Случайностей не бывает! Свою ли жизнь ты живешь?

Встреча капитанов
Как часто, возвращаясь из дальних туристских  поездок, до которых мы с мужем большие охотники, благо и средства позволяют, я вспоминаю давнюю встречу. Я в ту пору еще училась в столичной аспирантуре. Тогда  и познакомилась с  Илларионом. Редкое имя…  Но так мы назвали и сына.  Быть может, не испугайся я тогда, в юности, поступи  иначе, возможно,  у меня была бы другая судьба. Поинтереснее. И точно моя, а не продолжение жизненной программы моей матушки. Наверное, я стала бы и счастливее. Хотя… Как знать… От чего я бежала? От себя? Или к себе? Говорят, от судьбы не уйдешь, но я, похоже, сумела удрать. Но книги  Иллариона, – а он писатель, хотя малоизвестный, печатает все больше сам себя в интернете – я читаю от корки до корки.

Совершенно неожиданно в моем упорядоченном мире  - дом, учеба, работа, библиотеки - начали происходить какие-то странные события. Возвращаясь на свою съемную квартиру, после занятий и лекций, которые я взялась вести в колледже, – для денег, чтобы с голоду не пропасть, - умаенная, я валилась с ног и падала на кровать, бездумно глядя на люстру под хрусталь, близняшку той, что висела у нас дома, на Урале. Это произведение советского ширпотреба уже в силу некачественного материала, из которого было сделано, никак не могло издавать звуки. Но люстра  начинала звучать! Словно хрустальная. Более того, она явно передавала какие-то сообщения. Мне даже казалось, что я понимаю ее язык.
То она мне расскажет о том, что разбился автобус с туристами в Таиланде. А  потом я по радио услышу, что действительно разбился. Или об авариях на железной дороге. Или еще какую трагедию. Мне аж жутко иногда становится. Правда, порой  она и о пустяках говорит. Но для меня важных. Так, она мне сказала  недавно, что надо срочно позвонить моему научному руководителю. Позвонила. И попала на конференцию, где удалось хорошо выступить. А не позвонила бы – и проспала бы ее.  А  иногда люстра сообщала, в каком магазине я могу купить интересующую меня вещь. Туфли, например, хорошие и подешевле. Они так быстро рвутся. Приходится много бегать от корпуса к корпусу университета, в библиотеки, одну, другую. И я ведь реально находила то, что искала – именно в том самом магазине, на который указала люстра. Но зачем она меня предупреждала о землетрясениях и цунами?!
А тут вдруг она мне передала приглашение: в свой родной город на встречу капитанов. Каких капитанов? Это наверняка опять школьные игры моей матери – учителя литературы. Моя романтично настроенная матушка всю жизнь, еще с советских времен, вела в школе  гриновский клуб. И поднимались алые паруса, и рында  звонила… Да и вся прочая атрибутика была в наличии.  Мой отец, инженер на заводе, относился к увлечениям супруги спокойно. У каждого своя работа. И только. Ничего другого он в этих занятиях не видел. Требуют с педагогов внеклассную  работу – каждый  как может  и старается. «Семейной жизни это не мешает»,- так считал он. Я, конечно, чуть не с начальных классов принимала в этих морских играх непосредственное участие, да и как иначе, ведь по воле матери училась я  именно в этой школе, чтобы всегда быть под ее глазом. Но и позднее, уже в студенчестве, я не могла отказать маме – и приходила в клуб, и иногда даже вела сама занятия…  Периодически мама собирала активных гриновцев разных лет учебы – совет клуба.  Вот это собрание и называлось встречей капитанов.
Но теперь-то я в другом городе – и этап жизни у меня совсем новый. Зачем мне встреча капитанов?  Люстра, видите ли, сообщила. А мама при очередном разговоре по скайпу ничего не сказала.  И все же я собралась и в тот же вечер выехала на поезде домой – благо могла позволить себе несколько дней отдыха.
-Ты приехала? Как же кстати! У нас в школе завтра встреча капитанов. Я тебе думала сказать, да не захотела тревожить. Ты теперь аспирантка, у тебя куча важных дел…
-Но ты видишь сама, я приехала. – Конечно, говорить маме про общение с люстрой я не стала.
И все же я ждала от этой встречи чего-то особенного. Необычное приглашение навевало такие мысли. И судьбоносное знакомство таки состоялось. С человеком, который сыграет, возможно, особую роль в моей жизни. Но произошло это  вовсе не на гриновском собрании, обыденно традиционном. А уже после него, когда на следующий  день я побежала встречаться с однокурсницами. В маленьком кафе. И моя подруга пришла сразу с двумя юношами. Своим женихом и его другом. Они оба испытывали судьбу, мотаясь по миру в поисках заработков и приключений. Оба длинные, тощие, патлатые. Только масти разной. Светленького звали Илларионом – и странность этого редкого имени и его среднерусский говорок заинтриговали меня. Когда же мы стали выяснять, где же его дом в России, я очень скоро поняла, что живу в его квартире. Невозможно! Моя съемная  - это и есть его квартира. Только он сам обитает  пока за кордоном, но вернется непременно… И странность этой встречи, на которую, как вы помните, меня позвала люстра, верная, видимо, своему настоящему хозяину, вызывала во мне чувство жгучего любопытства. Что еще приготовила мне судьба? Тут явно были замешаны какие-то магические силы, о которых мы и понятия не имеем, в этом я уже не сомневалась.
Первое ощущение чего-то необычного пришло ко мне еще  тогда, когда я впервые появилась в этой квартире. Я отчетливо вспомнила тот день именно сейчас, во время нашего знакомства в кафе уральского городка.
Он начался  с посещения квартиры, где мне предстояло жить.  В столицу -  центр мира я всегда мечтала приехать,  да уж почти  и не надеялась,  но  неожиданно в самый последний момент мои родители  согласилась отпустить от себя единственную дочерь. Отец, он смотрел на все более философски. Хочет дочка проявлять самостоятельность и ехать учиться – пусть едет. Но мама… А здешняя аспирантура уже ждала меня… Так случилось. Неожиданная улыбка фортуны. Меня, стипендиатку правительства России,  рекомендовали – и мама не могла возражать. Но возражала-таки  до последнего. 
А уж потом расстаралась и, не выходя из дому, по телефону, по электронке,  договорилась о жилье для меня с хозяевами маленькой квартиры в городе моего будущего,  огромном незнакомом муравейнике  недалеко от метро, чтобы обеспечить дочке годы спокойной учебы на  новом месте. Не в аспирантской же общаге мне обитать…Та и расположена невесть где. Два часа добираться. Нет, ее талантливая девочка должна жить поблизости от университета или хоть от метро. И ведь все срослось,  все получилось!  Хозяева моего нового жилья уезжали на несколько лет за границу – и мне оставалось только беречь порядок в квартире и оплачивать  коммуналку. Такого в природе в наш деловой и практичный век, когда более всего ценятся деньги как знак успеха, в принципе не бывает, но вот мне так повезло. Вернее, моей маме. Она умудряется устраивать все наилучшим образом.  Такой вот у нее талант. И  теперь я буду продолжать образование именно в этом городе, где она всегда хотела жить, но где жить ей так и не привелось.
А вот я как бы осуществляю ее надежды, ее так и не реализованные мечтания. Она в молодости к тому же собиралась учиться в аспирантуре – и вот я  выхожу на этот рубеж.
Не открою секрета, если скажу, что  давно строила самые разные планы, как  уехать от ее порядком надоевших мне забот подальше – и вот, кажется, это мое желание осуществляется…  Не случайно говорят, что мысли материальны. А  конфликт поколений – явление  совершенно реальное, если даже  представители этих поколений говорят друг с другом вежливо и старательно улыбаются… Со стороны как будто и конфликта нет. Ан он есть!
Итак, я впервые вошла в квартиру, увы, старой постройки, еще 60-х годов, обыкновенную хрущевку. Хотя и отремонтированная недавно, она хранила запах старых книг и газет. Однако их нигде не было видно. Как мукулатуру все вывезли, видно. В лучшем случае отдали в школьную библиотеку . Или просто выкинули на помойку. Нынче избавляются ото всего - от книг до мебели. На свалках  не только бомжи пасутся – и прилично одетые люди оттуда иногда что-нибудь  приносят. Книги те же или стулья…  А наше поколение все читает в интернете. Или в электронных читалках.  Да, времена меняются, но запахи прошлого, запахи – они остаются…
И еще я учуяла носом, что тут раньше жил кот –  его метки неистребимы. Да, удружила мне матушка. Хотелось повернуться и уйти. Но мама наподписывала какие-то бумаги, и я не могла вот так все бросить. Деньги плачены. А с деньгами не все так просто. Вернее, не густо. С мозгами все в порядке, а вот с  финансами, которые вечно поют романсы…
Поговорка возникла уже  в наше время: «Если ты такой умный, почему же не богатый…»
Короче, не могла я повернуться и уйти отсюда. Мама бы меня не поняла. Папа, он бы понял, но мама…И я осталась осматривать это чудо  прошлого века. Я, продвинутый пользователь интернета, должна была как-то адаптироваться в этой квартирке из прошлого века. Или вообще из прошлого.
Прежде всего, я зашла в ванную и увидела на стене зеркало прямоугольной формы, со стеклянной полочкой,  точно такое же, в какое я вот уже 20 лет смотрелась по утрам, умываясь. И даже трещинка на нем была на том же самом месте. Это удивило меня, и я даже засмеялась от неожиданности. Думаю, что мама, договариваясь с хозяевами, не обговаривала таких мелких деталей. Случайное совпадение.
Однако и люстра в гостиной было точной копией люстры, висевшей у нас дома. Дешевой, якобы под хрусталь. Из пластмассы первого поколения. Только у нас она больше потемнела. Я задумалась. Но пока относила все это за счет типового мышления людей в нашей стране в прошлом веке. Одна прослойка общества, одни пристрастия, одни финансовые возможности…  К тому же весьма скромный выбор товаров в советских магазинах. И вот в результате такие странные ксеры.
Дальше – больше. Одинаковые вилки-ложки…Вазочки. Даже рисунок на тарелках.  Нет, конечно, не все в квартире было похожим на то, что осталось у нас в доме  на Урале. Но слишком многое было мне знакомо с детства. Родное. Теплое. И моя вибрация по поводу переезда, всегда ведь переживаешь такие перемены – стресс - как теперь говорят,  - понемногу стихла, я успокоилась.
Так кто же здесь жил – чья это квартира? Загадка без ответа занимала меня первые два дня. Но потом  ее актуальность сошла  на нет. Завертела новая жизнь, жизнь большого города, а странности и совпадения  просто отошли в сторону. Я в этой квартире оказалась  как бы  в своей тарелке. Все нормально. Как будто бы я по-прежнему оставалась на Урале, и меня так же надежно поддерживал быт моей семьи, ее традиции, ее аура. Да, вот, кажется, слово найдено. Аура тут точно такая же, как у нас дома.
И вот оно –  Илларион. Как-то все совпадает. Гриновский вечер - и встреча с однокурсницами в кафе – и этот гость из-за бугра, который сдал маме свою квартиру.
- А все же, квартира полна запахов прошлого, а вы человек молодой. Кто же жил там прежде, с котом, книжками, а?  - мы шли с Илларионом по вечерней улице. Он вызвался проводить меня до дома, когда мы простились с моей подругой и ее кавалером.
-Да, квартира досталась мне по наследству. Тетушка моя меня очень любила, мне и оставила. У нее не было своих детей.  И кот реально был. И книжек много, она вела в старших классах русский язык и литературу.
 Вот и еще  одно совпадение. Точно, нас с Илларионом почему-то сводит судьба. Но я  не собираюсь жить по плану, который для меня кто-то составил и теперь передвигает нас как кукол кукловод. Нет! Съеду я с этой квартиры и никогда больше с Илларионом не встречусь. Я рвалась уехать из дома не для того, чтобы вновь жить в квартире – копии  родительской – и доигрывать игры, которые начала моя матушка. Даже ухажера мне подсовывают тут, в моем родном городе, параллельно встрече капитанов «Бригантины». Нет, не хочу я больше жить ее жизнью! Сыта ее играми. Вот так я и решила, что мне этих встреч больше не надо. А, может, чуть испугалась. Совпадений уж слишком много. Не к добру…
 - Но хоть гриновского клуба у них в школе не было? - спросила я с нервным смехом.
- Да нет вроде.
- И то слава богу. Но вот я и пришла. Всего доброго. До свидания.
- А что, вы и телефон мне не оставите? И мы не договоримся о встрече?
- Отчего же. Вы знаете адрес и телефон. Когда угодно приезжайте, смотрите. Я квартиру содержу в порядке. И коммуналку оплачиваю. Или вы хотите назначить еще и арендную плату, изменить условия договора?
-Да нет, я не о том…- засмущался мой провожатый. Я быстренько распрощалась и ушла.
На следующий день  уезжала. И никак уж не рассчитывала еще раз встретить Иллариона. А он, как оказалось, ехал тем же поездом и даже в том же вагоне. Снова знак судьбы. И это пугало.
А уже то, что он мне рассказал в полумраке  ночного купе, я была склонна отнести исключительно за счет его  бурной фантазии. Но иногда во время этого разговора я вспоминала о люстре, беседующей со мной в его доме, – и начинала сомневаться в истинности так называемого здравого смысла. И становилось немного не по себе.
- Александр Грин – не просто сказочник. Все эти сказки реально существуют в некотором пространстве. Твоя мама и сама не знает, что построила некое подобие системы кораблей, которые стоят на охране границ Земли многие тысячи и миллионы лет. И в дни заседаний вашего совета клуба происходят и встречи капитанов этих кораблей.
- Ну, ты и сказочник! Уже печатаешься? – я пыталась противопоставить тому, что сейчас слышала, трезвое миропонимание, нормальный человеческий скепсис.
- Печатаюсь ли? Да, есть. Только первые опыты. Но то, что выходит на страницы книг, журналов,  обычно очень искаженно отражает реальное положение дел во Вселенной.
-А ты что, знаешь реальное положение? Ты капитан?
- Да нет, конечно. Но какое-то отношение имею. И ты своего рода капитан! И твоя мать.
-Не понимаю…
- Дело в том, что мы не совсем капитаны, но слабые тени, как бы клоны тех, кто занят охраной границ и покоя нашей планеты.
-Так ты думаешь, что вся эта популярная фантастическая билиберда  отражает реальность каких-то мерностей? И там действительно летают на космических кораблях и работают  наши высшие тела – в своих мирах выполняют важную  работу…
-Ну, до тебя что-то начинает доходить. И не думай, я не ухаживать за тобой сюда приехал. Просто дали задание. Ты должна понять, почему тебя поселили в этой квартире, и серьезно, наконец, отнестись к своей миссии. Маму твою готовили, так она так заболела Грином, что дальше ничего уже не видела. Твой отец, вот он как раз на своем военном заводе больше делает для безопасности наших трасс, чем твоя мама. Но встреча наша все-таки состоялась благодаря ее усилиям.
-Ты говоришь Миссия? И в чем же она? И при чем здесь квартира?
- Квартира – это капитанская рубка, так скажем. Что у вас дома, что  в столице – это одна и та же рубка, ее копии рассеяны еще по многим городам, но для тебя важно именно то, что ты, философ, оказываешься в эпицентре событий.
- Будущий философ. И каких событий? И что все-таки у меня за миссия?
- Неужели ты не догадываешься? Люстра тебе всю информацию  о гибели людей на планете совсем напрасно передает?
- Не понимаю!
-Брось! Понимаешь! Вот, например, одно из тех заданий, которые ты могла бы выполнять здесь, на этой планете. У тебя есть право и возможность помогать душам  уходить с земного плана и отправляться дальше. Люди, попадающие в катастрофы, как правило,  не готовы к смерти, многие из них атеисты, и даже те, кто считает себя верующим, – все равно, кроме денег, обычно ни во что не верит. А детки… Как надо осторожно переводить через разверстые пропасти их…
- Но ведь и те, кто погиб в прежние века и все еще болтается в астрале, они ведь тоже нуждаются в помощи, - я произнесла эту фразу, как будто и не я, но мой голос. Илларион посмотрел на меня долгим взглядом. Очень внимательно, а потом расхохотался.
- Чего ты…- обиделась я.
- Да ты так уж серьезно это сказала. Хотя все правильно, конечно, и миллионам, погибшим без покаяния в прежние века, да и у нас, в России, сгинувшим во время репрессий, – всем надо помогать, всех надо торопиться вытаскивать из астрала. Идет же еще война за души, ее никто не отменял пока. Но скажу я тебе, если ты сама не будешь хохотать надо всем этим, ты  как звездный странник просто перестанешь существовать.
- Звездный странник? Ты звездный странник…
- А, не обращай внимания. Это просто формула такая. Странник. Душа растет от воплощения к воплощению, мы все странники, таким образом.
- А ты это делаешь: переводишь души  в иные миры с земного плана?
- Я? Нет, у меня другая работа. Ты же знаешь, я психолог, я занимаюсь диалогами цивилизаций, - он сказал это как-то рассеянно и даже зевнул…
Должна сказать, что я была достаточно напугана всеми этими откровениями  и  не приняла приглашения к совместной работе  по спасению земли и человечества. Наверное,  не готова была к посвящению. И, кажется, разочаровала своего спутника. Он не выполнил своего задания. И,  расставшись с ним  на столичном вокзале,   постаралась позабыть и эту встречу, и весь странный ночной разговор. И даже это имя – Илларион.  Я  действительно сделала все, чтобы поскорее съехать с той квартиры. Чтобы больше никогда  не видеть таинственного звездного странника.
 Иногда мне кажется, что он приходит ко мне во сне, но утром стоит ли  думать о ночных призраках? Я успешно закончила аспирантуру, защитила кандидатскую  и нашла работу в столичном вузе. В родной город я больше не вернулась. Удачно вышла замуж за вполне благополучного преподавателя высшей школы. Так что мы супруги и коллеги одновременно. И мое замужество, так я думаю, –  тоже была еще одна неосуществленная мечта моей матери: найти свою половинку в столице и перебраться из провинции в центр мира. Так что я по-прежнему доигрываю ее игры. А могла бы, наверное, жить своей жизнью, если бы… Если бы…Ну да что теперь…Ничего не изменишь!
И растет у нас с мужем славный сынок. Мы назвали его Илларионом. Почему-то мужу так понравилось это редкое имя. Я не хотела, но он настоял. Должна уточнить, что ни мужу, ни матери я никогда ничего не рассказывала об Илларионе, звездном страннике, ни о памятном ночном разговоре с ним в поезде. Хотя книги, которые написал Илларион, а он, как и намеревался, стал писателем, я читаю – преподавателю высшей школы нужно же быть в курсе современного литературного процесса.
А что до катастроф, которые  происходят в мире  в геометрической прогрессии, то я очень внимательно слежу за этой статистикой.  И кажется мне, что  иногда действительно помогаю душам перебраться через Стикс в назначенные им пространства. А когда мы с мужем путешествуем по миру – а мы стали много путешествовать, (Ларика обычно я оставляю на это время  у родителей, на Урале, мама вышла на пенсию),  то всегда посещаем места массовых ритуальных убийств, как  у народов майя, или места больших бедствий, землетрясений, цунами, как в Юго-Восточной Азии.  Я всегда там становлюсь особенно молчалива и задумчива. Муж чувствует мое настроение – и не мешает долгому молчанию.
Но  ни с какими люстрами я больше не разговариваю. Или, вернее, они не беседуют больше со мной. А жаль!




-






 

-


 


Рецензии
Сказка-быль.
Очень понравилось.
Наводит на размышления))
С теплом Ирина.

Ирина Черезова 2   30.06.2016 20:09     Заявить о нарушении
Спасибо. ира! И я в удовольствием посетила твою страничку. Успехов1

Галина Федорова-Косарева   01.07.2016 13:42   Заявить о нарушении