Снимок на память. Отрывок из книги об отце

                ...
Другой очень яркой и символичной картиной триптиха является «Снимок на память». Три молодых и симпатичных немецких солдата фотографируются на фоне только что произведенного ими расстрела. Их начищенные сапоги, немного запыленные внизу, блестят также как и их самодовольные лица. Ни тени раскаянья, ни жалости, ни горечи, кроме уверенности и удовлетворенности. Они выполнили свой «долг». До какого же состояния очерствления нужно дойти, чтобы вот так позировать на фоне трупов и послать фотографию своей матери или жене.
Про персонажей этой картины отец говорил, что они тоже жертвы, жертвы преступной идеологии, которая убила в них душу.
Вторая мировая война, в отличие от всех предыдущих, была не просто войной  за передел мира, это была война идеологий. Были перевернуты умы многих людей и то, что испокон веков считалось подлостью и предательством, в эту войну было возведено в ранг геройства и борьбы за справедливость. Даже сейчас, спустя 65 лет кто-то старается пересмотреть итоги этой войны, кто-то – поменять акценты, кто-то пытается из предателей сделать героев и наоборот, а кто-то вообще стереть ее из нашей памяти. Но думаю, что никогда человек, стреляющий в затылок младенцу, не может называться героем, а поднявший оружие против своего народа, какими бы высокими идеалами он не прикрывался, навсегда останется предателем.
Но, наверное, было бы слишком недальновидно полагать, что художник в своих произведениях хотел показать только ужасы войны. Нет, в них заключен более глубокий смысл. Просто во время войны, именно этой войны, более ярко и остро проявлялись как положительные, так и отрицательные качества людей, она оголила сущность каждого, сделала ее более выразительной. Убивать ведь можно не только оружием и во время военных действий, но и в мирное время- словом, поступком, но делать это завуалировано, скрытно ото всех и даже от себя самого.
Как я уже говорила, картина практически не претерпела существенных изменений от замысла до воплощения, был изменен только пейзаж. В последней версии в качестве окружения были выбраны стены старого монастыря, изувеченная могильная оградка, разбросанные кирпичи. На переднем плане кое-где цветущие одуванчики и потерянная кукла. В работах отца каждая деталь имеет свой смысл, каждая выбрана неслучайно. Но, думаю, зритель сам попытается разгадать эти секреты.
.................................
"Снимок на память" 1970-2003 гг., холст, масло.Ле;нино-Снегирёвский вое;нно-истори;ческий музе;й


Рецензии