Владимир Шаинский - Зовите меня просто Вовой

 Из архива журналиста.1990, 1995.

     Владимир Шаинский.
     "Зовите меня просто Вовой!"
Из архива журналиста

Каждый год 12 декабря  у Владимира Шаинского, автора песен  о  крокодиле Гене и Чебурашке, дроздах и кузнечиках, голубых вагонах и других,   днях рождения.            

Мне довелось поздравлять его с 70-летием в 1990-м; в 1995м -с 75-летием . А  сколько ему теперь, посчитайте сами . Посчитали? Да, но кто бы мог подумать!

(В.Шаинский 1925 г. рождения.Сейчас живет на две страны- в России и США).

Кто-то назвал Шаинского большим ребенком.Он и сам не прочь подыграть такому образу.»Зовите  меня просто Вовой!»-предложил композитор при знакомстве, и  начались его вспоминания:

"Впервые  я побывал в Риге еще 40-летним юношей. Друзья пригласили  на   праздник  Лиго . -До сих пор теило вспоминаю  о том визите: была очень хорошая компания. Помню вкус замечательного деревенского  пива из  маленьких бочек.Тогда я провозгласил тост за независимость народа Латвии, а хозяева, латыши и русские- за успехи  в восстановлении еще молодой тогда моей исторической родины Израиля».

 С тех пор Шаинский в Ригу не приезжал целых 30 лет, а мы все равно  пели и про день рождения, и про улыбку, и  песенку, с которой вместе весело шагать. Пели, поем и  своих детей и внуков научили.

И  вот, наконец-то  в 1990-м по приглашению Фонда русской культуры в канун своего 70-летия, он снова в Риге. Композитора сопровождала его 29-летняя         супруга Светлана, экономист, мать  двоих  его  младших детей:8-летнего Славика, тоже уже почти композитора, и 5-летней Анечки, из балетной студии Останкино

 КАК я  государственную премию получал...

- Пожалуй, расскажу,  как я  государственную премию получал. Год  1981. Новых лауреатов позвали в Кремль на  торжественное вручение наград. После официальной части, как водится, застолье. А я до него  большой охотник. Огромные банкетные столы  расположены буквой «Т«. За  длинной ее части-лауреаты, за короткой-правители. Угощение , правда, всюду одинаковое- водки больше, чем  закуски.

Я рассчитал так: интеллигенты пить не умеют, значит, водка останется.Но я о-очень ошибся! Как всегда, быстренько  сделав свои 20 подбросов полных стопок с тыльной стороны руки и с колен, я увидел,что на столе руководства  тоже уже  все выпито.Тогда я «подбросил» еще четыре рюмки сухого вина "Бычья кровь".               

Однако, оказалось, что «они» за нами наблюдали.Подходит ко мне седовласый  благообразной наружности человек  с орденом Ленина  и значком депутата Верховного Совета СССР:»Хорошо  пьешь,-говорит.- Молодец! Но мне больше нравится, как ты музыку пишешь», и отошел. Я ломаю голову: кто такой? Наверное, тоже  композитор с Украины, решил я.Вот ведь, думаю,  какой честный человек. Редко, когда композитор  про твою музыку хорошо скажет...
А за седовласым подходит ко мне молодой, лет 40, но тоже со значком. Поздравляет, желает. »Спасибо, дорогой!"- говорю. Уже начали действовать мои  подбросы. - И ты тоже молодец!-молодой, а уже депутат. А ты не знаешь, как фамилия того композитора с Украины?». -«Какого композитора, какая Украина! Это же твой шеф,завотделом культуры ЦК». Я слегка сдрейфил, а он сказал:»Вижу, пора представиться, Я министр культуры России»...

 УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС  по Шаинскому

- Не могу сказать, что все действия правительства  всегда вызывают у меня восторг . Чтобы   была  на земле справедливость  , я  разработал свой «Уголовный кодекс». Предлагаю принять справедливые законы ,  более справедливые принципы , в частности ,  к преступникам. Людям бы  лишний раз задуматься о судьбе  и предназначении человечества на земле... Но при всем при том,что творится вокруг , я за то, чтобы власть часто не менялась. По армейскому воспитанию знаю, что всякий новый командир хуже старого. Новая метла. Таких »метел» на моем веку было предостаточно.  Я за плюрализм и убежден,что возвращение к тоталитаризму, отказ от гласности для России было бы страшным несчастьем. Не дай Бог всем нам вернуться  к старому, но думаю, что народ этого не допустит. И  крокодил Гена еще долго на гармощке  будет играть, и петь про день рождения , который только раз в году.

«КАКОЙ ты СТАЛА, НАША ДУНЯ!»

В сочельник 1996-го в помещении теперь уже бывшего Рижского музыкального театра  -ночное шоу. Шаинский прехал специально ... От  удовольствия зал дружно подпевал и щедро награждал его аплодисментами, неистовствовал, свистел и даже топал ногами.

-Я уже решил :хочу быть не только композитором, но и исполнителем. После приезда в Москву займусь подготовкой  клипов и новой программы " Поет Владимир Шаинский". Вот тогда и будет настоящий праздник. Создам свою группу. Я нашел девушек, которые будут работать со мной на эстраде. Если , конечно, жена Света разрешит. В таких случаях она говорит: «Понятно, ты  с  ней говорил о литературе.-И добавляет- в постели». Так говорила мой первая жена,  а Света узнала, и повторяет. Причем, без всяких на то оснований.Поверьте, я веду себя очень прилично.

-А теперь  премьера  песни -"Русская  фотомодель», или  «Какой ты стала, наша «Дуня!»-объявил сам  Шаинский.-Не возражаете?
 Зал не возражал и  неистовствовал  снова, когда Шаинский пел и плясал, рассказывал о том, какой международной суперзвездой стала русская Дуня, рекламируя  по всему свету  мыло  и шампунь.

БЕГОМ НАВСТРЕЧУ СЛЕДУЮЩЕМУ ЮБИЛЕЮ
Владимир Шаинский  до сих пор молод.Даже  по- пионерски задорен ( недаром лауреат премии лнинского комсомола). И , надо  сказать, не только душой.Потому как до сих пор прыгает с парашютом,ныряет с аквалангом.

-С чего начинается утро композитора?
-Как встаю-даю руководящие указания Свете, жене моей, но они чаще всего не выполняются.Потому что в это же время она дает руководящие указания мне и детям – Славику и Анечке.А они –нам. Таким образом, все  мы становимся руководителями.

-Ну  а дальше  -за рояль?
- За рояль с утра не сажусь, сначала надо сделать пробежку, чтобы войти в форму. Недавно я приболел,перестал бегать и сразу располнел.Бегаю и на даче, и в Москве: с Колхозной  площади 550 м до Самотечной площади, до уголка  театра Дурова ...10 раз туда-сюда, вот и набегает километров пять: полчасика, и килограмма нет, можно идти домой работать. С  этого момента и начинается композитор...

-Чем  еще поддерживааете  форму?-Давно увлекаюсь подводной охотой, Беру глубину 15-16 метров со всем снаряжением номер один.С аквалангом могу и больше...

-Что вы не успели за свои годы?                - Ни разу  не прыгал с самолета,только с вышки.Не достиг, а надо бы! «Бросьте меня !»- сколько раз убедительно просил командование , выступая перед асами-летчикам .. Не сбросили. « Не положено!-говорят- только до 40 лет». А мне уже... музыке тоже не сделал того, что следовало: написать  бы еще больше по количеству , да лучше по качеству. А вообще я с детства очень не люблю работать и проклинаю тот час, когда согласился стать композитором.
-А Вас просили?
-Очень, особенно  Министерство культуры Союза и г-жа Фурцева, которую   живьем я никогда не видел.»Будь композитором!»,»Будь композитором!»-очень просили и коллеги.-А то нас так мало». Вот я и стал...

Но если серьезно, то в девять  лет меня взяли в музыкальную студию киевского  Дома пионеров, потом перевели  в Центральную музыкальную школу для одаренных.Потом была армия, потом  окончил Московскую консерваторию-оркестровый факультет  по классу  скрипки  с квалификацией « солист-скрипач». Но меня увлекла композиция, попытался поступить на композиторский факультет Московской консерватории.Но тогда, в 1952-м, как раз  началась  борьба с  формализмом , лучших педагогов разогнали, а евреев  еще не брали. Взяли в Бакинскую консерваторию, закончил, учился у Кара-Караева.

-И  наступил день, когда вы проснулись знаменитым...
-Популярность пришла не с детскими песнями, как проинято считать. Наверное, это была моя «Лада». Ее горланила вся молодежь  Москвы. А потом на радио прошла песня »Как бы мне влюбиться, что б не ошибиться»» в исполнении Аллы Пугачевой.Это был мой первый фурор. Когда в 1966-м закончил  в Баку консерваторию, сочинил симфонию и думал стану серьезным композитором.Но Алла мою судьбу перевернула. И я не в обиде.С тех пор  выпущены десятки грампластинок, дисков с детскими песнями.

-А теперь выдвинули в государственную думу.
-Хотя политикой сроду не занимался, но  какие-то «ценные «предложения  посоветовать смогу.

-Чтобы могли посоветовать людям?
-Приходит к врачу богач. Ему совет: » Фрукты, фрукты,фрукты!
 «Воздух, воздух, воздух!»-совет бедняку.
 Я был бы счастлив, если и бедняки  имели фрукты и устрицы, а моя музыка помогала бы им легче переживать невзгоды и трудности.

 Когда-то Черномырдин , еще премьер-министр, в интервью сказал, что его любимая песня »Один раз  сады цветут», а я гордился, что ее исполняла   Анна Герман.  Еще больше люблю, когда мои песни поют дети .


АНЕКДОТЫ от  ШАИНСКОГО

Хотя Шаинский учился в Баку, он любит шутить на  грузинские темы

Двое грузин, не умеющие играть в шахматы, расставили фигуры на доске.Один подвинул фигуру  на полклетки и воскликнул:»Мат!».Другой подумал-подумал, передвинул фигуру  на полклетки, и  в ответ закричал -»Отэц!»

Звонят из ЦК  партии Грузии тренеру «Динамо» (Тбилиси): «Поздравляем с победой! Теперь можно  ведущих игроков принимать в партию!»  -«Но они у меня малообразованные, тупые!» -« Ничего, ничего! Легкие вопросы будем задавать».

  Первым пошел  Давид Кипиани. Через минуту выходит:»Приняли!»   -Что спрашивали?                - Кто такой Брежнев? Я сказал «Отец родной !»

  Заходит второй! -»Не приняли».-Что спрашивали: -Кто такой Брежнев: Я сказал:» Родной отец Кипиани». ( Кипиани потом стал секретарем партбюро тбилисского «Динамо»).               

================= 
 В ресторане,где обедал Шаинский, официанты спорили, кто у нас сегодня  в гостях:Шаинский или Дунаевский?

=================

20 подбросов с колена -его  коронный прием!               

Шаинский виртуозно може употреблять  спиртное. Его  коронный прием: 20 подбросов полных стопок с тыльной стороны руки и ....с колена
================
«Ботинки Шаинского». Конкурс               
               
 В Риге Шаинский решил купить себе новые  концертные туфли. Но увидев зимние ботинки с карманчиками на молниях  по бокам, решил купить их.-«Будет куда  прятать заначку от жены!-пошутил он.               
И в  газете «Суббота»  объявили  конкурс                «Ботинки Шаинского».- Приз тому,кто отгадает размер ноги Шаинского.                Приз получил тот, кто отгадал: - Размер 43!


===============
Гость на Гауе, нашей фамильной даче...

Год 1998.Владимир  Шаинский  в очередной раз с концертами в Латвии.
С  гордостью и удовольствием  вспоминаю о том, что  мы принимали  Владимира Яковлевича  на нашей семейной  даче  на Гауе. Во дворе, рядом с клумбами по его рецепту и под его руководством  получались  особенно вкусные шашлыки. А гостю очень понравилась прогулка -экскурсия по окрестностям. Живописные лес,берег реки Гауя. И малолюдное Видземское взморье (что по  другую сторону  от Юрмалы).               

 Эх, раззудись плечо! По дороге он  помог  незнакомцу подкачать колеса-"Надо же размяться!".

            
 Гость в Риге, квартире на А.Чака               

Чувствовал он себя, как дома, и в нашей квартире в Риге по улице Чака- пришел, как свой, родной. И был Праздник! Посидели  по-домашнему за столами  на кухне, в гостиной . Заглянули и соседи  и все  мы с великим  удовольствием  слушали его шутливые рассказы, анекдоты, вперемежку  с воспоминаниями   о своих приключениях, о семье, жене Светочке , детях. Потом он  сел за пианино и стало не только  весело, но и много музыки.Хотя наш Shimmel не был настроен достойно к визиту именитого музыканта,как-то особенно приятно  зазвучали  знаменитые хиты Шаинского-любимые песни, которые повсюду  поют взрослые и дети.И был у нас замечательный незабываемый праздник.

В ссылке-приложении более 20 фотографий из  архива  автора о памятных встречах с увлекательным и увлекающимся большим ребенком.

Рига,Гауя 1990,1995,1998.Газета-Diena (День).

===============
 Серия снимков на тему:

"Ботинки Шаинского».Конкурс.Газета "Суббота".


Байки за столом  на кухне.


Звуки музыки Shimmel-Шаинский в доме на А.Чака.
 


Его  коронный прием


Светлана. Портрет жены  композитора.

Гауя. По дороге к пляжу:"Эх, раззудись плечо! Подкачаем! Разомнеся!"


Хорош  шашлык  по технологии композитора...


Автограф  Владимира Шаинского




Жванецкий о Шаинском

Казус Шаинского. Настоящий еврей

Я дружил со многими прекрасными композиторами, такими, как мой друг Ян
Френкель, очаровательный Валерий Зубков и многими другими. Сейчас я
хочу рассказать одну историю о Владимире Шаинском.


12 апреля, в день космонавтики Шаинский, Зубков и я выступали для
космонавтов, а после концерта генерал — полковник Каманин увез нас на
банкет.

 На банкете также присутствовали другие высшие военные чины; особенно
мне запомнился дважды герой Советского Союза летчик-испытатель в
звании генерал-майора.

Обаятельный интеллигентный человек с прекрасным русским языком, он
рассказывал забавные истории из жизни испытателей, коснулся
Шестидневной войны, высоко отозвался о мастерстве израильских
летчиков, посетовал, что советским летчикам пришлось воевать далеко от
родины, и многие из них были сбиты на арабо-израильском фронте..

Неожиданно встал подвыпивший Шаинский:

— Нечего у нас летать! Будете летать — будем сбивать!
Генерал слегка оторопел от этого неожиданного заявления, но спокойно сказал:
— Мы не выбираем. Согласно присяге, мы подчиняемся приказу…
— Нас, — перебил Шаинский, подчеркивая слово «нас» — ваш приказ не
интересует. Летайте где хотите, но к нам мы лезть не позволим.
— Мы — военные люди, — пытался объяснить летчик, — и летим туда, куда нас
посылает командование, но Шаинский гнул свое:
— У нас вы не разлетаетесь — будем сбивать. Мы отобьем охоту воевать
против нашего государства! А еще раз полезете — будем уничтожать прямо
на советских аэродромах.

Мы с Зубковым слушали нашего обычно тихого очаровательного, а тут
вдруг разгулявшегося, Шаинского одновременно с восхищением и ужасом.
В душе мы были с ним согласны, но, как говорят одесситы — нашел время и место.
Он наговорил примерно на 25 лет каторги, а наш срок, как слушавших и
не возражавших, тянул лет на десять.
Что самое удивительное, ни один из присутствующих не поспешил
выступить с фальшиво-патриотическим заявлением, доказывающим его
любовь к советской власти; наоборот, они даже как бы сочувственно
отнеслись к сказанному Шаинским.

— Я прекрасно понимаю вашу позицию, — сказал Каманин, — но меня
немного удивляет тот факт, что вы написали такое количество прекрасных
русских песен, а живете мыслями и чувствами Израиля.

— Все мои песни — еврейские, — заявил Шаинский. Это переделанные под
якобы русские песни кадиши. Смотрите, — сел за рояль и начал играть
сначала свои песни, а потом соответствующие им еврейские молитвы,
подробно объясняя, как он их подгонял под русский колорит.!
Вечер закончился всеобщим повальным хохотом.

.


Рецензии