Кто придумал йогурт?

В девять лет я очень хотела замуж…
Так хотела, что придумала …йогурт…
Да, да. Совершенно серьёзно…

…Были летние каникулы.
Родители меня отправили к троюродной бабушке в горную деревню, чтобы я на некоторое время своим присутствием скрасила её одиночество…
Природа этой местности так запомнилась мне, что много лет спустя, одно упоминание о ней наполняет сердце благоговением и радостью…
В этой деревни жили всего три семьи. Одна - бабушкина, если можно назвать семьей дом, в котором живет только один человек. Вторая семья состояла из родителей средних лет и двух девочек-подростков. Третья семья была многодетной: семеро детей, четыре дочери и трое сыновей.
В старшего сына семьи,  в мальчика пятнадцати лет я и влюбилась до одури. Так, что замуж собралась за него. Сейчас и здесь!
Это сейчас смешно! А тогда…

…Туда я ехала нехотя. Но мама убедила меня, что бабуля одинока, что жалко её. Поживу недолго. Всего на месяц.
- Ого! Ненадолго! Не хочу! Что я там буду делать?
- Ты же всегда хотела иметь бабушку! Ты же мечтала об этом!
- Да!, Но, пусть она поживет у нас.
- Она не может! Она так привыкла к своему дому, к деревьям, что приросла!
- Как приросла? -  испугалась я…
- Ну, не может она оставлять дом, где была счастлива…
- Ну! Не знаю! Хорошо! И мне жалко бабушку. Только ровно месяц! – ставила я свои условия…

Бабушкин дом. Сейчас я знаю, что она была нам никакая не бабушка… Просто, когда они еще были молодыми, муж этой бабушки служил в армии с моим дедом. Они подружились. Потом они  стали ходить  друг к другу в гости… Им бог не дал детей. А  у моего деда с бабушкой  было одиннадцать детей…
Те просили отдать им одного. Мои не отдавали. Потом они поссорились. Потом, еще молодыми умерли сначала бабушка, затем дедушка.
В семье друга узнали об этом и приехали к детям, чтобы усыновить(удочерить) одного ребенка. Моя мама была старшей.  Она поставила условие: или всех, или никого. Всех – они испугались…

Но мама, по доброте  своей, не забывала о них…
Когда в той семье умер муж, мама предложила бабушке переехать к нам. Но бабушка не захотела, наверное, стеснялась своего поведения в молодости…
Как бы то ни было, мои родители регулярно навещали бабушку…

Дом бабушки был на самой вершине лесистой горы.  Два соседских дома стояли гораздо ниже.
 Над домом бабушки возвышалось дерево черешни. Высокое дерево, в три раза выше дома. В первый же день я полезла на дерево.
Что за сказочное чудо открылось моему взору! Казалось, я нахожусь на пике Земли.  И весь мир оказался передо мной.  Из моей точки  море открылось мне доселе неизвестной прелестью.  Вот оно, во всей голубой красе. Видны были даже катера, плывущие по ней. А дальше был горизонт,  необъятный и загадочный.  А до моря – леса, леса, леса… Любовь и познание цвета ко мне пришли именно с этой поры. Глаза рябило от разноцветья лесов.
Никогда не думала, что в природе существуют такие цвета. 
А воздух! Он пел! Он пел и звенел всеми божественными звуками природы – птиц,  животных, букашек, деревьев, трав, земли…
Я в первый раз осознала, что такое красота и вдохнула блаженство от этой красоты!

Бабушка оказалась добрым человеком. Учила меня женским премудростям. Я у неё научилась вязанию носков, приготовлению национальных блюд.  Она рассказывала много историй из их жизни в прошлом. Там я впервые услышала слова «джард»(резня-арм.). Не на шутку испугалась, но, из рассказанного поняла, почему они стали жить так далеко от «цивилизации», у черта на куличках. Страх новой резни сидел у людей в крови…
Но мой рассказ не об этом.
 В мои обязанности, которые, кстати, сама и назначила, входили мытьё посуды и выпас телят. Посуду мыла неохотно, а вот выпас телят мне нравился. Телят было двое. Нрав у них был нежный, телячий.  Ластились, лизали руки, лицо. А языки шершавые – щекотали…
Пасла я их недалеко от дома, в ложбине.  Шли, шли мы с телятами,  тропинками шли, между  деревьев. А деревья, словно в ряд были посажены, а их кроны на большой высоте
скрещивались меж собой  и образовывали большой зонт, да так, что при небольшом дожде капли до земли не доходили. Еще немного ходьбы, и открывалась  ложбина, которую я назвала  «Королевством трех морей», потому что, там были три большие лужи-водоемы, которые никогда не высыхали. Оттуда мы и пили воду: и я и телята. С водой вообще было трудно в деревни. Ручейки находились далеко, те которые  были вблизи, пересохли или канули под землю. Наша питьевая вода была…дождевая.
Это отдельная история.

У каждого дома в земле была вырыта большая яма необыкновенной формы. Её форма напоминала грушу.  «Шея» груши была над землей,  приспособлена камнями и, наверное, цементом.  Основная часть груши, была под землей…
Вода со всех крыш стекала в эту «грушу» рукотворными ручейками. Ручейки были приспособлены  из дранок, которые от времени прохудились и поэтому не вся дождевая вода, которой теоретически должно было хватить, стекала   в «грушу». Воды постоянно не хватало для нужд в хояйстве.
В этой воде всегда плавали дождевые черви. Поэтому я пила воду из моих "королевских морей", а из «груши» не пользовалась. Даже не подозревая, что там может быть нечто страшнее, чем дождевые черви...
Но у «груши» было фантастическое преимущество по отношению к моим "морям"…
Можно было согнуться в неё до пояса и петь…
Конструкция «груши» была таковой, что эхо пения многократно усиливалось и звучало, как пение оркестра…
Я там сочиняла и пела песни о моей первой любви…
Плакала и пела… Пела и плакала…

Однажды, во время выпаса,  из леса вышел  парень и подошел ко мне.
- Ты кто, -  непосредственно спросил он. Сама природа располагала на сентиментальное и романтичное настроение, и я придумала, что он мой принц из сказок.
- Я Вард(роза, по арм.)- предвкушая счастье, сказала я.
- Ого! А я – Сохак(соловей, по арм) – сказал парень, смеясь.
У меня перехватило дыхание… Я влюбилась. С первого взгляда!
- Ты к бабушке Сара приехала?
- Да… - промямлила я.
- А ты не веришь, что я Сохак?  Я докажу! - и начал свистеть мелодии известных тогда хитов. Свист эхом отдался от близлежащего и окружившего ложбину леса…
Я еще больше влюбилась…
Вечером я расспросила у бабушки и узнала, что Сохак сын  многодетных соседей.
Я попросила разрешения у бабушки сходить к ним. Она нехотя, но разрешила.
Их семья и быт не впечатлили. Детей много. Мал мала меньше. Все бегут, прыгают, ругаются, плачут, смеются. Гомон стоял в доме. Вещи разбросаны по всем комнатам. В деревнях люди простые. Никто не удивился моему  внезапному появлению. Как будто я была одной из детей этой семьи.
Так, как мамой я была приучена к порядку, непроизвольно начала убирать в доме. Это их маме очень понравилось.
- Вард джан. Я тебя непременно возьму в невестки. Аккуратная ты очень.
Как я была счастлива!

После этого я  стала «пропадать» у них…
Но, бабушка была доброй. Она меня не ругала. Просто говорила.
- Не кушай у них.  Их много детей. Самим еды мало. И дала мне варенье, чтобы я отнесла им.
А варенье было черешневое. Вкусное –превкусное.

Очередной раз убралась в доме «будущей свекрови»…
Очередной раз услышала.
- Апрес! (молодец-арм). Быть тебе моей невесткой!
Потом, я решила помочь им накрыть на стол. На правах будущей невестки.
В тот день на обед они ели МАЦУН (разновидность простокваши) с хлебом…
А я так хотела покормить  будущего мужа чем-то необыкновенным, вкусным…
Этот МАЦУН приелся уже. Они только его и ели. Одно слово – многодетность…
Долго не думая, я вывалила банку с вареньем в миску(ели из алюминиевых мисок) Сохака.
Он сначала вскочил, чтобы побить меня…
Потом, пожалел, видно(дитя, ведь), улыбнулся и смешал МАЦУН С ВАРЕНЬЕМ.
- Ой, как вкусно! – засиял он. – Столько лет едим МАЦУН и варенье, а никогда не думали смешивать… Точно! Женюсь на тебе! Ты такая умница!

Через неделю мать меня забрала домой…
Я ехала с ней и плакала…
- Ты что? – возмущалась мама, - ты же сама говорила, не больше одного месяца… Что ревешь?
Не могла же я ей сказать, что замуж хочу… за Сохака…
Я  плакала, что так несправедлив мир, что просто так могут рухнуть все мечты…

Теперь, каждый раз, как вижу йогурт,  грущу…  и радуюсь одновременно, потому что,  я осчастливила многих, кто любит это лакомство, в том числе, детей…
Это я придумала йогурт…


Рецензии