Глава 10 Все по своим местам

               
               
  Деревянный  стол, стоящий посреди обеденной комнаты, накрытый для ужина, разделял сидящих за ним, друг напротив друга,  опального воеводу и предводительницу амазонок, в то время когда его жена качала в соседней комнате  их маленькую дочь. Пространство зала  освещал  большой  очаг, время от времени весело потрескивая брошенными в него для растопки, сухими  дровами.

 Волк повернул голову в сторону пламени, не решаясь прервать первым эту тишину. Да и вопросов у него накопилось до неприличия много, за один вечер и не управиться. Амазонка, так же как воевода хранила молчание, но когда в комнату вошла Марина и села за стол, произнесла:

- Прости, воевода, но все твои вопросы я уже давно услышала.
И слегка улыбнувшись, добавила:
- Уж слишком громко ты о них думаешь. Но мне поручено говорить с вами обоими, потому я и дожидалась, пока маленькая Анна уснет, а Марина займет свое место за столом. К стати, вы  наверное проголодались с дороги, и тем более что вам слушать, а мне говорить, потому не стесняйтесь, утолите голод, я присоединюсь к  трапезе чуть позже. Волк посмотрел на жену  в недоумении: «Какая Анна? О чем речь? Их маленькую дочь звали Марией»,- вихрем  пронеслось у него в голове.

- Ну а теперь все по порядку. Как вы уже поняли мы прибыли в Танаис. Здесь вам предстоит жить, для того, что бы оставаться в безопасности. Этот дом не велик, но в нем есть все необходимое.  Наш лагерь неподалеку, там вам еще предстоит побывать. Дом куплен специально для вашей семьи и с этого момента он ваш.

 Волк пытался, что-то возразить. Но она остановила его протестующим жестом.
-Все, что найдете в доме то же ваше. Что- то, наверное, придется еще купить. Вот деньги на первое время,-  и выложила из своей сумки на стол  туго набитый кожаный мешочек. Марина потянула его к себе, ослабила тесемки и на стол начали выпадать золотые монеты. Она охнула. Это было намного больше, чем было отложено у них с мужем на черный день.

 Амазонка улыбнулась.
-Истратите это, получите еще. Танаис – «город золотой» . Кто тут только не жил, сначала греки, затем римляне. Ни те, ни другие так и не смогли выдержать натисков степи. Ослабевшим империям просто не хватало сил удерживать свои дальние рубежи. Его не раз бросали вместе с его жителями на растерзание кочевым племенам. Кто был побогаче, уходил морем, остальные пытались спастись бегством по суше, умирали в степи, либо попадали в рабство.
 
 Сам Танаис, как город сегодня уже никому не нужен, а как место где можно продать и купить,  что душа пожелает, он нужен всем. Город стал тем центром, куда стекается вся степь продать все, что награбила в набегах, а купцы со всех городов Понта купить это беспошлинно. Танаис отстроился, греческие дома восстановили. Иноземцы, приезжающие сюда за товаром, живут в них, сменяя друг друга. Степняки предпочитают селиться снаружи, разбивая у крепостных стен свои шатры. Спрашивать откуда у продавца та или иная вещь здесь не принято. Хочешь купить - торгуйся и забирай.Не хочешь - проходи мимо и не мешай.

 В обороте все  золото, серебро, которое ходит по миру. Тут никого не интересует, откуда ты пришел и какой ты веры, главное насколько туго набит твой кошелек. Выяснять отношения в городе запрещено. А если уж так невмоготу – выходите  в степь и режьте там друг друга там сколько душе угодно. Внутри городских стен все, и вы в том числе – в полной безопасности. За городом жизнь человеческая не стоит и ломаного гроша. По тому то  все крупные сделки совершаются в городе, а  товары, купленные здесь, вывозятся морем. Купцы не хотят рисковать. Некоторые живут месяцами, дожидаясь прихода своих кораблей. Благо греки в древности нарыли тут глубоких подвалов, в них то и хранят ожидающий погрузки на корабли товар.

 Этот город охраняем мы с сестрами. Каждый день здесь находится сотня амазонок.  Мы  поддерживаем в нем порядок.
  Волк в ответ только скептически хмыкнул.
- Понимаю твое сомнение воевода в том, как может всего лишь сотня, даже хорошо обученных военному делу  женщин, противостоять  нескольким тысячам головорезов,  если они задумают напасть. Конечно, город мы не удержим, но дадим время и возможность купцам уйти морем. И еще, там, где процветает торговля, с ней обязательно соседствует воровство. Лихих людей тут всегда хватало. Сейчас, правда поубавилось. Амазонка сразу в базарной  толпе вычислит проходимца по его нечистым помыслам. Каждая вторая из нас способна слышать мысли. По этому, когда решали, кто будет охранять Танаис - выбор и пал на нас.

- И кто же принимал это решение?- поинтересовался Михаил.
- Те, кто и возродил его из праха веков – ромеи. Народы, населяющие дикую степь, не умеют ничего кроме, как пасти скот, переезжая с места на место, в поисках более сочных пастбищ и грабить своих соседей.   Для войны нужно оружие, много оружия. Столько в набегах не захватишь. Они покупают его у ромеев, с одобрения императора и его двора. Особо крупные партии всегда приходят в Танаис в сопровождении военных кораблей империи. Сюда они идут  груженые железом, а обратно - полные золота. Когда здесь покупают и продают пшеницу, вино, украшения, тогда монеты считают, а когда  мечи,  наконечники для  копий и стрел – золото меряют весами.

- И все это оружие обращается, в конце концов, против Руси,- в задумчивости произнес Волк.
- Ну не все и не всегда. Русь все-таки далеко. Сначала под горячую руку попадают соседние кочевые племена. В дальние походы идут лишь многочисленные народы, они лавой прокатываются по степи, опустошая все на своем пути, как саранча и если хватает сил идут дальше. Такое случается примерно раз в  пятьдесят лет. Какое-то время  перед этим, торговля в Танаисе расцветает, а потом, волна орд сносит все в этой степи, иногда выплескиваясь и  за ее границы.

 Так Византия,  ослабляя своих противников и торговых конкурентов, еще и богатеет на этом.  Сейчас как раз такое время. В городе начал появляться новый народ. Греки называют их куманы. Печенегов кто-то выдавливает из степи, дымы их стойбищ уже видны в Тавриде и Танаисе. По всем признакам, скоро надо ждать новых набегов.

- Так стереть это осиное гнездо с лица земли!- почти выкрикнула Марина, грохнув по столу маленьким кулачком.Амазонка в ответ лишь печально улыбнулась.
-Кроме нашего города в устье Тана есть еще два. Они конечно поменьше, но цели у них те же. Да, еще все чаще в порту стали появляться генуэзцы. Греки их не жалуют. Кому понравятся конкуренты. А это – знак. Рим хочет потеснить Византию и здесь. Раньше, в такой ситуации мы отправляли гонцов в Киев, с сообщением и у Руси было время подготовиться к набегу. Сейчас нас там никто не услышит. Нет больше Анны, нет Владимира.

 На Руси даже  Рюриковичи не слышат друг друга. Князьям сейчас не до внешних угроз. На деньги Византии и Рима они дубасят друг друга, заливая все вокруг себя русской кровью. Но время еще есть. Будем надеяться, что все изменится к лучшему, к тому моменту, когда куманы окончательно наберут силу. Нам остается только ждать…

Продолжение-http://www.proza.ru/2014/03/22/1985


Рецензии