Ночь в библиотеке

Однажды тёплым летним вечером я и моя сестрёнка Славка сидели на крыльце нашего дома. Родители на два дня уехали в город, и мы с сестрой были предоставлены сами себе. Славка читала книгу, а я просто сидела и наслаждалась тёплой погодой.
- Ну, вот,- сказала Славка, захлопнув книгу.- Я и дочитала.
Я не удостоила её ответом. Стало настолько лень, что даже шевельнуться не хотелось. Славка что-то говорила, но её слова доходили до меня очень медленно.
- На-а-а-а-асть!!!- вывел из дремоты меня вопль Славки.
- А!- вздрогнула я, мотая головой.- Что-то случилось?
- Вот вечно ты меня не слушаешь! Книгу, говорю, давай в библиотеку отнесём! Пойдём, - сестра схватила меня за руку и потащила к библиотеке.
-Ну, ладно, ладно!- пробухтела я, выдёргивая свою руку из её ручонок.- Дай хотя бы дом закрыть.
Через десять минут мы шагали к библиотеке. Она была недалеко от дома, и поэтому мы дошли быстро.
- Библиотека работает с девяти часов утра до восьми вечера,- сказала я, глядя на часы.- Сейчас без пятнадцати восемь. Как нам, однако, повезло.
- Повезло, не повезло, какая разница?!- воскликнула Славка, открывая дверь в библиотеку.- Главное – книгу сдать.
Мы зашли. Я и Славка оказались в просторном холле. По правую руку от нас стояло множество растений. Слева была дверь, ведущая в зал к книгам. Мы пошли туда. Так много шкафов было в этом зале, а  на них покоились огромные тома, толстые энциклопедии. Шкафы тянулись так далеко, что казалось: конца нет. Я залюбовалась этим видом.
- Насть,- толкнула меня Славка локтем.- Слушай, а где библиотекарь?
Только сейчас я заметила, что за регистрационным столом никого нет.
- Странно, обычно она всегда здесь,- удивилась я, пожав плечами.
Славка положила книгу на регистрационный стол и вздохнула:
- Нам придётся долго ждать.
- Давай, пока она не придёт, посмотрим какие-нибудь книги,- предложила я, отправляясь в глубь библиотеки.
Славка пошла за мной. Вдруг она тихо спросила, как будто боялась, что её кто-то услышит:
- А как ты думаешь, может она здесь есть?
Славка говорила о новой книге нашего любимого писателя Тонкошкуровой. Сестре очень хотелось прочитать эту новую книгу, что она прожужжала мне про это все уши.
- Не знаю, может быть, - неопределённо ответила я.
 Мы не заметили, как забрались в самый дальний угол библиотеки. Из задумчивости нас вывел голос, раздающийся где-то далеко за нами:
- Конечно, Наталья Васильевна, я всё проверила. В библиотеке никого не осталось. Да, да! Всё, закрываю двери.
От этих слов у меня внутри похолодело. Я взглянула на Славку, она на меня.
- Бегом к выходу! – заорала я.
Мы побежали к выходу. Славка орала во весь голос:
- Стойте! Не закрывайте двери! Не замуровывайте нас, люди!
Мы были уже близки к цели, как в замке щёлкнуло. Этот звук заставил нас остановиться. Внутри меня всё оборвалось. Мы стояли и молчали. Славка подошла к какому-то шкафу с книгами и бухнулась на пол рядом с ним. Я подошла к ней и села рядом. Тут Славка хрипло спросила:
- Скоро ночь?
Я взглянула на часы. Они показывали полдевятого.
- Да, почти.
- Нас закрыли?
- Да.
- На всю ночь?
- Да.
- И нас никто не будет искать, потому что…
- Да, - в отчаянии сказала я.
Мы снова замолчали.
- Знаешь, - сказала я, нарушив молчание.- Я всегда хотела узнать, что происходит ночью в библиотеке. Может, что-нибудь интересное?
- Но уже стемнело, - сказала Славка. – Я тебя-то с трудом вижу.
- Да, дела плохо,- вздохнула я. И мы опять замолчали.
В библиотеке тоже царило молчание. «В гробу и то веселее»,- подумала я. Но тут сверху раздался голос:
- Ну, вот, друзья, вот и снова настало время ночи и пора, чтобы поговорить.
- Вы совершенно правы, Литература, - ответил другой голос. – Я очень рад снова оказаться снова с вами, книгами.
- А где же вы были, Русский язык?
- Даже вспоминать страшно! Такой небрежный ученик меня взял! Все страницы мне изрисовал, кружки с чаем на меня ставил! У меня на странице даже отпечаток остался. И обложка у меня вся изорвана, вот-вот весь развалюсь! Дети такие бессовестные!
- Вы ошибаетесь,- ответил строгий голос откуда-то сбоку.- Недавно меня вернула сюда, на полку, девочка. Она со мной так аккуратно обращалась: и обложку на меня одела, и в сумку осторожно убирала. А если и писала что-то на моих страницах, то только карандашом, а потом обязательно стирала.
- Клянусь ядром Земли, да Вам просто повезло, Алгебра!
- Да, География. Со мной обращались хорошо, потому что я самый важный предмет в школе!
- Да что Вы такое говорите?! Никак на своих уравнениях и формулах с ума сошли? Я изучаю физические явления, силу трения и силу тяготения, ядерную реакцию, а ещё…
- Что бы Вы там не изучали, Физика, моя наука важнее! Я изучаю взаимодействие всех элементов, существующих на планете…
-Постойте, уважаемые! Разве люди могут прожить без знаний о своей планете?
- А без биологии?
Книги начали ругаться не на шутку. Каждый учебник был уверен, что он самый нужный. Мы слушали, как они спорят, но, признаюсь, даже нам было сложно решить, кто из них важнее.
Но тут недалеко от меня раздался хриплый голос:
- А про меня совсем забыли, да?
Книги вмиг стихли. Я посмотрела туда, откуда доносился голос. Голос принадлежал старому потрёпанному букварю, который одиноко лежал в ящичке. Картинка на его обложке выцвела, некоторые листы были порваны, а некоторые совсем потеряны.
- Все вы, безусловно, важные. Но ответьте мне: кто-нибудь в мире может прочитать вас, не зная букв?- продолжил Букварь.
Книги молчали. Видно, им стало стыдно за свои слова.
- Прости нас, Букварь. Ты как всегда прав,- сказала Алгебра.
- Да, да, да, - раздавалось со всех сторон.- Прости нас.
- Да  что вы, что вы, - отвечал добродушно Букварь.
- А Вы правда здесь самый старый? – неожиданно выпалила Славка.
- Разумеется. Мне больше ста лет.
- Может быть, тогда Вы знаете, есть ли в этой библиотеке книга А. Тонкошкуровой «Путешествие в будущее»?- смущённо спросила Славка.
- Хм,- Букварь задумался.- Да, знаю такую. Это самая новая книга в нашей библиотеке.
- А как её найти?
- К сожалению, я слишком стар, чтобы выбираться из своего ящика, поэтому проводить вас не смогу, но где она хранится, я вам подскажу.
- Где?- в унисон спросили мы.
- Это шкаф №45.
-Вы уверенны?- с подозрением спросила Славка.
- Замолчи, Славка!- шикнула я на сестру.- Эта книга старше нас обеих вместе взятых, а ты так разговариваешь.
- А у меня есть у кого учиться!
- На что это ты намекаешь?
- На то, что ты невоспитанная.
- Что ты…
- Девушки, долго ссориться будите?- спросил Букварь.- Идите скорее, иначе опоздаете!
«Куда?»- так и хотелось съязвить мне.
- Давайте, давайте! Бегом!
Мы со Славкой встали и пошли к заветному 45 шкафу, спотыкаясь в темноте о книги, и чем дальше мы заходили, тем больше книг, стоящих на полу в огромных стопках, нам попадалось. На них было столько пыли, что Славка только и делала, что чихала. Но удивительнее всего было то, что с каждым нашим шагом становилось светлее. Вскоре мне удалось разглядеть на часах время. Было одиннадцать часов ночи. «Как быстро время пролетело!»- подумала я.
-Насть, неужели совершенно новая книга хранится у чёрта на куличках?- неожиданно спросила Славка. – Тебе не кажется это странным?
- После того, что с нами произошло за какие-то три часа, мне ничего не кажется странным,- ответила я, кое-как обходя стопку толстых энциклопедий.- Даже если передо мной Наполеон Бонапарт на радужном динозавре появится, я не удивлюсь. О, смотри, шкаф №44!
- Теперь нам направо,- сказала Славка.
- Почему?
- Что почему?
- Почему направо?
- Ну, я так думаю.
- Значит, идём налево,- решила я, поворачивая в левую сторону.
Славка покорно шла за мной.
Вскоре мы достигли цели. Прямо перед собой мы увидели нужный нам шкаф. В нём расположились тысячи книг разных авторов, и ни одной таблички с алфавитом! - Как мы найдём книгу в таком огромном шкафу? Мы всю жизнь будем её искать!
- Да, искать будем долго, - сказала я, осматривая полки. – Хотя…
- Что пришла безумная идея?- перебила меня Славка.
- Почему сразу безумная? – обиделась я.- Ты что забыла, что книги здесь говорящие?
И я крикнула во весь голос:
- Эй, книга «Путешествие в будущее», откликнитесь!
- Кто тут разорался?
- Какая наглость!
- Сейчас, между прочим, ночь. Дайте отдохнуть!
- Безобразие!- раздавалось со всех сторон.
- Н-да, - пробормотала я. -  Где же она?
- Меня кто-то звал?- спросил голос снизу.
Мы глянули вниз. Это говорила книга в белом переплёте.
- Ура! Ура! Мы нашли её! – вопила Славка, пока я доставала книгу с полки. Сестра даже прыгала от радости, несмотря на недовольное ворчание разбуженных книг.
- Вот и она! Теперь можно выбираться из этих лабиринтов,- сказала я, передавая книгу сестре.
- Только давай немного отдохнём,- проговорила Славка и уселась прямо на пол между стопками книг. – И вообще, я спать хочу.
- Эй, ты чего! Нам ещё обратно идти!
- Нет, спать!
Я устроилась рядом с сестрёнкой, пытаясь растормошить её, но вдруг услышала мягкий убаюкивающий голос, исходящий из красочной книги сказок, от которого меня потянуло в сон. Я сопротивлялась, как могла, а голос продолжал:
- В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…
                **********
- Дети, проснитесь! Как вы тут оказались? – кто- то сильно тряс меня за плечо.
Я с трудом разлепила глаза. Передо мной сидела библиотекарь и взволнованно смотрела на нас. Я огляделась.
- Что вы тут делаете?
- Мы спим,- пробормотала Славка, зевая.
Я продолжала оглядываться. Вход, стол, стеллаж с учебниками, ящик с букварём… Стоп! Мы же уснули не здесь! Я еле сдержалась, чтобы не закричать от удивления.
- Что вы здесь делаете?- повторила вопрос библиотекарь.
- Вы нас закрыли, - как ни в чём не бывало ответила Славка.- Мы Вам кричали, кричали, но Вы не услышали. Наступила ночь, мы сели на пол и уснули.
- Да, но только мы уснули возле 45 шкафа,- поправила я сестру.
- Ты хочешь сказать: возле 45 стеллажа?-удивлённо спросила библиотекарь.
- Да.
- Девочка, ты что-то путаешь, у нас нет такого стеллажа.
- Ничего я не путаю. Вначале мы сидели тут, потом книги стали спорить, кто из них важней. Самым главным оказался букварь. Помнишь, Славка?
Но сестра смотрела на меня, как на сумасшедшую.
- Тебе приснилось,- заявила она. – Или показалось от страха.
- Что? – вспылила я. – Что ты только что сказала?!
- Что слышала! Сочиняешь мне сказки! Книги говорили! Надо же!
- А это что по-твоему?- сказала я, ткнув пальцем в Славку.
В руках она держала книгу «Путешествие в будущее».
- Я её случайно во сне взяла,- ответила Славка, прижимая книжку к груди.
«Неужели она ничего не помнит? Или мне это, в самом деле, всё приснилось?»- подумала я.
Библиотекарь, наблюдавшая за нашим спором, поспешила успокоить нас:
- Ну, ну, дети, не спорьте. Извините, что закрыла вас на всю ночь. Я такая рассеянная! А чтобы вы меня извинили, я дарю вам эту книгу.
- Правда? – спросила Славка, и её глаза загорелись счастьем.
- Да, берите. Это моя личная книжка.
- Ой, спасибо большое! – поблагодарила Славка и побежала к выходу.
Я заглянула в ящик, где лежал букварь. Он по-прежнему был там. И меня вдруг осенило!
- А можно я тоже книгу возьму? Не навсегда, а просто почитать?
- Выбирай, - согласилась библиотекарь.- У нас есть ещё пара новых книжек.
- Нет, мне не нужно новую, я хочу вот эту, - сказала я, показывая на букварь.
Женщина удивлённо взглянула на меня. В её взгляде был вопрос: зачем взрослой девочке букварь? Я не обратила на этот взгляд особого внимания и подошла к регистрационному столу.
                ************
- Ну вот,- довольно произнесла я.- Готово!
- Что ты там сделала?- поинтересовалась Славка, отрываясь от своей книги.
- Отреставрировала букварь! Теперь он как новенький!   
- Зачем? Кому он нужен?- фыркнула Славка.
- Тебе не понять, - сказала я. – Мала ещё!
 Я бережно положила букварь на стол и тихо произнесла:
- Спасибо за помощь!


Рецензии