Шантану быть, или не быть?

К сожалению, в нашем славном городе осталось не так много мест, сохранивших свои исторические названия. Набережная Урала, именуемая Беловкой, и парк «Тополя» - любимейшие места отдыха оренбуржцев, как раз из этой редкой категории.
В 1914 году на заседании городской думы разгорелись жаркие дебаты «о сдаче в аренду Тополёва сада», который до этого арендовывало товарищество Жигулёвского пивоваренного завода «для устройства народных гуляний». И хотя в Оренбурге тогда «Общества любителей пива» ещё не было, самих же любителей было хоть отбавляй. А так как народный афоризм – «пиво без водки – деньги на ветер» был девизом для многих оренбуржцев, у которых  душа требовала продолжения банкета, то есть, более развёрнутой «культурной» программы. Поэтому городским депутатам предстояло принять непростое решение: «сдавать ли театр и ресторан Тополёва сада под шантан, либо другое увеселительное заведение, или не сдавать». Некоторые депутаты, в числе которых был гласных Остров, справедливо опасались, что при положительном решении вопроса, большая часть оренбуржцев вообще не сможет пользоваться Тополёвым садом, как местом для прогулок. Гласный Баландин, напротив, призывал «ограничить массовое пользование Тополёвым садом», дабы сохранить растительность. Гласный Соколов в категоричной форме высказывался за недопустимость шантана в центре города. Ему парировал гласный Кузьмин, который мнимому морализму противопоставил конкретный финансовый расчёт. Он заявил, что «летний театр необходим городу, а существование его возможно лишь при условии допущения в саду шантана». Депутат Кузьмин справедливо заметил, что «подобные учреждения существуют почти во всех городах, и никакие меры для восстановления нравственности цели не достигнут, а посредством запрещения шантана город лишится прибыли. Примером может служить Беловский вокзал, содержание которого с закрытием там шантана, буфетчики закончили дефицитом».  Депутат духовного ведомства Кононов тут же заявил о недопустимости существования шантана в соседстве с учебным заведением.
В результате, закрытой баллотировкой голосов, 25 против 9, гласные разрешили сдать в аренду Тополёвый сад ещё на шесть лет, «с правом содержания летнего сада и ресторана первого разряда», но с тем, чтобы исполнение шантанных номеров допускалось только в особом закрытом помещении. На открытой же сцене всё должно было быть интеллигентно и чинно, к примеру, кинематографические музыкальные номера под контролем театральной комиссии. А чтобы не ущемлять права оренбуржцев, «сад должен быть открыт для публики ежедневно с 7 часов утра до 7 часов вечера», причём абсолютно бесплатно.


Рецензии