Патриотизм - любовь к земле отцов

Как писал философ Иван Ильин в своей книге «Путь духовного обновления», в семье человек учится «первым совестным движениям сердца и поднимается от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения – Родине и государству». Любовь к своей стране закладывается с раннего детства со сказками, которые родители ребёнку читают на ночь, с рассказами о предках…

Чувство патриотизма – это ощущение своей личности как части целого, то есть своего народа и страны, сопричастность своей жизни исторической судьбе Родины. Созерцая бескрайние русские пространства, осмысливая со школьной парты исторический и духовный опыт нашего великого народа, душой и сердцем врастает молодой человек в жизнь России, чтобы своим трудом созидать её мощь и величие.

Слово «Родина» происходит от «род» и означает место рождения. Часто можно слышать словосочетание Родина-Мать, которое перекликается со старорусским образом Мать -  Сыра Земля, берущим своё начало в славянской мифологии.
Слово «Отечество» - происходит от «отец» и означает «земля отцов». Любовь к «земле отцов» - это патриотизм (от греческого «патрис» - отечество).

От мужчины - главы семьи в русском самосознании архетип Отца исторически восходит к образу правителя государства – в прежние времена монарха, который в русских сказках воплощен в образе Царя-Батюшки, который правил Россией (Русью) – Матушкой; позже – советских вождей, а ныне – президента, хотя и в меньшей степени.

Мыслитель Константин Леонтьев называл это явление «родовым монархическим чувством» и писал в своей работе «Византизм и славянство»: «Родовое чувство выразилось у нас в семье слабее, чем у многих других (народов – прим. авт.)… всю силу нашего родового чувства история перенесла на государственную власть, на монархию».

Либеральные мыслители, как правило, связывают это с т.н. «рабским менталитетом». Но русский философ Иван Ильин, возражая им, писал об этом в своём труде «О русской идее» так: «Россия росла и выросла в форме монархии не потому, что русский человек тяготел к зависимости или политическому рабству, как думают на многие Западе, но потому, что государство в его понимании должно быть художественно и религиозно воплощено в едином лице – живом, созерцаемом, беззаветно любимом и всенародно «созидаемом» и укрепляемом этой всеобщей любовью».

Русский патриотизм основывался на любви к своей «земле-матушке» и к правителю. Эта идея восходила через православно-христианскую религию к Богу через понимание России как Третьего Рима или Святой Руси. Основателем этого учения является старец псковского Спасо-Елеазарова Великопустынского монастыря Фелофей, живший в 15 веке.
Таким образом, само государство в сознании русского народа, по словам философа Виталия Аверьянова, представлялось как Хранитель Правды Божьей, а царь – как хозяин и защитник Земли Русской, заботливый и любящий Отец для народа.

Что касается отношения к другим народам, то русские всегда воспринимали их как равных себе, не возвышаясь над ними как европейские колонизаторы. Идеи расизма – порождение Запада. Британский дипломат и историк лорд Керзон (1859–1925) писал: «Россия, бесспорно, обладает замечательным даром добиваться верности и даже дружбы тех, кого она подчинила силой. Русский братается в полном смысле слова. Он не уклоняется от социального и семейного общения с чуждыми расами».

После падения российской монархии в феврале 1917 года русской мессианской идеей стал коммунизм, как отражение многовековой мечты народа о торжестве справедливости. «Человек человеку – друг, товарищ и брат» - гласил один из пунктов «Морального кодекса строителя коммунизма». А при Сталине в новом гимне Советского Союза появились слова про Великую Русь, которая «сплотила народы в Союз нерушимый».

Победа 1945 года вновь показала великую роль русского народа в мировой истории и то, что Россия является одной из мировых сил, удерживающих всю планету в равновесии. И это событие до сих пор является одной из важнейших основ современного российского патриотизма. После войны СССР выступал за мир во всём мире и боролся против угнетения классов общества в других странах и целых народов в колониях европейских государств, что отвечало глубинным чаяниям русского человека.

Но в середине 50-х годов американский политолог Збигнев Бжезинский, по словам историка Андрея Фурсова,  отождествил советский строй и сталинизм, с нацизмом, с гитлеризмом. Это был удар в самое сердце национального самосознания русского народа, высшей ценностью которого является справедливость. А как только усилиями диссидентов и зарубежных пропагандистов население СССР убедили, что их страна – «империя зла», а её история представляет собой сплошную череду кошмарных эпизодов, произошёл конфликт с собственной идентичностью, разочарование народа в стране и самом себе. И до сих пор некоторые диссиденты из той эпохи заявляют о кровавости русской истории и грядущем распаде уже новой России.

Распад СССР был крупнейшей геополитической катастрофой даже не 20 века, а многих столетий русской истории. «Целили в коммунизм, а попали в Россию», - как метко выразился Зиновьев. А точнее попали в извечную мечту русского народа о государстве правды и справедливости, оплоте Добра на Земле.

В 90-е стали строить «нормальное демократическое государство» во главе с президентом, избираемым на четыре года. То есть место Правителя-Отца занял чиновник-менеджер, для которого управление государством – не дело всей жизни, требующее вложение души и сердца, но лишь временная должность типа генерального директора, для которого управление государством – лишь управленческая должность, не подразумевающая какой-то высокой сакральной роли.

Однако русское самосознание не было выжжено дотла, несмотря на все усилия либералов-западников. Мечты о возрождении Империи Добра в противовес новому завоевателю мира – США, а также социальной несправедливости живы в народе. Подсознательно русский человек ищет нового Царя – Отца Нации. Но не потому, что нуждается в плётке «хозяина», а потому, что знает горечь смутного времени и пагубность правления безответственных временщиков. И даже на выборах, наибольшее внимание уделяется личностям лидеров политических партий, а не их программе. Потому мы и наблюдаем уже 20 лет одни и те же лица в политике. Понимая этот факт и, во многом, страшась его, либералы даже президента Владимира Путина в своих карикатурах изображают в царской короне.

В наше время идеология российского патриотизма только создаётся. Но защита Южной Осетии и Сирии, русскоязычного населения Украины после произошедшего там переворота, а также открытое выступление против содомизации мира уже вновь формирует роль России как одного из геополитических центров силы на планете. Ведь по-настоящему свободная жизнь возможна лишь в суверенном государстве, а не под гегемонией «цивилизованного Запада», который служит ориентиром для либералов. А потому долг каждого патриота – быть точкой опоры суверенитета страны и поддерживать её в историческом пути с любовью в сердце к земле отцов.


Рецензии