Мадонна. Отрывок из книги об отце

https://ovolodine.ru/
...........................
Завершая свое повествование о творчестве Серафима Александровича, перейду к главному его детищу - монументальным полотнам. Как было уже упомянуто, не все планы отца воплощены в жизнь, но так сложилась судьба, приходилось преодолевать много трудностей, единственное, что он так и не смог преодолеть - это преодолеть себя, перешагнуть через свое человеческое достоинство, как и герои его произведений, он предпочел физические мучения унижению и сделке с совестью.
Самой первой и главной его картиной стала «Мадонна», над этим произведением отец работал без малого 40 лет, начиная с зародившейся идеи и до полного ее воплощения.
Мадонна менялась и совершенствовалась. Эскизы, наброски, рисунки, портреты, обнаженные модели, была проделана колоссальная работа, прежде чем образ был найден. И даже уже найденный образ все равно был изменен до неузнаваемости. Но все эти труды оказались не напрасными. Задержите свой взгляд на прекрасном лице этой женщины, огромные грустные глаза направлены куда-то вглубь своей души. Она уже готова принять свою судьбу, но ее руки крепко сжимают тельце ребенка, пальцы просто впились в него, она хочет защитить его от последних ударов, которые наносят ей бесы в образе человека. Землистый цвет кожи со струйкой крови, изорванная одежда свидетельствуют о перенесенных ею физических страданиях, но, несмотря на это, ее образ более чем прекрасен, а ниспадающие лучи придают ему божественность. Картина очень символична - Мадонна – это не только женщина, ведомая на расстрел – это образ России. А позади зло, которое хочет ее уничтожить, оно довольно, так как сейчас сила на его стороне, потому и эти зверские улыбки - словно у стаи шакалов, ждущих приятного пиршества на обломках России.
Картина выполнена почти с педантичной реалистичностью, немецкая форма, оружие, было изучено досконально, делались выписки и зарисовки, изучалась специальная литература.
   
Однако придирчивый зритель может поспорить с художником. Ведь подвергшаяся физическому насилию женщина не может иметь столь идеально красивое тело, надо было изобразить его изможденным, добавив кровоподтеки, синяки и прилипшую грязь, чтобы передать ощущение момента и вызвать у зрителя сочувствие. Но не в этом состояла цель художника. В картине женщина-это аллегория России - олицетворение красоты и добра, вот почему нет ужаса в ее глазах, как на ранних эскизах, ее лицо, несмотря на бледность, и тело прекрасны.

Если сравнить два персонажа: на угольном рисунке и в окончательном варианте, то мы, пожалуй, не найдем ничего общего в образах этих женщин, кроме их поз. С рисунка на нас смотрит совершенно живая земная женщина- женщина – мать, жена. Все в ней – фигура, лицо и взгляд -выдают обычное плотское создание, прекрасное по – своему, но земное. Даже чувства этот рисунок вызывает совершенно другие – острую боль за страшную судьбу этой женщины и ее детей. На полотне же мы видим совсем другое существо – возвышенное, прекрасное, почти божественное. Здесь убивают не просто женщину, а дух, красоту, идеал. И, несмотря, на то, что приговор сейчас будет приведен в исполнение, кажется, что есть надежда- надежда на воскресение. Все же остальные детали этого полотна очень реалистичны и подчеркивают трагичность момента. Достаточно скудный пейзаж. Выжженная сухая земля, пыльная дорога, дым от пожаров, доски сарая и пламя внутри него, на переднем плане разбитые ящики, видно от снарядов. Из живого – только пыльный лопух да еще какой-то сорняк у разбитого забора, да золотой крест на колокольне, выплывающий из дыма. Что касается непосредственно живописи, то, несмотря на то, что в картине преобладают холодные тона, в целом она выглядит теплой, солнечный свет и отблески пламени создают эту теплоту. При написании «Мадонны» отец применял новую технологию, не смешивал краски, а наносил их друг на друга. Может быть, поэтому столь ощутимо живыми кажутся тела персонажей, и объемными - сарай с языками пламени и дым, окутывающий весь задний фон полотна.

Сейчас уже темы войны, борьбы, любви, страданий в искусстве стали не актуальными, живопись перешла на коммерческую основу. И если раньше искусство было инструментом, посредством которого художник пытался добраться до умов и сердец зрителей, то в нынешнее время этот инструмент используется только с целью добраться до их кошельков. В этом плане отец слишком старомоден. Его картины - это разговор со зрителем, это попытка передать людям свои мысли, свое понимание истины, но в мире, в котором правит бал сатана, люди становятся слепы и глухи. Художник, наделенный талантом, к какой бы области он не принадлежал, обязан быть живым нервом своего народа, он должен быть Данко, освещающим путь людям своим сердцем, он должен быть Христом, распятым за свою веру, он должен быть борцом и проповедником и только тогда он может нести высокое звание – художник. В противном случае он останется всего лишь ремесленником от искусства.
 

.....................
"Мадонна"1967-2005 гг., холст, масло.Ле;нино-Снегирёвский вое;нно-истори;ческий музе;й


Рецензии
Очень понравилась картина, и так хорошо написано о ней.

Залесская Тамара   12.05.2014 17:04     Заявить о нарушении