Франко-кантабрийское искусство

К югу и к северу от границы современных Франции и Испании располжен регион, в котором сконцентрировано около 300 пещер с палеолитической живописью. Этот регион называется Франко-Кантабрией, а сама наскальная живопись — франко-кантабрийской. Ни один регион в мире не может сравниться с Франко-Кантабрией по количеству и красоте наскальных рисунков, относящихся к эпохе верхнего палеолита 10000 — 40000 тысяч лет назад. Около 20-ти пещер обнаружено в Италии. Во всем остальном мире их единицы. В России — это знаменитая Капова пещера на Урале.
Красота франко-кантабрийской живописи поражает воображение. Чтобы насладиться мастерством палеолитических художников не обязательно ехать во Францию или Испанию. Все можно увидеть в интернете. Достаточно только набрать в поисковой строке  названия этих знаменитых пещер: Альтамира, Коске, Шове, Ласко, Фон-де-Гом. Или просто набрать «франко-кантабрийское исскуство». На эти запросы поисковики выдадут сотни изумительных картин с изображениями животных: лошадей, оленей, бизонов, мамонтов, носорогов, пещерных медведей и т.д. и т.п. Я испытываю огромное эстетическое наслаждение от этих картин.

Список пещер и классификация изображений франко-кантабрийского искусства приведены в книге Н.В.Клягина «Современная научная картина мира»:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/klyagin/04.php

В этой же книге в Приложении 4 приведены некалиброванные радиоуглеродные датировки наскальной живописи различных пещер:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/klyagin/05.php

Используя эти данные, я построил график развития франко-кантабрийского искусства — количество разрисованных пещер в зависимости от времени (см. точки, изображенные квадратиками на рисунке). На шкале времени у меня отложены радиоуглеродные даты с поправкой на калибровку, учитывающую изменения концентрации радиоуглерода С14 в прошлом.

В далеком прошлом - более 45000 лет назад, таких пещер с рисунками не было, поскольку у существовавших тогда неандертальцев абстрактное мышление находилось на низком уровне, не позволяющем рисовать. Люди раннего верхнего палеолита , появившиеся 45000 лет назад в результате геомагнитного экскурса Лашамп -Каргополово, уже овладели необходимым для рисования уровнем абстрактного мышления. Количество пещер, разрисованных людьми раннего верхнего палеолитасо сотавляет единицы.

Подлинный расцвет этого искусства пришелся на период, начиная с 30000 лет назад, когда жесткое космическое излучение, вследствие геомагнитного экскурса Моно, привело к появлению людей позднего верхнего палеолита (кроманьонцев-сунгирцев). Интересно отметить, что расцвет пещерного искусства пришелся на период наибольшего оледенения в Европе, продолжавшегося в период с 26500 по 17000 лет назад, а последующее межледниковье (Бёллинг) привело к уменьшению скорости нарастания количества мест с рисунками. Объясняется это, по-видимому, тем, что более благоприятные климатические условия во время потепления позволили людям оторваться от насиженных мест рядом с пещерами и освоить более северные территории, в которые ушли животные — объекты охоты. А на севере уже не было пещер, где рисунки могли бы сохраниться до наших дней, .

Я попытался построить модель, описывающую кривую нарастания количества пещер с рисунками. Модель эта основывается на следующих предположениях:

Первое. Количество пещер, которое будет разрисовано за некоторое определенное время, пропорционально количеству уже разрисованных и, следовательно, обитаемых в настоящее время пещер. Если это, достаточно естественное предположение, верно, то кривая нарастания количества разрисованных пещер от времени будет иметь экспоненциальный вид.

Второе. Количество разрисованных пещер во время появления людей раннего верхнего палеолита, T1 = - 45000 лет назад, равно 1.

Третье.  Количество пещер, которые разрисовали люди позднего верхнего палеолита в момент своего появления, T2 = - 30000 лет назад, тоже равно 1.

Четвертое. Общее количество разрисованных пещер есть сумма двух экспонент с различными постоянными времени. Более древняя экспонента описывает изобразительную деятельность людей раннего верхнего палеолита. Более молодая — деятельность людей позднего верхнего палеолита.

Если выразить эти четыре предположения в математической форме, то получим следующее выражение для количества разрисованных пещер — N, от времени - T:

N = EXP( (T — T1)/TAU1)  +  EXP( (T — T2)/TAU2),

где  TAU1 и  TAU2  - постоянные времени экспонент людей раннего и позднего верхнего палеолита.

Постоянные времени неизвестны и являются подгоночными параметрами. Результаты расчета по приведенной формуле изображены на рисунке ромбиками. Значения постоянных времени при этом, полученные в результате оптимизации совпадения данных модели с экспериментальным данными, были выбраны следующими:
TAU1 = 5500 лет и   TAU2 = 2800 лет.

Видно, что модель неплохо описывает экспериментальные данные. То, что постоянная времени характерная для деятельности людей позднего верхнего палеолита в 2 раза меньше, чем у их предшественников, представляется вполне естественным, поскольку эволюция человека идет по пути увеличения умственных способностей.

Таким образом, развитие франко-кантабрийского искусства во времени может быть удовлетворительно объяснено на основании представлений о том, что верхнепалеолитическая эволюция человека состояла из двух этапов. Первый этап, начавшийся 45000 лет назад, был связан с деятельностью людей раннего верхнего палеолита, а второй этап, в основном, определялся уже деятельностью людей позднего верхнего палеолита, появившегося 30000 лет назад. Эти представления были изложены в моих предыдущих работах, опубликованных ранее на «прозе ру».

P.S. Исчезновение палеолитической живописи, возможно, связано с последующим этапом эволюции человека - возникновением из человека позднего верхнего палеолита (кроманьонца-сунгирца) мезолитического человека уже почти совсем современного. Причиной этому могла быть реорганизация генома кроманьонца-сунгирца во время последнего этапа ледникового периода - Позднего Дриаса и геомагнитного экскурса Гетеборг. Современный человек только через много тысяч лет овладел живописью и скульптурой на уровне позднепалеолитических мастеров. Возможно это было связано с развитием у мезолитического и неолитического человека левополушарного мышления, ответственного за расчеты и планирование. Люди начали рисовать так, как сейчас рисуют дети. Для детей не важно образное сходство, которого достигали мастера наскальной живописи верхнего палеолита. Для детей важно, чтобы у человека была одна голова, две руки, две ноги, на каждой руке по пять пальцев, а на лице присутствовали два глаза, два уха, один нос и один рот. В общем - палка палка огуречек - вот и вышел человечек. Образного соответствия не требуется. Требуется, чтобы количества всех элементов были соблюдены. Для образной передачи этого, как раз, и не надо делать, поскольку какие-то элементы могут быть и не видны. Но процесс развития мозга сейчас идет в плане развития способностей счета, т.е. математических способностей. А для верхне-палеолитического человека, по-видимому, это было не очень важно, так, как это не важно, например, для современных бушменов, которые не понимают закона сохранения количества.   


Рецензии
Очень интересная попытка интерпретации франко-кантабрийского искусства.
С уважением,

Гришаева Надежда   16.12.2018 12:31     Заявить о нарушении