Второе приближение
Долгое время этот способ выживания оставался единственно известным и доступным для них. Первобытная примитивность и ограниченность в познании, долгое время не позволяли сделать качественный шаг в развитии людей. В отсутствии элементарных бытовых условий, первобытный человек был уязвим перед окружающей средой. Погодные условия, хищные животные, а порой и другие люди влияли на жизнь человека или группы людей (общины). Жизнестойкость одного человека зачастую зависела от группы, и наоборот. Следовательно, чтобы выжить, первобытной общине приходилось прилагать не малое количество усилий и учитывать многие факторы, влияющие на их жизнедеятельность. Где-то инстинктивно, где-то осознанно, но человек начал вести сознательную жизнедеятельность. С некоторого времени, борьба за выживание, послужила тому, что человек осознанно повышал свою жизнестойкость, искусственно создавал вокруг себя благоприятную и даже комфортную среду обитания.
Так в 10 тысячелетии до н. э. (даты различаются в зависимости от географического региона) в образе жизни людей произошел ряд крупных изменений, связанных с освоением сельского хозяйства и получивших название «Неолитической (сельскохозяйственной) революции»[1]. Сельское хозяйство способствовало оседлости и созданию первых поселений. Места обитания постепенно организовывались под личные нужды, формировалось представление о домашнем хозяйстве, быте, создавались новые орудия труда и предметы домашнего обихода. В результате освоения сельского хозяйства, человек лишился нужды в постоянных перемещениях ради выживания. Такие ресурсы как пища, вода и кров, ставшие стабильными в добыче и использовании, позволили обезопасить существование людей. Появлялись новые потребности, совершенствовался образ жизни, быт и взаимоотношения. В повседневность проникало представление о прекрасном, зарождались первые ростки культуры. Подобное преображение способствовало сохранению и развитию общин, повышению их жизнестойкости. Оно также послужило возникновению и развитию социальных взаимоотношений, породило торговлю, что, в свою очередь, способствовало расслоению общества и росту числа людей.
С развитием технологий сельского хозяйства и ростом численности населения связано появление Древних цивилизаций. Они зарождались в различные исторические периоды с V по конец I тыс. до н. э. С точки зрения географического положения можно выделить три крупных региона, в которых создавались цивилизации: Восток, Европа и Америка. Понятие цивилизация включает в себя локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем[2].
Многие Древние цивилизации образовались на Востоке – обширной географической области, протянувшейся от Средиземноморья до Тихого океана. Это пространство условно делится на Ближний Восток (Северо-Восточная Африка, восточное побережье Средиземного моря, Малая Азия, Месопотамия), Южную Азию (полуостров Индостан) и Дальний Восток (Китай, Юго-Восточная Азия и Япония). Из древнейших цивилизаций данного региона выделяются: на Ближнем Востоке – египетская, месопотамская и хеттская; в Южной Азии – цивилизации Инда и арийцев; на Дальнем Востоке – цивилизации Китая и Японии. Европейские цивилизации традиционно представлены греческой, римской, а также рядом других локальных культур. Америка стала местом зарождения древних цивилизаций Майа, Оцтеков, Ольмеков, Тольтеков и Инков, однако впоследствии эти цивилизации не получили своего продолжения и до наших дней не сохранились.
Современное общество построено на фундаменте евразийских цивилизаций. Оно унаследовало культуру, быт и традиции своих предшественников и представлено такими локальными цивилизациями как: западноевропейской, восточноевропейской, североамериканской, латиноамериканской, океанической, русской, китайской, индийской, японской, арабо-мусульманской, буддийской и африканской[3]. Каждая цивилизация обладает свойственным ей самобытным контекстом и содержанием: язык, менталитет, духовные устремления и идеалы, социальные нормы, архитектура, предметы быта и обихода, ремесла и т. д.
Порожденные человеком и наполненные особым смыслом, цивилизации тоже эволюционируют, они достигают новых качественных показателей, останавливаются в развитии, угасают, дают жизнь новым и уступают место более влиятельным и совершенным культурам. Человек, рождаясь в лоне той или иной цивилизации, наследует ее «коды» и до определенного времени даже не осознает этого. В некотором роде, каждый является наследником и в тоже время заложником культуры, в которой он родился. Познание и творение чего-то нового происходит через кодовую систему «родительской цивилизации» (менталитет, образ жизни, традиции и идеалы).
В современных условиях общество взращивает человека. Это происходит, как при помощи естественных факторов (социо-культурная среда, традиции, образ жизни), так и искусственных (СМИ, учреждения образования, социальные институты). Человек может оставаться в пределах общесоциального развития, равно как и может их расширить или переступить.
Когда такое происходит, и индивид выходит за границы общесоциального - он стимулирует и направляет развитие общества. История изобильна примерами таких людей - это философы, ученые, политические и духовные деятели, люди культуры и искусства и др. В этом случае личность, выступает драйвером развития цивилизации, инициируя перемены согласно своему представлению об идеальном. Современный мир так же обладает такими людьми, они направляют развитие современных цивилизаций.
На протяжении всего периода становления социума, в разных цивилизациях и в разное время были такие люди. Они оберегали, расширяли территории жизни, руководили, правили, творили, открывали новое, задавали вектор в развитии человечества. Во всем остальном они были схожи со своими современниками. Трудно сказать, что они опережали свое время, ведь они совершали поступки, которые направляли время. Несомненно, каждый из них обладал уникальными способностями, при этом все они были людьми, плоть от плоти. Их мировоззрение, личные устремления, жизненный опыт, характерные качества и способности обеспечили им личный прогресс и эволюцию. Как это происходит, с чего начинается и что влияет на этот процесс детально рассмотрим в разделе "Природа человека".
____________________________
1. «Origin of agriculture and domestication of plants and animals linked to early Holocene climate amelioration», Anil K. Gupta, Current Science, Vol. 87, No. 1, 10 July 2004
2. Пономарев М. В., Смирнова С. Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 3 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Т. 1. – 288 с.
3. Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее // Т. III: Северное Причерноморье – пространство взаимодействия цивилизаций. – М.: Институт экономических стратегий, 2008. – С. 18
Свидетельство о публикации №214031802319