Пить или не быть? Вот в чем вопрос

   Полдень. Небо обременилось тучами, лишь немного то там, то здесь из-за облаков выглядывает испуганное солнце. На центральной площади небольшого, непримечательного городка стоят четыре молодых человека - тишина, вокруг них ни души, хотя по вечерам площадь переполнена разношерстными людьми и по всему центру городишка разносится громкая музыка. Первый из четырех – Иван, блондин в черном костюме, второй – темноволосый Петр, тоже при параде и с газетой в руке, третий – Виталий, выделяющийся пышной светлой шевелюрой, само собой он в брюках и пиджаке, ну и последний – Антон, одетый с иголочки, со шляпой на голове. Все они архитекторы. Им дали возможность спроектировать самое грандиозное здание в городе, которому явно требовалось хоть какое-то преображение. И сейчас они стоят здесь у фонтана, чтобы поделится своими мыслями и, объединив усилия, сконструировать проект мечты. Начали обсуждать, говорить, прерывать кого-нибудь на полуслове - Иван предложил свой план, Петр настаивал на своей модели, Виталий поддержал оба проекта, он обращался к первым двум архитекторам, дополнял их идеи, а те положительно относились к его замечаниям; так в спокойной беседе постепенно вырисовывался окончательный проект здания. Но вот незадача, из перипетий беседы совсем выпал архитектор Антон, он не проронил ни слова, трое его коллег сразу нашли общий язык друг с другом, они понимали каждую фразу, улавливали каждый жест, будто всю жизнь вместе работали, а Антон был в полнейшей растерянности, он вообще не мог сообразить, о чем болтают эти три человека, он не мог разобрать ни малейшего слова, гримаса непонимания исказила его лицо. Иван, Петр и Виталий продолжали бурно словесничать, на четвертого внимания не обращали. Почему же Антон не понимал странную троицу?.. Он отошел от фонтана, снял шляпу и посмотрел в небо, выглянувшее солнце осветило его голову, придав ещё большую насыщенность волосам, рыжим волосам. Антон был рыжим.
   Разумный человек с безграничной фантазией, взглянув на заголовок статьи, скорее всего, догадается – что на самом деле скрыто за картиной, описанной выше. В любом городе, в любом баре, на любой улице можно стать свидетелем такой ситуации – компания молодых людей, мужчин и женщин, отмечает какой-то праздник, оживить и расшевелить обстановку им помогают бутылки, а точнее «волшебное» содержимое бутылок, но некоторые в этой группе празднуют без употребления напитков, и как раз эти воздерживающиеся от алкоголя на фоне всей веселящейся толпы превращаются в «рыжих». Опьяненные многоградусной жидкостью находят себеподобных, беспрестанно болтают, и обязательно о жизни, потом они вдруг обращают внимание на какого-нибудь «рыжего» и начинают, как правило, учить чему-то мудрому, но при этом последний ничего из сказанного не понимает, а эти мудрецы в толк не возьмут – что же им говорит этот трезвенник. Алкоголь. Какая же все-таки угрожающая сила скрыта в нем, настолько могущественная, что человек, одурманенный этой силою, перестает воспринимать обычную, размеренную, понятную речь, что там речь, он просто не воспринимает разумную реальность, теряет контакт с происходящим вокруг него. Нет, не о вреде алкоголя пойдет в дальнейшем речь (это и так ясно), речь пойдет о том, каков и имеется ли вообще смысл его употребления, какова сущность самого акта пития.
   Ещё с древних времен алкоголь называют похитителем рассудка. Лучшего определения и не найти. Кстати о времени – человечество открыло для себя опьяняющие свойства некоторых напитков задолго до нашей эры (8000 лет до н.э.). И немного странным кажется тот факт, что такие знаменательные и важные открытия как письменность, культурное земледелие и плавление железа состоялись намного позже, чем явление алкоголя народу. Даже порой закрадывается в голову бредовое предположение – а что, если именно спиртные напитки послужили толчком к усовершенствованию человеческой мысли и изобретению той самой письменности?.. Абсурд, конечно же, ну да ладно. Из этой исторической ремарки следует уяснить одно – давным-давно на какого-то человека снизошло озарение, и он придумал напиток, за которым впоследствии закрепилась репутация чудодейственного эликсира, делающего старца молодым, утомленного бодрым, тоскующего веселым. Весь этот букет из положительных характеристик алкоголя дошел и до наших дней.   
    Основными ответами людей на вопрос, – в каких ситуациях и почему вы употребляете спиртные напитки? – будут: 1)по праздникам, чтоб веселиться; 2) чтобы скрасить случившуюся неудачу (чаще всего личного характера); 3) в конце тяжелого, напряженного дня; 4) с друзьями по вечерам на гулянке. Список можно продолжать и дальше, но главным образом, он выглядит так. Вышепредставленные пункты на самом деле очень похожи, их объединяет одна немаловажная деталь – в каждом случае водку ли, пиво ли или что-то подобное употребляют с целью улучшения собственного эмоционального фона, проще говоря, для повышения настроения. Далеко за примерами ходить не надо, любой праздник, возьмем свадьбу, нельзя представить свадебный стол без бутылок, рюмок, бокалов, без «выпивки» - сознание человека настолько испещрено предрассудками, что он абсолютно уверен – узы брака обязательно должны быть скреплены большой свадебной «пирушкой», а какая пирушка без веселья, а какое веселье без «100-а грамм». «Проводы» в армию, та же ситуация. Будущему солдату необходимы полезные советы от ранее служивших родных и близких, необходимы какие-то наставления, пожелания, иногда пригодятся слова поддержки; так неужели человек действительно настолько легкомыслен и глуп, что ему кажется, якобы эти советы и наставления от изрядно выпивших дядь и друзей будут более убедительными, стоящими и действительно нужными для отправляющегося завтра на службу парня, нежели разумные слова трезвого адекватно рассуждающего человека за столом. И уже где-нибудь в военной части солдат невольно начнет вспоминать свой дом, вспоминать то хорошее, с чем он расстался на время службы, и неужто последним его воспоминанием о родном уголке должны быть кривые и косые лица людей на «проводах». Так обстоят дела с каждым праздником и торжеством. И поделать с этим ничего нельзя. Так уж сложилось, что бутылка горячительного напитка является атрибутом любого взрослого мероприятия, а пьянство - старинной традицией русского народа. Даже в какой-то из летописей встречается такая строка – «Веселие на Руси - есть питие». Быть веселым. Человек, оказывается, не может быть веселым, не приняв пару капель. Вот почему витающая в облаках компания иногда подходит к своим непьющим друзьям и предлагает выпить, упрекая их в том, что они такие скучные, серые, и говоря о себе - а мы такие веселые и яркие. Вопрос не только в веселье – человек, который употребляет алкоголь, сам того не подозревая, сознается в своей слабости и беспомощности, в плане того, что без вмешательства опьяняющего фактора не умеет пользоваться своими эмоциональными ресурсами. А ведь каждый из нас рождается на свет в виде уникального существа; человеческий организм – это самый совершенный на сегодняшний день механизм, он устроен таким образом, что его разум, его мозг контролируют абсолютно все тело, именно разум дает сигналы смеяться, грустить, переживать, именно он контролирует эмоции. И вдруг за несколько десятилетий с разумом произошли серьёзные изменения, чему виной сам человек, ему стала не доступна опция, отвечающая за настроение, эта опция стала практически неподвластна людям, и чтоб заново её включить (в нашем случае, чтоб заново быть способным к веселью), они, не много думая, воспользовались самым простым методом – нужно съесть или выпить что-нибудь, что приведет к самопроизвольному повышению настроения. Они выбрали наркотики и алкоголь, в данном случае нас интересует алкоголь. Это и приводит к тому, что приходя на вечеринку или на упомянутую уже свадьбу, каждый, дабы поддержать общий веселый тон, выпивает. Другой указанный выше пример – неудача – человека уволили, тоска, его снедает грусть и разочарование, он приходит в местный бар и, не желая успокаиваться собственными внутренними силами, не желая проявлять крепость своей воли, выпивает. И так далее во многих ситуациях. К тому же тот, кто только под воздействием алкоголя способен веселиться, переживать неудачу, решать свои проблемы, является обманщиком, да, да, он обманывает, прежде всего, себя, думая, что вот он какой радостный, вот как он разумно и правильно с рюмкой в руке переживает увольнение или расставание, такой человек, буквально, плюет себе в лицо, топчет свою честь, теряет самоуважение. А продолжением таких случаев, случаев мелкого, периодического злоупотребления, не редко является нечто бОльшее, постоянное – этот чудодейственный эликсир в один момент может стать для человека чем-то вроде воздуха, то есть крайне необходимым и в достаточно большом количестве. На заметку, неумение человека самостоятельно (то есть без употребления каких-либо вспомогательных средств (алкоголь к таковым относится)) контролировать свои эмоции (проявлять или же подавлять их) является одним из видов душевной недостаточности, что в свою очередь является душевным заболеванием.
    Возникает вполне резонная догадка – ведь можно без спиртных напитков сделать настоящий праздник, ведь можно без спиртных напитков быть веселым и счастливым на этом празднике, ведь можно, не прибегая к алкоголю, справляться со случившимися невзгодами и напряженными, трудными ситуациями, ведь так можно? К сожалению, это маловероятно, но все же когда-нибудь, остается только ждать, такое станет возможным. Повторюсь – человеческий организм, человеческий мозг уникален, и где-то глубоко в этом механизме, где-то в чертогах человеческого разума, нужно надеяться, сохранилась та опция, которая отвечает за проявление эмоций, а человек, в свою очередь, должен найти в себе силы для того, чтобы отказаться от внешнего воздействия на свой рассудок и осознать, наконец – он – единоличный и полноправный хозяин самого себя, своих поступков, своего настроения, своего разума.
P.S. Расшифровка первой сцены: центральная площадь - центральный бар, архитекторы - посетители бара, фонтан - барная стойка, газета в руке Петра - бутылка пива, рыжеволосый Антон - трезвый, остальные - пьяные, грандиозный проект здания - жизнь. Сопоставляйте, фантазируйте.


Рецензии