99. 1673. Роспись помещика Д. Полоченинова о разор

2-19-1673. «Роспись» помещика Дмитрия Полоченинова о разорении его поместья в Арзамасском уезде во время Крестьянской войны [1672 декабря 29 — 1673 августа 31]. 


Роспись разоренью Дмитрея Полоченинова и улика ведомым ворам крестопреступником изменником, и церковным татем, и человекоубийцам, бунтовщиком, ябедником, и составщиком, и озорником арзамасцом Исуповым, кто что своровал и от чево где которой пропал.




В прошлом во 180 году июля в 26-м числе своровал Ганка Исупов  с людми своими, со крестьяны и с приборными сторонними ворами, воровским умышлением и нарядным делом на многих лошедях ездя, а иных водя на поводах ночью, потолочили у меня на сенной моей земле восмь десетин ржи и втоптали в землю. Да он же, вор, наутрея с теми ж конными ворами и со всяким боем приезжал на полишка мое, хотя меня и детишек моих побить до смерти.


И я от нево, вора, ушол на лошеди к себе в деревнишку, а детишка ушли одва пеши в лес. И он, вор, устрасчивал меня и людишек и крестьянишек моих и, поругаясь домишку моему, в поле против дворишка моего стреляли изо многих пищалей долгое время. А пешие ево заводные воры, люди и крестьяне, со всяким же боем и с копьи гусарскими на длинных древках стояли у лесу в прикрыт[ь]е по конец полишка моего. И стреляв, он, вор, с товарыщы своими на полишке моем поехали к той же моей потолоченой рже, кою он ночью потолочил, и стали все конные и пешие воры в прикрыт[ь]е в лесу и в овраге ждать меня з детишками к той моей потолоченой рже, хотя ж нас побить до смерти.


И ждали долгое время и дождався на моей земле застрелили из большие пищяли сынишка моего Андрюшку в грудь против серца, и та пулька была в нем. И в нынешнем во 181-м году декабря в 29 числе по указу великого государя и по приказу околничего Артемона Сергеевича Матвеева  оптекарские полаты лекарь Федот Васильев тое пульку у сынишка моего ис под правые лопатки, розрезав, одва вынел. И он от прежние и нынешние раны лежит при смерти.


Да в ту ж пору оне, воры, застрелили из большие ж пищяли человека моего Савку Иванова в левую руку пониже плеча насквозь, и он от той раны одряхл и рукою не владеет.
Да ево ж, воровы, крестьяне деревни Гарей  Ротка, да Ортюшка в бунтовое время с товарыщы своими разорили домишка мое и животишка мои все поймали без остатку. И после того теж ево, воровы, крестьяне Ротка, да Артюшка приведены в Орзамас /л. 2/ с крадеными лошедми, и в том воровстве в Орзамасе пытаны и пытки винились.


Да он же, вор, с людми своими в прошлом во 177-м году в Орзамасе ж приходил пьян воровски ночью на двор к воеводе князь Степану Шелешпальскому , а он, князь Степан, в ту пору спал, и к хоромом к нему с людми своими приступал, и поленьем в окно бросали и ево, князь Степана, и жену ево лаели всякими погаными словами. Да он же, вор, в дому своем бил арзамаского пушкаря Ганку Агеева, и он от тех ево побой одва ожил. Да он же, вор, едучи к Москве на Муром [в] лесу изрубил саблею брата своего Александра Исупова, и он от тех ран одва ж ожил. Да он же, вор, здесь на Москве в прошлом во 176-м году в Помесном приказе и в Судном Московском и в Потриарше приказе искал на брате своем родном, на Данилке, многих исков, а он, Данилка, на нем, воре, искал въстрешно многих же исков, и в тех их судных делах и в очных ставках многия  их ябедничья воровство и улики меж ними объевились.


А отец их, Сенка, в Орзамасе приходил бунтовским гилем в съ[е]зжую избу к сыщиком крестьянским к Ивану Ржевскому  с товарыщы з большим невежством и он, Иван, с товарыщы своими, покиня государевы дела, одва ис приказу ушли не биты в Спаской моностырь . И о том ево, Сенкине, воровстве писал он, Иван, к великому государю к Москве, и то ево, Сенкина, воровство и бунтовской гиль сыскан. И за то он свое воровство с товарыщы своими сосланы в Астрахань. А и в Астрахане он, Сенка, воровал же ябедою своею и составом многих людей продавал и бещестил. А он, Ганка, был в Астрахане с отцом своим и он ябеде и составу воровскому научился у отца своего, Сенки.


А дед его, Ганкин, Шестак за воровство ж повешен за ноги, что татарин, на Воле  реке при боярине при Федоре Ивановиче Шереметеве . А брат ево, Ганкин, родной Данилка во 174-м году побил до смерти на Муромском большом лесу из-за  многих пожитков Арзамаской съезжей избы подьячего Максима Шешукова да окольничего Ивана Федоровича Стрешнева человека ево Ивана Парфеньева. А ехали оне с Москвы в Орзамас, и тела их сысканы и погребены в Орзамасе.


И то ево, Данилково, воровство обличалась в Орзамасе и на Москве в Розбойном приказе, и о том, ево, Данилкове, воровстве посланы из Розбойнова приказу великого государя грамоты к воеводам, в Орзамас да в село Мурашкино по челобитью окольничего Ивана Федоровича Стрешнева  человека ево Зиновья Зажарскова. А велено ево, Данилка, с товарыщы ево в том убойстве отослать из Орзамаса в село Мурашкино к Давыду Племянникову . И он, Данилка, ведая за собою воровство, от очной ставки убитова от подьячевы жены хоронился и по смерть свою от того воровства не очистился.


А сродники ево, Ганкины, дядья и братья, Ивашка Исупов, прозвище Змейка, убит на воровстве на реке Пьяне под /л. 3/ селом Наумовым  на большой дороге. А та дорога и ныне лежит через ево, Ивашкова, поля, где он жил, а ездят ею торговые всякие люди по торгам со всякими товары. А он, Ивашка, на той дороге воровал, от тово и пропал безвесно. Андрюшка Исупов убит на воровстве ж меж села Сыробоярскова  и деревни их Исуповы на большой же дороге. А убил ево до смерти от себя боронясь и от животов своих, Иван Чаадаев . А вез он из Орзамаса ис Спаского моностыря животы свои в деревню свою Вацкую  мимо их, Исуповых, деревни. А он, Андрюшка, з братьею своею, уведав про те ево, Ивановы, животы, выехали на дорогу те животы у него, Ивана, отнять.


И он за то ево, вора Андрюшку, застрелил ис пистоли. И про то их, Исуповых, воровство посылан с Москвы сыскивать с Орзамас дворенин Иван Микифоров сын Арбузов . И то их воровство сыскано. И по тем обыском оне воры, Йсуповы ему, Ивану Чаадаеву, в бещестье и в животах ево восмисот рублех обинены в Судном Московском приказе. И тот ево, Иванов, иск оне, воры Исуповы, с правежу платили, а за бещестья ево были в тюрме неделю, а убитой вор пропал даром. А брат ево, Андрюшкин, родной Лучка Исупов убит на воровстве ж в селе Верякушях  безвесно, и ныне на том месте стоит столб.


А побиты оне, воры, в Орзамаском уезде не в давных годах. А дети ево, Лучкины: Оська был вор же и плут великой, и не хотя здесь повешен быть, великому государю изменил, отъехал ис Смоленска в Литву. Другой ево сын Гришка в Орзамасе покрал церковь Иоанна Богослова. И тут ево, вора, тое церквы поп Никифор с прихожены своими поймали и привели в приказную избу перед воеводу. И в том воровстве он, Гришка, в распросе до пытки повинился и заступою ево, Ганкиною, и брата ево Данилка он, Гришка, в Орзамасе из тюрмы освободился. И после того въскоре перед воровским бунтом в Мокарьевскую ярмонку он же, вор и церковный тать Гришка, из дву рублев убил до смерти под селом Лысцовым арзамаскова подьячева попова сына Фетку Ерофеева. И в том он убойстве пойман и приведен в село Лысцово к воеводе, к Лаврентью Симанскому 55. И в роспросе до пытки в том убойстве винился, и после роспросу пытан и с пытки в том и во многих воровствах винился ж.


И посажен был в Лысцове в тюрму до указу великого государя. И как учинился воровской бунт в приход вора и крестопреступника Стенки Разина, и ево, вора и душегубца и церковного татя Гришку, воровские казаки ис тюрмы освободили. И он, вор, с теми ворами был на многих боях против великого государя ратных людей. Да он же, вор Гришка, в ту пору в Саранском уезде убил до смерти тестя своего атемарца Прохора Алашеева  и многих дворян побили до смерти. И в Саранском же уезде он, вор Гришка, пойман и приведен в Красную Слободу к боярину и воеводе ко князю Юрью Алексеевичу  Долгоруково  с товарыщы. И в Красной Слободе он, ведомой вор и изменник и душегубец и церковный тать пытан и повешен.


Тем ево вора Ганку воровством их уличаю.

На обороте по склейкам:
К сей росписи и улике Димитрий Полоченинов  руку приложил .


Рецензии