Как ростовчане под Серпуховом Москву защитили
Но у Серпухова ждали танковую колонну бойцы ростовского артиллерийского полка. В полку на вооружении были гаубицы образца еще 1911 г. Они повторяли модель французского орудия времен едва ли не Седана, когда войска Наполеона III разгромила прусская армия. Может еще и потому немецкое командование серьезного сопротивления не предполагало. Бронебойных зарядов для гаубиц нет. У этих пушек задача другая. Они должны разрушать укрепления. Но и калибр у гаубицы побольше противотанкового орудия или пушки танка. О прославленной «сорокопятке» и говорить нечего было. На участке 440-го артиллерийского полка противнику повезло. Мост через речку оказался незаминированным. Даже дорога, обследованная саперами вермахта, была абсолютно безопасной. Все это, возможно, списали на спешку, паническое бегство, русскую безалаберность. Танковая колонна втянулась на мост, уже по нему ползли гусеницы. Противника не было видно. Еще немного, и мост пройдет все подразделение.
Снаряд прилетел из-за пригорка. Один, другой – и мост разрушен. Снаряды летели в середину колонны, а противника танкисты не видели. Танки вырывались из горящей колонны, с дороги в поле. Взрывов становилось больше- рвались фугасы, огромные противотанковые, прикрытые дерном обочины.
Ростовский 440-й артилирийский полк стали формировать 22 июня 1941 г., в день начала войны. Большинство командиров и красноармейцев были преподавателями и студентами Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта. Командиры сборы проходили ежегодно: учили технику, изучали тактику и стратегию.
Инженерные знания да смекалка природная свои были: ситуацию с мостом просчитали заранее, но был еще ход нестандартный. Два орудия, а в каждом тридцать две тонны, выкатили на пригорок. На прямую наводку.. этого ни одно наставление, ни один устав не требует. Но, посчитали командиры-инженеры, что сподручней по танкам бить. Сверху летят снаряды по полцентнера весом. Танку есть чем ответить, да стрелять вверх несподручно - угол подъема орудия в таком варианте не предусмотрен. А по личному составу, что из танков горящих спасаться стал, открыла огонь приданная пехота.
«Противник остановлен» - доложил в штаб командир полка. Но в Москве, в ставке верховного главнокомандующего уже был дан приказ полку отступить. В Москве готовят к взрыву заводы и правительственные здания, эвакуируют ценности и уничтожают архивы. Готов к затоплению столичный метрополитен. На улицах строят укрепления, ставят противотанковые «ежи». И вдруг командир полка не выполнил приказ.
Случилось невероятное - командиру позвонил лично Сталин. Командующие фронтами просили поддержки у Верховного: не хватало бойцов и боеприпасов. Все оправдывали свое отступление. А этот командир полка отвечал, что все у него есть , снарядов достаточно и просит только, чтобы не мешали ему. Серпухов не сдаст. Этого Сталин не забудет. Вскоре полк станет первым гвардейским артиллерийским.
Затопление метро отменили. Заводы сохранили, в Москву стали возвращать технику, оборудование для заводов. Первыми в столицу вошли три полка НКВД. Не все ведь москвичи пошли защищать столицу. Часть кинулась мародерствовать. Таких расстреливали на месте.
А на помощь ростовчанам - артиллеристам шли московские ополченцы. Вчерашние школьники, студенты, рабочие непризывных возрастов, старенькие профессора, «бывшие» - уцелевшие дворяне в Красную Армию не мобилизованные.кое-как обмундированные, с учебными винтовками, с двумя обоймами патронов.
Наступающие противника оценили точно – долго не продержатся. Но Москва уже скоро должна быть взята. Немецкие офицеры старались беречь своих подчиненных: солдаты тоже не рвались в бой. Зачем в атаку? Этого противника можно победить и в окопной войне, методично уничтожая из орудий, минометов, пулеметов. Но эти дни и недели, благодаря ополченцам, дали возможность перебросить к Москве свежие сибирские дивизии. В них кадровый командный состав, обученные бойцы, зимняя форма, нормальный запас боеприпасов. А вермахт зимнюю форму не готовил. Война должна была к осени закончиться. Потом это даст повод говорить о победе русского «генерала Мороза». Не мифический «генерал», а ополченцы, бойцы, советские патриоты, летом и осенью сделали возможной зимнюю победу.
Свидетельство о публикации №214032001238