Воспоминания о Советском Союзе и совгражданах 6

       Часть 6. МОСКВА, 1961-1963
  Второй месяц я отдыхал от Туркмении дома на диване. Всё читал тогдашние бестселлеры.  От "Трех товарищей" Ремарка до Винера, Эшби и других модных зачинателей кибернетики.  До того увлекся, что пришлось маме чуть не за ручку отвести меня через Садовую в МинСудПром.  Благо, первая мамина работа переехала ближе к дому своей бывшей сотрудницы. Привела она меня в приёмную начальственного кабинета. Не успел я прочесть передовицу «Правды», как зовут меня на ковёр. Вхожу, хозяин кабинета глядит на меня весело: "Вырос твой пистолет",- говорит маме.  А мне: "Мама тут рассказала, что тебе любая работа не в радость – ничего, кроме кибернетики.  Я  правильно понял, ты имеешь в виду ту продажную девку буржуазии?  Ну, да, теперь  это серьёзная  наука.  Значит, тебе  очень хочется делать машинку, которая, допустим, по сигналу локатора сама наведёт торпеду на цель, а матросу надо  только нажать «пуск»?  Мне, адмиралу, такое новшество на флоте, как собаке 5-я нога". Пришлось мне поправить адмирала, что там, где людей в избытке, автоматика не нужна. Глянул он на меня  поверх очков. Возражения, говорит, нет, принято, давай  к делу.  Протежировать тебя нет надобности, а работу предложу.  Пока нет   
диплома втуза, поработай технологом по новейшим темам, ну и потом конструктором за кульманом. Дело не хитрое, но сноровка нужна. Так и договорились, что я с понедельника работаю технологом в ЛТО МорНИИ 1, а с сентября учусь ещё и в заочном вузе. Для справки:  МорНИИ 1 был головным разработчиком  атомных подлодок и одним из ведущих НИИ Судпрома. ЛТО - это лабораторно-технологический отдел, один из ведущих в НИИ. (Я давно уже не носитель секретов СССР,  да и всё это было 55 лет назад. Но там я раз в жизни имел 1-ю форму секретности).  ЛТО проектировал технологические процессы для оптимального выбора станочного парка будущих заводов и для формирования заявки в Госснаб на оборудование и материалы. Короче, к моменту подписания акта испытаний должны были быть построены и оборудованы  по нашим разработкам заводы для производства  кораблей. Высокая  секретность понадобилась вне плана. В 1958 г.на советско-китайских переговорах Хрущева с Мао Цзэдуном одним из пунктов был вопрос передачи атомных подлодок Китаю. До этого сектору ЛТО, где я тогда работал, приказали подготовить проект копии действующего в СССР производства по строительству  АПЛ для Китая. Не мудрствуя, мы второпях, но аккуратно срезали с калек старых документов русские названия, которые китайцам знать не положено. После  электрографирования  такую красоту не стыдно было и Мао подарить. Зря мы старались. Хрущёв с Мао Цзэдуном не договорились, Хрущёв зорко охранял  атомную кнопку. И ещё помню, в военкомате нас, допризывников, седовласый генерал-лейтенант воодушевлял.  Если советских и китайских солдат выстроить в шеренгу вокруг земного шара, то вы опояшете земной шар…?   Забыл уже, сколько раз нам это надо было сделать. Слава Богу, надобность в этом отпала.  В московских вузах тогда было много китайских студентов. Как-то для нас неожиданно они оказались очень трудолюбивыми, настойчивыми и неглупыми ребятами (китайских студенток я не помню). Но, видимо, с индустриализацией сперва не всё у них ладилось. Зато теперь Китай сменил СССР на том месте, что он когда-то занимал.
   1 мая 1960 г. над СССР  сбили американский высотный самолёт разведчик U-2.  Помню, на работе нас собрали на митинг в сборочном цехе. Мы  слушали по громкоговорителю выступление Хрущёва, видимо, в ООН с комментарием к этому событию.  В самой эмоциональной части (Хрущёв умел заводить аудиторию) наш зал зааплодировал.  Запомнил я тот митинг, потому, что тогда зааплодировали от души. Обычно перед мероприятием партком назначал ответственных за хлопки,  и их старания не видел лишь слепой.
   С 1-го января 1961 года в СССР была  деноминация, новые бумажные рубли стали в 10 раз дороже, как и старые металлические. Скряги тогда были в Минфине, не поленились посчитать, что замена монет на новые обернётся государству дороже, чем хождение старых монет.  Тогда экономили на всём. На освещении улиц и отсутствии светящихся реклам,  на численности милиции и других органов. Даже вместо  высоток стали строить хрущёбы. Правда, в Москве строили ещё, например, Останкинский телецентр с высокой башней и Кутузовский проспект с Панорамой. Вот сократили кондукторш, а взамен поставили прозрачные коробки с надписью, сколько копеек бросить туда за проезд. Первую неделю даже билетов не было. Всё на доверии. Потом решили, видно, что остались ещё несознательные водители, как им доказать, что их на маршруте не было. А пассажиры, я, например, всегда копейка в копейку платили.  Серьёзно, большинство, судя по разговорам,  впервые почувствовали себя гражданами. На работе в нашем секторе дискуссия. Самый грамотный  технолог, он только что вернулся со стажировки в Австрии, против пожилого опытного нормировщика: Вот в Австрии бы бесконтрольная оплата такой мелочи, как проезд по городу, прошла бы на все 100.  А  мнение опытного: там, не спорю, у них и рабочая неделя на 8 часов меньше нашей,  и отпуск длиннее, а у нас,  коли оплата проезда не контролируется, значит, не успели талончики отпечатать.  И действительно, через пару недель приделали ещё и катушки с билетами.  Тут уж с плеч долой, не надо обязательно держать кошелек с мелочью на проезд.  Можно и  не доплатить, а то и вовсе без билета  ехать. Не доверяешь – ставь счетчик или оставь кондуктора. Полумеры не спасут. А вот относительно рабочей недели наш опытный  человек оказался не прав. Года не прошло, как обычная рабочая неделя была сокращена с  48 до 40 часов. А уж лет через 10 при Брежневе добавили, чтобы рабочих дней в неделе было 5. Ну а молодым без разницы: у них всё лучшее от  Сталина да Брежнева.  Профессор МГУ А.А. Зиновьев написал юмористическую историю города Ибанска. Так он обозвал СССР.  Там при усатом хозяине жители  делились на две половины. Одна половина сидела, другая охраняла первую. А остальные готовили кадры для первой и второй.  В Москве я тогда прочувствовал короткое время, когда молодые поддерживали ту половину, что сидела, и теперь вышла на волю.  А та половина, которая  охраняла, временно была не в почёте. Многих из них уволили пожизненно из органов. Но действовали по своей инициативе оставшиеся без дела секретные сотрудники, короче сексоты.  А.А. Галич вспоминал:  "На одном из моих домашних концертов в первый раз люди попросили меня: "Спойте " Аджубеечку",  - я сказал: "Помилуй Бог,  я вроде такой  песни не писал ".  -  "Ну,  как же, это ваша  песня.  Там ещё:   
"Она вещи собрала... "?"  Я говорю: "Да, но песня называется "Тонечка". Они сказали:  "Нет! Песня называется Аджубеечка", и вы уж с нами не спорьте. Вот так связалась биография Алексея Аджубея с биографией героя этой песни, хотя, повторяю, когда я писал её, я о нём не думал. И я ничуть не полагал, что в чём-то они похожи".
    А. Аджубей, зять Хрущёва главный редактор «Известий» с 1959  года.
        / Радио "Свобода" 1 . 02.1977  г. 
  Снова:  А.Галич - Началось все дело с песенки.  КГБ  в  СССР  был  сочинителем анекдотов и слухов. Это пример их  операции. Одним запущенным в народ словом перессорены все со всеми.  Чувствуется школа «главного инженера человеческих душ».               
   Известно, что Владимир Высоцкий пел в гостях у  Н.С.Хрущёва.  Туманов говорил,  что Высоцкий кой-кому бы не пел.  В серии «Охота на волков» последняя  песня,   начинающаяся словами: «Прошла пора вступлений и прелюдий", была написана после отстранения  Хрущёва  от власти. Но я до сих пор не выяснил, слышал ли Хрущёв, находясь в опале, песню о себе лично от  Высоцкого?
   Осенью 1960 г. я решил сменить место работы.  Я отработал технологом в цехе, где кроме механического участка с полной станочной номенклатурой вплоть до трофейных координатно-расточных  станков SIP… Меня, кажется, занесло, вряд ли это кому-то интересно.  Проще, я научился кое-чему.  В Москве в то время  найти работу было не сложно.  Я хотел разрабатывать  полупроводниковые системы, и мне приятели порекомендовали кое-что. Преодолев упорство начальства,  меня всё-таки по моему желанию  уволили, я стал работать в ОКБ-3 вблизи площади Борьбы.  Наше предприятие тремя своими зданиями протянулось от  ул. Образцова до  Новосущёвской.  Всё было так хорошо, но не долго.


Рецензии