Поездка в Набережные Челны

Мы едем в Набережные Челны. Путевые заметки
(Материал публикуется в журнале "МОСТ", начало в 36-м томе)

В предисловии нужно объяснить, почему мы решили совершить поездку в Татарстан, в город Набережные Челны.
Дело в том, что на сайте «Одноклассники» в друзьях у Светланы Дорониной (дочери моей двоюродной сестры Надежды Ивановны Дорониной) я увидела Татьяну Анисимкову, в разделе «Семья». Я ей написала, и оказалось, что она внучка Ады Ивановны Ипполитовой (Дорониной), дочка её дочки Елены.
Моя мама, когда жила в селе Бердюжье Тюменской области (1946-й год, 1955/1956-й год), дружила с детьми Ивана Григорьевича Доронина (моего дяди, старшего брата моего отца) и Варвары Петровны Дорониной (Калининой). У них было трое детей: Виктор, Ада и Надя.
В последний раз моя мама Надежда Николаевна Глотова (Голота) виделась с Адой в городе Фрунзе Киргизской ССР в 70-х годах XX века. Ада тогда приезжала в гости к сестре Наде и маме Варваре Петровне. И, конечно, моя мама хотела повидаться с Адой.
У меня же было большое желание познакомиться с самой старшей своей двоюродной сестрой – мы никогда не виделись, я знала Аду только по маминым воспоминаниям. Кроме того, я, собирая сведения о своей семье, меньше всего имела информации об Иване Доронине. Он умер задолго до моего рождения. В семейном альбоме сохранилось несколько фотографий: вот маленький Ваня на игрушечном коне, с родителями и сестрой, вот все четверо братьев – нечёткое изображение. И всё. Я не помню, чтобы мой папа рассказывал о нём. Рассказывала баба Аня (Анна Григорьевна Доронина, старшая сестра моего папы, вырастившая и воспитавшая мою маму): они с Иваном были погодками, он старше, и она брала во всём пример с него. Она говорила мне, что очень любила своего брата Ваню, а с его женой Варей они были лучшими подругами. Он любил заниматься с лошадьми, а в школе учиться не хотел. С животными ему было интереснее возиться. Однажды взял лошадь у отца без спроса, чтобы девок покатать. За что отец отстегал его плёткой, несмотря на то, что ему было уже около восемнадцати лет. С Великой Отечественной войны Иван вернулся в 1946 году только, так как он воевал ещё в Японии. Баба Аня рассказывала, что Ваня потом не переносил запаха чеснока, потому что от японцев этим самым чесноком очень сильно пахло. А в Японии ему пришлось долгое время провести по пояс в холодной воде, так что здоровье его было подорвано.
В общем, мало я знала и надеялась, что Ада сможет мне рассказать об отце и о маме. Баба Варя была очень светлым человеком. Я чувствовала, что она меня любила. Мы часто приезжали к ним в посёлок Манас (Киргизстан). Она пекла очень вкусные булочки, печенья. И меня всегда поражала чистота в их доме – ну, не единой пылинки! Всё аккуратно, опрятно. Возможно, думала я, узнаю что-либо и о других родных.
И вот мы договорились, что приедем в конце мая. Однако оказалось, что добраться до Набережных Челнов из Санкт-Петербурга не так-то просто. Прямого сообщения даже с Казанью нет! Нужно было ехать в Москву, целый день провести там, а вечером сесть на поезд «Москва – Круглое Поле», идущий через Казань. Билеты были на начало июня, но не было нижних мест, а моя мама на верхнюю полку вряд ли смогла бы залезть, учитывая, что ей уже 72 года. И только на вторую половину месяца были билеты с нижними полками. В целом мы отдали девять с лишним тысяч за билеты туда-обратно.
Потратить на поездку мы решили одну неделю. Во-первых, у меня работа, как всегда. Во-вторых, мы решили, что не стоит слишком загружать людей.

18 июня 2012 года
В десятом часу вечера мы с мамой вышли с нашей дачи, которая находится в районе Синявино. Нас провожал Саша, пёску Гая оставили дома на охране. Мы ориентировались на расписание социального автобуса, потому что у моей мамы проездной. Автобус должен был приехать в 21.34. Но вместо него подали коммерческий. Дабы не нервничать – доедем, не доедем – поехали. За себя и за маму заплатила 160 рублей. И спросила у водителя:
– Почему одни коммерческие едут?
– А все социальные сломались, – был ответ.
Ну, прикольно, что сказать. Вот так вымогают деньги у пенсионеров.
Быстро доехали до метро «Улица Дыбенко», и далее – на Московский вокзал. Там положили денег на телефон (оператор МТС). Ещё дома Саша подключил мне услугу – звонки по всей России три рубля.
Наш поезд уходил в 1.40 ночи. Для меня это ужасно, потому что я ложусь спать в одиннадцать.
Мы нашли места на скамьях в зале, который располагается сразу при входе в вокзал. Разговаривали, смотрели на людей. Вот группа китайцев. Они, как всегда, беспрестанно галдели, их везде было слышно. Я поняла, что у китайцев не такие, как у нас, представления о вежливости. Если они толкнут тебя или наступят на ногу, то не извиняются. Зато всё невинно улыбаются.
Вот полицейские в новой форме.
Вот рядом с нами сидит очень хмурая бабушка, жалкая, клюёт носом. Так подумала я, а мама сказала, что это женщина – довольно молодая, просто беззубая и несчастная. Вот такое разное восприятие, наверное, возраст сказывается.
Так мы ждали поезд, изнывая. Я очень хотела спать, но не могла даже вздремнуть. Мама крепилась.
В час ночи 19 июня сели в свой вагон. Пока все размещаются, веселее.
После отправления проводник, как обычно, проверил билеты.
Мы быстро постелились и легли отдыхать.
Поезд был фирменный, притом новой сборки. Два туалета – в конце вагона. Такой туалет хотелось бы и дома иметь! Это я шучу. Но внутри просторно, удобно. На стене большое зеркало с подсветкой. Очередь практически не скапливалась. На табло информация о том, занят туалет или свободен.
Это табло показывает ещё: время, температуру воздуха снаружи и внутри. Когда мы вошли в вагон, было двадцать три градуса. И температура неуклонно поднималась, ведь окна все закупорены, народу много. Опять будет душно, нечем дышать. У нас в поездах либо холодно, либо зной.
Ночью на верхней полке было невозможно. Я задыхалась. Одно хорошо – с тамбура не несло табаком. Я поглядела на табло: температура поднялась до двадцати восьми градусов. Толком я не спала – привыкла к свежему дачному воздуху. Моя кровеносная система очень страдала. Мозг постоянно получал неправильный сигнал от глаз – яркий свет горел всю ночь.
Обычно всякие храпуны мне мешают, но не в этот раз! Они мне помогали задрёмывать, иногда даже очень глубоко проваливаться в сон, но кратковременный.
Мама спать не собиралась, хотя ей это неполезно. Она даже бельё не взяла. А я себе купила у проводника за 102 рубля. Когда Саша покупал билеты, он попросил стоимость белья не включать.
Я очень устала и уже знала, что заболит моя голова.

19 июня, Москва
Кондиционер включили только утром. Моментально стало очень холодно, дуло со всех сторон. Иллюзия проветривания.
В 8.30 я была на ногах. Мы взяли у проводника чай и кофе. По системе смообслуживания, поскольку проводника долго не было на месте. Одна женщина подсказала нам: возьмите всё сами, а потом деньги отдадите. Так мы и поступили.
В Москве нас мог встретить Сергей Фофанов – друг семьи, писатель. Мы предварительно списались по электронной почте, но точной договорённости не было. У него могла быть срочная работа.

Поезд прибыл в 10.16. На перроне нас сразу «поймал» Сергей. Обнялись, я познакомила его с мамой, а он сразу вручил мне подарочек.
Мама знала Сергея заочно по рассказам и фотографиям. После она сказала мне, что у Сергея добрые глаза, отеческие, и человек он хороший. Такое мамино впечатление.
С собой мы везли сумку и рюкзак. Решили, что лучше их сдать в камеру хранения на Казанском вокзале, откуда мы отправимся в Набережные Челны.
Одно место в камере хранения – сто рублей. Я думала, в Москве будет не меньше трёхсот рублей за место. А так – ещё по-божески.
Мама попросила работника поставить обе сумки в одну ячейку.
– Пожалуйста. С вас двести рублей, – ответил он.
Спорить не стали.

Сергей уговорил нас не ехать на ВДНХ, куда уже давно хочу попасть я. А также – в Сокольники, куда накануне предлагал нам отправиться Саша.
Но времени у нас было много – до 22.24, поэтому нас удовлетворил и вариант прогулки, предложенный Сергеем. И ещё будет возможность попасть в Сокольники, если Женя Кисляков в Москве и позвонит мне.
Вот метро «Кропоткинская». Поднялись наверх. А там не так давно отстроенный Храм Христа Спасителя. Прямо так и давит своей громадиной. Благо было солнышно – его сияние сглаживало впечатление. Конечно, мама вспомнила про девиц, которые выплясывали перед храмом и провозглашали какие-то смешные лозунги вроде: «Богородица, Путина прогони!», за что их и арестовали. Наверное, они прочно вошли в историю, теперь, говоря о них, будут иметь в виду какой-нибудь абстрактный этап развития российского общества. Слава Богу, никто ни в кого не стрелял и никто не пострадал, только чувства некоторых рьяных православных пострадали. Самый интересный вопрос до сих пор остаётся открытым: кто заплатил девицам за это выступление? Порой мне кажется, что это был чисто церковный проект, слишком далёкий от истинных проявлений искусства, красоты и гармонии.
Рассматриваю огромный храм. Купола здоровые! Фальшивый пафос. Поэтому официальная постройка не воодушевляет, не трогает душу. Сергей рассказывал в это время, что когда на месте храма был бассейн «Москва», он ходил туда плавать. Помню, Саша рассказывал, что тоже ходил и что ему бассейн не понравился.
Читала, что прежний храм Христа Спасителя, сооружённый в XIX веке по проекту архитектора Константина Тона, находился на дороге у бассейна, его снесли в 1931 году, а на его месте хотели построить Дворец Советов, но не сложилось. Кстати, в XIX веке на земле, предназначенной для постройки храма, были снесены старые здания, в том числе и Алексеевский женский монастырь, возведённый в XVII веке, и церковь Всех святых. Обидно не только это, но и то, что на строительство истрачены были огромные суммы денег, потом храм взорвали – и все деньги пропали, а сейчас ещё большие суммы были задействованы. И всё это легло на плечи народа, наверное. К тому же нынешний храм занимается коммерцией, так что народ успевают обирать по полной программе. Если желаете, то можете посмотреть сайт храма: http://www.xxc.ru/.
Мы сделали несколько фотографий. Солнышко начинало хорошо припекать.
Для меня Москва всегда неодинаковая. Каждый раз – это новый взгляд на неё, новое настроение от знакомства и общения. В Москве – много интересного. Хотя в городе и тяжело, но нужно ездить, ходить, смотреть, изучать историю.
К слову, почти никогда Москва не встречала меня пасмурной погодой, дождём. Только однажды, когда мы поехали на Воробьёвы горы посмотреть здание МГУ. Обычно Москва меня радует, но и раздражает одновременно. Причём раздражает негативно – иногда приходится бывать в грязных, пыльных районах, где полно мусора и безвкусицы. Но иногда я попадаю в просторные зелёные дворы жилых кварталов, где гаражи-ракушки и многоэтажки. Там течёт своя размеренная жизнь, нет беспокойства, нет большого шума.
А зелёных насаждений в Москве больше, чем в Петербурге.
И в этот раз в Москве мне было тепло и спокойно. Город был наполнен солнечным светом и любовью. Правда, у храма хоть и красиво, но холодно. Мама тоже ничего особенного не почувствовала.
Мы взошли на прекрасный мост. Я люблю любые мосты, мосточки, мостики. Всегда их фотографирую. Или – стоя на них.
Потом мы сошли с моста. Теперь – по набережной, по тенёчку.
У Сергея времени было немного. Он довёл нас до Третьяковской галереи. Мне до сих пор не удалось побывать там, внутри. Главная причина: музей нужно изучать основательно, а времени никогда нет. В Москве я обычно бываю проездом, бегом. Урывками, впопыхах нет желания – вот и сейчас идём мимо по старинным улочкам. Вот и метро «Третьяковская». А вот – Большая Ордынка. В этих краях я уже бывала с Сашей. На Большой Ордынке находится посольство Республики Киргизстан, куда мы однажды наведывались с Сашей. И Сергей говорит: удивительно, когда Саша успевает изучить всё – маршруты, архитектуру. Действительно, Саша может долго и много рассказывать о том или ином архитектурном стиле, архитекторах, строительстве. А Москву он изучил, когда учился в интернате имени Колмогорова, а впоследствии – на механико-математическом факультете МГУ. В общей сложности он прожил в этом городе около десяти лет – почти москвич!
Мы дошли до станции метро «Новокузнецкая», где попрощались с Сергеем. Он обещал позвонить вечером, когда освободится. Возможно, ещё увидимся. Я передала ему два экземпляра 34-го тома «МОСТА». Сергей помогал нам в проведении конкурса детской литературы, и в томе был опубликован его рассказ.
Проводив Сергея, мы нашли местечко на скамейке у фонтана. После поезда быстро устаёшь, а тут ещё и жара. Как хорошо у воды, в тени. Много детей – плескаются в фонтане, бегают. Голуби, купающиеся воробьи. И все радуются!
Интересно наблюдать за москвичами – коренными и приезжими. Отдохнут немного у фонтана, посидят – и куда-то идут, едут. Девчушка играет с водой. Девочка постарше не упускает из вида братишку, который разъезжает на самокате. Мальчишки играют в догонялки. А я всё думала: хорошо ли им в городе? На дачу бы… На природу…
Вот и мы с мамой отдохнули немного у фонтана. Прошёл час. Пора обедать. Сергей показал нам, где находится кафе «Грабли». Туда мы и направились.
Название «Грабли», конечно, странноватое. Но само заведение нам понравилось. Довольно симпатичное внутреннее оформление, просторно, много свободных мест, несмотря на то, что люди шли и шли обедать. Наверное, из ближайших офисов. Удивило, что везде, на первом и втором этажах, дежурят охранники в белых рубашечках и с рациями.
На двоих мы потратили 280 рублей. Еду выбрали простую – рис, гречка, куриная котлета, салат, булочка и компот. Там было много всего, и выглядело привлекательно, но мы с мамой решили, что лучше блюда попроще, которые трудно испортить некачественными продуктами. Наелись мы досыта!
Тут и Женя Кисляков позвонил. Договорились о встрече у метро «Сокольники».
Выйдя из «Граблей», я вытащила схему московского метро, которую мне распечатал Саша. Около «Новокузнецкой» мы с мамой определили, как нам предстоит ехать. И вошли в вестибюль. В кассе купили карточки на одну поездку. Мило поговорили с кассиршей. Вообще, в этот раз все москвичи были вежливы и улыбчивы.
Ещё раз сверились с картой метро. Нам нужно будет сделать переход на «Охотном ряду». Спустились. В этот раз все увиденные нами станции были какие-то тёмные. В Питере таких мало.
Когда мы стали рассматривать таблички, к нам подошёл симпатичный москвич и спросил, куда мы едем. Мы сказали, и он нас направил на нужную нам платформу. Было очень приятно.
До «Сокольников» добрались быстро. Когда поднялись наверх, мне показалось, что я здесь уже была. Позвонил Женя, извинился – он задерживался, так как добирался наземным транспортом. Мы отыскали полусвободную скамейку. Ждали, отдыхая. Глядели на людей.
Мимо, большими кругами, ходил чудак с телефоном. Он включил музыку, играла одна и та же мелодия. Видимо, она отражала его нынешнее настроение. Почему-то я обратила на него внимание, и он, проходя вблизи, стал мне улыбаться. Вообще, я по-доброму отношусь ко всем чудакам.
С Женей я не виделась около двух лет. В прошлый раз я, Саша, Гай и Женя встречались на Чистых прудах. Тогда он занимался подготовкой вечера памяти Игоря Талькова, выпуском сборников, посвящённых певцу.
Вот, наконец, и Женя! Он так и пришёл – в сиреневой рубашке и совсем без волос на голове. Недавно я видела его фотографию на «Вконтакте», на ней он был именно в таком виде, как сейчас.
Познакомила маму с Женей. Она ему симпатизировала, ей нравились его стихотворения.
Все вместе мы зашагали к Сокольникам.
В будний день на территорию парка можно пройти бесплатно. Сокольники – оазис в центре Москвы. Мне там очень понравилось. Приятное умиротворённое место. Саша был прав, когда рекомендовал нам сразу же поехать в этот парк. Там есть кафе, туалет (бесплатный!). По парку можно долго гулять – он огромный. Можно взять напрокат велосипед, самокат (кажется, в Москве мода на самокаты), покататься на аттракционах. Там, среди зелени, мы хорошо отдохнули после поезда. И набрались сил перед продолжением пути.

Вот краткая выдержка по истории Сокольников: «Парк расположен на территории района Сокольники на северо-востоке Москвы, с юга ограничен Сокольническим Валом, с востока – Богородским шоссе, с севера – Ростокинским проездом, с запада – линией Ярославской железной дороги. На севере парк смыкается с Лосиным островом. Площадь парка – около 600 гектаров.
В XIV-XV веках на месте нынешнего парка «Сокольники» был густой девственный лес. В лесу проходила Стромынская дорога из Москвы через Черкизово в село Стромынь, лежавшее в 60 км к востоку, и в город Суздаль. По преданию, по этой дороге в 1382 году, когда к Москве подходил хан Тохтамыш, ушёл на север собирать войска Дмитрий Донской.
В ближайшей к Москве части леса в XVI веке охотился Иван Грозный. С 1657 года – царь Алексей Михайлович. Охота велась главным образом с помощью соколов, дрессировщики этих птиц – сокольники.
В конце XVII века на месте леса образовались Сокольничья, Оленья и Алексеевская рощи. В ближайшей к Москве части ещё при Петре I был прорублен просек, на котором молодой царь устраивал гулянья. Эта аллея существует по сей день и носит название «Майский просек». «Самое известное гулянье в Сокольниках происходило 1 мая и называлось когда-то „Немецкими станами“ или „столами“. Это название пошло, как говорят, от шведских пленников, учителей Петра I, поселённых им невдалеке. Они собирались 1 мая в Сокольниках и отмечали там весенний праздник, а со временем к ним присоединились и русские, перенявшие у них этот обычай».
В Сокольниках любил проводить время император Александр I.
Впоследствии Сокольники становятся местом традиционных гуляний московской знати и народа.
В 1879 году собственником Сокольнической и Оленьей рощи становится город, который выкупает территорию современного парка «Сокольники» у государственной казны за 300 тысяч рублей. Большую роль в этом сыграл один из представителей богатого купеческого рода и семьи крупных московских меценатов Московский Голова С.М. Третьяков – родной брат П.М. Третьякова, основателя Третьяковской галереи. В 1883 году в центре парка на так называемом «кругу» была воздвигнута деревянная ротонда, где по праздникам играла музыка. Позже здесь была устроена открытая сцена, на которой за умеренную плату давались не только серьёзные концерты, но ставились иногда и целые оперы русских классиков. В 1896 году в Оленьей роще была сооружена плотина и образованы пруды. Местность стала живописной. На прудах происходило катание в лодках, а возле бойко торговал ресторан.
16 мая 1931 года Президиумом Горисполкома и Моссовета принято постановление «Об организации на территории Сокольнической Рощи базы культурного отдыха», и «вся Сокольническая Роща объявлена Городским Парком».
За годы революции, гражданской войны территория парка пришла в запущение. И только после принятия решения о воссоздании парка в нём начались широкомасштабные работы по очистке территории, прудов с укреплением их берегов, приведению в порядок зелёных насаждений. В скором времени парк предстал перед посетителями в новом обличии. На аллеях Большого и Малого Круга, на прямых, как стрелы Лучевых просеках располагались тогда деревянные здания концертного зала «Круг», ресторана «Сокольники», кафе, буфетов, Веранда танцев, концертные эстрады, библиотеки-читальни, выставки, аттракционы.
До 1937 года парк носил имя тогдашнего наркома просвещения РСФСР А.С. Бубнова.
Во время Великой Отечественной войны 1 октября 1941 года в связи с приближением фронта к Москве Управлением культурно-просветительских предприятий парк «Сокольники» был объявлен закрытым. Но и в это суровое время интенсивно работали предприятия, находившиеся на территории парка и выпускавшие продукцию для фронта, непрерывно продолжалась природоохранная деятельность, дежурства лесников. Во время войны на территории парка были сформированы три стрелковых и одна танковая дивизии.
Но уже летом 1942 года парк возобновил свою работу: открылись Симфоническая эстрада, Веранда танцев, Зелёный театр. В 1943 году после ремонта открыл сезон Летний драматический театр, а в театре на Кругу открылся летний кинотеатр «Сокольники».
В послевоенные годы парк стал одним из крупнейших среди других парков страны. Кроме культурно-массовых мероприятий здесь также проходили спортивные праздники и спартакиады, соревнования по различным видам спорта на первенство города и страны.
В разные годы в Сокольниках любили проводить время выдающиеся художники Алексей Саврасов, Исаак Левитан, Иван Шишкин, писатели Николай Лесков, Юлиус Фучик, оперный певец Фёдор Шаляпин, композитор Пётр Чайковский.
В 1959 году в парке вводятся в эксплуатацию выставочные павильоны и открыт выставочный центр, где проходит первая в истории нашей страны международная выставка, посвящённая промышленной продукции США. Американская национальная выставка расположилась на площади в 41 тыс. кв.м. Открывали мероприятие первые лица СССР и США во главе с Никитой Хрущёвым и Ричардом Никсоном.
В дальнейшем павильоны объединяются в структуру Конгрессно-выставочного центра «Сокольники», на территории которого ежегодно проходят сотни крупных международных выставок, форумов, конференций, политических съездов, музыкальных концертов и спортивных мероприятий.
Планировка парка по-прежнему очень удобна для посетителей: аллея от главного входа приводит к Сокольническому кругу. От него веером расходятся восемь аллей, пересекаемых Поперечным просеком. При этом образуются девять секторов, в которых размещаются различные павильоны и эстрады. На каждом просеке высажены деревья одной породы. На первом и третьем – берёзы, на четвёртом – клёны, на втором – вязы, на пятом – ясени, на шестом – вязы и ильмы, на Майском просеке – лиственницы.
Сокольники всегда славились обилием цветов и своими розариями. Число роз в Большом (открыт в 2006 году) и Малом розариях (восстановлен в 2005 году) в разные годы доходило до 30 тысяч кустов, более 100 сортов.
В парке насчитывается 13 водоёмов. Каскад из шести Путяевских прудов, среди которых самый большой – Верхний Путяевский пруд. Каскад из пяти Оленьих прудов: Верхний Майский, Нижний Майский, Лебяжий, Большой (Верхний) Олений, Малый (Нижний) Олений, Собачий пруд, Золотой пруд.
В 2008 году на территории парка открылся Современный музей каллиграфии».
Информацию я взяла здесь: http://ru.wikipedia.org/wiki/Сокольники_(парк), http://park.sokolniki.com.

Мы гуляли, обсуждая новости и вспоминая былое. Как вдруг я увидела двух собак. А я всегда к собакам пристаю. Одна собака – помесь колли, очень красивая, она меня очень заинетерсовала. Второй – пёс, обычная жёлтая дворняга с загнутыми ушами. Я позвала: «Собака, собака, иди сюда. Красивая собака». И вдруг жёлтый пёс как подскочет да как рявкнет на меня. Ещё и зубы показал. Никогда я ещё такой собаки не встречала. Встречала собак лояльных. Одни сразу доверчиво подбегали, другие побаивались. Колли продолжала молча бежать мимо, только мимолётно посмотрела, что происходит. Наверное, пёс её защищал. Женя прикрикнул на него. Наверное, собаки эти были сильно заняты, а я им помешала. А может, привыкли, что их обижают.
Мы отыскали скамеечку в теньке. Только сели, увидели чудика, который ходил кругами у метро. Может быть, он шёл за нами… Чем-то понравились. Теперь он кружил по Сокольникам.
Мы сидели, беседовали, слушали песни, которые записывает Женя в студии, наслаждались тишиной, глядели на людей, улыбались. Через два часа мы с мамой решили, что пора нам отправляться на вокзал. Женя проводил нас до метро, на прощание сфотографировались.
Мы не захотели на чём-либо ехать – пошли пешком, хоть и было жарко, пыльно. Но дворами мы идти не хотели. Шли мы медленно по Русаковской улице, слева – поток автомобилей. Видели много бродяг. Некоторые участки улицы утопали в разнообразной грязи.
По пути зашли в «Перекрёсток» (в Питере тоже есть эта сеть), купили минеральную воду – жажда замучила.
Вот из дверей банка пулей вылетела девушка, страшно ругаясь на служащих, которые не смогли решить проблему с её картой, – надо ехать домой за документами, а это неблизко. Я её понимаю, я бы тоже разозлилась.
Подходя к Казанскому вокзалу, мы уже изнемогали от жары и усталости. Забрали сумки из камеры хранения, еле нашли место для отдыха. Часть вокзала в ремонте. У меня болела голова – от переутомления, и я подремала, кое-как пристроившись на сиденьи.
Как и обещал, позвонил Сергей, но мы очень уж устали – вежливо пришлось отказаться от вечернего променада, хотя до поезда оставалось ещё около пяти часов.
Разговаривали с мамой, следили за сумками, наблюдали за людьми. Очень-очень много азиатов – и едут куда-то, и работают на вокзале. Голова постепенно перестала болеть.
Тут и Аня позвонила – мы учились на одном курсе в Университете Культуры и Искусства, потом она перевелась в родную Москву. Мы не виделись уже несколько лет. Перед отъездом я сообщила Ане, что мы будем в Москве целый день. Увы, встретиться не получилось. Я узнала, что Аня вышла замуж и у неё уже есть дочка – полтора годика! Я была рада! И поздравила Аню.

За час до посадки на поезд мы вышли на воздух. В здании Казанского вокзала было очень душно и людно. Мы думали, что у платформ будет посвободнее. Пристроились стоять у табло. Дышать было бы полегче, если бы не курильщики вокруг. А глядеть было бы отраднее, если бы не вездесущая грязища. Но стало веселее – здесь происходило движение: поезда приезжали и уезжали, люди с чемоданами и сумками копошились, бегали, ходили, сидели и стояли.
Вдруг я обратила внимание на бородатого высокого мужика в рясе. Его и мама заметила. Присмотрелись: не ряса и не поп! Какой же поп будет стоять и дымить, да ещё без покрышки на голове? Хотя и попы разные бывают… Мало ли как они в народ ходят. У мужика перстни на пальцах. А «ряса» из капрона. Сатанист!
К нам подошла женщина, стала расспрашивать. Оказалось, что ей на тот же поезд, что и нам. И тоже на этого дядьку глядит удивлённо. А он будто почувствовал, что его обсуждают, – отошёл подальше.
Эта женщина всё о себе говорила. Вот бывают такие люди: о своём да о своём, а то, что ты в ответ говоришь, вообще не воспринимают. Так можно с магнитофоном общаться.
Час истёк. Подали поезд. Мы нашли свой вагон, зашли, разместились.
Когда отъезжали, в окно увидели художника. Прямо на путях он расположился и рисовал. Было красивое вечернее освещение. Хотелось отдыхать. Поэтому я забралась на свою полку и стала засыпать.

20 июня, в поезде
Проснулась я раненько. Потому что у меня затекла шея. Боковые верхние полки очень неудобные, узкие, я постоянно куда-то сползаю – так, что ноги не помещаются, хотя я невысокая.
Просто смотрела в окно, дожидаясь, когда мама проснётся. Сделала упражнения (повертела головой, размяла плечи) – стало легче.
Когда мама проснулась и привела себя в порядок, позавтракали.
Мы ехали по Горьковской железной дороге. Поезд сильно трясся и подпрыгивал. Российские железные дороги, говорят, в плохом состоянии. Вспомнили деда Гришу (так как его дочь Анна растила и воспитывала приёмную дочь – мою маму, а его сын Степан женился на моей маме, он – и маме дед, и мне). Дед служил кондуктором на Омской железной дороге, впоследствии её упразднили. Кстати, родился Григорий Фёдорович Доронин в 1880 году. А я – в 1980. Разница в сто лет. И не дожил он до моего рождения. Но моя мама много времени провела с ним, когда жила в Сибири. Деда очень любила. И любовь эту мне передала. Вот не знаю его лично, а люблю беззаветно. И папа мой родителей своих любил, маму (Федору Ефимовну Доронину (Ослину в девичестве)) – особенно. Бабушку я тоже люблю и уважаю. Это уважение передалось мне через маму, папу и бабу Аню (поскольку она вырастила мою маму, она мне – бабуля, хоть по родству тётка). Мама говорит, что я унаследовала цвет волос Федоры Ефимовны и кое-какие повадки, в том числе некоторую скупость (бабушка говорила: скупость – не глупость). Но, конечно, больше черт я унаследовала от бабы Ани, ведь я росла с ней, она всегда была рядом. Она рассказывала, что в детстве очень капризной была, так что мать намучилась с ней и поэтому, как казалось бабе Ане, недолюбливала её. А она мать любила очень. Ну и была первой её помощницей в делах домашних, братьев всех своих нянчить помогала, по дому и хозяйству работала. Видимо, не до проявлений любви тогда было – работа, работа и работа. Такова участь старших детей.
А теперь мы едем к Аде Ивановне, вот послушаю, что она про деда Гришу и бабу Федору расскажет. Кстати, внучка Ады – Таня тоже по железнодорожной части училась и одно время работала в компании «Российские железные дороги».

Мы проезжали через разные республики, города, сёла, деревни. Почти из всех населённых пунктов были наши конкурсанты: Арск, Можга, Большой Кукмор. Дети и взрослые.
Равнины, луга, лес, холмы. Какая красивая наша страна! Милая, добрая сторона.
Первым значимым пунктом, замеченным нами после сна, был Свияжск. По-моему, интересный город, о котором не знаю ничего. И река Свияга. Пока ехали, позвонила Саше. Он рассказал, что Свияжск тоже затапливали во времена великих социалистических строек. Остановка была на станции «Зелёный Дол».
Считаю своим долгом поместить краткую информацию о Свияжске в своих заметках:
«Свияжск – остров-село в Зеленодольском районе Татарстана, при впадении реки Свияги в Волгу. Град Свияжск расположен в трёх километрах от устья реки Свияги на высоком холме «Высокая гора». С одной стороны холм омывает река Свияга, а с другой – река Щука. Расстояние от Казани совсем небольшое. Вверх по Волге чуть более тридцати километров.
В 1550 году Иван Грозный, возвращаясь после неудачного похода на Казань, обратил внимание на исключительно выгодное местоположение «Высокой горы» и решил основать здесь военную базу для завоевания Казани. 24 мая 1551 года состоялась закладка города, и в один месяц было закончено строительство новой крепости, которая получила название «Новограда Свияжского». Крепость была собрана из деталей, заготовленных в районе Углича и сплавленных по Волге: «Великий князь приказал срубить город с деревянными стенами, башнями, воротами, как настоящий город; а балки и брёвна переметить всё сверху донизу. Затем этот город был разобран, сложен на плоты и сплавлен вниз по Волге, вместе с воинскими людьми и крупной артиллерией. Когда он подошёл под Казань, он приказал возвести этот город и заполнить все [укрепления] землёй; сам он возвратился на Москву, а город этот занял русскими людьми и артиллерией и назвал его Свияжском» (Генрих фон Штаден).
Построенный город стал базой русских войск при осаде Казани в 1552 году. В середине XVI века Свияжская крепость превосходила по размерам обороняемой территории кремли Новгорода, Пскова и даже Москвы.
В 1719 году город становится центром Свияжской провинции Казанской губернии, в 1781 году – уездным городом Свияжского уезда Казанского наместничества (с 1796 года вновь губернии).
В 1920-1927 годах центр Свияжского кантона Татарской АССР, а в 1927-1931 годах центром Свияжского района.
В 1918 году Свияжск стал одним из первых в стране мест «красного террора» и советских политических репрессий, когда по приказу военного комиссара большевистского правительства Троцкого был расстрелян каждый десятый красноармеец расквартированных на острове воинских частей, не смогших выбить белочехов из Казани.
В 1928 году в Свияжске в помещениях Успенского монастыря была открыта детская трудовая коммуна, которая в 1936 году была преобразована в исправительную колонию (ИТК №11). В 1943 году в колонии появились военнопленные.
Постановлением Президиума ВЦИК от 1 февраля 1932 года город Свияжск был преобразован в сельский населённый пункт. Служил местом ссылки и принудительного труда во времена сталинских репрессий.
В 1957 году в результате наполнения Куйбышевского водохранилища Свияжск оказался на острове.
В 2008 году открылась дамба с автодорогой, связывающей Свияжск с левым берегом Свияги, объединив Свияжск с островами Татарская Грива (эти острова отделены от берега протокой и связаны с берегом мостом).
С 2009 года в апреле месяце в день памяти Шаляпина проводится ежегодный Свияжский фестиваль духовной музыки всероссийского значения. С 2010 года в июле месяце проводится ежегодный Открытый турнир Татарстана всероссийского значения по стрельбе из лука и арбалета «Кубок Свияжска».
В мае 2011 года Свияжск вновь оказался на острове – транспортная дамба рассечена каналом, через канал проложен мост.
В июле 2011 года сдано новое здание речного вокзала с информационным центром музея-заповедника, кафе и автобусной стоянкой».
Информацию я взяла отсюда: http://ru.wikipedia.org/wiki/Свияжск, http://www.sviyajsk.ru/Остров-град-Свияжск.

Вот и Казань! Пока поезд подъезжал к вокзалу, я всё высматривала Кремль. Мама сказала, что он на холме. Она была в Казани давно, в 1979 году, когда с моим папой путешествовали по Волге (кстати, я тоже там тогда побывала, правда, находясь у мамы в животике). И действительно, вот он Казанский Кремль! Возвышается над городом, весь беленький. Для меня он интересен тем, что там и мечеть, и православный храм – культуры соединились. Подобное взаимопроникновение меня всегда радует и привлекает. Для себя сохраняю ссылку на сайт Казанского Кремля: http://www.kazan-kremlin.ru/. Конечно, лучше туда приехать и всё увидеть своими глазами, почувствовать дыхание истории и оценить нынешнее состояние. Я надеюсь, что когда-нибудь попаду туда.
С виду издали Казанский Кремль напомнил мне Рязанский, который я люблю и хорошо знаю, в котором я провела немало времени, и со спусков зимой каталась, и от набережной на пароходе уплывала, и Масленицу провожала. Да и город Касимов (в Рязанской области) вспомнился – туда я тоже мечтаю попасть. В Рязани много татар и татарских названий местностей. Так что соединение культур везде и во всём, на протяжении всей истории.
У наших соседей я спросила, что означает слово «Казань» (Казан – по-татарски). Моя мама ответила, что это – казан для плова. Женщина-соседка не знала… А её дочка подтвердила слова моей мамы. Они сказали, что теперь от Казани поезд будет тащиться очень долго и что проще доехать до Набережных Челнов на автобусе. Но всё равно билеты у всех были куплены до Челнов.
Вот как объясняется происхождение названия города в Википедии: «О происхождении названия Казани существует несколько версий и легенд. Чаще всего апеллируют к версии закипевшего котла: колдун посоветовал булгарам построить город там, где без всякого огня будет кипеть врытый в землю котёл с водой. В результате подобное место было найдено на берегу озера Кабан. Отсюда и пошло имя города Казань – казан на древнебулгарском, как и на современном болгарском и татарском, значит «котёл». Другие версии связывают имя города с ландшафтом, татарскими словами каен («берёза») или каз («гусь»), князем Хасаном и прочими вариантами. Представляется версия И.Г. Добродомова: «<…> первичным было реконструируемое аланско-буртасское название Хадзанг, связанное с расположением города при крутом изгибе русла Волги. На чувашской почве оно превратилось в Хузан, а в русском употреблении в Казань» (http://ru.wikipedia.org/wiki/Казань).
А мы с мамой, конечно, вспомнили о Бишкеке, где прожили много лет. Версии о происхождении названий столиц Киргизстана и Татарстана очень похожи. Приведу для сравнения: «По одной версии, название происходит от легендарного героя Бишкек-Батыра, жившего в этой местности в XVIII веке. По другой – от термина «бишкек», предмета кухонной киргизской утвари (специальная палка – «миксер» – для перемешивания кумыса, сбивания масла)» (http://ru.wikipedia.org/wiki/Бишкек).
Но вернёмся к нашему путешествию на поезде. В Казани была остановка на сорок минут, поэтому я вышла размяться. Совершила восхождение на железнодорожный мост. Сфотографировала вокзал и другие постройки. Но на мосту долго задерживаться не стала – с детства боюсь переходов через железнодорожные пути. До того, что теряю ориентир в пространстве, почему-то впадаю в панику. Опять же вспомнилась железнодорожная станция «Пишпек», недалеко от которой мы жили во Фрунзе-Бишкеке, иногда мы переходили по мосту через пути, ребёнком я плакала, упиралась – не хотела переходить там. Но что меня так пугало, вспомнить пока не могу.
В Казани было не очень жарко, но душно.

Мы с мамой поговорили о том, что в Казань можно было бы поехать из Набережных Челнов. На денёк. Но наши соседи сказали, что день пройдёт тяжело. От Челнов ехать три с половиной часа. И обратно в Челны – тоже. Конечно, утомительно. Я бы рискнула поехать, но жалко маму.
Соседки наши снова посетовали, что на поезде мы будем вместо трёх с половиной часов ехать ещё семь! Да, странно устроена наша железная дорога.
Ещё до Казани мы решили, что после отъезда из неё пообедаем. Так и сделали. Расстелили на столике салфетку, подаренную Сергеем Фофановым. Он всегда нам что-нибудь дарит – так приятно. И обязательно – шоколад. Надо придумать подарок для него! Сергей сказал, что салфетка изо льна, но мама внимательно разглядела и вынесла свой вердикт – из конопли.
Отобедав, почитали, поразгадывали кроссворд (я в основном помогала маме). Я почитала книгу воспоминаний Гиляровского. Потом просто смотрели, что мелькает за окном: довольно приличные, аккуратные дома, коттеджи, много коровок (аж глаз радуется!), зелёные холмы, луга.
Наш сосед из Приморья ехал в Татарстан. Он рассказывал, что в Приморье всё оккупировано китайцами, что они прут и прут, всеми силами пытаясь обосноваться на нашей территории.
Так мы и докатили до Арска. Город расположен на реке Казанка (приток Волги).

К вечеру в поезде осталось немного народа. Постоянно из вагона в вагон переходили девушки и парни, продававшие бижутерию. Татарские бабульки и дедульки, предлагавшие купить национальные тюбетейки, платки, шарфы, носки. Некоторые из них говорили: шарфикилар, платкилар. Прибавляли окончание множественного числа (точно как в киргизском языке). Забавно. Ведь, наверное, шарф и платок по-татарски тоже как-то будет.
Наша соседка сказала, что татарский женский головной убор – это калфак. Ну, что-то вроде тюбетейки, только орнамент другой, и они не чёрно-белые, как в Средней Азии, а разноцветные, очень яркие, красивые. Может быть, и надо было купить.
Молодые женщины несли наборы постельного белья, покрывала.
Так мы и докатили до Агрыза. Город стоит на реке Агрызка и граничит с Удмуртией.
На платформе продавали копчёную рыбу и пиво, комплексные обеды (дело к вечеру, значит, ужины). Уже хотелось есть, но мы побоялись покупать. Обед или ужин стоил сто тридцать рублей: котлета, гарнир, салат. Потерпим до Набережных Челнов, наверняка Ада наготовит вкусностей. Пиво мы не пьём, а копчёную рыбу покупаю только вместе с Сашей – он лучше разбирается, годится рыба в пищу или нет.

Вот и город Менделеевск. Следующая остановка – Набережные Челны. Наша соседка сказала, что Менделеевск – химгород. Очень загрязнённый. Если честно, то мне было страшно проезжать через эту помойку. Дымились какие-то заводы, какое-то пламя вырывалось из труб и лизало ещё голубое небо. Вокруг серые скучные кварталы. Такое ощущение, что скоро мы попадём в фантастический фильм, который пророчит мрачное будущее на Земле. А город Менделеевск – это предупреждение всему человечеству.
Вскоре началась территория Набережных Челнов. Тоже, впрочем, промышленный город. Но менее грустный.
Я всё думала о встрече с Адой. С самого детства я знала о ней. Что почувствую? Чем ближе подъезжали, тем сильнее одолевало любопытство и в то же время один из видов страха – ожидание.
Вот мы переезжаем через Каму. Наша соседка уточнила – по дамбе. Мы поинтересовались, есть ли разница во времени с Москвой. Нет, живут по московскому времени.
Вокзал. Мы заранее стали высматривать Аду в окно. Мама даже ошибочно указала на одну женщину. Когда мы покидали вагон, прощаясь с проводницей, даже хотели подойти к той женщине. Но её уже и след простыл. Потом обнаружилось, что сходство действительно было.
Мы пошли вдоль по платформе. И уже начали волноваться. Как вдруг мама и Ада увидели друг друга. Все обнялись, расцеловались, а сумки подхватил Володя – муж Ады. И сразу повёл нас через пути. Я опасалась поезда и думала, как мама и Ада будут перелезать. Но ничего, они справились. Ада довольно шустрая, несмотря на то, что у неё больная спина и ноги. Но зато она худенькая. И сейчас похожа на бабу Варю – свою маму. Владимир Васильевич тоже стройный, высокий, загорелый.
Разместились в машине – зелёной «Оке». И поехали домой.
Я сразу обратила внимание, что в Набережных Челнах много машин «Ока». Везде знакомые названия магазинов: «Пятёрочка», «Магнит». Эта часть города отличается стандартной застройкой. Никаких архитектурных изысков. Какой-то «брежневский» город. Не зря одно время Набережные Челны были Брежневым.
Ада и мама сразу стали что-то вспоминать. А я сидела на переднем сиденьи и беседовала с Владимиром Васильевичем. Мы как-то быстро с ним разговорились ещё на вокзале.
Он лихо и твёрдо вёл машину. Потом я узнала, что работа такая была – шофёр.
От вокзала до дома – недалеко.
Справа целый район коттеджей. Такого количества дорогих больших домов прямо в черте города (у Камы) я ещё нигде не видела. Стоят дома очень тесно. Владимир Васильевич сказал, что такой особняк стоит миллионов пятнадцать. По-моему, это очень дорого, даже коттедж под Петербургом стоит дешевле, а ведь положение лучше – природа.
На углу – небольшой православный храм. А мы повернули направо, потом – налево, и въехали во двор. Всё – дома! Так мы и ощущали – дома! У родных людей.
В первый вечер мы только отметили приезд. Ада сытно накормила нас вкусным борщом и котлетами. Были огурчики с собственной дачи и молодой чеснок. Не знаю, почему я накинулась на этот чеснок, – съела пять зубчиков!
Мама и Ада стали вспоминать своё детство, пока Володя не сказал, что, вообще-то, гостям нужно в душ сходить.
Я чувствовала себя комфортно. Было уютно. Добрая тёплая обстановка. И порядок в доме, чистота – так своих детей приучила Варвара Петровна (добротно, чисто, вкусно).
После душа мы легли спать, так как очень устали от поездов. На следующий день мы запланировали прогулку по окрестностям района.
Кстати, в Челны я поехала просто отдыхать. Ноутбук с собой не брала. Только фотоаппарат и мобильный телефон. Но через мобильник в Интернет я не захожу – не люблю. Гораздо интереснее потом скачать фотографии – и долго смаковать детали поездки.


Рецензии
Я была в Челнах в студенческие годы (по приглашению на свадьбу). Город мне не понравился, показалось, что там нет ничего интересного. Исторического - уж точно. Широченные проспекты, ровно прорубившие город вдоль реки, панельки, панельки, бесконечные панельки - не за что ухватится взгляду. Но прошло много лет, снова возникли обстоятельства, когда надо было туда поехать. Я на этот раз решила, что надо попытаться найти что- то особое в городе непременно. Дать шанс. Изучила информацию в Сети и оказалось, что в городе есть музей. Музей я посетила, там мне понравилось, было на что посмотреть. Особенно понравился раздел, посвященный "КАМАЗу", там даже кабинка грузовика установлена, в которой можно посидеть, подержаться за огромный руль - рулище! Только вот немного диковатым показалось, что некоторые отделы музея нельзя фотографировать. Обычно для фотосъемки предлагают купить особый билет и фотографировать всё, что угодно. Но в челнинском музее почему-то нельзя было снимать, причем ничего такого экстра - необычного среди экспонатов не было.

Динара Ра   20.01.2021 21:28     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв! В Челнах много музеев и других достопримечательностей. И своя история есть!

Диана Доронина   23.01.2021 12:27   Заявить о нарушении
Ну насчет "много" - я бы не сказала. История конечно своя есть, ведь она неразрывно связана с созданием гиганта "КАМАЗ". Союз, комсомольские стройки, сродни БАМу. В этом что-то есть. Сразу вспоминаются советские фильмы об ударных стройках.

Динара Ра   23.01.2021 17:43   Заявить о нарушении
А более ранняя история как же? Там у Камы есть старинный городок. Много театров, музеи, дельфинарий - у меня был целый список, но времени не хватило.

Диана Доронина   23.01.2021 22:48   Заявить о нарушении
Вы очевидно про Нижнекамск? В Челнах 5 музеев специфической направленности ( насколько я помню) и город относительно молодой.

Динара Ра   23.01.2021 23:41   Заявить о нарушении
Я бы все дельфинарии позакрывала, несправедливо держать животных в стесненных условиях...фашизм.

Динара Ра   23.01.2021 23:43   Заявить о нарушении
Посмотрела офсайт города: 5 музеев, 6 театров (некоторые мне больше напомнили театры-студии). Но театры меня в меньшей степени в городах интересуют, потому что больше города рассматриваю через архитектурную призму, историческую составляющую - есть ли исторические районы, старинные дома и т.д.

Динара Ра   23.01.2021 23:55   Заявить о нарушении
"А более ранняя история как же?" Аа, вы про старое поселение очевидно? Которое было до создания "КАМАЗа"? В том районе была сначала деревня насколько мне известно, потом после революции село вроде стало уже городом. Но всё-таки бурная история началась с приходом автогиганта, аэропорт в тех краях в то же время появился.

Динара Ра   24.01.2021 00:00   Заявить о нарушении
Насколько я помню, там была довольно большая купеческая слобода. А если так, то должно быть интересно с исторической точки зрения.

Диана Доронина   26.04.2021 12:01   Заявить о нарушении
Ни разу не слышала про купеческую слободу, и по городу сколько ездили - везде только современные дома видели. И в списке достопримечательностей никогда не видела, и от людей, которые там прожили, не слышала. Странно, может где-то под Челнами она находится?

Динара Ра   26.04.2021 18:37   Заявить о нарушении
Посмотрите здесь: про купцов Стахеевых, Бушмакиных (хлеб, лес) - http://www.photodreamstudio.ru/texty/gal-05-t-14.shtml, http://nabchelny.ru/page/11.
Улица Дворянская, сейчас - Центральная, вот там жили купцы.
Это так, навскидку. У меня книга про Челны, купила в музее, там читала.

Диана Доронина   27.04.2021 14:01   Заявить о нарушении
Благодарю!

Динара Ра   27.04.2021 21:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.