Была ли жизнь дорогой к Храму? Глава третья

Вот на этом бугре и была моя деревня Ступново, а где кусты- впереди по курсу-наша ветхая банька-избушка стояла, а в зеркале заднего вида деревня Назарово,слева школьная роща с начальной школой, в которой я аз-бу-ки знаний набирался.



Глава третья.

Здесь наше всё и мы отсюда родом.

 «…Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу!

Бывает, что пылкий мальчишка
За гостем приезжим по следу
В дорогу торопится слишком:
- Я тоже отсюда уеду!...


…Когда ж повзрослеет в столице,
Посмотрит на жизнь за границей,
Тогда он оценит Николу,
Где кончил начальную школу...»
 
«Родная деревня» Н.М. Рубцов. 1964 год.
 
    Так что же  сталось в отдельно взятых селах Сизьма и Чаромское,  в лесном краю российской Вологодской области. Об этом я вам сейчас и поведаю.
 
    Родился я  в  маленькой деревушке Ступново,  затерянной среди Вологодских лесов. Это было так давно, что на том  месте, где была моя деревня, теперь не паханое поле, да лес  наступает со всех сторон.
 
С раннего детства и до самой старости  у каждого из нас хранятся воспоминания  о своих самых заветных родных местах и  событиях, связанных  с  ними.

«Вот моя деревня, вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках по горе крутой,..

…Весь ты перезябнешь, руки не согнешь,
И домой тихонько нехотя бредешь…

…Матушка за прялкой, молча лен прядет.
Избу освещает огонек светца,
Зимний вечер длится, длится без конца…

…И начнет мне бабка сказку говорить…

..И глаза мне крепко сладкий сон смежит…

А во сне мне снятся чудные края….

…Уж в избу, в окошко солнышко глядит;
Пред иконой бабка молится, стоит.
…Весело текли вы детские года!
Вас не омрачали горе и беда…»

  « Детство» И.З. Суриков.

Всё в точности так было и со мной. Это картина,  написанная  практически с натуры.

Читая  стихотворение Ивана Захаровича Сурикова, мне всегда кажется, будто бы он его писал моей перьевой ручкой  и чернилами из моей чернильницы,
  в нашей ветхой баньке, где мы ютились, за нашим  самодельным дощатым столом.
В детскую пору мою,  мне больше всего нравилось в любое время года   с высоты  бугра, на котором стояла   деревня, любоваться, как со всех сторон меня  окружают небольшие поля, рассеченные перелесками, за которыми были такие же маленькие деревеньки: Тимшино, Назарово, Дёмино, а на отдалении белели полуразрушенными колокольнями храмов: с западной стороны - село Чаромское, а с северной- село Сизьма.

 Почти на самом горизонте за селом Чаромское, в летнюю ясную пору, особенно на закате дня, хорошо была видна серебристая гладь реки Шексна, а в северной стороне, за селом Сизьма, среди изумрудной зелени лесов  искрились, в лучах  заходящего солнца, Щучье озеро и два Прядинских озерка.   Эти  беспредельные дали всегда  манили  меня убежать туда.

С раннего детства мне запомнилось, что все леса в нашей округе имели свои названия: Микитино, Лукьяново, Макарка, Тишино, Воропаиха.

Оказывается, как мне рассказывали бабушка, мать, а также и старики-односельчане, на этих местах до смутного времени, то есть до начала 17 века,  там были деревни.

После того, как по всей вологодской земле прошли польско-литовские отряды и ватаги местных разбойников, присоединившиеся к шайкам Лжедмитрия, все эти деревни были разграблены и преданы пожару, деревянные храмы той поры поруганы, а люди убиты.

И только спустя много десятилетий вновь возродилась русская земля, и новые поколения на других местах  отстроили новые деревни, возвели каменные церкви.
Вот эти живые картины природы, наполненные запахами полей и лесов, с  разноголосым пением птиц, да бабушкины рассказы о жизни  её предков в старину,  запали в моё сердце и живут, по сей день.

Не знаю почему, но с детства меня  что-то постоянно побуждало узнать, а как  люди жили  в старину, до нас.
 Поэтому,  я не только  вглядывался в родные  просторы, но лет с пяти- шести уже начал  свои похождения по  всей округе: до села Чаромского, в село Сизьму  и окрестные  деревни.


Село ЧАРОМСКОЕ   располагалось 15 км от  Шекснинского  райцентра.
К селу примыкали ещё  две деревни: Тарасово и Алексеево.

По прошествии времени,  мне удалось узнать кое-какие сведения об истории нашего сельского края.
 
    Оказалось, что в 1472 году пустош Чарондская  (Чаромская ) на Ирме была пожалована князем Романом Ивановичем Кирилловскому монастырю. По монастырским записям  начала 16 века  значилась деревня Чарома из трех дворов(???).
Название села, ученые  связывают с  финно-угорским происхождением, от слова «сэрома» - снежная корка на снегу.

В 50-е годы прошлого века,   в условиях полного бездорожья и непролазной грязи, добраться от села до любой деревни можно было исключительно только на гужевом транспорте, а чаще  пешком.
 На весь колхоз была всего лишь одна грузовая машина. Шофером на ней, наверное, до самого выхода на пенсию, работал Торопов Михаил.

 Учитывая полное отсутствие шоссейных дорог  и  современных благ цивилизации; электричества, радио и телевидения,  село Чаромское,  по сравнению с другими деревушками,  по тем временам было значительным культурным центром.

 Там  находилась контора колхоза «Прогресс, Сельпо с магазинами, столовая, больница с амбулаторией, Чаромская средняя школа и клуб.  А в центре  села, над всей этой «инфраструктурой»,  гордо возвышалась недействующая церковь.

 Моя бабушка Анна рассказывала мне, что до постройки каменного храма, в Чаромском была деревянная церковь, возведенная после польского нашествия. В этой церкви венчались и крестились её предки, а кто-то из них даже был  захоронен на чаромском церковном кладбище.  Ныне существующий храм пророка Божия Илии был возведен в 1753 году на средства известного в чаромской округе купца Бороничёва.
При строительстве церкви, как связующий состав кирпичной кладки,   использовались: -  куриные яйца, и  яйца лесных птиц, которые  народ собирал в лесу из  гнезд, известь и местная глина, которую брали  на околице села, примерно в ста метрах от стройки. Я хорошо помню то  место, где добывали глину. Оно представляло собой большую глубокую и длинную яму, почти как овраг, по краям окруженную хвойными  деревьями. Это место  почему-то называлось «волшные ямы».
Будучи школьниками, мы  там катались с крутых краев на лыжах, прыгали с  самодельных  трамплинов.
 
    Чаромская церковь двухэтажное здание с двумя колокольнями. Нижний храм, « теплый», был освящен в честь апостола Андрея Первозванного, а верхний, «летний», посвящен пророку Божьему Илии.

 В конце XVIII – начале XIX века стены  были расписаны  фресками.

Когда нам удавалось проникнуть на  второй этаж храма и колокольню, мы с ребятами эти росписи разглядывали ещё  в очень хорошей сохранности. На небесно-голубом фоне изображались лики святых и ангелов и  росписи на другие  библейские сюжеты.

 Но мне казалось, что лики святых как живые смотрят на меня осуждающе.
 Наверное, это было точное восприятие на подсознательном уровне. Тогда мы ещё боялись Бога и укора людского.

С высоты церковной колокольни открывался чудесный вид на десятки верст вокруг.
 При хорошей ясной погоде, был четко виден железнодорожный мост в Шексне, сиземская церковь и многие окрестные деревни.   В 60-е годы с колокольни уже  можно было  разглядеть  дым из труб, строящегося Череповецкого металлургического комбината.
   Чаромский храм был закрыт в 1937 или 1938 году.  Священник храма Павел Розанов репрессирован и расстрелян в тоже время.
Лично  я помню попадью  и дочь священника Таисью, и  дом в деревне Тарасово, где они проживали.
Старожилы–очевидцы  рассказывали о том, как сбрасывали колокола и выламывали кресты с маковки колокольни. А ещё говорили, что «смельчаку», который  сбрасывал  крест, на войне оторвало ногу.
Даже и тогда, когда церковь была поругана,  многое в нашей деревенской  жизни продолжало связывать нас с этим храмом. Примерно в 1949-1950 годах  Нардом, в котором  показывали кино, был  пущен на слом.
Вот с того времени  под клуб и был приспособлен первый этаж  чаромского храма.


http://www.proza.ru/2014/03/19/2097


Рецензии
Пожалуй, каждого села и деревни коснулось время литовских банд, разрушения храмов, и обязательно сохранилась трагическая история того, кто сбрасывал колокол.
Я потом по крупицам собирала воспоминания у местных жителей.
Церкви взрывали, так как кладка была прочная.
Часть увезли в лес для постройки печей в трудовых лагерях.
Остальное растащили.
Почти в каждом доме печи сложены из церковных кирпичей. Иконы приколачивали в дверях хлева и пинали ногой. Зарывали в землю, секли топорами.
Спасибо.

Татьяна Пороскова   07.07.2019 20:13     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.