Три истории из детства 14

40 История о кино
В том далеком детстве развлечений было немного, но самым желанным было кино, это несомненно. Насколько помню, мы всегда посещали кинотеатр «Победа». Располагался он около парка «Ждановский», если правильно помню, как сейчас он называется не имею понятия, да это и не важно. А тогда это было счастье – пойти в кино… Отец меня водил туда, не часто, по возможности, как я понимаю. Трудно сказать, каким был первый фильм мной увиденный. Отчетливо помню, что фильмы про индейцев мне очень нравились и я даже брал с собой игрушечный пистолет и отстреливал подлых американцев, которые убивали мирных аборигенов. Смешно вспоминать сейчас, ведь ныне я поступал бы ровно наоборот… Хотя, в сущности, не вызывают жалости и сочувствия теперь ни те, ни другие. Одни – неприятны, другие – просто обезьяны, вроде негров. Которых терпеть не могу инстинктивно. Но это уже не о том…
Хорошо помню, как мы с отцом посещали показ фильма «Последняя реликвия», если правильно отложилось в памяти название. И забавно сейчас вспоминать, как отец недовольно ворчал, когда по сюжету героиня должны была снимать с себя по одной вещи за что-то, точно не помню, что ей предлагал злодей… Конечно, ни о каком раздевании и речи не шло, так, намеки только, но и это возмутило праведного патриархального отца… А кино, в целом, было так себе, но для ребенка казалось отличным, что и не очень удивительно.
Тогда сам поход в кино был событием и немалым. Ибо не было по ТВ фильмов практически. И пытливый детский ум жаждал впечатлений, а взять их было негде. И кино служило редкой возможностью удовлетворить хоть как-то эту жажду. Это сейчас все перекормлены и избалованны доступностью всей палитры развлечений, а тогда все было не так. Аскетизм и идеология правили бал в сссре… Жизнь была скудной во всех смыслах. И поэтому, когда нынешние дети говорят о скуке и несвободе, мне смешно. Не знают они, что такое несвобода и скука от отсутствия информации и невозможности её получить. Но, снова я отклонился…
В том-же кинотеатре «Победа» были просмотрены все части «Неуловимых», и еще множество фильмов. Понятно, что большинство из них теперь я не стал бы смотреть даже за вознаграждение, но тогда выбирать не приходилось, увы. И я благодарен несмотря ни на что тому кинематографу и тем фильмам. И той атмосфере в кинотеатре. Благодарен детству, если сказать проще. И в дальнейшем я часто посещал эти заведения, со временем их стало больше и выбор фильмов существенно возрос. Хотя и были они все, практически, идеологически выдержанными, и отсюда – представление о кино мировом у нас было крайне скудным. По ТВ показывали просто откровенную пропаганду тех лет, пусть и талантливую и патриотическую. Но выбора не давалось, что понятно. И только с какого-то благословенного момента началась подлинная свобода, которая продолжается и по сей день, к счастью. И сейчас мы можем видеть все и знать все (даже не выходя из дома, что для меня особенно ценно), и не может быть ничего дороже этого. Ибо – только имея возможность свободы выбора и возможности сравнивать, человек формирует свое мнение обо всем. И эта свобода дороже всего прочего, колбасы и прочих благ цивилизации. Свобода информации, вот что ценно всегда. И сейчас мы это имеем. А то далекое время и ограниченная доступность информации научили меня ценить свободу в этой сфере и ставить это превыше многих друг благ цивилизации.
41 История о холодильнике
Как я уже излагал ранее, жили мы в деревянном доме, на первом этаже. Комната была маленькая, как я помню и каждый метр пространства использовался безусловно. И поэтому в какой-то момент над кроватью повис огромный (тогда мне так казалось, что никак не отменяет того факта, что он и в самом деле был огромным) холодильник… Марку его я не помню, конечно. Но он был двустворчатым, это точно. Матушка до сих пор его вспоминает и говорит, что долго не могла привыкнуть спать под таким чудовищем. Я не боялся в силу малого возраста и отсутствия страха в принципе, что естественно. Но вынужден признать, что наличие такого монстра над головой в течение многих лет наложило свой отпечаток на меня и это не подлежит никакому сомнению. Выразилось это впоследствии в том, что я многое научился делать своими руками по дому, но пусть и троллит меня матушка постоянно, что я все делаю – «как для себя», то есть: не очень опрятно внешне и не сильно заботясь о красоте, отдавая предпочтение удобству и функциональности, но есть одно, что даже она не может оспорить – я делаю все с запасом прочности. Большим запасом прочности. И думаю, что именно генетическая память о том холодильнике нависающем над головой не дает мне права схалтурить на безопасности. И это уже не изменить. Вот такой опыт я приобрел, пусть и не желая того. Но опыт – бесценный и нужный, как я не раз убеждался.
42 История о грибах
В уже упоминавшемся Монино мы с отцом и еще какими-то смутными родственниками ходили как-то за грибами. И ничего не было бы в этом примечательного, если бы не одно обстоятельство, которое многому меня научило в этом, казалось бы, простом деле… Отчетливо помню, что собирали мы грибы в ельнике и помню эти бугры вздымавшейся хвои, под которыми прятались грибы, чрезвычайно похожие на белые… Но… Принесли мы их в дом и кто-то из местных жестоко нас разочаровал, сообщив, что это отнюдь не желанные боровики, а «ложные», то есть – поганки, проще говоря. Было обидно, и даже очень. Но опыт был полезен и немало. В дальнейшем я стал экспертом по грибам и подобных оплошностей не допускал, тем более, что небрежность в этом деле может стоить и жизни… Но именно тогдашний триумф и последующее разочарование научили меня тому, что в любом деле, даже простеньком, на первый взгляд, надо быть умелым. Пусть не мастером, но крепким профи, так сказать. Единственное, в чем я не могу себе отказать, так это в том, что признаю только благородные грибы. То есть – белые, подосиновики, подберезовики, и попутно – лисички, сыроежки (но только крепкие), моховики, свинушки (только мясистые и маленькие), ну и маслята, но их у нас так мало, что и упоминать не стоило… И тем не менее, обожаю перечитывать Солоухина и поражаться тому, сколько-же грибов можно собирать и употреблять в пищу. Он в этом деле знаток непревзойденный. Но я часто вижу те грибы, которые он восхваляет, и ни разу не возникло желания собирать их. И я знаю почему – у меня нет цели набрать грибов любых, лишь бы было что пожарить и приготовить какими-то хитрыми способами. Для меня важна эстетическая сторона грибной охоты. Это у нас вообще семейное – брат тоже ярый фанатик собирания грибов, но есть их не любит практически ни в каком виде. Да и матушка только суп предпочитает, как и я. Дело не в количестве, а в качестве собранного. И поэтому те грибы, которые Солоухин классифицирует, как безусловно съедобные и даже непревзойденно вкусные, у нас вызывают визуальное отвращение и отвергаются, как не прошедшие эстетический контроль. Как-то так… И наша семейная технология сбора проста – собираются только благородные грибы, затем очищаются и режутся. После чего расфасовываются в пакеты и складируются в морозилку. И все. После чего, в любой день они могут быть извлечены и превращаются в безумно вкусный суп.
Но все началось именно тогда, в Монино, с тех самых ложных белых. И без ложной скромности скажу – разумному человеку всякий урок впрок…
To Be Continued…


Рецензии