О фантазии

 «Воображение важнее, чем знания.
Знания ограничены, тогда как воображение
охватывает целый мир, стимулируя прогресс,
 порождая эволюцию».
(А.Эйнштейн.)

         Не кажется ли вам, дорогие друзья, что у наших детей стало куда-то пропадать то, что всегда считалось неотъемлемой чертой детства – воображение и фантазия? Не сталкивались ли вы с такой проблемой – дети не знают, что нарисовать, когда объявляют «свободную тему»? Не бывает ли у вас такого, что на предложенную тему ученик сразу – с первых минут – выдаёт готовую картинку, абсолютно не терзаясь муками творчества? Может быть, все фантазии  наших детей уже воплощены в жизнь? А может быть, они просто не умеют МЕЧТАТЬ? Не научили?
      Я прекрасно понимаю, почему так получается. Книжки заменили фильмы и клипы, ребёнку не нужно ничего выдумывать – вот слова, вот зрительный образ, всё в комплекте. Сочинения заменили тесты, ничего не нужно сочинять – выбери из предложенных ответов верный. Дед Мороз – это театральный актёр, нанятый за деньги, а детей приносят из роддома без помощи аистов и капусты. Изобилие всего – от игрушек до техники – избавляет ребёнка от необходимости мечтать, ставит его перед необходимостью выбирать. В стремлении научить детей быть правдивыми, взрослые заодно с ложью отказались и от фантазии, она становится нецелесообразной, а иногда – нежелательной…
       Конечно, я сгущаю краски, не всё так уж плохо, и творчество не пропало – может быть, видоизменилось… Наши дети видят мир по-другому, они совсем не такие, как мы, и я пока не знаю, хорошо это или плохо. Но в работе преподавателя изобразительного искусства иногда приходится сталкиваться с определёнными трудностями, связанными с отсутствием «полёта фантазии», вот об этом и хотелось бы поговорить.
       Большинство людей под воображением и фантазией понимают нечто бессмысленное, бесполезное в реальной жизни. Это происходит из-за недостаточной информированности людей об этих функциях мышления. Ведь на самом деле хорошо развитое воображение и фантазия – залог оригинального нестандартного мышления, что в свою очередь способствует более легкому решению задач. Существует очень мудрая крылатая фраза: «Без воображения нет соображения». Многие великие ученые утверждали, что воображение, умение создавать новые идеи намного важнее порой, чем большой запас энциклопедических знаний. Более того, любым самым сложным математическим расчетам должно предшествовать воображение.
        Что же представляют из себя фантазия и воображение? На самом деле, это виды мышления, с помощью которых человек представляет несуществующие предметы или воссоздает в памяти то, что когда-то видел. То есть на основе старого опыта мы создаем нечто новое именно благодаря фантазии и воображению. Но чем же одно отличается от другого?
       С помощью воображения мы представляем, объединяем и изменяем то, что когда уже видели, то, что в принципе существует в мире. Фантазия же помогает нам создать в сознании нечто новое, нереальное, то, чего еще никто не видел и чего не бывает. Тем не менее, и первый, и второй процесс основывается на человеческом опыте, чем он богаче, тем активнее функционирует фантазия и воображение.
     Воображение разделяют на три основных типа:
• Воссоздающее воображение: представление тех или иных предметов или явлений по алгоритму. Так, например, работает наше воображение, когда мы читаем книгу. Мы представляем именно те образы, которые описываются в повествовании, в стихах, песне и тому подобное. Для художника этот тип воображения очень важен: умение работать с накопленным материалом, способность интерпретировать литературные образы в зрительные, попытка «пропускать через себя» какой-либо материал, с тем, чтобы на выходе получить самостоятельное художественное произведение – именно так работают, например, художники-иллюстраторы. В программе по предмету «Композиция станковая» таких заданий много: иллюстрирование, работа по впечатлениям, сюжетная композиция…
• Творческое: создание образов без алгоритма самостоятельно. Именно творческое воображение важно развивать у детей. И именно здесь педагог сталкивается с наибольшими трудностями. Потому что вот здесь и появляется в полной мере та несамостоятельность наших детей, стремление выбрать один вариант из двух-трёх предложенных и неспособность создать что-то принципиально своё. И как раз такие задания для меня являются самыми интересными… Ругаемая всеми Калуша с Калушатами, Глаокая Куздра и Мюмзики с Шорьками – да мало ли материала… Я, например, заранее нарезаю тоненькие бумажки, пишу на них названия несуществующих созданий, а дети вытягивают  задания, как билеты на экзамене. Тут важно подобрать названия на сравнение или сопоставление: Клюмочка и Бормур, Зибнюк и Шурунда, Хлямба и Бруксиндель… (Иногда дети спрашивают, откуда я беру такие слова, или из какой книжки эти звери… Тут нужно таинственно вздохнуть и сказать, что это тайна). Ещё одно из направлений развития творческого воображения – ассоциативная композиция. Здесь непочатый край работы, и чем в более раннем возрасте начинать работать с детьми в этом направлении, тем больших результатов можно достичь.
• Неуправляемое воображение: периодически мы наблюдаем такой процесс у детей. Они просто рассказывают всякие небылицы, которые абсолютно не связаны логикой или последовательностью. Следует отметить, что при правильном подходе педагога, неуправляемое воображение можно и нужно превратить в творческое. Важно дать понять ребёнку, что воображение хорошо в любом виде – и воссоздающее, и творческое, и неуправляемое – но лишь при одном условии: когда оно как-то зафиксировано. Проще говоря, если ребёнок склонен к неуправляемому воображению – нужно стараться, чтобы оно получало выход на бумаге; чтобы ребёнок зарисовывал свои фантазии (на любом формате, в любой технике), или записывал в виде текста – в данном случае неважно. С первых дней обучения я прошу, чтобы каждый ребёнок завёл небольшой блокнот – и делал зарисовки. Часто человек рисует бессознательно – цветы, дома, лица, зверей… Иногда  бессознательная фантазия даёт очень неплохой материал для дальнейшей работы. Я стараюсь донести до детей, что любой рисунок – даже самый маленький и невзрачный – может дать толчок воображению, а потому нужно хранить свои работы, периодически к ним возвращаясь – кто знает, может быть, завтра ты увидишь в них то, что не увидел вчера?...

Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.

      Для меня это своего рода тест на умение фантазировать. Я люблю давать десятилетним детям такое задание: проиллюстрировать эти стихи. Можно четверостишье, можно всего «Бармаглота» - зависит от потенциала детей.  Зачитываю и жду реакцию… Часто слышатся такие взрослые, прямо пенсионерские интонации: «Что за дурь?», «Ерунда какая-то…», «Дайте конкретную тему!» Тогда я делаю суровый вид и говорю, что эта тема по программе. И хочешь не хочешь, а надо с ней разбираться. Я, мол, и сама не всё понимаю – да и никто не понимает. Наша задача – придумать! ВПЕРЁД!
       Обычно даю детям некоторое время на размышление. Удивляет, что ещё ни разу (НИ РАЗУ!!!) никто не сказал, что это за стихи и откуда. Обсуждение, кстати, тоже редко что даёт – но психологи советуют давать детям возможность поработать самостоятельно…
       После самостоятельного обсуждения перехожу к направленному обсуждению: задаю наводящие вопросы, например: «Вот шорьки и зелюки… Кто из них больше, а кто меньше? А кто из них злой? А может, кто-то и ядовитый?» - и так по каждому слову. Хорошо, если дети не сойдутся во мнениях; чудесно, если они будут спорить и перебивать друг друга… Только нужно вовремя закончить дискуссию – минут пятнадцать должно хватить. Потом говорю: «Конечно, никто и никогда не видел ни шорька, ни зелюка, ни мюмзика… Но разве мы не художники? Разве мы не можем ПРИДУМАТЬ? Жду ваших рисунков. Заранее говорю: можно ВСЁ! Чей рисунок будет самый неправдоподобный и загадочный – тому дам приз!» (это может быть конфетка или яблоко)
       Вообще, обсуждение – это первый путь к развитию фантазии. Я стараюсь всегда давать детям возможность обсудить тему. У меня на уроках довольно шумно. Знаете, я частенько думаю: нашим детям просто необходимо выговориться. Дома их не всегда слушают, в общеобразовательной школе – тоже; дети зачастую не умеют вести диалог, спорить без оскорблений, слушать собеседника… У меня на уроках детям разрешено разговаривать, смеяться, петь – лишь бы это не мешало работе. Глаза и руки работают, разговаривает рот…
      Любому ребенку сложно действовать и думать по правилам, поэтому нужно вдохновлять ребенка мыслить нестандартно, фантазировать. Ни в коем случае нельзя критиковать ребенка за «выдумки». Уважение – вот что здесь главное. Я вижу так, а ты по-другому – молодец! Основной способ ребенка накапливать опыт – это игра и общение, именно это поможет ему адаптироваться в обществе. Именно в игре дети учатся мышлению, а значит, с самого детства нужно помогать им развивать воображение. Поэтому на моих уроках игра – это обычное явление. Любая «сидячая» игра – «чепуха», «глухой телефон», «ассоциации» - полезна для развития воображения. Любая – при правильном отношении педагога. У каждой игры должен быть «творческий выход» - анализ: как это можно нарисовать? Какого это цвета? Какой это формы? (Для музыкантов это бы вылилось в вопросы: как это можно сыграть?  В какой тональности? В каком темпе?...)
      И ещё – некоторые работы я оцениваю только по принципу «полёта фантазии», не глядя на технику исполнения и грамотность. Зачастую самые главные выдумщики и фантазёры – дети неусидчивые; их переполняют фантазии, поэтому им бывает  сложно довести работу до логического завершения, сделать её аккуратно и грамотно. Но это их первые шаги – оценим же их по достоинству!   
       Отсутствие фантазии в каком-то смысле — это лень. Страх быть не таким, как все; лень выдумывать что-то необычное и т. д. Но запомните: как только вы начнете лениться в этом — станете лениться во всем. Фантазия — это дар, который можно развить. Не очень много способностей существует, которые бы развивались так легко, как эта. Так не теряйте же времени даром, фантазируйте сами и учите этому своих учеников! Все креативные идеи идут от тех, кто не перестал мечтать, и кто умеет это делать.


Рецензии