Одна неделя школьного учителя. День шестой

                День пятый здесь
                http://www.proza.ru/2014/03/17/675
               
                День шестой

               
       В субботнее утро она просыпалась рано, готовила что-нибудь вкусненькое на завтрак, тихо, но быстро протирала полы на кухне и в коридоре, ходила на маленький рынок - туда сельчане привозили домашнюю сметану, творог, а летом - фрукты и овощи. На работу выезжала за тридцать минут до урока, потому что транспорт ходил часто, пробок на дорогах не было: в законный выходной день все отдыхали.
  У дверей школы стояли учительница начальных классов, Мария Ильинична,  и вахтёр.
- Нет, я вас, учителей, не понимаю: в кабинетах почти никого не осталось, а вы - на работу! Чего вам не отдыхается?- спросил мужчина, обращаясь к Вере Борисовне.
- У меня уроки в субботу с трёх часов, вы так и не запомнили! - улыбнулась она в ответ.
- Какие уроки? Авария на Водоканале: с утра воды нет во всем микрорайоне!
-Да что вы? У нас дома вода есть, я не в курсе.
- Я тоже приехала ко второй смене, - вступила в разговор Мария Ильинична, - сказали провести по два урока в каждой смене и отпустить, чтобы не засорить канализацию.
- А какие распоряжения дальше? 
- Вера Борисовна, работаем в кабинетах  и с журналами положенное время, - подхватила её вопрос подошедшая завуч.
- До шести? - уточнила Вера Борисовна.
- Можно  уйти  на час раньше, у вас же есть «окно», - великодушно согласилась завуч.
- Худа без добра не бывает! - процитировала Мария Ильинична.
     Прозвенел звонок окончания первого урока .
Вера Борисовна поднялась к себе на этаж. Возле окна напротив кабинета стояла Рита Афанасьева из девятого "Б".
- А где класс? - спросила Вера Борисовна.
- У нас на первом уроке был незапланированный субботник, классный руководитель потом всех отпустила, потому что нет воды.
- А ты что же?
- Я не участвую в субботниках.
- Почему?
- Мои родители против: дети в школе  должны учиться, а не работать.
- Но кто-то должен убирать бумажки и ветки с территории двора?
- Для этого есть технический персонал, дворник.
- Логично, но чем же занималась ты, пока все убирали школьный двор?
- Я была с девятым "А" на  истории.
- А почему не ушла сейчас, когда отпустили весь класс?
- Я после одиннадцатого пойду в медицинский и уже сейчас серьёзно готовлюсь: у меня есть репетитор по химии и физике. Биологию пропускать не хочу , потому что урок наедине с учителем даст гораздо больше, чем в присутствии целого класса. Это всё равно,  что с репетитором.
- Безусловно, - кивнула головой Вера Борисовна, открывая кабинет,  - что ж, тогда присаживайся, приступим.
    Прозвенел звонок, Рита достала тетрадь и приготовилась слушать.
Она не знала, что в творческой работе учителя провести урок можно по-разному. Незыблемых правил для каждого  преподавателя о том, как раскрыть тему, сколько времени потратить на проверку - нет.  Вера Борисовна могла бы сказать, что сегодня урок посвящён контролю знаний, что запланирован опрос, что она не собирается одному человеку объяснять новую тему,  но девочке повезло. Она, действительно, получила тот объём материала, на  который рассчитывала, после урока быстро попрощалась и ушла.
       Казалось, Вера Борисовна могла бы порадоваться ответственному отношению Риты к учёбе и её вниманию к биологии, тема была раскрыта ею оптимально, но почему-то остался неприятный осадок. Более того, было несколько жаль  потраченных сил. И не по той причине, что уроки такого плана стоят в несколько раз дороже, а ученица, понимая это, не сказала  даже элементарного "спасибо", но потому, что было ясно:  эта девочка  не последует её примеру. Она не  станет тратить своё время на   что-то важное, может даже необходимое  для других.     Такие люди всему найдут логическое объяснение. Они не поднимутся  уступить место в автобусе пожилому человеку: мол, пусть он рассчитывает свои силы, и если решил поехать общественным транспортом, знал, что делал.  Они пройдут мимо просящей милостыни старухи, потому что не верят в невозможность заработать деньги иным путём. Перед окончанием рабочего дня они закроют дверь, даже если в ожидании приёма останется один человек, пусть даже  это женщина с ребёнком. Они  не порвут рубашку, чтобы забинтовать чью-то рану, потому что это своя собственная рубашка, и она всегда ближе к их телу.
       До пяти часов Вера Борисовна уныло и сосредоточенно перебирала бумаги, проверяла тесты, заполняла  журналы. Настроения не было. Как-то некстати припомнилась старая притча, услышанная ещё в детстве от бабушки:
  "Священник пришёл читать проповедь, а народ не собрался, один только конюх. Проповедник спросил, что конюх думает по этому поводу: читать или не читать? Конюх подумал и ответил, что он не знает, но, если бы он вошёл в конюшню, а там стоит только одна лошадь, он бы её покормил всё равно. Проповедник обрадовался, и стал говорить, но увлёкся, и вместо одного часа проповедь длилась в два раза дольше. Конюх сидел грустный, и проповедник спросил, чем он опечален. Конюх почесал затылок и ответил, что лошадь бы он накормил, но весь овёс, принесённый для табуна, он бы сыпать не стал".
        Вера Борисовна качнула головой и грустно подумала, что пролетела ещё одна неспокойная учительская неделя из тридцати четырёх составляющих  учебный год с сентября по май.
        Когда совсем собралась уходить, тихонько приоткрылась дверь и заглянули мальчики из седьмого класса, Витя  Воронов и Гоша Стасов.
- Вера Борисовна, здравствуйте! Как хорошо, что мы вас застали! Можно войти? - радостно сказал Гоша.
    Она кивнула в ответ.
– Сегодня нам объявили, что к семидесятилетию нашего края можно поучаствовать в конкурсе, - подходя, продолжил мальчик.- Направления разные: искусство, литература, а мы вот хотим - по естествознанию. О животных, которых нужно сохранить как вымирающий вид. У нас ведь и экология нарушена, и сократились территории земель, где обитают уникальные животные и птицы. Мы   подумали, раз сегодня уроков нет, сразу займёмся подготовкой.
- Вера Борисовна, вы могли бы проконсультировать нас? Подскажите, пожалуйста, как лучше эту работу представить - презентацией, докладом, рефератом? У нас уже и наработки есть, посмОтрите? - добавил Витя.
- Конечно, посмотрю, мальчики! Присаживайтесь, - Вера Борисовна с интересом взяла диск и включила компьютер.
       "Одно дело - проповедник, и совсем другое - учитель", подумала она, улыбнулась и неожиданно почувствовала, что  субботнее настроение возвращается, а где-то за спиной неуловимым ветерком встрепенулись невидимые глазу крылья.
                Наталья Коноваленко
                начало, день первый-
                http://www.proza.ru/2014/03/02/252


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.