Деметр Непобедимый. Примечания. Ч. 2

 52. – как известно, при въезде Димитрия в Москву, благовещенский протопоп Терентий произнёс ту речь, в которой сердечно упреждал царя против возможных врагов, и так, что «если кто и явится тебе врагом, то бог будет другом».
53. – автор в этих строках подчёркивает, прежде всего, то отношение, кое было отношением простого люда к царю: большинство было несказанно радо Димитрию тогда, как Шуйского, с его анти-димитриевским свидетельством, поддерживали только единицы.
54. – по учению Ария, нео-платоника, вполне приемствовавшему учение древнего Платона, всякий человек, на пути изыскания божественной силы и согласия, способен взрастить в себе божественную природу: не только избранный богочеловек, но всякий устремлённый человек способен открыть в себе божественность, и, соответственно, сделаться богом. Конечно, сия идея – абсурд, без пантеонистической стороны общего теософского знания до-христианского Платона, и, следом тому, христианского Ария.
55. – свидетельства говорят, что в Галиче были найдены родственники Г.Отрепьева, мать и его дядя, кои гласно объявляли о происхождении царя: дядю сослали в Сибирь, а мать не тронули.   
56. – «паганизм» - варварство.
57. – Димитрий – именно тот, кто вернул Романовым, находящимся в большой опале, их боярскую славу и честь: Михайла Фёдорович Нагой получил звание конюшего боярина при дворе; Филарет Никитич Романов – сан ростовского митрополита; Иван Никитич, брат последнего, был возвращён боярский титул. – В сей год написания мной драмы 2013, когда Россия празднует 400-летие Дома Романовых, я нахожу особенно важным подчеркнуть тот исторически-моральный долг этой семьи пред Димитрием; не думаю, что без внимания его, историческая миссия семьи Романовых свершилась бы в полной мере. (Касаясь же истории Г.Отрепьева, нельзя также не вспомнить, что оный некогда был в холопах у Романовых. Об этом, вкратце – ещё в Первой Части драмы.)
58. – скандальный «татарский» сын И.Грозного.
59. – шляхтич Липский, один из головных рыцарей Польского войска, способствовавшего восхождению Димитрия на престол.
60. – факт биографии семьи Шереметевых, самой свободомыслящей семьи в России: дело боярина Шереметева, пренебрегшего постничеством, доставило много хлопот И.Грозному, что с лихвой отражено в исторических документах. ( Иона Шереметев в Троице-Сергиевой Лавре позволял себе, также, великие ренесантные дебоши.)
61. – автор ретрактует здесь знаменитые слова А.Невского: - «кто на Русь с мечом пойдёт, тот от меча и погибнет.»
62. – в инцинденте с Липским, царь повелел не выдавать им больше жалованья: это-то и послужило самой веской причиной ухода польских смутьянов из Москвы.
63. – известным нововведением царя в школе моды и этикета, было введение придворных ливрей. Димитрий. Вообще, был обожателем красоты и изящества, и все примеры для него были примеры западно-европейской школы.
64. – после обиды и ухода Польского войска из Москвы, с царём остались считанные единицы верных ему рыцарей: все они были польскими протестантами, кои и сделались его ближайшими телохранителями, верно стоявшими за него до последних секунд жизни. (также, из протестантов царь весьма приблизил к себе немецких рыцарей, кои прежде были на службе у Годунова.)
65. – аллегорически: – имеется в виду вопрос кабалы и наследия кабал.
66. – аллегорически: – подразумевает беглых крестьян, в отношении коих, как известно, царь позволил подписать себе весьма либеральный гуманный закон.
67. – автор аллегорически ссылается на теорию Дж.Бруно, также нео-эллиниста и пантеониста, о коей Димитрий, как очень эрудированный человек своего времени, не мог не иметь представления. Вообще, история свидетельствует о большой учёности и образованности царя в сравнение всему, окружающему его боярству и люду; - автор в своей драме нисколько не пренебрегает сей исторической данностью.
68. – до прихода Димитрия, Россия представляла собой абсолютно закрытое государство; задолго ж до Петра Великого, Димитрий положил разрешать боярам и купцам ездить за границу с целью приобретения знаний. – Димитрий и был первым русским царём, рискнувшим разгерметизировать страну, тем самым, положив начало процесса «европеизации России».
69. – по примеру отца своего И.Грозного, кто, как известно, не небрегал поощрением западно-европейских купцов (в особенности, английских), Димитрий также ввёл право свободной торговли для европейцев на Руси (и не только для поляков, кому, конечно же, отводились на то время большие льготы; беспошлинная ж  торговля, опять-таки досталась английскому двору.)
70. – таковы исторические свидетельства: присутствуя в Думе, царь в пять минут мог расставить все необходимые акценты, с тем, изумляя многоречивых и недальновидных бояр.
71. – Иван Грозный, как известно, также занимался сочинением музыки; из двух его наиболее известных хоральных сочинений, одно обращено к имени Пресвятой Девы, и выполнено в наследовании давнего византийского стиля.
72. – английский композитор 15в. – здесь имеется в виду «На похороны Королевы Мэри», в коем начальная англо-диатоническая строгость сменяется чувственной духовно-инструментальной лирикой.
73. – до Димитрия, есть телятину на Руси было запрещено и считалось святотатством.
74. – имеется в виду Сэр Ф.Бэйкон, автор всем известного «Нового Органона», где он и выражает тот самый гротескный домысел о праистории появления у человека желудка.
75. – сей слух (от хитрого короля Сигизмунда, желавшего запугать недавно коронованного Димитрия) привёз в Москву его посол А.Гонсевский.      
76. – аллегорически, означает то, что, несмотря на некоторое недовольство непредвиденными действиями и гонором Димитрия, Польша всё же была весьма расположена видеть царя, этак,  в своих союзниках на троне Московском, чему также весьма способствовал польско-шведский вопрос того времени, в котором Сигизмунд заранее предотвращал всякое возможное сближение России со Швецией.
77. – с тайнами ж варяжской крови, как мы знаем, связано не мало домыслов, касающихся далеко не одного лишь Рюрика; псевдо-правда ж, как известно, не малая часть всей русской истории; так, даже, взять, и в драму вошедшую историю Иоанна Датского: сколько домыслов могло б ходить вокруг той истории в то время, а? (а, может, и до сих пор?)
78. – сказочный город старо-давней, до-киевской Руси, олицетворяющий собой истинно золотой век и золотой нрав исконно-процветающего свободного народа; упоминания о нём есть в «Велесовой Книге»; приблизительно, сей град располагался на побережье нынешнего Азовского моря.
79. – «тьме» в стародавней Руси соответстввало число 10 000. В «Велесовой Книге» неоднократно поминается сие исчисление; как ни странно, источник говорит о том, что Русь существовала, в общей сложности, порядка 20 000 лет, однако, уже тогда была известна большая война между руссами и греками, результатом коей, в причине русского поражения, было отступление руссов на север.
80. – имеется в виду последующий синтез Эллинской и Римской культуры, по превращению империи первых в более позднюю, Римскую; также, подспудно, автор выражает здесь мысль Димитрия, применительно уже текущему времени драмы, – мысль о синтезе Римской и Греческой христианских вер.
81. – по католическому ритуалу, в церкви совершается омовение рук.
82. – Димитрий не гнушался принимать участие в народных забавах, в частности, в таких, как «борьба с медведем».
83. – Иоанн принц Датский, русский «Гамлет», некогда жених Ксении Годуновой. Для четы была уже назначена свадьба, и принц, по заверению историков, пользовался огромной и всеобщей популярностью в народе, обладая благородным и возвышенным нравом, однако, чрез две недели после его приезда в Россию, оный был злодейски отравлен.
84. – ещё при Годунове, в грамотах патриарха Иова, да в свидетельствах чернецов-монахов, находились страшные слова об истинной жизни Г.Отрепьева до его самозванства; также постник Огарев явно, дескать, свидетельствует против «того распутной жизни»: «…а когда был в миру, то отца не слушался, впал в ересь, разбивал, крал, играл в кости, несколько раз убегал от отца своего, и, наконец, постригся в монахи, не отставши от прежнего своего воровства, от чернокнижия и вызывания духов нечистых.» - Конечно же, эти факты разглашались при Годунове с особенной ревностью; в иных они оставались и по смерти Годунова-сатрапа.
85. – «пушки с пристани палят, кораблю пристать велят» - всем известная фраза из «Сказки о Царе Салтане» А.С.Пушкина. Иронично интерпретируя эту фразу, я отдаю должное задаткам поэтического таланта в фамилии Пушкиных, тем особенно подчёркивая поэтическую фатальность в том, кто был и верен и приближён «царю новых вкусов, искусств и талантов в России» - Димитрию.
86. – см. сноску 64.
87. – братья Бучинские, польские протестантские рыцаря, верные телохранители Димитрия, отличавшиеся великой силой, смелостью и боевым искусством. – Не наверняка знаю, что первее на Руси: слова «буча» или их фамилия, и однако, не могу не иронизировать.
88. – король Англии, Ричард 3 Львиное Сердце, глава великого Крестового похода.
89. – «старухой», как известно, называлась Смерть.
90. – исторические слова Димитрия к вопросу о возведении Католического Храма в Москве: - «а почему бы мне этого не сделать?...»
91. – царь Димитрий стоял за объединение Церквей в России: идея и до сих пор, к умам русских православных верующих, представляется быть воистину вопиюще-еретической. – Как следствие такой идеи, я и позволяю себе выразить закономерную мысль об объединении Календарей: нет, я не пропагандирую то, чтобы Русский патриархат отнёсся бы к богонаместнической воли Папы, однако, мысль о том, чтобы встречать Рождество в один день 25 числа декабря месяца, вместе с остальным христианским миром, мне, как автору, сие сочинившему, определённо близка. Конечно, это более серьёзная тема, чем только пренебрежение переходом на «зимнее время», но потому, в диалогах драмы,  я пытаюсь смотреть на это с разных точек зрения.
92. – Ещё один из подарков Читателю (на этот раз уже только пра-русскому) от его дерзкого Автора: до сих пор, ведь, ни один из русских католиков никогда не занимал сей богоизбранный пост, не правда ли? Б.м. некто подобно Печерину бы мог, если б его в своей стране, в родной России, так не гонобили, а поддерживали. – В больших международных букмекерских компаниях появлялись (а так, и до сих пор, кое-где есть) ставки на то, «как скоро Папа Римский будет избран из чернокожих?» Однако, ведь, ставки на Папу из русских не было ни одной. Папа бразильский, Папа аргентинский, Папа чернокожий, и ни одного русского! – Ошибка в психологическом подходе ко всем дипломатическим провозвестиям? Эх, вы!
93. – личность относится к делам дальних Терских казаков: они также хотели иметь свою власть и влияние, и безбедное обеспеченное существование, а потому выдвинули своего «самозванца», который – уж на все сто! – был явный самозванец.  Илья Коровин, сын Муромского жителя Ивана Коровина, выдавал себя за царевича Петра, сына Ирины, жены Грозного, дескать, рожденного той в 1592г.
94. – см. предыдущую сноску.
95. – дуэль, социально-узаконенная дуэль на Руси, со всеми пра-секундантами, формальными и этическими понятиями, была разрешена Грозным. «…а благородному биться с благородным, а неблагородному с благородным не биться…»
96. – слухи о связи Димитрия с Ксенией Годуновой очень омрачали и мешали делам его женитьбы. По этой причине, ближе ко дню обручения, под давлением расходящихся мнений, Ксению сослали в Белозерский монастырь, где она и пребывала в пострижении.   
97. – вообще, за всё то время, на Руси насчитывалось девять ЛжеДмитриев, кои после существовали в разных местах. Подспудно, в фантасмагорической манере, я демонстрирую сие обстоятельство, т.ск. драматически-наглядно.
98. – известный исторический анекдот из фактических рукописных свидетельств о Димитрии: слово «император» он писал с ошибкой, как «инператор». Если же это разложить в латинской транскрипции, то это не менее смешно.
99. – я подчёркиваю величие размаха мечты Димитрия: так, ведь, и до, и после него, ни один из русских царей не имел подобного титула и Церковью освящённого права. К тому времени, титул его не мог быть приравнен к значению ни одного из титулов европейских монархов: лишь Димитрий имел формальное право на крестовый поход, на то, чтоб объединять Европу под своим именем. Также, и никто из европейских монархов всех последующих лет, вплоть до сегодня, не возымел ещё подобного вселенского статуса. – Сие, несомненно, есть великая гордость в истории Государства Российского.
100. – Папа Павел 5, действительно, весьма переживая за исход дела женитьбы русско-римского царя, - а более, за успешное претворение идеи прострения католицизма в России, вместе с Мариной (прежде того, сиятельно благословив оную) снарядил в Москву, в её сопровождение, всех рыцарей-иезуитов. – А.Лавицкий – предводитель ордена иезуитов того времени.
101. – боярин Власьев, посол Димитрия, представлявший жениха-царя при обручении в Кракове, к 10 ноября 1605г.
102. – «триль» - англ. слово «thrill»; означает крайнюю степень экзальтации, будь то эмоциональный восторг или психо-физический трепет. Это слово я, с удовольствием, дарю ново-русскому словарю.
103. – здесь, прежде всего, имеется в виду, конечно же, сам Иван Грозный. Я позволяю себе играть поэтико-филологическим тождеством, смотря, этак, аж и за фамильный смысл, с тем, погружаясь в корень самих слов «грозить/угроза/гроза» .         


Рецензии