14. Первый класс

 

Первого сентября 1963 года в возрасте восьми лет я поступила в 1-й класс Майской средней школы. Маме, как матери-одиночке, выделили отдельную комнату в общежитии.

На фото справа, где мама расчесывает мне волосы,  виден наш нехитрый быт: печка, на плите оцинкованный бак, в котором грели воду; на стене мешок с сухарями.

На первой фотографии наш класс. Я сижу за первой партой, рядом Юра Антонов.   Как отличницу меня сфотографировали на фоне развернутого  Красного знамени для школьной Доски почета.

Мне очень понравилось учиться. Оказалось, что мама замечательно подготовила меня к школе. Я много знала наперед и схватывала всё на лету, чем удивляла не только учительницу Надежду Павловну, но и своих одноклассников.

А ещё я  солировала в школьном хоре с песней «Солнечный круг».  Мы выступали на сцене в поселковом клубе, было очень волнительно, и я от страха  пела еле слышно.

Свою первую учительницу я обожала. Она была доброй, внимательной и справедливой ко всем детям.

Отношения в классе тоже были очень доброжелательные.  После  первого года обучения я с сожалением расстанусь с ребятами,  но  они  продолжат интересоваться моей судьбой.

Через переписку с   одноклассницей  Ларисой Звонаревой   я буду получать от них приветы и  классные новости до окончания восьмого класса.  А вот в «Одноклассниках» уже в наши дни, увы, я никого из них не встретила. Жаль.

                ****

Вспоминаю свои первые школьные будни. Просыпаюсь от поглаживаний мамы. Делаю зарядку.  Наливаю в таз теплой воды, умываюсь, чищу зубы порошком на тряпочке.  Не завтракаю (сохраню эту привычку на всю жизнь!)

У меня  парусиновые туфли, которые мама накануне натерла мелом. Они  матовой белизны – как новые!

Надеваю форму, застегиваю  на пуговицы фартук. Мама заплетает мне косы и завязывает атласные  банты.

Портфель собран с вечера. В нем, конечно же, есть пенал с запасными  перьевыми ручками и цветными карандашами. Но самое главное, чернильница – непроливашка. Она лежит в сшитом холщовом мешочке.

                ****

 Я помню одну жуткую историю.   Это было весной. Надежда Павловна раздала  тетради с проверенной  работой. Оценки нет, но красной пасты навалом. Пугаюсь до дрожи.

Тема «Склонение прилагательных». Текст упражнения написан аккуратно в три  столбика: слева название  падежей, рядом в скобках вопрос и, наконец, склоняемое слово. 

Средний столбик весь в ошибках: кОкой, кОкого, кОкому и т.д.

Это «кокороко» я забросила  дома на печку, чтобы мама не видела.

Это «кокороко» станет первой тайной в моей жизни. 

Оно ляжет в моей душе чернильным пятнышком и  станет началом долгого пути к пониманию человеческого несовершенства. 

Через год, уже в Зауралье,  к этому чернильному пятну прилепится   история с   огурцами, украденными мной  из чужого огорода  в  компании  с деревенской ребятней.   

А потом ещё, и ещё  - клякса за кляксой.

Я  долго  не  смогу понять, почему я делаю то, чего не должна и не хочу, и начну мучиться.   

Но, как известно, «если долго мучиться, что-нибудь получится». И вот  однажды, ковыряясь в своих потемках, я  сделаю открытие.

Совесть в душе человека  просыпается с первым  грехопадением. 

Поняв ЭТО, я  не стану просить у нее пощады, не попытаюсь с ней договориться, а буду носить внутри себя  этакий  кисет с горькой махоркой  всю свою жизнь.

Но с "головой дружить", к сожалению,  буду долго учиться.

         http://www.proza.ru/2014/03/20/1801


Рецензии