Письма 7 Алле Корчак. Екклесиаст отдыхает
Вот, опять мы о том, что всем давным-давно известно. Критики уже навострили перья. О чем это вы, ребята? О дружбе. Старо, как мир. Даже Екклесиаст нас постоянно критикует: «Что было, то и будет; а что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: смотри вот это новое; но это было уже в веках, бывших прежде нас». Если эту установку принять за принцип, то можно уже вообще ничего не пытаться создать, а тем более написать. Смотри, все тридцать три бродячих сюжета давно и многократно использованы, лучшие даже канонизированы. Говорят, уже в древности Аристотель полагал, что друзья есть то благо, которым в числе прочих должен обладать счастливый человек. «Одна душа, живущая в двух телах» - вот идеал друга для Аристотеля. Тогда уже это было редкостью, по нынешним временам и вовсе роскошь.
А немецкий еврей Георг Зиммель считал, что современный человек с усложнением своего внутреннего мира вынужден больше скрывать. Поэтому он утверждал, что можно говорить лишь о дружбе разных сторон нашего «Я»: с кем-то может связывать симпатия, с кем-то — интеллектуальные интересы, религиозные чувства, или общий жизненный опыт.
Если человек чувствует себя несчастным и одиноким, он боится оставаться один, поэтому не сразу замечает, что предлагаемые (навязываемые) ему связи – это всего лишь суррогат дружбы. Амикошонство, запанибратство, беспардонность, фамильярность, хамство, наглость… и много, много других проявлений у такой псевдо дружбы. Потому и отягощают эти связи, а разорвать боязно, по вышеуказанной причине. «Скажи мне, кто твой друг» - коварство поговорки в том, что стоит кому-то прославиться, появляется много желающих стать другом «самого большого в мире слона». Если ты Солнце - смирись, как с неизбежностью, с тем, что к тебе устремляется сонм либхаберов и машерочек, привлеченных твоим светом. И не сочти их стремление погреться в твоих лучах за назойливость мухи, а беспардонность и наглость за невоспитанность. Даже вторжение в твой мир, твою переписку. Это не нахальство – это почитание. Короля играет окружение. А как же быть с другом. «Старый друг лучше новых двух»… Дружба – это процесс, протяженный во времени, но даже самые длительные связи вовсе не гарантированы быть свободными от признаков садо-мазо.
Честно скажу: для меня вопрос дружбы не актуален. И никогда таковым не был. Для меня одиночество – норма, мне комфортно. Поэтому мне чуждо чувство разочарования от суррогатной дружбы, обыкновенно поддерживаемой человеком из-за чувства одиночества. Никаких комплексов в этом отношении у меня нет. Хотя мне вполне симпатичны герои мультсериала «Дружба это чудо», целевая аудитория которого – дети от 4 до 7, «девчонки и мальчишки, а также их родители…». Потребность в интимной дружбе, по Зиммелю, возникает когда появляется потребность в раскрытии своей личности.
P.S. Кстати, о наглости . Чтобы понять наглость ее нужно разложить на более простые для понимания составляющие. Наглость и неуверенность в себе – это два полюса. Наглец – это неуверенный в себе человек. И чтобы эту неуверенность в себе как-то уравновесить неуверенный в себе человек ищет подтверждения из внешних источников, человек начинает проявлять наглость. Его чувство собственной важности заставляет искать подтверждение этой «важности» во внешнем мире, в том, как реагируют на него люди, животные, предметы и виртуальные персонажи.
Свидетельство о публикации №214031801601
Если честно..а как иначе? Я всегда хотела иметь друга.В мужском обличье. Кого - то искала, пытаясь ВСПОМНИТЬ.Но это -редкость. Подружки в штанах - да, такое часто встречалось. К сожалению.
Оля, я хотела бы нажать на "зелёную"..но ..
Алла Корчак 18.03.2014 22:28 Заявить о нарушении