Одна неделя школьного учителя. День пятый

                День четвёртый здесь:
                http://www.proza.ru/2014/03/14/104   
               
                День пятый

       В пятницу был солнечный день, и в раскрытое окно кабинета  биологии залетела оса.  Шёл урок природоведения в пятом классе.
     Оса сначала медленно обследовала поверхность стекла, громко жужжа, потом стремительно поднялась вверх и несколько раз быстро облетела класс,  неожиданно меняя высоту и направление своего полёта. Пятиклассников её воздушные упражнения повергли в невыразимый ужас. Девочки запищали, некоторые  дети  спрятались под парты, а смельчаки схватили дневники и стали размахивать ими, пытаясь зацепить насекомое и остановить внезапно возникший переполох.
     С трудом Вере Борисовне удалось перекричать вопли перепуганных учеников и усадить всех на места.
- Нельзя размахивать перед осой руками! - строго сказала она.
- Что же нам - ждать, пока она ужалит? - возмущённо спросил Костя Зелин, наблюдая, как перемещается под потолком незваная гостья.
- Сама она не нападёт: только если почувствует угрозу. Размахивание послужит для неё сигналом к защите!
- А если оса сядет на кого-нибудь?
- Не сядет! Но если бы так случилось, следовало бы стоять тихо,  потому что рассерженная оса опасна: она не оставляет, как пчела, своё жало в теле жертвы или противника, а жалит несколько раз, впрыскивая  под кожу всё новые порции яда.
     - Нужно прихлопнуть её учебником! - выкрикнул Дима.
- Нет, мы не станем этого делать! Она ничем не навредила нам, лучше откроем шире окно, для неё наш кабинет - ловушка, она сейчас испугана, заблудилась, - возразила Вера Борисовна. - Осы  тоже выполняют своё предназначение в природе, как и другие, никого нельзя бездумно уничтожать!
-  А  какая от них польза? - поинтересовалась Вика Шустрина.
- Я читал, что осы нападают на пауков! - выкрикнул Денис с последней парты.
- Да, они откладывают яйца в тело  пауков, гусениц, мух, тем самым обеспечивая своих будущих детёнышей  пищей и принося пользу деревьям и людям, - уточнила Вера Борисовна.- Личинка постепенно съедает жертву, но когда становится взрослой осой, питается в основном соком и нектаром плодов и цветов.
 - Я и не знал, что они такие заботливые родители, - удивился Коля Ежов.
- Перелетая с цветка на цветок, осы  опыляют плодовые деревья, как и пчёлы. Их много разновидностей, около тысячи. Одни  живут в дуплах деревьев, другие строят себе домики, - продолжила рассказ Вера Борисовна. – Ещё есть осы – хищники.  Это шершни. В Японии размеры  их достигают 4см! Они разоряют пчелиные гнёзда для прокорма своих личинок, заодно поедают мёд. Нападая   на пчёл,   шершень может убить десятки их в считанные минуты! Как  хищники  они очень выносливы  и во время охоты способны преследовать жертву на расстояние до пяти километров! Но в то же время шершни бывают полезны, легко справляясь с такими крупными и вредными для посевов насекомыми как саранча.
- А я видела, как осы питаются!- воскликнула Вика. - На даче у нас жили осы, так они просто обожали арбузы! Я думала, что ос нужно убивать!
 - Оса не знает, что  вы разрезали арбуз для себя. Для неё это такая же находка, как цветок или надкушенное сладкое яблоко, поэтому, когда вы её отгоняете, пытаетесь убить, она защищается, отстаивая своё право на жизнь и найденную ею пищу, а вас воспринимает как врага и храбро сражается.
-Убивать вообще никого не нужно, - веско добавил Дима Веселов. - Волки - тоже хищники, но их называют санитарами леса, а львы, наверно, санитары пустыни.
- Звери практически никогда не нападают без необходимости, только чтобы выжить, кормить детёнышей, я читал, - отозвался Саша Тихонов. - Сытый лев даже не встанет, если пройти мимо, но лучше всё же не заходить на их территорию.
- Гораздо страшнее и опаснее человек, который способен осознанно   причинить боль и страдания другим  людям или животным, зачастую ради забавы или от злости, - вздохнула Вера Борисовна.
- А оса улетела! - показала рукой на окно Женя.
-Тогда продолжим  тему урока!
- Жалко...
- Вот бы оса снова прилетела - мы бы ещё о ней поговорили!...
Вера Борисовна улыбнулась:
- Тем, кто самостоятельно найдёт дополнительный интересный материал по теме, поставлю пятёрку!
Она знала: желающие найдутся.
Второй урок прошёл без происшествий, и домой Вера Борисовна возвращалась с чувством удовлетворения от работы.
 
                День шестой
 http://www.proza.ru/2014/03/20/101


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.