Конфетка

- Игорь ты обещал рассказывать историю.
Так звали моего друга.
- Хорошо, но с условием, когда буду рассказывать, чтобы мне не мешали и не перебивали…
- Хорошо договорились, - ответил я.
- Это случилось давно, - начал свой рассказ Игорь, и продолжал, - еще во времена моего детства.
- Игорек, ты уже съел свою конфетку? - спросила мама.
- Да мамочка, уже съел, нет больше, - ответил я.
- Ну, хорошо, беги на улицу поиграй, а я буду готовить ужин. И чтобы каждый раз, выходя во двор, я слышала и видела тебя! Понятно? – уже строго наказала мама.
Я остановился в узких дверях деревенского домика, повернулся к маме и спросил:
- Мама, можно я Артека возьму с собой?
- Далеко собираешься? - спросила мама.
- Нет, мамочка, к Андрею, - ответил я.
- Ну, хорошо, - хитро улыбаясь, ответила мама.

Артек, так звали нашу собаку, был просто красавец. Взрослые почему-то всегда называли его «дворняжкой», я этого не понимал. И даже сейчас, когда я сам стал взрослым, и уже нет ни Артека, ни детства, я все-равно не соглашусь назвать его дворняжкой .

Артек был очень крупным, почти до моей груди, может быть, мне так казалось, потому что я сам был тогда еще маленьким…
У пса была очень редкая окраска; тело было светло-коричневого цвета, почти рыжий, голова - белая, носик, шея и хвост – черные, на конце хвостика было сантиметра три белого цвета. Белые лапы Артека украшали черные «ботиночки». Он был очень пушистым, поэтому цепочку с его шеи нужно было снимать осторожно, освобождая от цепей.

Когда он почувствовал свободу, начал бегать по огороду, потом вокруг дома, наш дом находился почты в центре огорода, Артек как всегда сделал почетный, проверяющий круг, так он смотрел, вверенную ему территорию и радостно виляя хвостом, бежал ко мне. Он хорошо знал, что если снимают цепь, то мы идем гулять. Пес встал на задние лапы, а передние положил ко мне на плечи и благодарно облизывал меня. На мне были одеты только короткие штаны, которые держались на моем плече с одним плечиком, как портупея. Артек  облизывал мою шею и грудь. От этого мне было очень щекотно, и я громко хохотал. Я своего пса очень любил, и, кажется, мы очень хорошо  беседовали без слов.

Мама слышала мой хохот, выходила во двор, смотрела на нас, обратной стороной передника ловко вытирала слезы радости, молча крестила нас и заходила в дом.
Мама со мной всегда  говорила как с взрослым. Я у них был единственным - и старшим, и младшим  сыном. Мы с Артеком вышли на улицу, побежали по пыльной дороге и кричали:

-Андрей…! Андрей…! Андрюша…!! Выходи, идем на речку, мама разрешила…, - и радостно и весело звал я друга.

Через три дома от деда Кузьмича, жил Андрей. Когда мы сравнялись с его верандой, он выбежал из калитки и присоединился к нам.

Казалось, будто по улице бежит целая толпа. От нашего шума испуганно разбегались в разные стороны курицы. Гуси вытягивали свои длинные шеи и зло гоготали. Они пробегали за нами несколько шагов, притворно показывая свой боевой настрой, потом останавливались, как-будто понимая, что дальше бежать бессмысленно, все-равно не догнать.

Мы бежали шумно. Я и Андрей говорили о своем, Артек весело лаял. Никто никого не слушал, главное было весело.

Мы добежали до речки. До нашего любимого места. Как ни странно, там ни кого не было в такой жаркий день. Это место было замечательным. На берегу реки росло высокое дерево, от его ствола горизонтально, прямо над водой, росла большая ветка. Потом с годами, это ветка стала такая же толстая и крепкая, как рядом стоящее дерево. На эту ветку была привязана тонкая стальная проволока, а под ней, чтобы не вредить дереву, был положен кусок шины. На другом конце проволоки была привязана палка – «тарзанка». Мы с высоты хватались за палку двумя руками, разбегались и на воде отпускали руки. Во время полета мы изо всех сил размахивали руками, стараясь улететь как можно дальше. Это было очень весело, мы получали большое удовольствие не только от того кто дальше улетит, но и от самого полета, от свободного падения. Потом мы с Андреем сидели у песчаного обрыва высотой в три, а может и четыре метра, прямо под стальной проволокой.
- Андрюша, у меня есть конфетка, говорил я.
- Я думаю, с яблочным джемом, - говорил Андрей
- Ну и что?
- Игорек ты же знаешь, что я люблю шоколадные конфеты.
- Андрей, - говорил я, - я тоже люблю шоколадные, но если их нет, я и яблочные ем с большим удовольствием.
- Я тоже Игорек.

И мы весело вместе смеялись.
Я достал из кармана конфетку, отломал кусочек, и протянул Андрею. Он взял половинку конфетки, а я и не заметил, как Артек с моей левой руки украл вторую часть. Андрей весело смеялся, а я повернулся к Артеку и сказал:
- Артек, ты чего воруешь, я хотел с тобой поделить мою часть конфетки. Ворюга ты, ворюга, конфетку слопал один. Артек начал виновато скулить, у…! у…! у…!
- Ладно, хватит у-у-кать, говорил я, поглаживая огромную голову Артека.
А в это время Андрей подтолкнул меня в правое плечо и протянул кусочек, своей части конфетки.
- Возьми чего ты смотришь,-говорил он.

Я взял маленькой кусочек конфетки у Андрея. После того, как лакомство кончилось, мы начали раздеваться, то есть скидывать с себя единственную одежду. После чего мы подтянули к себе стальную проволоку, к которой была привязана полуметровая палка.
- Первым прыгать буду я, сказал Андрей.
- Хорошо,-согласился я.

Он, раскачиваясь два-три раза, подтянул к себе палку, долетев почти до половины реки, отпустил ее и полетел в реку.
Мы с Андреем всегда спорили, кто дальше пролетит. И это был не единственный случай. Мы спорили везде, всегда находили о чем, например кто быстрее бежал или кто дольше  стоял на одной ноге.
Мы пригнули в воду еще несколько раз, и каждый прыжок Артек сопровождал своим лаем.

Наконец нам все это надоело, и мы опят сели на берегу высокого обрыва и тихо беседовали.
- Игорек пойдем к изгибу реки, там очень интересно и красиво.
- А чего там красивого? Река как река. Здесь ничуть не хуже, - ответил я, вставая с места и следуя за Андреем.

Мы, весело и шумно прыгая от дерева к дереву, подошли к изгибу реки. В этом месте с нашей стороны было очень тихо, вода почти стояла, речная гладь была почти ровная. А на другой стороне в реке образовалась огромная воронка, временами эта воронка исчезла, чуть дальше за нашей спиной была небольшая возвышенность, мы сели на нее  и начали беседовать:
- Андрюша, а от чего река там так крутится? Моя мама каждый раз говорит, что сюда ходить опасно.
Бабушка рассказывала мне легенду, - Начал свой рассказ Андрей которая передавалась из поколения в поколение,- данным-давно в нашем селе жила красавица – Снежана. Она любила парня из деревни, которая была на другом берегу реки – но сейчас ее уже там нет. Парня того звали Ермола.

Каждый раз он плыл на другой берег, чтобы встретиться со своей любимой.
Но однажды, Ермола доплыл этого сгиба, и  вдруг исчез, тогда река еще не была такой бурной, было спокойно, как и везде. Снежана ждала его на этом берегу.

Думала, что Ермола решил ее напугать. Увидев, что парень долго не выплывает, Снежана вошла в воду и поплыла на то место, где он исчез. С тех пор никто их не видел. Бабушка говорит, что они очень любили друг друга, и злые духи  забрали их к себе из-за ревности и зависти. Духи всегда пытаются навредить добрым людям.
После смерти влюбленных  на этом месте и образовалась воронка. Говорят, что это души влюбленных стараются выбираться из воды.
- Андрюша, а почему души хотят оттуда выйти, но не могут?
- Игорек, я не знаю, надо бабушки спросить.

Еще долго мы по-детски обсуждали услышанное от старших про души и тело человека. Потом долго молчали.
И вдруг я услышал мамин голос…
- Игорек…! Игорек…! Андрей…!!!
Мы с Андреем вскочили, как по команде бежали к маме.
- Мама, извини, мы с Андреем сидели у реки, Андрей рассказывал о Снежане и Ермоле, которые утонули в реке.

Мама, конечно, знала эту историю, как и все остальные в нашей деревне, но никогда не рассказывала мне ее. Она, ничего не сказав, взяла нас за руки, и мы  вместе пошли в сторону  деревни.
В нашей деревне была одна единственная улица и все пятьдесят домов были расположены на ней. Я с мамой проводил Андрея домой и пошли к себе. Мама закрыла калитку. Было уже поздно, и наша семья из трех человек собралась ужинать. После ужина мама шутила то со мной, то с папой. Потом мы легли спать.
Укладывая меня в кровать, мама спросила:
- Игорек завтра опять на речку?
- Нет, мама, завтра пойдем играть на сеновале, - ответил я.
Кажется, мне не очень понравилась трагедия Прошлых времен, связанная со Снежаной и Ермолой.

Может быть, от услышанного днем,  ночь была беспокойной.

Утром я проснулся от лая Артека. Я быстро вышел во двор, спокойствие пса нарушила соседская кошка. Она хотела прыгнуть с соседского сарая на наш. Когда Артек не был привязан, соседская кошка всегда пряталась в безопасном месте. А сейчас кошка, не обращая внимание на Артека, виляя хвостом, расхаживала по нашему огороду.

И я, и Андрей до обеда помогли по хозяйству, потом пообедали, я получил свою конфетку, и мы с Артеком побежали к Андрею. У нас начинались послеобеденные, веселые игры. Сегодня мы пошли на сеновал. Там, как всегда, я поделил с Андреем свою конфетку; часть досталась и Артеку. Каждый летний день Андрей приносил с огорода клубнику, и сегодняшний день не было исключением.

Мы никогда ничего не просили у родителей, знали, что все-равно ничего не получим. У нас и вообще в нашей деревне, у всех всегда всего хватало, а когда мы чего-нибудь попросим ответ всегда был однозначный – «Денег нет». Я удивлялся – папа и мама каждый день работают, а денег никогда нет.

Тогда если человек посмел потребовать за свой труд денег, этого человека, в лучшем случае, называли бы «человек с несоветским пониманием». К нему «прикрепляли» какого-нибудь понимающего коммуниста для воспитательной работы, чтобы он мог правильно оценить социалистические ценности.

И так каждый день с Андреем играли в разных местах в придуманные нами игры. Нашими любимыми местами были – река, сеновал, колхозная ферма или соседние огороды, которые находились чуть дальше села.  Мы постоянно придумывали новые игры. Представьте себе, к каждой новой игре нужно было придумать правила и нормативы, чтобы выявить победителя. И так день за днем, проходили наши каникулы.

Андрей жил вдвоем со своей бабушкой. В начале августа бабушка получила «июльскую» пенсию и это значило, что Андрей с бабушкой вместе поедут в  город, чтобы купить новую одежду для начала учебного года.
- Игорек, я с бабушкой еду покупать одежду.
- А вечером приедете, или останетесь у тетушки?
- Я не знаю. И бабушка говорит, что там видно будет.

Этим вечером я попрощался с Андреем, зная, что рано утром мы не увидимся.
Утром меня разбудил Артек. Он очень странно скулил. Я выбежал во двор, там уже стояло мама, и про себя говорила:
- Почему Артек так скулит, это не к добру…
- А что случилось? - спросил я.
- Не знаю сынок, когда скулит собака, говорят это плохо.

Я один целый день бродил по нашей деревне, даже Артека не взял с собой. После обеда, люди, проходящие мимо, очень странно смотрели на меня. От их взглядов я чувствовал себя неуютно,  место себе не находил. Мне было очень плохо, но маме я об этом ничего не говорил. Когда я зашел во двор, мама меня позвала к себе, обняла, и я почувствовал ее теплые слезы на своей щеке.
- Мамочка, чего ты плачешь? Что случилось?
- Ничего , сынок…ничего…, - ответила мама, и взяв меня за руку Повела домой.

После ужина мама не шутила ни со мной, ни с отцом, который тоже был каким-то  хмурым и ничего не говорил. Я понимал: что-то случилось, что-то не так… Я думал, что родители поругались, но мама от этого никогда так не плакала.

На следующее утро я проснулся от ленивого лая Артека. С первого взгляда было обычное утро и ничего не предвещало беды. Я вышел во двор, а потом за калитку. Люди грустно ходили туда-сюда, что-то искали, что-то несли, или так просто вздыхали и крестились.

Я заметил: движение людей  кончается у дома Андрея, у меня появилось плохое предчувствие, во рту у меня стало сухо. Мгновенно, по коже побежали мурашки. Я думал, что-то случилось с бабушкой Андрея… но тогда где сам Андрей? От этого мысли мне стало еще хуже.

Я тоже двигался в сторону дома моего друга. У калитки меня встретила мама.
- Что случилось, мама? – спросил я тревожно.
- Сынок пойдем домой, я все тебе объясню, ты уже взрослый и должен все знать.

Мы тихо шли домой, иногда мама вздыхала и грустно смотрело в мою сторону. Она пропустила  меня через калитку, потом вошла сама, заперев дверь на засов. После этого мы вместе вошли в дом. Мама повела меня к моей комнате, села на кровать, посадила меня рядом с собой, обняла правой рукой и начала говорить:
- Сынок ты уже взрослый…

…Моя голова упала на маме на грудь. Обжигающие слезы текли по моим щекам, я ничего не мог говорить. Скоро мой тихий и с виду спокойный плач переходил на рыдание. Мама правой рукой продолжала обнимать меня, а левой - гладила мои волосы. Она хотела успокоить меня, но как - сама не знала.
- Сынок Бог забрал к себе Андрея, его душа на небесах.

Я чувствовал, что мама не может спокойно говорить и успокаивать меня, и она скоро начала громко плакать со мной вместе. Она еще крепче обняла меня и прижала к себе, как будто боялось, что сейчас и меня к себе заберет Господь.

Немножко успокаиваясь, я резко вырвался из маминых рук и выбежал во двор. За мною выбежала мама и кричала:
- Сынок…! Сынок…! Погоди… Куда ты?
А я уже стоял у будки Артека И не знаю почему, хотел выпустить его.
А мама все кричала:
- Остановись, сынок не делай этого, не отпускай Артека.

Я остановился, спокойно смотрел в сторону мамы и собравшихся у калитки вдоль забора людей, которые пришли на мамин крик.
- Мама, лучше бы не было Бога.

Среди собравшихся людей прошел тихий гул, как недовольство. И все вместе начали старательно креститься.
- Бойся Бога, сынок, зачем ты так говоришь, нельзя так, - строго говорила мама.
- А почему он забрал к себе Андрея? – спросил я и опять начал плакать, - если бы не было Бога, Андрей был бы сейчас со мной…, объяснял я с детской наивностью.

Все собравшиеся начали тихо плакать от моих слов, никто не мог и не хотел успокаивать меня. Смерть Андрея, для меня было целой трагедией.
- Сынок , сынок давай помолимся за спасение души Андрея, –мама уже не знала, как меня успокоить.
- А зачем, мама, - ответил я, - вы же говорите, что душа Андрея попала в небесный рай. Помолимся для того, чтобы он спасся от рая, там ему плохо!?
- Нет, сынок нет… это не так.
- А как мама? Я ничего не понимаю, вы взрослые знаете, что душа Андрея попала в рай, и молитесь за спасение.
- Нет, нет, сынок, это не так, - повторила мама.

Андрея похоронили на следующий день. Рассказывали: когда автобус выехал на трассу к городу, по ней проходил человек, автобус притормозил чтобы не сбить его. В это время в автобус сзади врезался огромный грузовик. Андрей стоял у задних дверей автобуса. Во время столкновение он ударился головой о железку дверей, потерял сознание и был зажат между задними сидениями. Он умер по пути в больницу, не придя в себя…

После смерти Андрея, я долго не мог найти себе место. Часто ходил к его могилке с Артеком вместе. И каждый раз я доставал конфетку и делил ее на три части: одну часть клал на могилку, вторую давал Артеку, а третью ел сам. После чего отходил чуть дальше и наблюдал, как кусочки конфетки собирали голуби и улетали высоко-высоко, унеся конфетку на своих крыльях на небеса, Андрею…
Такие мои походы продолжались очень долго, и я не помню, когда это прекратилось, но все – равно никогда не перестаю думать об Андрее.
- Господи, если ты самый добрый, самый сильный и всемогущий…, зачем ты отнял у меня Андрея, зачем ты отнял у меня счастливое детство…??? 
 


Рецензии
Значит суждено было Андрею так рано уйти. А вам ещё в детские годы были посланы испытания. Хорошо написано о дружбе.

Азман Хасбулаева   25.05.2014 17:23     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик.Это наша жизнь .
Желаю вам успехов в творчестве.
С теплым уважением !

Гарри Давман   25.05.2014 22:45   Заявить о нарушении