Далеко от фронта. В горах Киргизии-4. Обвал

Далеко от фронта. В горах Киргизии,
или
Приключения Раечки
*****
(В пяти частях. Это журнальный вариант. В небольшом сокращ.)
Из цикла "Война в судьбе моей семьи"

   САМОМУ ДОРОГОМУ ЧЕЛОВЕКУ – МОЕЙ МАМОЧКЕ, ТРУЖЕНИЦЕ ТЫЛА,
   И ВСЕМ ВЕТЕРАНАМ В.О.ВОЙНЫ И ТРУДА
   П О С В Я Щ А Е Т С Я!      
               
                "Всё – для фронта, всё – для Победы!"
                (Лозунг-плакат военных лет)
               
                ***
                "...Как мы только выжили?! Загадка…
                Я не понимаю до сих пор.
                Это лишь в кино в тылу всё гладко…
                Я жива судьбе наперекор!.."
                (Сказочник-Робинзон. "Мама, расскажи мне про
                войну...")

   От автора
 
   Эти истории цикла можно читать и по отдельности, без продолжения. Просто я разбила его на части. Их объединяет только главная героиня Раечка.
    Но, чтобы лучше понять содержание, начните с первой, а дальше... если не пропадёт интерес!

   АНОНС
   
   ...Когда так неожиданно, застав всех врасплох, потекли-посыпались камни, Броня от ужаса зажмурила глаза и инстинктивно бросилась и прижалась к Николаю. Он с готовностью обнял и прижал к себе девушку, пытаясь закрыть собою от опасности сверху. Ей казалось, что этот грохочущий каменный водопад никогда не кончится…
   
   ...Но камнепад закончился так же внезапно, как и начался…
   ...И сразу наступила странная – мёртвая тишина. Ни звука не было слышно, и это безмолвие пугало ещё больше…
   
   ...Молодые люди хотели выйти из своего жаркого и душного укрытия, но это оказалось невозможным. Их завалило камнями!..

   ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ: ОБВАЛ
   
   Всё дальше в историю уходят от нас события и люди, связанные с Великой Отечественной войной... Но разве ЭТО можно забыть???
   Проклятая война!.. Она прошлась-прокатилась страшным огненным колесом по миллионам ни в чём не повинных людей: убивала, ранила, ломала, калечила тела и души, жизни и судьбы. А ещё – закаляла физически и духовно, выявляла и оттачивала характеры.
   Не обошла стороной и мою семью, моих отца и маму – тогда она была ещё не Раисой Ивановной и просто Ивановной  –  как все её давно уважительно величают, а просто Раей, Раечкой… Комсомолкой, активисткой, смелой и отважной девушкой.
   И я тоже буду так её здесь называть!

1

   Прошёл ещё один трудный военный год. Третий уже!
   
   Война всё не заканчивалась, хотя фронт был теперь далеко на западе, продвигаясь в глубь Европы.
   1944-ый год был годом победоносного наступления Красной Армии на всех фронтах. Цель его состояла в полном освобождении советской территории от оккупантов и оказании помощи народам, страдавшим от фашистского гнёта.
   В 1944-ом году Советские Вооружённые Силы добились выдающихся успехов: полностью была освобождена территория СССР, выведены из войны союзники Гитлера, Красная Армия вышла непосредственно к границам Третьего рейха.
   
   И теперь все: и на фронте, и в тылу – жили в ожидании окончания этой проклятой войны, в предвкушении победы, верили в неё, в гений Сталина.

***
   
   А здесь, в Киргизии, далеко от фронта, жизнь шла, как обычно: люди работали, твёрдо убеждённые, что своим трудом тоже приближают долгожданную Победу.

   В начале лета ветврач Бронислава, Броня – как её все называли – новая подруга Раи, должна была отправиться на летнюю горную ферму для лечения и профилактического осмотра крупного рогатого скота. В районе было уже несколько случаев непонятных заболеваний коров и племенных быков. А один случай, со смертельным исходом, – совсем рядом, на соседней ферме, и поэтому директор совхоза и Рая, молодая заведующая фермой, были этим очень обеспокоены: а если начнётся серьёзный падёж скота? Как уберечь стада, которые были в войну на вес золота, и за каждую потерянную «голову» им пришлось бы отвечать своей головой?!..
   
   Вместе с Брониславой в горы отправился и их новый зоотехник Николай, который давно уже ухаживал за ней и несколько раз намекал, что хочет на ней жениться – вот только бы война поскорее закончилась. А пока было не до свадеб!..
   
   Рано утром, взяв всё необходимое, они с Броней выехали на совхозных лошадях, выделенных им директором сразу по приезду – как и всем молодым специалистам (Раечке, как уже говорилось ранее, досталась красавица и умница Жулдуз, Жулдузка-Звёздочка, не раз потом выручавшая и даже спасавшая её).

***
   
   Солнце, нежно разрумянившееся, как только что проснувшийся ребёнок, медленно, чуть лениво поднималось над вершинами гор. Но видно, день будет опять жаркий. От скалистых гор, ещё не успевших охладиться за короткую летнюю южную ночь, веяло теплом, и даже воздух, казалось, колышется вокруг лёгкой, прозрачной кисеёй.
   
   По узкой каменистой дороге, с двух сторон сопровождаемой огромными серым скалами, ехали медленно. Казалось, горы свесились прямо над ними своими оголёнными каменными глыбами, но это не пугало, а, наоборот, придавало некую романтичность и таинственность их обычной поездке.
   
   Сначала молодые люди молчали, но потом Николай, как настоящий кавалер, стал развлекать Броню.  И она весело и очень заразительно хохотала над его шутками.
   
   «Смотри, как камень теплом дышит!» – сказала Броня вдруг. И, не слезая с лошади, дотронулась до нависшей над узкой дорогой серовато-бурой скалы.
   
   Не успела она это сказать, как раздался грохот, похожий на раскат грома, и девушка подумала, что опять гроза собирается (как было с начала мая). Но откуда-то сверху, словно кто-то ТАМ, наверху, только и ждал этого её прикосновения, посыпались и покатились камни. 
   Молодые люди едва успели слезть с лошадей и спрятаться, как под навес, под выступ скалы, похожий на козырёк огромной кепки какого-то сказочного великана. Поэтому они не очень пострадали, отделавшись только синяками и ссадинами. А вот их бедным лошадям, которым совсем негде было спрятаться на дороге, досталось основательно. Хотя они могли бы уйти, ускакать от этого опасного места, они почему-то остались рядом с людьми.   
   
   Когда так неожиданно, застав всех врасплох, потекли-посыпались камни, Броня от ужаса зажмурила глаза и инстинктивно бросилась и прижалась к Николаю. Он с готовностью обнял и прижал к себе девушку, пытаясь закрыть собою от опасности сверху. Ей казалось, что этот грохочущий каменный водопад никогда не кончится.

2
   
   Но камнепад закончился так же внезапно, как и начался.
   И сразу наступила странная – мёртвая тишина. Ни звука не было слышно, и это безмолвие пугало ещё больше.
   
   Молодые люди хотели выйти из своего жаркого и душного укрытия, но это оказалось невозможным. Их завалило камнями!

   — Что будем делать, Коля? – тревожно спросила Броня.

   — Надо разбирать завал и выбираться из этой… берлоги! Мы же... не горные... медведи! – мрачно пошутил Николай, не теряющий чувства юмора даже в такую минуту.
   
   — Ага, медведь с медведихой! – в тон ему пыталась сострить Бронислава.

   — Точно! Прям, семья! Ну, давай откапываться как-нибудь,... медведиха!

   И началась кропотливая и изнурительно-тяжёлая работа «до седьмого пота».

***
   
   Сколько времени прошло, они не знали. И вот наконец им удалось выбраться из своего каменного плена на дорогу.
   
   Зрелище, представшее перед их глазами, было удручающим.
   
   Конь Николая, Мальчик, как потом выяснилось, с перебитыми ногами лежал на краю дороги, полузасыпанный камнями. Он громко и протяжно, почти по-человечески, стонал, жалобно глядя поверх камней на своего хозяина. Его красивые умные глаза словно умоляли о помощи, и Николаю даже показалось, что его конь плачет..
   
   Да и Брониной Ласточке тоже порядком досталось. Она лежала чуть дальше от Мальчика, тоже под камнями, и тихонько хрипела, придавленная камнепадом. Возможно, у неё тоже был перелом или больно били по голове сыпавшиеся отовсюду камни – ухо было окровавлено, глубоко пораненное каким-то острым обломком скалы.
   
   Николай и Броня попытались освободить Мальчика из-под камней, но, видимо, задевали всё время его больные места, и он даже попытался укусить хозяина за руку, чего раньше, всегда такой смирный и спокойный, никогда бы себе не позволил.
   
   С трудом, сами уже порядком уставшие, с ободранными в кровь руками, пока выбирались из своего завала, они убрали от бедного коня часть самых больших камней.
   Но что с ним делать дальше? Несчастное животное так страдало от боли, что Бронислава не выдержала и, отвернувшись от него, зарыдала в голос. Да и Николай, как ни крепился, не мог сдержать слёз, глядя на мучения своего израненного Мальчика.
   
   Было понятно, что тому уже не подняться с двумя перебитыми ногами. А смотреть, как мучается бедное животное, не было сил.
   И тогда молодые люди приняли решение – почти одновременно.
   
   Броня отошла и отвернулась, зажав уши руками, а Николай, достав из-за плеча ружьё, крепко стиснул зубы и, почти не глядя, выстрелил Мальчику в чуть подрагивающее ухо…

***
   
   Ласточка тоже была освобождена из-под завала. Ей, к счастью, досталось меньше, чем Мальчику, но о том, чтобы на ней можно было ехать дальше, не могло быть и речи.
   Бедная лошадь попыталась подняться, но не смогла: видимо, сильно придавили её камни и болело, причиняя невыносимые страдания, большое, сильное, ушибленное ими тело.
   И Ласточка с тяжёлым стоном снова улеглась на дороге, как-то неестественно подогнув под себя красивые грациозные ноги в белых «носочках».

   — Придётся пока оставить её здесь, – решил Николай. – Потом заберём!
   
   — Ласточка! Мы тебя здесь не бросим! Держись, моя хорошая! – прошептала Бронислава, погладив лошадь по тёплой щеке, мокрой от слёз!

   Оказывается, животные тоже плачут, как люди!..

   И, скрепя сердце, они, напоив Ласточку из Брониной фляжки, оставили раненую лошадь под палящими лучами солнца, а сами пошли до Раиной фермы пешком.
   
   С трудом перебравшись через усыпавшие дорогу камни-валуны, они двинулись вперёд уже чуть быстрее, хотя и сами порядком устали, освобождая себя и лошадей из каменного плена.

3
   
   Красивые и величавые горные хребты, обступившие измученных людей, своим волнообразным бегом к горизонту теперь уже не вызывали у Брони такого восторга, как раньше. Скорее, они вселяли в девушку какой-то мистический ужас: горы казались ей какими-то сказочными животными-великанами, страшными чудовищами, продолжающими преследовать их, таких маленьких и беззащитных перед грозной стихией. И здесь, на узкой горной дороге, похожей на каменный лабиринт, ни спрятаться от них, ни победить их – невозможно!
   
   И девушка впервые с ненавистью посмотрела на эту страшную и опасную красоту плавно очерченных горных цепей, местами словно прорезанную тёмными балками-ущельями. После этого неожиданного и ужасного камнепада Броне казалось, что вся здешняя каменистая земля всколыхнулась и покоробилась у них под ногами.
   
   Они с Николаем, действительно, видели несколько раз большие щели на дороге, говорившие о небольшом землетрясении, которое (как потом оказалось) и вызвало этот внезапный обвал в горах. И Броня шла теперь осторожно, всё время глядя себе под ноги, словно опасаясь провалиться глубоко под землю. Она подспудно боялась, что с ними может ещё что-нибудь здесь произойти, что одним камнепадом дело не ограничится. И тогда им уже не спастись! Не вырваться из этого каменного капкана!.. Никто и не найдёт их здесь!

***
   
   Но было по-прежнему жутковато-тихо. Бесстрастная глухая тишь и синий небесный свод нависли над ними, словно давая людям возможность прийти в себя и успокоиться.
   
   Николай, видя состояние девушки, тоже мрачно и сосредоточенно, с несвойственным ему долгим молчанием, шагал  рядом с ней,  не пытаясь разговорить, как было ещё совсем недавно.
   
   Солнце поднялось уже  высоко. И было нестерпимо жарко, и потому очень тяжело идти по тёплой каменистой дороге под палящими лучами, под открытым небом, светло-голубым, как выцветшая, когда-то синяя, простыня. И эта знакомая дорога казалась Броне такой нескончаемо длинной, словно не было ей конца и края!..

***
   
   До «Раиной фермы» (как все её звали) они добрались почти к вечеру – обессилевшие, грязные, буквально умирающие от жажды.
   
   Увидев друзей в таком ужасающем виде, без лошадей, Раечка и работники фермы сразу поняли: случилось что-то непредвиденное.
   
   Когда их сначала напоили холодным айраном*, а потом накормили нехитрым ужином, они немного успокоились, и Николай рассказал обо всём, что с ними произошло, и очень сокрушался об оставленных на дороге лошадях. Особенно он горевал по своему погибшему коню – красавцу Мальчику, такому умному и преданному ему.
   
   А Броня, не скрывая слёз, плакала, будто во второй раз переживала весь этот горный кошмар…

P.S.

   Её рассказ и передала мне мама, та самая Раечка-мастур.**

 
   ПОСЛЕСЛОВИЕ
   
   Потом выяснилось, что в тот день, действительно, многие слышали грохот, похожий на гром, и ощутили подземные толчки. Но за работой думать о них людям было просто некогда, да и не такая уж они здесь, в горах, диковина – вот и привыкли уже к ним местные жители и не боялись.
   
   А старики киргизы, сельские аксакалы, говорили, что это Дух Гор на людей за что-то обиделся, разгневался и послал им за их прегрешения наказание-предупреждение в виде землетрясения и небольшого обвала.*** 
   Все сказали, что Броне с Николаем ещё повезло, легко отделались – не погибли.
Вместо лошадей им дали тогда (на время!) осликов, с которыми им пришлось помучиться – ох и упрямые они, черти крикливые, были! Бей-не бей, встанут, и – хоть ты тресни, орут своё «Иии-а! Иии-а! Иии-а!» и не хотят не только бежать, но и просто шагом идти! Но, хоть и были они упрямыми и твердолобыми, зато неприхотливые и выносливые, прямо-таки двужильные животные! Труженики азиатские!
   
   А Бронину Ласточку удалось выходить, и она ещё долго и верно служила ей.
   
 
   Примечание

   * Айран (тюрк.) – холодный летний напиток в Средней Азии, делается из кислого молока и воды.         

   ** Мастур – то же, что мастер.
   
   *** А ещё и чрезмерный выпас скота и вырубка лесов на крутых горных склонах привели к увеличению числа оползней и лавин, которые иногда поглощали целые деревни.
   

   КОНЕЦ ЧЕТВЁРТОЙ ЧАСТИ. 
   ОКОНЧАНИЕ, Ч.5: «ПРЕДСКАЗАНИЕ СТАРОГО КОЛДУНА. ПОБЕДА!» –   
   http://www.proza.ru/2014/05/05/1846
   
   

© Ольга Благодарёва, 2014

N.B.!

   Это произведение, как и все остальные, имеет авторское свидетельство
и защищено Законом "Об авторском праве".
   Никакая его часть не может быть копирована и использована в любом виде без письменного согласия автора и указания на источник цитирования!

   ОТ АВТОРА

   Уважаемые читатели!

   Теперь, когда время начинает сглаживать живые воспоминания моей мамы о тех годах, мне показалось приятным и столь же полезным воспроизвести их. Однако рассказанное ею не во всех деталях подвластно её и моей памяти, и сейчас я не могу в точности пересказать всего, что я от неё слышала. Не говоря уже о том, что надо пережить самому такие минуты, чтобы иметь право рассуждать о никогда не испытанном.
   Но ведь у меня есть фантазия и воображение, и с помощью неих я и заполнила пробелы – при этом вовсе не искажая сути...
   В основу моих приключенческих рассказов о Раечке легли реальные события и истории из жизни мамы, рассказанные ею.
   Изменены только некоторые имена и наименования – забылись за давностию лет.
   
   Начало (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: " ГОРНЫЕ ВОЛКИ" – ЗДЕСЬ: http://www.proza.ru/2013/05/12/1829   
   

   ФОТО – из Интернета. В горах Киргизии.
   Спасибо автору! 


Рецензии
Да, смертельные и ходы в горах не редки... Действительно, людям просто повезло, видимо, для чего-то более полезного их оставил жить Дух Гор... Иду читать последнюю главу...

Станислав Климов   14.09.2023 21:21     Заявить о нарушении
Спасибо, что читаете!

Ольга Благодарёва   15.09.2023 09:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.