Привет из прошлого

Сергей Александрович, женатый, сорока одного года, вошёл в квартиру, закрыл дверь и услышал звонок по домашнему телефону. Не разуваясь сделал пару шагов по коридору и снял трубку.

- Алло?
- Здравствуйте!
- Здравствуйте.
- Это Сергей?
- Да. А кто спрашивает?
- Эдик! Привет!
- Привет. эээ... А какой именно Эдик?
- Ты что, не узнал? Эдик! Истратьков! Одноклассник твой!
- Ааа! Эдик! Привет...
- Привет ещё раз. Мне твой телефон Зинка дала. Ну, сейчас то Зинаида Павловна уже, фамилия правда другая, на "р"...
- Рогалёва.
- Да, точно, Рогалёва! Я вот что, из столицы в родную глухомань нарисовался, вот, Зинку нашёл, спросил, кто ещё живой, она мне твой телефон дала. Здорово, правда? Слушай, я вот прямо сейчас, ладно, через минут двадцать у твоего дома буду. Давай, зайду, посидим, ненадолго, чайку попьём, школьные годы чудесные вспомним? А? Как?
- Ну... давай. Только я сильно не пью, и на работу завтра.
- Так и я не пью! Мне по статусу не положено! Хорошо, жди, скоро буду!

Голос в трубке был весёлым, бодрым, и только со второй фразы Сергей вспомнил Эдика, своего одноклассника, закадычного друга до восьмого класса, а потом что-то, как говорится, "пошло не так"; но в принципе почему бы и не встретиться?

Сергей Александрович немного автоматически улыбнулся, приговаривая себе что "прошлое остаётся в прошлом, а в нашей памяти только хорошее, и кто старое помянет, тому глаз вон" и даже интересно стало, во что вырос Эдик Истратьков.

На часах было шесть, жена Марина на работе до восьми, дочь как обычно болтается с подругами допоздна. Сергей, помявшись, открыл холодильник и стал готовить на стол - гостя же надо потчевать по старинной русской традиции. Вспомнилось, как Эдька пришёл однажды и сразу в холодильник полез. А уже потом поздоровался. Сквозь кусок копчёной колбасы. Колбасу эту, правда, отцу оставляли, но неудобно же говорить? Эдик был немного из другого теста. Родители побогаче, но домой к себе не приглашал. Говорил, что нельзя, ругаются. Поэтому сам заходил к друзьям, брал книжки почитать, поиграть солдатиков, потом кассеты с музыкой, фильмы. Возвращал редко, ну да чего уж тут - каждый живёт по своему, а с нынешних лет жалеть какую-то книжку?

В дверь позвонили, а потом застучали. Сразу стало понятно, что это одноклассник. Вот что за манеры? Сколько лет прошло, а привычки те же. Сергей открыл.

- Привет! Ну, показывай, где тут у тебя что, - снимая туфли, весело говорил Эдик. - А сам-то! Мужик прямо! Лысина! Здорова, земляк!
- Здравствуй.- Сергей смотрел на гостя немного удивлённо, тот как бы и не вырос совсем - та же улыбка, аккуратная причёска, костюм с иголочки, сразу видно, дорогой. Плечи, конечно, пошире стали, а так - всё тот же коренастый парень, как на фотографии с выпускного.

Эдик привычно прошёл по квартире.

- Ты так с Маринкой и живёшь? Молодец. Я уже два раза в разводе побывал. Жизнь - такая штука... А квартиру отделал славно! обои... Ясно. Дочкина комната, угадал? А родители как?
- Умерли.
- Соболезную. Мои живы до сих пор... Тоже в Москве, да... дёргают и дёргают, всё лезут и лезут! так что тебе ещё повезло... Шучу! Ванная... ясно... кафель... Как дочку зовут?
- Виктория.
- Вика! Здорово. Замужем?
- Нет, конечно, только двадцать исполнилось.
- Ну и что? Я с Ленкой переспал... сколько ей было? пятнадцать. А ты говоришь! Современная молодёжь такая...
- Ты же на ней не женился?
- А мог бы! Без резинки дело было, если что, её батя так бы отделал!
- Давай за стол, что ли...
- Давай-давай, за стол это всегда... Помнишь, как я у тебя хомячил?
- Ладно тебе, хомячил... так, перекусывал иногда.
- Да хомячил! Причём всё подряд - капусту, хлеб, лук, колбасу! Вот ты мне объясни, зачем? Кормили же дома, причём хорошо кормили. Карбонад, шоколад, профитроли всякие, кебабы... У меня мать знаешь как готовит? Ууу.... Сейчас правда повара наняли, а раньше наяривала. И не фигню, что в магазине продавали, со склада для спецконтингента. Так тебе скажу - раньше и сейчас это небо и земля. Серьёзно! Коньяк был, КВД. Вот это настоящий коньяк! Сейчас такого уже не делают. Ты мне можешь сказать, допустим, Франция.
- Могу, - опять улыбнулся Сергей.
- А я тебе отвечу - фигня! Был я в этой Франции, пробовал коньяки, из самой провинции Коньяк, это провинция у них так называется; и вот фигня! Фигня по сравнению с КВД. Эх... А колбаса? А сыр? А оливки? Сейчас много всякого, но вот тот самый вкус детства... не, уже нету. Не вернуть ни за какие деньги.
- Ну, огурцы солёные как были, так и остались. С женой солим по старому матушкиному рецепту...
- И вот тоже нет! Объясню. Раньше химии не было. Не перебивай! Понятно, что ты растишь на огородике своём, и вот прямо экологически чистое, а какая сейчас экология? И, к слову, огородики даже если ты сам всякой фигнёй не удобряешь, так от соседа налетит... Так что вроде и настоящие, а всё равно не то.
- Ты присаживайся!

Эдуард присел за стол, критически всё осмотрел и вздохнул.

- А что, пить не будем?
- Я ж говорил, мне на работу завтра.
- Да ладно, символически, за встречу! Взрослые ведь уже мальчики... Есть у тебя что?
- На всякий случай стоит... - Сергей достал бутылку водки, стоявшую у него в холодильнике "на всякий случай" уже месяца полтора.
- Чего?! О, ну точно пить не будем... "Русская"? Как это вообще пить можно?
- Я уберу?
- Ладно, чего уж там, "уберу"... Давай. Я тебе вот чего расскажу. "Русская" вообще была хорошая. Более того, отличная. Но! Это если шла на экспорт. Но даже если не шла, то пить можно было. И были стандарты. ГОСТы. А потом какой то хитрец выяснил, что торговая марка не зарегистрирована, и штамповать "Русскую" может кто угодно! Вот тогда и началось. Разливали везде и кто во что горазд - в Калмыкии и Башкирии, а уж что в Твери творилось, это ужас какой-то! Народ пачками в больницы шёл, пачками!
- У меня кристалловская, вроде приличная.
- Была приличная...У нас же как, сначала хорошую выставляют, чтобы народ припился, а потом снижают планку... Да чего мы всякое говно обсуждаем! Я ж со Словении недавно. Вот там как надо делают, на совесть. Сливовица, грушовица, яблоневая, ещё какая то. Так вот её и пить приятно, и голова не болит, а наутро выхлопа нету! Я привёз с собой пару ящиков. Родителям там, для себя... С собой же взял четыре бутылки, да! В гостинице оставил.

Сергей между тем разлил в рюмки что было.

- Ну, давай. За встречу, за школу.
- Давай. - Эдик выпил и страшно поморщился. - Правда, ужасное пойло. Дай чем закусить.
- Вот, сыр. Буковинский, говорят, ничего.
- Ничего - это значит "ничего". От сыра здесь ничего как раз и нету. Сыр, как таковой, можно брать в Швейцарии. В Италии тоже неплохо, но там надо знать где, какой, а то тоже нарвёшся...Да что мы всё про жратву! Рассказывай, как ты, что...
- Чего рассказывать. Живу. На работу хожу. Дочку воспитываю.
- Кем трудишься?
- Кем и хотел...
- Космонавтом?
- Нет, конечно. Редактором, в издательстве. Техническая литература, переводы, графоманам за деньги книжки печатаем...
- Романтика! Ты прямо не изменился совсем.
- А ты кем в столицах?
- Начнём с того, в каком направлении. Сергеева помнишь?
- Женьку?
- Когда то Женьку, а теперь Евгения Станиславовича. Он раньше всех смекнул, пошёл в военное, да так себя проявил, что без службы сразу в погоны, потом приподняли его - и вот теперь он не хрен с горы, а при Оборонсервисе! Кабинет, секретарша, водитель, денег... просто охренеть! Не знаю, что там насчёт золотого унитаза, но всё остальное есть. Дети у него, мальчонки, двое, оба в Англии.
- Да Бог с ним, с Женькой, у тебя то как?
- А у меня вот жёрдочкой пониже. Тоже поступил в военное, полгода духов гонял, а вот потом сглупил, это да. Пошёл в спец.части, потом в спец.службы, потом в охранное... Понятно, не с пистолетом сидеть, общаги охранять... Важных людей сопровождал... Стаса, Петрушевскую,.. но тебе про это знать не положено. Было, было дело... Под пулями стояли, хаты громили... Потом кабинет, водитель. секретарша, всё как у людей! - Эдик засмеялся.- Наливай.
- Ты закусывай.
- Да я часа два назад в ресторане встречался тут с важными людьми, икра, осетрина, стейки... Не то, конечно, но желудок набил. Дай огурец.

Выпили по третьей. Эдик всё не унимался, а у Сергея в голове зашумело и нахлынуло прямо.

- Слушай! - резко оборвал он поток мысли бывшего одноклассника. - Вот что ты за человек? Как в детстве прямо. Приходишь, хвастаешься, унижаешь. Ну, живёшь ты лучше, зачем этим в глаза тыкать? Ты там, я - здесь, и у меня всё нормально. Я про французское вино вот не знаю и знать не хочу. У меня вот эта водка стояла на всякий случай. Для праздника какого-нибудь. Стоит по моим доходам недёшево. А ты сидишь и издеваешься, морда у тебя перекошенная. Не можешь по-человечески?
- Ооо! Да ладно! Ну, чего ты? Успокойся! Я же не знал... Хорошая в принципе водка... пить можно. Что ты завёлся? Хорошо сидим, детство вспоминаем... Не обращай внимания, это у меня эти, московские заморочки. У нас там так, всё время надо письками мериться, по другому никак. А может вот чего, давай, я тебе по старой дружбе помогу? Перетяну тебя в столицы. Начнёшь в охране, там делать ничего не надо, сиди и сиди, потом поднимешься...
- Нет, спасибо. Я уж здесь как-нибудь.
- Понимаю. Вдали от суеты, квартира, любимая работа. Понимаю. У нас не посидишь, всё время крутиться надо, постоянно. Приёмы, вечеринки, работа... Дом строить... ужас! Знаешь, сейчас ведь никто из приличных людей в панельных многоэтажках не живёт.
- А где?
- За городом. Свой дом, заборчик. Бассейн, теннисный корт.
- Рублёвка что ли?
- Не обязательно. Рублёвка, Каширка, Рижское шоссе, много где. Главное, соседей нету! В смысле, можешь музыку крутить хоть до утра, и ничего! Об пол штанги кидай, никто не придёт жаловаться. Соседи, вернее, есть, но за соседним забором. И все приличные люди - военные, депутаты, менты, даже воры в законе!

Сергей со смешанным чувством смотрел на бывшего однокашника и где-то ему было даже жаль Эдика. Он понимал, что у того что-то в жизни не гладко, если вот даже такому серому быдлу приходится без остановки хвастаться своей навороченной жизнью. Может, завидует семейному счастью? Двадцать лет с одной женой - это уже семейное счастье, пусть и в шалаше.

- ...а помнишь как в кино сбежали? Пропустили алгебру, а там контрольная была. Вот ведь влетело тогда! - Эдик пустился в воспоминания. - У тебя мать вызывали. Что, вломил отец?
- Нет. Но поговорили серьёзно.
- Ну, поговорили это ерунда. Вот если карманных денег лишают, или отбирают игровую приставку - это да. Ещё по одной?

Сергей разлил.

- А ты чего такой кислый? Не рад что ли?
- Рад, да, конечно. Но... вот ты школу вспомнил, и у меня к тебе есть вопрос. Подзабылось вроде... но свербит. Иногда. Всё как то не получилось тебе в своё время задать, давай сейчас.
- Давай. Без проблем. - Эдик запустил ложку паштета в рот, поморщился и помотал головой. - Говори.
- А зачем ты меня бил?
- В смысле?
- В прямом. В девятом, десятом. На каждой перемене. Подходил и бил.
- Чего ты сочиняешь? Бил! Фигня какая-то...
- Нет, серьёзно. Пинал ногами. Просто так. Без повода. На каждой перемене буквально.
- Нууу... Бил прямо... Это же возрастное. Подростки. Все дерутся.
- Не все. Я, например, не дрался.
- А с Колькой?
- Это ты же нас и стравил. Причём условие поставил такое - кто откажется драться, того ты будешь бить до конца школы.
- Ха! Говорю же, подростковое!
- Вот мы с Колькой толком подраться не смогли. И ты бил нас по очереди.
- А чего вы подраться не смогли?
- Не знаю. Возможно, есть такие люди...Которым не приятно бить другого человека по лицу. Вот так неприятно, что невозможно ударить.
- Чего такого? Это же просто.

И Эдик хлопнул ладонью Сергея по щеке.

- Вот так, например. А теперь ты меня.
- Не буду.
- Чего? Воспитание не позволяет? Я тебя научу. Смотри.

И ударил, чуть сильнее, ещё раз.

- Эй, хватит!
- Да ты просто не умеешь. Я же тебе тогда ещё показывал, в школе. Что ты запомнить не мог? Просто же. Например, если тебе по лицу противно бить, то бей сюда.

Эдик ударил в грудину, сильно, резко, так, что у Сергея перехватило дыхание и слёзы выступили на глазах.

- Теперь понял? Что, говорить не можешь? Это просто я тебе дыхание перехватил. При ударе в солнечное сплетение всегда так бывает. Главное, резко и точно. Усёк? Резко и точно.

Ударил снова, и Сергей свалился со стула. Говорить он не мог и застучал кулаком по полу.

- Это просто дыхание сбивает, и противник пару секунд не может сопротивляться. Это не страшно, восстановится. Если хочешь реально вред причинить, то бей в печень. Или по почкам. - Эдик продолжал наносить удары. - Тут ещё такая хитрость. Если бить правильно, то внутренние повреждения будут, а снаружи всё в поряде. Главное ударить правильно. Вот так.

Сергей захрипел, закрывая бок руками. Внутри растекалась режущая боль.

- Я же тебе показывал, ты чего не запоминал? Это же просто. А, вот, тебе пригодится. Это для уличных разборок, если что. Хочешь, например, вырубить кого-нибудь, делаешь так. Бьёшь снизу в носопырку. Прямо ладонью. Гляди.

Эдик ударил в очередной раз и Сергей потерял сознание.
-... а потом ребром ладони в кадык. потом уже можешь мочить не глядя, он валяется... костяшки не разбей... об зубы... бить надо осторожно... аккуратно...

----

Марина ворвалась в квартиру сквозь выбитую полицией дверь. Соседи услышали шум, крики и вызвали наряд. Сергей, окровавленный, с разбитым в хлам лицом валялся посредине кухни, Эдик стоял перед ним на коленях и с какой-то странноватой улыбкой бормотал:
- Да вы чего... Мы просто так, шуткой... я ему просто приёмы показывал... ну а чего он? слабый такой... его же обидеть могут... на улице, просто так... а я умею... друга хотел научить... мы же одноклассники, друзья,.. вы чего?...


Рецензии