Мальчик с периферии
В противоположном конце города, в крошечном домике, негодном для проживания большой семьи, спит сейчас другой маленький мальчик, Миша. Каждое утро, чуть свет, мальчик встаёт готовить завтрак, так как его мама не может этого сделать из-за неизвестной мне болезни. Сделав это, он идёт в школу и находится там до двух часов дня. Миша старается хорошо учиться, он уверен – учение – свет. Вернувшись из школы, мальчик спешит приготовить обед. В этом ему может помочь бабушка, если только она не на работе. Послеобеденное время его занято чтением книг, изучением научной литературы химической направленности. Вечером приходит отец Миши, с которым они вместе могут поиграть, если только он не слишком устал на работе. Так проводя день за днём, одним вечером Миша решил прогуляться вместе с друзьями по тайным местам в скалах у моря, которых так много у здешних ребят.
- Послушай, друг, почему мы так редко видимся? Каждый раз, когда я зову тебя гулять, ты занят либо домашней уборкой, - тут этот «приятель», Вася, который и задал вопрос, кашлянул, едва удерживая порыв смеха, - , либо уроками?
- Постой, а что не так с уборкой дома? Ну, а насчёт уроков… Как же их не делать? Ведь любой предмет понадобится в будущем. Разве вы этого не понимаете? – он обратился к остальным. Остальные же, Андрей, Антон, Паша и Коля, смотрели с недоумением, в глазах же у них застыла явная насмешка. Слишком явная. А потому Миша всё понял.
- Ну, домашние дела… Это… так по-женски, знаешь?
Все пятеро громко, заливисто и нагло рассмеялись, будто по команде. Да, сразу видно, что Вася в их компании главный. Отсмеявшись, «главарь» заявил:
- Поэтому если ты и дальше будешь играть в ботаника, мы не станем с тобой возиться. Либо ты бросаешь всю эту чепуху, либо мы больше не друзья.
Вскинув подбородок, Вася посмотрел сверху вниз на «наказуемого». Остальные последовали его примеру. Миша же невозмутимо поглядел на собравшихся, повернулся и ушёл без лишних слов. «Это начало его конца» - подумали Вася и банда. Как глупа была их мысль!
Для Витеньки же это был самый обычный день. Мама с папой готовили его к прогулке с собакой по ветреному морскому берегу. Упрямо отказываясь одевать самый тёплый шарф, имеющийся в гардеробе, который ещё и нестерпимо кололся, Витя захныкал.
- Нееет, мам, только не его!
- Витенька, ну ты же хороший мальчик? Пожалуйста, надень этот шарфик, а я тебе завтра куплю всё, что ты захочешь.
- Правда? Купишь? Хм… - Витя подумал с минуту. – А почему не сегодня? Нет, шарф не одену.
- Ну ладно, хорошо-хорошо, куплю сегодня, - сказала начинающая нервничать мама Вити, которая и так уже опоздала на работу.
Выйдя на улицу, мальчик тут же снял ненавистный шарф и спрятал его в сумку от Adidas, висевшую у него через плечо. Пройдя пять шагов по берегу моря, он завернул в тайную расщелину в скале, которая была известна только ему. Усевшись там на весьма удобном выступе, он попытался вслушаться в мелодичные аккорды увертюры «Кориолан» Бетховена, включив её в плеере, но эта музыка была чужда ему. Собака просилась гулять, ей нужно было справить одно очень важное дело. «Посиди, Кавендиш, нам некуда спешить», - сказал Витя.
- Можно к тебе? – спросил неизвестный, выступив из тени скал.
От неожиданности Витя даже подпрыгнул.
- Что ты здесь делаешь? Кто ты?! Оборвыш, отойди от меня!
И так уже разозлённый выходкой своих друзей, Миша ответил так грубо, как только смог.
- Ах, оборвыш? Так, значит, ты приветствуешь людей? Не суди по одежде! Мой отец вынужден работать на 3-х работах, чтобы обеспечить семью всем необходимым. И то, что ты одет по последнему писку моды ещё не даёт тебе права оскорблять меня! Что я здесь делаю, спрашиваешь ты? А ты вообще знаешь, где сидишь? Я этот выступ собственными руками обтесал, чтобы мне и моим друзьям было удобней сидеть… - тут он запнулся. Мысль о пропавшей дружбе больно отозвалась в его сердце, - Я Миша, кстати.
Удивлённый же и ошарашенный напором нового знакомого, Витя мог только открывать и закрывать рот, не в силах извлечь от туда связную речь. Собака вновь напомнила о своём существовании, негромко поскулив.
- О, так вот кто тут у нас Великий сэр Кавендиш? – Миша ласково потрепал пса за ухом. – А ты знаешь хотя бы кто это был – лорд Г. Кавендиш? Нет? Так я тебе скажу – это был замечательный английский химик, проделавший опыт с реакцией замещения: залив в пробирку соляную кислоту и поместив туда гранулы цинка, учёный собрал выделившийся газ в другую пробирку и поднёс к ней горелку. Тогда он услышал хлопок – результат сгорания чистого водорода, - увлечённый своим рассказом, Миша не замечал ступора, настигнувшего его собеседника. Витя же, весьма шокированный таким поворотом событий, по-прежнему не мог вымолвить ни слова, зато подумал: «Значит, это место известно не только мне одному… А ведь он может рассказать маме о том, где находится моё тайное укрытие а также о том, где покоится мой шарф». Мальчик незаметно запихал конец шарфа глубже в сумку.
- Пойдём, ему нужно прогуляться, да и нам с тобой не помешало бы, - сказал Миша, указывая взглядом на скучающего пса.
Они поднялись и пошли вдоль берега, попутно расспрашивая друг друга.
- Итак.. Откуда же ты такой? –Витя всё ещё волновался.
- «Такой» я из дальнего конца города. А ты откуда?
- А в-о-о-о-н оттуда, - мальчик показал пальцем, то направление, в котором он каждый день возвращался домой. Однажды Витенька, правда, чуть не заблудился, но добрый гражданин, встретившийся ему на пути, проводил бедного путника куда требовалось.
- Да, богатый район… - откликнулся его собеседник.
- А то! – гордо усмехнулся Витя. Миша же подумал про себя, что ему неплохо было бы разнообразить свой лексикон.
Так они шли и шли. Витя отвечал на расспросы Миши, а последний внимал каждому слову мальчика. Витеньку не слишком интересовала жизнь нового друга, если не сказать - не интересовала совершенно. Он был рад поговорить о своей и был счастлив, обретя благодарного слушателя. Но начало смеркаться, и вдали показался крохотный домишко Миши.
- У-у, кто же живёт в этом сарае? – недоуменно вопрошал Витя.
- Это вовсе не сарай, а очень удобный и уютный домик, в котором я и живу.
- Ох… м-да… ну и лачуга, - Витя был поражён.
И всё же, несмотря на бедность обиталища: обои, лишь каким-то чудом державшиеся на стене, в большинстве своём отклеились; мебель дореволюционной эпохи, несмотря на свою дряхлость, выдерживала небольшие аккуратно сложенные стопки белья и одежды – настолько они были невелики; отопления же в доме вообще не было; гостю был оказан радушный приём семьёй Миши. Вите предоставили ночлег и уложили спать, сказав: «Завтра рано вставать». Хоть пришелец и упрямился, его уложили ровно в девять. Но мальчик ещё долго не мог уснуть, вспоминая события уходящего дня.
- Вставай! Эй ты, просыпайся! – Шипел Миша прямо в ухо Вите.
- Нет, мам, ну ещё часок, пожалуйста…
Миша рассмеялся и отправился готовить завтрак.
- Сегодня много дел, – прокричал с кухоньки новообретённый товарищ, поджаривая яичницу на сковороде, - мне будет нужна твоя помощь!
Превозмогая истому, соня нехотя побрёл на кухню сказать о необходимости возращения домой к родителям.
- Ты можешь не волноваться – отец позвонил им и, рассказав о случившемся, пообещал, что проводит тебя до дома. Твоя мама сначала противилась этой затее, но мой папа сказал ей, что ты ещё спишь и очень устал. Утешившись твоим предстоящим звонком, она согласилась и на твоё дальнейшее пребывание здесь. Так что после нашего с тобой разговора тебе нужно обязательно позвонить маме, - Витенька всё ещё плохо соображал, но последнюю фразу уловил.
- Итак, сегодня нам надо будет захватить новых листовок и раздать их до полудня. За эту работу ты получишь 80 рублей, - предсказав реакцию гостя, Миша поспешил добавить:
- Но этим всё не ограничится! Ты получишь ещё несколько сотен от меня, если поможешь разнести почту, а ещё нам сегодня нужно… - он не успел договорить, потому что Витя его перебил:
- Да какие сотни? Ты что, издеваешься? Мне родители в день на карманные расходы и то больше дают! А за эти деньги ещё работать надо! Нет, нет и ещё раз нет – не пойду я с тобой – отрезал Витя.
Но Мишу не так просто переубедить, кроме того он уже наметил план действий на сегодня и не собирался его менять ни при каких обстоятельствах:
- Ой, да брось! – воскликнул он, - Ты же в жизни своей ничем и не занимался никогда! Разнообразишь своё скучное житьё хоть как-то…
- И вовсе оно не скучное… Очень даже интересное и увлекательное, житьё моё. Утром играю в приставку, днём выгуливаю собаку, а вечером…
- Что вечером? Смотришь мультфильмы? Что это за жизнь такая без цели, без стремлений, без мечты? Решено – ты идёшь со мной и никаких разговоров на эту тему я выслушивать не стану, - он схватил Витин шарф и вручил его в руки обладателя:
- Давай, надевай! – расстроенный предстоящими испытаниями, Витя послушно повязал шарф на шею.
Они вышли на улицу и, поймав такси, доехали прямиком до ресторана, изысканную еду которого им предстояло рекламировать. Во время работы Витя проявил необычайную ловкость и раздал абсолютно все листовки, что никогда не удавалось Мише в одиночку, за что и похвалил его житель периферии. Со стороны прохожих однако наблюдалось агрессивное отношение к Мише. Проходя мимо, мальчишки кричали:
- Эй, дохляк! Что, родители не могут обеспечить твою нищую тушку едой? На, держи, может купишь себе на них мороженое, - «снисходительный» прохожий кинул Мише какую-то мелкую монету, но сделал это так, чтобы тот не поймал. Миша спокойно поднял монету, на которую и коробок спичек нельзя было купить, и положил к себе в карман.
- Как ты можешь так спокойно относиться к таким… людям? Они ведь оскорбили тебя! И Не только тебя, но и твою семью! – спрашивал своего друга Витя.
- А что я им скажу? Что я им сделаю? В лучшем случае – получу набор отборных пинков в самые различные места, да так, что целую неделю потом не смогу ходить. Ну и кому это поможет? Моим родителям? Разве что сильно огорчит и опечалит их. Про мой дополнительный заработок знает только отец – он распределяет доходы так, чтобы никто не понял, каков их источник. А к подобным унижениям я уже привык.
Эта мысль расстроила логичную цепочку явлений этого мира – Витя считал, что всё в нём гармонично, спокойно и приятно, что все живут так же, как и он. Что же получается - он ошибался? Но этого быть не могло.
Впереди ещё была рассылка почты и целый день, поэтому философские размышления лучше было оставить на потом. Этот этап, к счастью, прошёл без особых происшествий, не считая одну нервозную женщину, которая, не подумав, выместила свою злость на ребятах из-за того, что забыла свои ключи дома, и теперь ей нужно ждать мужа с работы, чтобы войти в квартиру.
- Ты встречаешься с такими людьми каждый день. Они обижают тебя и фактически не считают за человека. Думают, у тебя нет чувств, нет души, - Витя серьёзно разозлился, - а сами думают лишь о себе и о том, чем обернётся для них тот или иной поступок. Как это подло, мелко, корыстно, безжалостно…
- Ну всё, хватит, - Миша оборвал его, - я не хочу больше это слушать. Такие явления стали частью моей жизни, а жизнь не может быть плохой. Она прекрасна. Это надо понять
Витя недоумевал. Вообще недоумение преследует его с тех пор, как они встретились.
- Этому пора положить конец. Сегодня же, придя домой, я расскажу родителям о проблемах в твоей семье, и они сделают, что нужно – вы получите новую квартиру, а обратив внимание властей на болезнь твоей мамы, обеспечат её лекарствами.
Так встреча с мальчиком с периферии полностью изменила не только представления Вити о реальности, но и всю его дальнейшую жизнь. Решив помогать нуждающимся, мальчик оказал как моральную, так и материальную поддержку многим семьям в своей стране.
Оглянитесь кругом – в мире столько всего интересного и непознанного – не бойтесь отвлечься от своей привычной жизни и вникнуть в сущность вещей!
Свидетельство о публикации №214031902181