё время ощущал в себе какой-то «диссонанс». Тоска по Одессе. Не хватало друзей и кларнета, калейдоскопа событий, того музыкального мира,  которым отличается жизнь большого города. В общем, не хватало ОДЕССЫ. Плохое финансирование ускорило распад коллектива. Просуществовав 5 лет, духовой оркестр г. Житомира  "приказал долго жить". А жаль! Город  в нем нуждался. Отрадно, что сейчас в Житомире созданы и успешно функционируют два духовых оркестра. Я им могу только пожелать творческих успехов и долголетия.
 
 
                ***
   
      Приходилось мне работать и в Житомирском музыкально-драматическом театре. Игра в этом оркестре   доставляла мне большое  удовольствие. Это был своеобразный мир  с особой атмосферой. Выступал я  и с другими театральными коллективами: Харьковский, Гомельский, Ровенский, Одесский, Днепропетровский театры, Московский театр Советской Армии.
                ***
     В 1986 году я прошел по конкурсу на должность преподавателя кафедры духовых инструментов Ровенского института культуры (кларнет, саксофон и дирижирование). В Ровно я не только преподавал, но и руководил прекрасным студенческим оркестром института.
Среди моих учеников хочу назвать Игоря Олексюка - кларнетиста, артиста оркестра Одесского театра музыкальной комедии, Романа Дзвинку, прекрасного саксофониста. Сегодня он профессор Ровенского государственного университета культуры и искусства, зам.ректора института. Среди его научных интересов джаз и фольклор. Ведёт активную концертную деятельность.
 К чести этого города надо сказать, что сейчас тут проходят ежегодные конкурсы и фестивали духовых оркестров, а также конкурсы исполнителей-инструменталистов. Они носят имя заслуженного работника культуры Украины  Вячеслава Старченко – основателя кафедры духовых инструментов института культуры (а ныне – Гуманитарного университета) г. Ровно. На первый конкурс  в качестве председателя жюри  приезжал великий трубач современности Тимофей Докшицер.
               
 
 
 
                ***
     С 1990 года я в Израиле. Почти все эти годы преподаю в консерватории гор. Петах-Тиква. Кларнет, саксофон, различные ансамбли и оркестры.
Так судьбе было угодно, что я встретил здесь теперешнюю мою жену Асю, с которой знаком почти “всю жизнь”. В юности, когда я жил в Вильнюсе, мы встречались, но потом она уехала в Израиль, а я остался в СССР. Вновь увидится нам довелось, как говорится, через годы, через расстояния! 32 года спустя, когда я с большой алией оказался на своей исторической родине. Это была удивительная встреча, после которой мы с ней поняли, что, наверное, это предначертано нам судьбой, дано свыше – быть вместе! И продолжается это уже более 20 лет. Ася мне хороший советчик и помощник во многих жизненных вопросах!
 
                ***
         В 2007 году я посетил Москву, и этот визит оказался для меня знаменательным.
     Именно в Москве я получил просьбу от шефа-редактора журнала «Оркестр», профессора,засл.работника культуры РФ Анатолия Леонидовича Дудина попробовать себя в новом качестве - написать о своем бывшем дирижере Александре Салике.
     Первая моя статья рождалась долго и в муках. Вариантов было много. И только с третьей или четвертой попытки у меня получилось, то чего ждали от меня. После нескольких первых очерков мне предложили стать внештатным корреспондентом журнала «Оркестр» в Израиле.
На сегодняшний день в трех журналах, публикуются мои статьи и очерки. Это прежде всего: научно-популярный журнал «Оркестр» - Москва, "Дети и музыка» - Москва, а также солидный израильский музыкальный журнал "Израиль-21


Рецензии