Эдвард Пейсон. Трудность познания нашего греха
Эдвард Пейсон
Кто может понять свои ошибки?
Пс.19.12 KJV
Из предыдущей части этого псалма представляется, что, когда Давид произнес это восклицание, он размышлял о чистоте и совершенстве Божественного закона. От этой темы он вполне естественно переходит к своим преступлениям этого закона. Чем больше он размышлял над ними, тем более многочисленными и серьезными они ему казались, и тем больше он был убежден, что он все еще очень далек от обнаружения их всех. Поэтому он был вынужден воскликнуть: "Кто может понять свои ошибки?". Очисти меня от тайных, то есть, от тех недостатков , о которых я не знаю, которые скрыты даже от меня самого. Чтобы понять наши ошибки и быть знакомыми с нашими грехами, мы должны знать, как часто мы преступаем Божественный закон. Спрашивая, кто может это сделать , псалмопевец, очевидно, намекает, что это чрезвычайно трудно, и что знание наших грехов является очень редким достижением. Что это так, знает каждый, кто знает что-нибудь из Божественного закона, и это с готовностью признает любой здравомыслящий человек. Он понимает, что он очень далек от познания своей греховности в полном объеме и чувствует необходимость умолять Бога помиловать его тайные недостатки. Друзья мои, чрезвычайно важно, что все мы должны сознавать это, что мы должны быть должным образом осведомлены, как трудно для любого человека понять свои ошибки. Я предлагаю поэтому порассуждать об этом отрывке следующим образом:
I. Познать нашу греховность чрезвычайно трудно.
II. Почему это так.
I. Приобрести знание нашей греховности чрезвычайно трудно. О том, что это так, можно сделать вывод из того, что очень немногие приобретают это знание, и что никто не может приобрести его вполне. Будет разумно предположить, что любую вещь, которую все люди стремятся получить и которую получают очень немногие, получить на самом деле очень трудно. Очевидно, что все люди так или иначе обеспокоены тем, чтобы знать о своих ошибках и своих грехах. Едва ли мы найдем человека, который бы не желал ничего об этом знать. Но столь же очевидно, что лишь очень немногие получают это знание в сколько-нибудь значительной степени, и что никто не получает его вполне. Эта слепота людей столь очевидна, что их ошибки были постоянной темой сатирических и нравственных писателей самых древних времен, чьи сочинения дошли до нас. Действительно, это один из первых признаков человеческого характера, который замечают уже молодые люди, когда они начинают смешиваться с миром и им становится удивительно, что их соседи и знакомые знают о них то, чего они не знают сами. Даже дети в очень раннем возрасте часто могут обнаружить ошибки своих родителей или учителей, о которых сами родители или учителя ничего не знают. Но не настаивая на сказанном, позвольте мне обратиться к вашим собственным наблюдениям. Разве вы не встречаетесь каждый день с людьми, что кажутся совершенно бесчувственными к своим недостаткам, которые любой сколько-нибудь проницательный человек может обнаружить в них даже при очень небольшом знакомстве? Разве вы не знаете многих людей, чьи недостатки известны от одного конца города до другого, но которые ничего не знают о них сами? Вы когда-нибудь видели жадного человека, который бы сам считал себя жадным, или тщеславного - который считал бы себя тщеславным, или гордого, который признавал бы, что он горд? Разве вы не часто слышим, как люди осуждают других за ошибки, в которых они сами виноваты, и, возможно, в гораздо большей степени? Или применяют проповеди к своим соседям, которые нуждаются в наставлении гораздо меньше их самих? Одним словом, знаете ли вы людей, о которых у вас есть основания полагать, что они действительно знакомы со своими неудачами, или даже те, кто хотя бы знает о себе все то, что хорошо известно другим? Если, таким образом, людям всегда и везде свойственно закрывать глаза на их собственные ошибки, даже те из них, которые могут обнаружить их ближние, то тем более они слепы к тем тайным грехам сердца, которые люди не могут обнаружить, которые могут быть скрыты и от освященного сердца, ищущего Бога. Гораздо труднее получить познание последнего, нежели первого. Из наблюдений и из Писания мы узнаем, что люди по своей природе полностью невежественны во многих своих грехах и ошибках, которые имеют принципиальное значение в глазах Бога. Например, Писание сообщает нам, что "лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено", что оно полно зла, что в нем не живет доброе, что все его мысли и фантазии грешны, что это вражда против Бога, которая не покоряется закону, и что все это и есть жесткое, каменное сердце. Оно говорит нам, что все люди совратились с пути, что они мертвы по преступлениям и грехам ; что нет ни одного праведного, ни делающего добро, нет ни одного, что все нарушили Божественный закон, и находятся под его проклятием, одним словом, что все заслуживают вечную погибель, которой невозможно избежать никому, кроме как через искупление и посредничество Христа. Сейчас это слишком очевидно, чтобы требовать тому оказательств, что люди от природы ничего не знают из этого, что они совершенно слепы к греховному состоянию их сердец , и настолько слепы, что невозможно для человечека убедить их в этом, или в справедливости их осуждения.
Друзья мои, так происходит всегда. Так было в дни Соломона, ибо мы читаем: "Есть род, который чист в глазах своих, и все же не омыт от нечистот своих". Так было с евреями в дни пророков. Когда Бог упрекнул их, что они бесславят Его имя, они дерзко ответили: чем мы бесславим имя Твое? Когда Он угрожал им наказанием, которого заслуживают их грехи, они кричали: "для чего Господь произнес все это великое зло против нас? В чем наш грех, которым согрешили мы пред Господом? Так было с этим народом ко времени прихода нашего Спасителя. Когда они распинали Господа славы и преследовали Его учеников, они представили себе, что они возлюбили Бога, и льстили себе, что они были любимы Им, и в тот самый момент, когда мера их беззакония была уже полна, и они были готовы для разорения, они доверились своей предполагаемой невиновности и чувствовали себя в безопасности. То же незнание своих недостатков, та же слепота к собственной греховности было явлено с тех пор всем человечеством. Сотни писателей утверждают, в противоположность Писанию, что человеческое сердце от природы хорошо, что человечество естественным образом добродетельно, и тысячи и миллионы людей верят этому лживому утверждению. Это причина, почему столь многие отвергают Спасителя. Они не будут приходить к Нему , потому что они не чувствуют, что они нуждаются в Нем , и они не чувствуют, что они чем-то обязаны Ему, потому что они слепы к своей собственной греховности. И это, мои слушатели, является причиной, почему столь многие из вас пренебрегают Им. Вы не понимаете ваших ошибок. Было время, когда никто из вас не понимал их, и, хотя некоторые из вас были убеждены в ваших ошибках, в этом отношении большая часть по-прежнему проходит мимо вашего ума, и даже те из вас, кто лучше всех знаком со своими беззакониями, с готовностью признают, что они очень далеки от знания их всех. Таким образом, со времен падения все люди находятся в неведении о своих недостатках и беззакониях, и приобрести знание о них чрезвычайно трудно для человека.
Что это так, очевидно из того, что влияние Божественного Духа представлено в Писании как необходимое для приобретения этого знания. Упоминая об этом Божественном деле, наш Спаситель говорит: "Когда Он придет, Он обличит мир о грехе". Я полагаю ясным, что Бог не пошлет Своего Духа, чтобы выполнять ненужную работу. Но людей не требовалось бы обличать во грехе, если бы они не были в неведении о своих грехах. Они могут знать о них и им можно сообщить это знание лишь через убеждающее влияние Божественного Духа, иначе это влияние было бы совершенно излишним. Но если это знание не появится само по себе, то Дух совершенно необходим. Из этого следует, что человечество так слепо к своей собственной греховности, так не знает самого себя, что только Дух может удалить эту слепоту, и дать людям знание о самих себе и о грехе.
II. Показав, таким образом, что для людей чрезвычайно трудно знать свои грехи и ошибки, я продолжу и покажу, почему это так.
1. Это так, потому что люди не знают Божественного закона. Апостол отмечает, что где нет закона, нет и преступления. Конечно, если люди не знают закона, они должны быть в неведении о своих преступлениях. Опять же, апостол отмечает, что законом познается грех. Конечно же, те, кто знают о законе мало или ничего не знают, не должны знать ничего или почти ничего о грехе. Еще раз: Иоанн отмечает, что грех есть нарушение закона. Конечно, если люди не будут хорошо знакомы с законом, они не могут обнаружить свои собственные отклонения от его требований. Но от природы человечество не знает Божественного закона. Говоря словами апостола, люди живут без закона. У них нет надлежащего чувства строгости и духовности его предписаний. Поэтому они считают невинными и даже похвальными многие вещи, которые Божественный закон отвергает как греховные. Христос сообщает нам, что то, что высоко у людей, есть мерзость пред Богом. что тот, кто поймет свои ошибки, должен будет понимать Божественный закон, который только и может сказать ему, в чем эти ошибки. Он должен иметь этот закон в своем сознании, в своей памяти, в своей совести, и он должен ознакомиться со всеми практическими и укоризненными частями Слова Божия, и иметь склонность к ежедневно измерять свое поведение этим правилом. Но люди от природы не знакомы ни с этим правилом, ни с этим настроем, чтобы иметь возможность применить его. Напротив, они измеряют себя самими собою и сравнивают себя друг с другом. Конечно, они должны быть очень далеки от действительного понимания их ошибок. Но возможно, нам скажут, что если люди , таким образом, пребывают в неведении о законе , как они могут быть справедливо осуждены за преступление его ? Я отвечаю: потому что их невежество является добровольным невежеством. У них есть закон Божий в их руках, и они могут ознакомиться с ним, если захотят, но также то, что справедливо в человеческих делах, справедливо и в Божественных: незнание закона не является оправданием.
2. Еще одну причину, которая делает трудным для нас приобрести знание наших грехов, можно найти в природе человеческого разума. Наш ум не может правильно рассматривать сам себя так же, как других, как мы не можем видеть самих себя без зеркала. Поэтому людям, как правило, трудно исследовать себя , чтобы обнаружить свои собственные истинные мотивы, и тайные пружины действий, и познакомиться с различными состояниями своих умов. Это правда, что у них есть закон и Слово Божие, истинное зеркало, посмотрев в которое они могли бы видеть и знать их, но в это зеркало люди, к несчастью, смотреть не любят. Они не любят его по той же причине, по какой евреи возненавидели Христа , а именно, потому что это Слово свидетельствует о том, что дела их злы , и грозит им Божиим гневом. Сейчас то время, когда люди потворствуют этой неприязни и оставляют Библию в пренебрежении, и если так, то они никогда не захотят познакомиться с собственным сердцем, как не смогут видеть своих лиц без зеркал, ибо Господь заявляет, что Он один знает сердце, что никто, кроме Него, не может знать его, и что знание о нем, которым Он обладает, сообщается людям только через посредство Его Слова.
3. Еще одной причиной, которая делает чрезвычайно трудным для людей обнаружить их собственные недостатки, является преобладание любви к себе. Я полагаю , мои друзья , вы не будете отрицать, что каждый человек, естественным образом, любит себя больше, чем любой другой объект во вселенной. Конечно, он крайне предвзят в оценке самого себя и очень не захочет обнаружить недостатки в предмете своей любви. Вы видите, что люди реже видят недостатки в своих детях, близких и друзьях, чем в ком-то другом. Вы знаете, что мы все можем видеть недостатки у врага гораздо легче, чем у друга. Конечно, если люди любят самих себя больше, чем своих друзей и детей, они должны быть еще более слепы к своим собственным недостаткам, им еще труднее различить и признать их. Если человек будет сам себе советником, свидетелем и судьей, то в случае, когда под угрозой его имущество или его жизнь, разве он не вынесет решений в свою пользу? Но когда человек ставит перед собой задачу изучить свой характер , и приложить к себе право собственности на небесное наследие, то, конечно же, он по возможности вынесет благоприятный приговор. Он будет испытывать себя какими-то легкими правилами, он найдет себе лучшие извинения за что угодно, он будет держать некоторые вещи совершенно вне поля зрения, он назовет свои ошибки самыми мягкими именами, которыми они могут быть названы, и если будет какая-то вещь, которую он не может ни отрицать, ни игнорировать, он будет приписывать ее силе искушения, или бренности человеческой природы, и уверять, что он не хуже многих других, и так делают на самом деле весьма честные люди.
4. То, что Писание называет обольщением греха, является еще одной причиной, которая делает чрезвычайно трудным для нас понять наши ошибки. Мне не нужно говорить вам, что вы можете многое скрыть от самих себя или что грех может носить имя и внешний вид добра. Также нужно иметь в виду, что все действия получают свой характер от мотивов, которые побуждают нас выполнять их, так что одно и то же действие, будучи хорошим, имея правильные мотивы, станет греховным, когда оно исходит из мотивов, которые не таковы. Поэтому отнюдь не легко для людей во всех случаях знать истинные мотивы, которыми они руководствуются. Вследствие ложных имен, которые грех принимает на себя , и в которых состоит его обольщение, мы можем легко вообразить, что мы руководствуемся правильными мотивами, когда на самом деле не так, и таким образом числим грехи среди наших добродетелей. Например, человек может думать, что он руководствуется истинной ревностью по Богу, когда в действительности это не что иное, как эгоистичное рвение к его собственной партии, или греховный гнев против тех, кто выступает против него. Мы можем представлять себе , что мы любим христиан, когда на самом деле мы ничего не чувствуем, кроме эгоистической привязанности к тем, кто из нашей собственной деноминации. Мы можем льстить себе, что мы действительно благотворим , когда мы даем милостыню бедным, и все же мы можем в действительности руководствоваться лишь желанием аплодисментов, или желанием сделать то, что доставляет удовольствие нашей гордости, и заставляет нас думать более высоко о самих себе. Мы можем думать, что мы чувствуем истинно сыновний страх Божий , когда у нас нет ничего, кроме рабского страха наказания, из-за которого бесы трепещут перед Ним. Мы можем воображать, что мы служим Богу и стремимся прославить Его, когда на самом деле мы служим только себе и стремимся, чтобы нас уважали. Мы можем представлять себе, что мы читаем Библию и посещаем богослужения с искренними чувствами, когда на самом деле мы выполняем эти обязанности только от обычая, или по формальности, или с намерением успокоить нашу совесть. Мы можем думать, что мы разумны, трудолюбивы и бережливы, когда мы на самом деле руководствуемся лишь любовью любви к деньгам, которая является корнем всех зол, или любовью к миру, которая делает нас врагами Бога. Во всех этих случаях упомянутая любовь к себе и пристрастия, которые вытекают из нее, подсказывают нам судить в свою пользу и решать, что наши мотивы хороши. Таким образом, Писание говорит нам, что люди ожесточаются, обольстившись грехом, и следовательно, если грех сообщает свой лживый характер сердцу, то наше сердце лукаво более всего и крайне испорчено. Друзья мои, трудно даже представить, насколько лжив человек, и трудно понять сердце, которое лукаво более всего!
5. Еще одной причиной, которая делает чрезвычайно трудным для людей получить знание своего греха, являются последствия, которые производит грех в их уме и совести. Несомненно, эти способности являются глазами души, без которых она не может различить ничего. Истина такова, что насколько грех преобладает в сердце и жизни, настолько он омрачает око ума по отношению ко всем духовным вещам, и дело всегда обстоит так, что чем более греховен человек на самом деле, тем менее греховным он себя считает. Чем больше ошибок он делает, тем меньше их он может обнаружить в себе. Это может показаться для некоторых из вас парадоксальным утверждением, но тем не менее это верно, в чем вас убедит даже минута внимания к Священному Писанию. Если вы читаете об оценках различных людей в нем, вы увидите, что худшие люди наиболее невежественны в своих ошибках и наименее желают признаться и покаяться в своих грехах, в то время как лучшие из людей придерживаются худшего мнения о себе и наиболее готовы признать, что они грешники. Друзья мои, разве это не так и сейчас? Разве по крайней мере некоторые из худших людей, вам известных, не имеют очень высокого мнения о себе? И разве те, кого, насколько можно судить, мы ни в чем не можем обвинить, не считают себя самыми грешными? Эта необъяснимая разница - целиком последствие греха. Когда грех преобладает в сердце, он загрязняет совесть и затемняет понимание, так что он перестает восприниматься, и несчастный ослепленный грешник чувствует себя самым невинным и безопасным, в тот самый момент, когда он больше всего в опасности. По выражению нашего Спасителя, свет, который в нем, становится тьмой, и тогда какова же тьма? Если это так, то люди, как говорит пророк, зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, а свет тьмою. Они не более могут обнаружить свои собственные грехи , чем слепой может различить пятна крови на его одежде, или чем пыль может быть заметна в темной комнате. Мы можем добавить, в связи с этими замечаниями . что эффект привычки чрезвычайно велик, когда он делает людей нечувствительными к их грехам. Многие вещи, которые шокируют нас, когда впервые представлены нашему взгляду, перестают влиять на нас вообще, после того как мы ближе ознакомимся с ними. Если люди ближе ознакомятся с их собственными мыслями, чувствами и поведением, и станут воспринимать их как часть себя, то каким бы все это ни показалось им на первый взгляд, вскоре это перестанет шокировать и оскорблять их, и в конце концов они вовсе перестанут многое замечать. Молодой солдат мучается при виде кровопролития и резни, но после нескольких сражений он погружает свой штык в чье-то тело без эмоций, как ремесленник долбит дерево. Войдите в почерневшее от дыма и покрытое грязью жилище дикаря, полное гниющих остатков его отвратительных трапез, и попробуйте объяснить ему, как все это гадко, и убедить его любить опрятность и порядок! Вряд ли вы добьетесь успеха. Он не видит вокруг себя ничего грязного, ничего отвратительного в своей жалкой обители. Почему? Потому что он привык к этому, и его притупившиеся чувства ничем не оскорбляются. Друзья мои, то же самое происходит с грешником. Грех есть осквернение, загрязнение души. В глазах Бога и всех святых существ, оно в тысячу раз более отвратительно, чем для нас любая материальная скверна. Но грешник всегда жил среди этого морального загрязнения, и он привык к нему. Его духовные чувства притупились и заглушены, он ничего не чувствует, и, конечно, он не воспринимает свое уродство. Он не видит ничего отвратительного, ничего плохого в своем сердце , когда в глазах Бога оно как открытый гроб, полный гнили. Поэтому он не видит источника, открытого для омытия от нечистоты, Крови, которая очищает от всех грехов, он так же равнодушен к этому, как дикарь к преимуществам гигиены. Мы должны знать, что именно поэтому так трудно убедить людей в их греховности и заставить их понять свои ошибки.
Мои нераскаявшиеся слушатели, эта тема должна быть самой значимой для вас. Она затрагивает самую суть вашего спора с истиной, того, что выступает против всего вашего спасения. Точка спора здесь - это великий вопрос, будут ли ваши грехи столь многочисленны и тяжки, какими их представляет Священное Писание. Я полагаю, что если вы были уверены, что это представление верно, если вы были полностью убеждены, что ваши сердца лукавы более всего и крайне испорчены, что они против Бога и всякой благости, и не желают примириться с Ним, для вас не было бы никакой трудности на пути принятия всех доктрин Евангелия. Затем вы должны чувствовать, что если Бог осуждает вас, то это совершенно справедливо, что ваше положение очень опасное, критическое, и тогда вы почувствуете свою нужду в Спасителе и возрождении и необходимость духовного и Божественного влияния, без которого ничто не сможет произвести это изменение. Великий, единственный вопрос заключается в том, полностью вы греховны или нет. Исходя из Писания, будет вполне разумным утверждать, что да, полностью. Вы можете считать, что это не так. Но, друзья, позвольте мне сделать замечание, которое должно взволновать вас и по крайней мере заронить в ваши умы мысль, , что вы можете быть обмануты в этом отношении. Вы слышали, что это чрезвычайно трудно для человека - понять свои ошибки, что мы понимаем сами себя очень мало и склонны судить о себе максимально благоприятно. Вы слышали, и вы видите, что другие люди делают это , вы видите вокруг себя много людей, полностью слепых к своим ошибкам, вы видите, что никто из них не понимает своих недостатков, что у нас находится много причин скрывать грехи от самих себя, и вы должны понимать, что вы сами подвержены влиянию всего этого. Разве не может быть так, вы были обмануты; что вы, возможно, сформировали слишком благоприятное мнение о самих себе? Скажет ли кто из вас, что он мудрее всех людей, что хотя бы они были слепы к своим недостаткам, он легко может обнаружить свои? Друзья, если вы не смеете говорить об этом, вы должны допустить, что это по крайней мере возможно - что ваши сердца могут быть настолько греховны и развращены, насколько Писание их видит. Вы должны понять, что вы можете быть ненавистны и отвратительны в глазах святого Бога, и подвержены Его вечному гневу. Все ваше хорошее мнение о себе может быть ни чем иным, как тайной гордостью и упорством в заблуждениях, и в последний день, когда открытие придет слишком поздно , вы можете обнаружить , что вы обманули и погубили себя. Друзья мои, я умоляю вас воспринять это серьезно, ибо ошибка здесь может быть смертельной. Описывая чувства кающихся грешников, Бог говорит: "И тогда снова будете ненавидеть себя в глазах своих за свои беззакония". Но ни один человек не может ненавидеть себя, или покаяться в своих грехах, таким образом, пока не увидит, что его характер и поведение являются отвратительными , а кто не может покаяться, того нельзя помиловать , ибо Христос сказал: если вы не покаетесь, погибнете. Позвольте же мне призвать вас к строгому, беспристрастному испытанию самих себя по закону Божию, чтобы вы помнили, что пред судом Его нет никакой опасности сформировать слишком низкую оценку самих себя, вся опасность как раз обратная: что вы можете быть ослеплены любовью к себе, которая подпишет вам приговор. И когда вы сделали все возможное, помните, что если ваше сердце осуждает вас , Бог больше сердца , и знает все .
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn
Свидетельство о публикации №214031900096