Курсисты 1

    Я вспоминаю тот год, как самый веселый в моей жизни. Никогда больше я так много не смеялась. В 1979 году я поступила на десятимесячные курсы художников-оформителей при Министерстве культуры Молдавии. Из провинции приехала учиться в Кишинев.
 
    Вы видели когда-нибудь сторожевую собаку, сорвавшуюся с цепи? Радостно бежит она, не разбирая дороги, задрав кверху хвост, опьяненная чувством свободы. Такими были и мы, группа учащихся - провинциалов, впервые освободившихся от родительской опеки и приехавших на учебу в столицу. Нас было три группы. В первой и третьей учились в основном городские ребята и девчата. Первая группа была романтическая - в перерывах разбивались они по парочкам и целовались по темным углам. Третья группа была умная: на переменах сидели по своим местам и читали книги. А наша группа  самая веселая - в перерывах мы бесились, дрались и смеялись, только пыль столбом стояла да крики из аудитории, смешанные со смехом.
 
    - И как вы все придурки в одну группу попали? - удивлялась заведующая отделением Мария Степановна.
 
    Перед этим я успешно провалилась при поступлении в Киевский Художественный институт на искусствоведа. Поступала на заочное отделение, девчонкой после школы. Вместе со мной сдавал экзамены сорокалетний директор музея.
 
   - Ось, булы колысь таки имперсионысти...- повествовал он приемной комиссии. Его приняли.
 
    Меня забраковали, несмотря на то, что историю искусств знала хорошо, с детства читала книги по искусствоведению и была в теме. К тому-же представила вполне приличные рисунки и живопись - художественную школу закончила с отличием.
 
    Узнав, что я из Кагула, маленького молдавского городка, меня насмешливо расспросили, есть ли в нашем городе Эрмитаж, Лувр или другие картинные галереи, где я смогла бы работать по специальности. Выяснив, что Лувра в Кагуле нету, заявили, что нет смысла учить меня, такую серость из глухой провинции.

    - Не бывают женщины художниками! - с детства внушал мне дед,- Нет среди женщин Репиных, Суриковых, даже Рафаэлей не наблюдалось за всю историю. Зачем Нинку учить? Пусть ищет реальную профессию!
 
    - Ты должна быть счастлива, если тебе доверят писать лозунги на заводе! - говорила любимая мамочка, - на большее ты не годишься.

    Узнав, что я хочу стать художником, сестра деда и вовсе расстроилась! 

   - У нас тут маляры по-соседству работали, так они так матом ругаются! - писала родственница, - ни в коем случае не пускайте её в художники!
 
    Так я попала на курсы художников - оформителей. Позднее я закончила художественно - графический факультет пединститута, но это уже другая история. В талант нужно верить! Творческого человека понимать и поддерживать. Без этого очень туго, уж поверьте мне.
 
    Ещё в приемной комиссии я заметила симпатичную девушку и познакомившись, предложила вместе поселиться на квартире. В канцелярии нам дали адрес, по которому люди сдают комнату студентам. Назову эту подругу Катя. Это была стройная, среднего роста девушка, белолицая с темными, почти черными волосами до плеч и большими карими глазами. Возле ключицы, через глубокое декольте зеленого платья виднелась крупная, размером с фасоль, родинка.
 
    Катя выросла в глухом селе, где и простой школы-то не было, не то, что художественной. Но рисовала она хорошо, проявляя незаурядную фантазию. Отец Кати был грек, а мама украинка. Сама Катя закончила молдавскую школу и свободно говорила на трех языках - русском, молдавском и украинском.
 
    Мы поселились вместе на квартире и за тот год, что учились так сдружились, что называли друг-дружку в шутку "моя половинка".
 
    Мне всю жизнь везло с подругами. И сейчас у меня их много - сохранила за долгую жизнь отношения почти со всеми  подругами юности, молодости и зрелости. Дружим по двадцать - тридцать и более лет. Не представляю свою жизнь без дружбы.
 
    Есть между женщинами настоящая дружба, как бы  мужчины не утверждали обратное. Дружба без зависти, без ревности, без подлости и корысти. Одинокие и замужние женщины поддерживают друг-дружку в беде, советуются, вместе растят детей, вместе отдыхают порой и вспоминают былое. Встречаясь с подругами юности и молодости, как бы погружаешься в прошлое, видишь сквозь налет времени их такими, какими были когда-то, молодыми и стройными, полными надежды на любовь и светлое будущее.
 
    - Мужчины приходят и уходят, а подруги остаются! - вырвалось у меня как-то на девичнике.
 
      продолжение http://www.proza.ru/2018/07/31/226


Рецензии
Эх... - где они мои студенческие годы...
Сколько всего наворотил...
А друзей тех никого не осталось... - иных уж нет, а те далече... И общаться с ними нет никакого желания...
Береги себя Нина...

Элам Харниш   16.06.2023 09:58     Заявить о нарушении
Да, время идёт. Так давно это было. Я поддерживаю связь с несколькими курсистками. А вот с прообразом Кати дороги разошлись...
Благодарю за отзывчивость! Счастья тебе!

Нина Джос   16.06.2023 11:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.