О картошке
Каждую осень, товарищей учёных, доцентов с кандидатами, а также инженеров, технологов столицы направляли с лопатами и вилами направляли на уборку этого популярного овоща, ставшего для всей страны по сути вторым хлебом. К сбору урожая также привлекались курсанты военных училищ, студенты ВУЗов, и техникумов. Направили и нас, учащихся третьего курса, Индустриального техникума, сроком на две недели, в самом начале учебного года, в Серпуховской район Московской области. Разместили нас неподалёку от совхоза Райсемёновское, на территории какого то пионерского лагеря.
Всё начиналось как обычно: с утра - подъём, умывание, завтрак, потом за нами заезжал автобус, и отвозил на огромное совхозное поле, которое мы убирали до обеда. Затем нас отвозили на обед, в лагерную столовую. После обеда и небольшого перерыва, длившегося не более получаса - нас снова отвозили на поле, продолжать уборку картофеля. И так почти до самого ужина. После ужина, и до отбоя, было приблизительно два-три часа свободного времени, которое каждый использовал по своему усмотрению. Кто-то смотрел телевизор, кто-то осматривал окрестности, а кто-то даже умудрялся, за оставшееся до отбоя время сбегать в ближайший сельпо за спиртным, чтобы потом распить сей продукт в окружении таких же любителей, как и он сам. И таких любителей в нашей группе, среди мужской половины оказалось превеликое множество. Не употребляли в то время спиртное лишь я и Игорёк. Игорёк - потому, что не позволяло здоровье, я - потому что занимался борьбой дзюдо. Потому и основная, пьющая часть коллектива предложила мне быть командиром отряда. Чтобы каждый вечер, трезвым голосом, рапортовать комиссару о том, сколько мешков картофеля собрал отряд. А то, что это за командир, у которого заплетается язык, и тело постоянно качается из стороны в сторону? Игорёк был по природе стеснительный, замкнутый, к тому же здорово заикался. Его доклада комиссар и до утра не дождётся. В общем, выбрали меня. Комиссаром назначили Сергея, только что вернувшегося из армии, доучиваться в нашем техникуме. Были также: директор лагеря - из состава преподавателей, и классные руководители, каждой учебной группы(отряда). Каждый раз, перед самым отбоем, процессия, в составе комиссара, директора лагеря, и кого-то из классных руководителей, делали вечерний обход. Зайдут в спальное помещение, посмотрят, все ли на месте, нет ли где беспорядка. А тут, на девятый день нашего пребывания, к нам пожаловал военрук, и, вместе с комиссаром и деректором лагеря , решил провести вечерний обход. А наши ребета решили в этот вечер над Игорьком посмеяться: положили ему под кровать с десяток пустых бутылок из-под вина и водки. Причём самому непьющему! А военрук возьми, и загляни под кровать каждому ! Как увидел пустые бутылки, так так сразу и изменился в лице. Теперь оно у него приняло строгое по-военному выражение!
- Что это такое?!
- Где командир отряда?!
Я подхожу , ни о чём не догадываясь. И комиссар с директором при виде бутылок притихли. Надо было что-то говорить. А военрук не унимался:-Это что здесь?!
- Пьянки устраиваете (и безобразия нарушаете, здесь вам не тут)?!
- У кого-то стипендия лишняя?!
Вот тут то я и уловил его подсказку.
- Понимаете, говорю, Иван Иванович, Игорёк у нас из бедной семьи, вы уж его сильно не ругайте. Он в прошлую сессию электротехнику только с третьего раза сдал, без стипендии остался. Вот и вынужден собирать бутылки и сдавать их за деньги.
Военрука как перекосило:- Электротехнику, с третьего раза?!
-РазгильдяЙ!
-Лучше бы ты напился как свинья!
Раздался смех среди членов отряда.
-А вы что смеётесь?!
-Еле-еле норму выполняете!
- Кого за что поймаю: за пьянки, или ещё за что, смотрите - это будет ваш конец! - Всем ясно?! - Одно нарушение - и стипендии как не бывало!
- Не слышу ответа!
Сдерживая с трудом улыбку на лице, я ответил ему: - так точно!
- Вот так, разгильдяи - рявкнул военрук.
- Командир отряда и норму перевыполняет, и как надо отвечает!
- Вот вы у меня скоро попляшете Начальной Военной Подготовки!
Затем военрук подошёл к Игорю и спросил, как его фамилия.
-Гггг-нннн-начал он заикаясь.
- Как?! - гаркнул военрук.
-Гномов, - ответил я.
-Гномов, Гномов - повторил он.
-Отбой, Гномов, и все остальные разгильдяи тоже.
Процессия удалилась. Ну, думаю, пронесло. Посмеялись мы немного, после ухода военрука, а потом об этом забыли.
Продержали нас на уборке картофеля не две, а три недели,и,как потом выяснилось - эту неделю у нас из каникул забрали. Но это для того, кто вовремя сдаст сессию. Новости на этом не закончились. Директор лагеря, на собрании, довёл до нашего сведения, сколько денег мы заработали за период сбора картофеля, сколько вычли из этой суммы за проживание, питание, транспорт и т.д. И получилось - на руки каждому от трёх до шести рублей, в зависимости от того, кто как работал. Меня к тому же ещё и почётной грамотой наградили. А Игорька - назначили на стипендию. А если бы не назначили - не было бы вот таких юмористических воспоминаний.
Свидетельство о публикации №214031901974