Была ли жизнь дорогой к Храму? Глава пятая
Глава пятая
Мы светлый путь куем народу.
«…Мы светлый путь куем народу,
Мы новый, лучший мир куем...
В горне желанную свободу
Горячим закалим огнем…»
«Мы — кузнецы» Слова Ф. Шкулева
Второй этаж храма через некоторое время тоже перестал пустовать. Там устроили контору, уже укрупненного, колхоза «Советская Россия».
Вот тогда-то и спрятали под известковыми белилами и разными переборками великолепные росписи храма.
В 1962 году, после окончания средней школы и профессионально-технического училища, с двухгодичным заводским трудовым стажем за плечами, я возвратился в родные края.
В ожидании призыва в Советскую Армию стал работать в колхозе по специальности «куда пошлют». Эта «разнообразная» деятельность продолжалась не долго.
Меня как-то встретил председатель колхоза Кошкин Александр Иванович.
Он, будучи по характеру крутым мужиком и «боксером», легко мог,приняв на грудь пару стаканов водки, указать кулаком своему «оппоненту» на его нерадение к колхозному труду. На другой день «жертва», с фиолетовым свечением под глазом, даже не помышляла о жалобах на колхозный строй. Нокаутированный колхозник, с самого с ранья, не опохмеляясь и не дожидаясь наряда бригадира, из всех сил радел на колхозной ниве в рядах таких же «ударников», то есть, ранее уже ударенных, "на председательской планерке", за углом. «Король колхозного ринга» из себя героя не корчил, но и ответных «оваций с мест» не боялся.
Мирная жизнь в колхозе продолжала свой бег с барьерами по течению трудовых будней, без выходных и проходных, и угрюмо надвигалась на « победу коммунизма».
При всём при том, Кошкин А.И. был одним из лучших председателей нашего колхоза, независимо от изменения названий этого коллективного хозяйства в прошлом и настоящем. А наш колхоз был и «Пограничником», потому, что граничил с сиземским колхозом «Путь Ленина», не нашего, а Чёбсарского района. Назывался он и «Прогресс» без претензий на прогресс.
А Александру Ивановичу, после того как наш колхоз не оправдал надежд страны стать двигателем прогресса, достался уже под именем «Советская Россия», который во время горбачёвской перестройки развалили одновременно с СССР.
Кошкин поднял с колен унылое хозяйство и значительно повысил уровень льноводства, удои и, главное, благосостояние колхозников.
При нём у людей в домах начали появляться трельяжи, серванты, телевизоры, заиграли радиолы,зажглись "голубые экраны".
Добрая память об Александре Ивановиче живет и ныне в памяти людской. Жаль, что памятника Кошкину или мемориальной доски в Чаромском, кажется,до сих пор не поставлено.
Так вот, Кошкин при встрече спросил у меня: - Ты в училище на токаря выучился?
- Не только выучился, но и на заводе токарем работал.– Ответил я ему.
- Тогда так. Завтра приходи в мастерскую, напиши мне заявление о приеме на работу токарем 3 разряда. Оклад будет 50 рублей в месяц. Согласен?
- Александр Иванович. А какой в мастерской токарный станок?
Председатель, передернул плечами и с ухмылкой сказал: - Да, хрен его знает. Знаю точно, старше меня, но его ещё установить надо.
- Ну, ладно,согласен. Тогда я пошёл работать. Моя покладистость явно понравилась Кошкину.
Вот так я, по соглашению с председателем колхоза, невольно оказался ещё одним соучастником дальнейшего организованного процесса поругания святой старины.
Мастерская по ремонту тракторов, автомашин, плугов и разного колхозного железа, которое должно было пахать и сеять, оказалась не там, где была раньше, между дер. Алексеево и селом Чаромское, а в церкви,где был клуб.
На следующий день, я с заведующим мастерской Цветковым Павлом Петровичем,( кавалерист-рубака, участник Великой Отечественной войны) пришел к своему месту работы. Станок, на котором мне предстояло вытачивать болты и гайки, с точностью «до сотой миллиметра», оказался не в возрасте председателя, а ещё старше его лет на 50. Вращение шпинделя на этом утильсырье достигалось не только через шкивы ременной передачи, а непременно с "молитвой на общепонятном всем языке колхозников про станок и его душу".
Это был явно не токарный станок, а что-то среднее между динозавром и молотилкой Х1Х века. Современный станок «К-62», на котором я работал на заводе «Таджиктекстильмаш», показался бы космическим кораблем по сравнению с этой кучей ржавого железа.
Цветков, увидев мой тоскливый взгляд без искры оптимизма, бодро успокоил меня.
- Ну, что? Помнишь, когда я тебя мальцом хотел на колесном тракторе прокатить? Ты от меня так драпанул к лесу, что я еле поймал тебя.
- Помню, дядя Паша.
- А помнишь, как ты меня «земляным чёртом» обзывал?
- Нет, не помню, дядя Паша.
- Ну и ладно раз не помнишь. Теперь сам подмастерьем у этого «черта» будешь. А станок мы тебе завтра замуруем в твердь. Сто лет стоять будет.
Павел Петрович оказался прав в том, что замурованным станок простоял как памятник много долгих лет. Я смог заставить это "чудо техники" крутиться не более пяти раз за всё время работы в мастерской. А пока, Цветков мне доверил быть подручным кузнеца, то есть, его помощником, а попутно, по сто раз на дню, поручал выполнять разные слесарные и «таскальные» работы. Вот так я оказался в алтаре,в самом сердце поруганного храма. Именно в алтаре была "святая-святых" Павла Петровича, его детище-кузница. По середине алтаря стояла наковальня с молотом и приспособлениями для ковки.
По бокам у стен стеллажи с разным подсобным железом: гайками, болтами, зубьями от борон и другая разнообразная слесарная «приблуда». В углу стоял горн с мехами. Постоянно поддерживать огонь в этом "чистилище" являлось моей"бесовской" обязанностью.
В алтаре было сумрачно, пахло перегоревшим каменным углем и окалиной. Всё это мне напоминало пыточные подземелья инквизиции, об ужасном виде которых я читал в книгах о средневековье.
Основная часть мастерской, собственно всё помещение бывшего клуба и Храма, предназначение которого вселять веру и сеять доброе вечное, было занято поломанными тракторами, боронами и другим колхозным инвентарем, требующим ремонта и готовности к весенним полевым работам.
Кругом дым стоял коромыслом. Искры от электросварки разлетались вокруг веером. От ярких вспышек становилось темно в глазах и на душе. Всё это представляло зрелище не для слабонервных.
Вот где я понял всю сердцевину смысла песни В. Высоцкого
« Всё не так, ребята».
«…В кабаках - зеленый штоф,
Белые салфетки
Рай для нищих и шутов,…
…В церкви смрад и полумрак,…
…Нет! И в церкви все не так,
Все не так, как надо…
…И ни церковь, ни кабак -
Ничего не свято!
Нет, ребята, все не так,
Все не так, ребята!»
В 1963 году, в связи с призывом в Вооруженные Силы СССР, меня благословили на службу, подарили альбом для армейских фотографий с напутствиями и я, распрощавшись с мастерской и Ильинским храмом, ушел служить Отечеству, чему и посвятил свою походную жизнь.
http://www.proza.ru/2014/03/20/1876
Свидетельство о публикации №214032001178
Понравилось описание поруганного храма, похожего на преисподнюю.
Умело описываете характеры людей, они достоверны.
С пожеланиями Творческих удач!
Татьяна Пороскова 10.07.2019 11:08 Заявить о нарушении
Александр Жгутов 10.07.2019 13:53 Заявить о нарушении
Будет время, почитаю.
Мне интересно сравнивать, как жили в Тавеньге и как у Вас.
Картина общая по всей стране.
Разрушали одно, строили другое.
Но главным был не человек, а призрачная идея, которую насаждали, а потом низвергали и растаптывали, строили другую идею, пудрили ей мозги новым поколениям.
И опять не в пользу простого человека от земли и станка.
Татьяна Пороскова 10.07.2019 14:05 Заявить о нарушении