Заикина-Грекова Антонина Федоровна. С. Донское

НА ФОТО: Заикина-Грекова Антонина Федоровна, ее муж и дети. Фотографии из семейного альбома Заикиных.

ГЛАВА ИЗ КНИГИ В.И. ПУЗИКОВА И В.Н. ГРЕКОВА "Виктор Греков о родных и друзьях".


***

Заикина (Грекова) Антонина Федоровна

В 2009 году, накануне своего 80-летия Антонина Федоровна рассказала на страницах общественно-политической газеты «Нива» Труновского района Ставропольского края о своей жизни: «…Моя девичья фамилия Грекова, родилась я 4 апреля 1929 года в селе Бурлацком Благодарненского района в большой крестьянской семье, где уже было шестеро детей.

В 1933 году в стране начался голод. Мои родители: Грековы Федор Митрофанович и Марфа Моисеевна последнюю крошку хлеба отдавали нам, своим детям, а сами подчас оставались голодными.

В 1935 году зимой ушёл из жизни папа. Все тяжести семейной жизни легли на плечи мамы. Старшие братья Сергей, Григорий и Николай вынуждены были в колхозе зарабатывать трудодни днем и ночью. Тем колхозникам, кто не уходил ночевать домой, а оставались в степи или на фермах, писали по два трудодня. В то время мы не видели наличных денег! Впервые их стали выдавать колхозникам в 1947 году. В голодные годы нашей семье удалось сохранить корову – нашу кормилицу. Три раза в сутки мама давала нам по стакану молока, травяную лепёшку и кусочек отварной свёклы.

К 1940 году старшие братья Сергей, Григорий, Николай и сводные сестры: Мария Федоровна и Мария Васильевна уже имели свои семьи, а мы с сестрой Татьяной жили с мамой. Она работала в колхозе, а мы заготавливали корм для своей коровы. Мне запомнился этот урожайный год. Колхозы получили по 10 центнеров зерна с гектара. И нам его за мамины трудодни привезли две полуторки. Мы от счастья плакали! На половину этого зерна, сданного в кооператив, мама нам купила по паре ботинок, шапки и пальто, а себе – фуфайку и сапоги.

Мы были рады и мечтали о счастливой жизни в будущем, строили планы о работе в колхозе.
В июне 1941 года, когда закончился учебный год, мы с сестрой уговорили маму разрешить нам пойти работать в поле, чтобы к школе сделать покупки. Мне было тогда 12 лет. Я закончила четыре класса, а сестра – пять. Стали мы погонщиками волов, которых впрягали в косилку.

Там же, в поле, от верхового, примчавшегося на взмыленном коне, мы и услышали весть о войне. Когда колхозники, занятые на уборочных работах, прибежали в село, на призывном пункте собрались почти все жители, и стар и мал. Две бортовые машины уже стояли с призывниками, почти всех взяли прямо с поля, среди них были и мои братья. Стоял ужасный крик, плакали дети, голосили, причитали матери и жены. Все прощались.

Старший брат Сергей взял мою руку, крепко сжал ее и сказал:
- Берегите маму, помогайте ей. Сохраните наших детей!

Почти каждый день в село Бурлацкое приходили похоронки. Два старших брата: Сергей и Григорий погибли в боях с фашистами, а младший – Николай получил тяжелое ранение, вернулся домой инвалидом, работал в колхозе, впоследствии умер от тяжелых, неизлечимых ран.

Во время войны все трудоспособные колхозники работали в поле с раннего утра до позднего вечера. Дети выполняли те же работы, что и взрослые: пахали на быках, волокушами стягивали сено и солому, скирдовали. По ночам подростки очищали зерно от сорняков и примесей на веялках и, лишь чуть-чуть подремав на рассвете, утром принимались вёдрами грузить это зерно на подводы. Колхозники возили хлеб на своих коровах на элеватор в село Благодарное, до которого 18 километров. Мамы нам приказывали не садиться на подводы, жалеть животину, да мы и сами понимали, что вечером эту коровку нужно доить, себя кормить, да и государству сдать за год 250 литров молока и 20 килограммов топленого масла. Таков был Сталинский указ.

Одежду мы носили сплошь домовязаную из овечьей шерсти. Даже, как-то на элеваторе пленные немцы над нами сильно смеялись. Через переводчика мы узнали, что они нас из-за этого называли «русскими овцами». В то время у нас других нарядов и не было. Зимними вечерами мы вязали для фронта варежки, носки, а родители шили теплые телогрейки. Все сносили в колхоз и отправляли на фронт, добавляя в каждую посылку сухари или любую выпечку. Несли все, что могли. Так поступала каждая семья.

В 1945 году, когда закончилась война, мне было уже 16 лет. Маме было не по силам учить нас обеих. Потянули жребий, и он выпал на сестру, но она, видя мое горе, уступила мне, и я пошла в 5-й класс. За парты сели дети разных возрастов, уставшие от войны и лишений, но все очень старательно учились. После окончания семилетки я поступила в Буденновское педагогическое училище. Жили в общежитии, а питались по карточкам в столовой. В комнатах нас было по 22 и 30 человек. Получив диплом, я поехала по направлению в Труновский район на хутор Родники…»

Виктор Николаевич Греков помнит, как отвозил молодую учительницу, тетю Тоню и ее пожитки на железнодорожную станцию села Благодарного:
- Тетя Тоня получила направление на работу в Труновский район. Это довольно далеко. Транспорт в нашем колхозе был только гужевой: лошади и волы. Решили отправить Антонину Федоровну по железной дороге, от станции «Благодарное» до станции «Пелагиада» Северо-Кавказской железной дороги. А далее, до села Труновского добираться ей предстояло попутным транспортом.

Выделил бригадир тете арбу, запряженную двумя волами, а меня назначил погонычем. А какой с меня погоныч, ведь только десять лет исполнилось. Волы не слушаются, они понимают, что ими ребенок управляет. Ранним утром уложили мы на арбу сундучок с вещами, стопку книг, постелили бурьяна, уселись и поехали. С нами еще ехала Грекова Любовь Яковлевна, однофамилица наша, тоже молодая учительница.

К обеду доставил я пассажирок на железнодорожную станцию в село Благодарное, да в обратный путь, надо к вечеру волов в бригаду вернуть. Дорога в то время пролегала по правому берегу реки Мокрой Буйволы, совсем близко к воде. В районе Горбуновой горы мне стало страшно! С левой стороны дороги крутой уклон в сторону пруда, того и гляди, что арба перевернется, а справа нависают скалы, огромные валуны. Да еще слухи ходили, что в районе Горбунихи таятся злые разбойники, которые грабят одиноких путников. Но все обошлось, разбойники на меня не напали.

А вот колхозные непокорные волы попортили крови. Они зашли по брюхо в воду, вместе с арбой и погонычем, и стояли так долго, что я подумал и ночевать придется в пруду. Но, видимо, соскучившись по дому, волы вышли из воды и медленно потащили арбу в сторону села Бурлацкого. Солнце уходило за горизонт, когда я сдал «транспорт» воловщику.

Первым делом он спросил:
- Волов поил?
- Да, дядь Сереж! Поил, жара-то, какая! Август месяц, - ответил я бойко. А вот, что волы сами на водопой в пруд зашли, смолчал. Хотелось быть взрослым!

Из рассказа Антонины Федоровны: «…Получила в Родниках класс – комплект первый и четвёртый. Я не была готова к такому, и поначалу мне было трудно. Тогда мне здорово помогла заведующая Районо Антонина Агеевна Сысоева, приехавшая в нашу школу зимой на неделю. Она со мной расписывала буквально каждый урок и не проверяла, а учила, как надо его вести. Даст пару уроков, а следующую пару предлагает мне, и так в течение четырех дней. Пятый день был контрольным, и она меня похвалила, но сказала:
- Это моя обязанность – сначала научить, а потом уже можно и строго спросить!

Ее показательные уроки долго оставались в моей памяти, стояли перед глазами. Я старалась, как можно больше у неё заимствовать, научилась пользоваться цветными мелками. Она их красила и приносила на урок. Училась пользоваться карточками, перфокартами, корректировать тексты, рисовать устно картину по представлению и многое другое…»

***

Виктор Николаевич Греков приезжал в хутор Родники в гости к тете Тоне. К тому времени она вышла замуж за участника войны, моряка Николая Васильевича Заикина, у них в семье родился первый ребенок – дочь Елена.

В.Н. Греков рассказывал:
- Мне нравилось в Родниках! В садах там росли абрикосы, а вот в селе Бурлацком, всего лишь, акации. Жаль Елену, которая умерла в детстве.

В 1952 году Антонину Федоровну перевели в школу № 9 села Донского, где директором был Д.И. Ловянников. Назначили ее в класс, в котором из тридцати шести учеников было тринадцать второгодников.

А.Ф. Заикина (Грекова) вспоминала: «…Туго мне пришлось: слезы, разочарование в работе. И всё же к концу года нашла контакт с лидерами класса, они стали опорой мне. По сей день, встречаясь с бывшими учениками, вспоминаем те годы. В этой школе проработала девять лет. Классы были хорошие, с детьми находила взаимопонимание, посещала уроки других учителей. Вела уроки пения в 5-7 классах, готовила детей к слету художественной самодеятельности, где они трижды занимали первые места.

В средней школе № 1 стала работать с первого дня ее основания. Эта школа для меня много значит. В 1965 году там, на 14-м году своей службы, получила свою первую награду – звание «Отличник народного просвещения». В той же школе в 1972 году мне вручили грамоту и значок «Заслуженный учитель школы РСФСР».

В советские годы считалось необходимым давать учителям и общественные нагрузки. Было их немало и у меня. Участвовала в предвыборных кампаниях, вела кружок политпросвещения комсомольцев и молодежи совхоза «Донской». С Р.И. Ляховой работала на местном радио, вела программу о жизни села. Потом подготовили Н.Н. Гвоздева и передали ему это дело.

В школе № 1, а потом и в новой средней школе № 6 я работала классным руководителем и завучем начальных классов. Дважды избиралась депутатом районного и местного Совета депутатов трудящихся, участвовала в двух съездах учителей Ставропольского края, работала в краевой комиссии по реформированию начальной школы, когда вводилось четырехлетнее образование с нулевым классом.

 В школу начали принимать детей с шести лет, и нужно было вести с ними занятия с соблюдением режима детского сада: сном, играми, питанием три раза в день. Для меня это дело стало новым, интересным. Я с удовольствием взялась за него, выполняя все методические рекомендации, внося и своё, исходя из богатого к тому времени опыта.

Работала опережающим методом, класс был сильный, 90% учеников училось на «4» и «5». С таким же качеством знаний эти дети окончили и среднюю школу. Все они получили высшее образование, все работают по полученной в институте специальности. Моя гордость – выпускница Юлия Нарыкова преподает в институте, кандидат юридических наук.

За свой труд и общественные заслуги награждена медалями. В том числе: «Ветеран труда», «Маршал Советского Союза Жуков, «За доблестный труд в ознаменование100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», юбилейными медалями: 50, 55, 60 и «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», памятной медалью «90 лет Советских Вооруженных Сил».

Имею много почётных грамот, полученных в разные годы от Ставропольской краевой администрации, Губернаторов Ставропольского края П.П. Марченко и А.Л. Черногорова, краевого и районного отделов образования, Труновского райкома КПСС, гла¬вы администрации Труновского района, райсовета профсоюза работников просвещения, районного отдела культуры, дирекции школы.
 
Я – ветеран труда. Мой общий трудовой стаж составил 51 год, в том числе: колхозный – два года и педагогический – сорок девять лет. Несмотря на трудные годы детства и юности благодарна судьбе: я стала учителем по призванию, мой труд высоко оценен.

А заложила любовь к детям моя первая учительница Бугаева Ангелина Петровна. Она была нам учителем, другом и матерью. Это мы особенно ощутили в голодные годы, когда падали в обморок на уроках, а она давала кому кусочек сахарку, кому лепешку. Тут же обнимет, поцелует, пригреет. Вот такое детство было у всех детей, кто родился перед войной.

А в период оккупации Ставрополья фашистами, мы пережили все ужасы войны. В селе Бурлацком немцы расстреляли группу евреев, беженцев из западных областей страны. На наших глазах изверги расстреляли учительницу начальных классов – Полину Климовну Сагайдак. Раздев ее догола, поставили перед глубоким скотомогильником, куда она упала еще живой после выстрела.

Всего описать нельзя, что было прожито. Сейчас жизнь прекрасна, а трудности нужно уметь переносить, если они приходят. Русский человек сильный, ему по плечу все. Я свою жизнь прожила не зря. У меня прекрасная семья, дети, внуки, правнуки, хороший муж и чудесные снохи.

И еще горжусь тем, что мои ученики идут дальше, знают уже больше меня и получают высокие награды. Завуч гимназии И.В. Баранова – заслуженный учитель РСФСР, учителя С.А. Ходосова и Л.А. Несмачная – победители Всероссийского конкурса учителей, награждены денежной премией Президента Российской Федерации. Молодцы! 28 моих выпусков получили педагогическое образование, из них 16 стали учителями, 12 – воспитателями! Пять педагогов имеют высшую категорию. Для меня это большая гордость!»

Среди выпускников А.Ф. Заикиной: девять человек стали врачами, работают в городах Москве, Изобильном и Донском; шесть юристов, три инженера-строителя, три агронома, три банковских работника. Пятеро ребят посвятили себя профессиональной службе в Вооруженных силах Российской Федерации, а бывшие ученики: В. Желябов и Е.С. Андромонов носят полковничьи погоны.

Многие ее выпускники занимают высокие должности. Так, Е. Фомина – заместитель главы администрации Труновского муниципального района, Р. Шевченко длительное время работала заведующей отделом ЗАГС, Л. Алехина – начальник ПМК, Е. Зайцева – генеральный директором одной из Московских фирм, знает три языка…»

***

Журналист газеты «Нива» О. Беседина писала:
«…Антонина Федоровна со многими своими учениками сохраняет не только теплые отношения, а ведёт их по жизни. В нужный момент поддерживает советом, участием, мудрым наставлением. А ещё дарит свои знаменитые подарки – сделанные вручную поделки, вышивки, панно».

Бывшая ученица Антонины Федоровны – Ляшук Мария в день юбилея обратилась к своей наставнице со словами благодарности: «…Добрая, простая, отзывчивая, беспокойная, гостеприимная, трудолюбивая, милая, нежная, красивая, молодая. Очень любящая детей, ни к кому не равнодушная, от Бога обладающая даром быть педагогом, родившаяся с золотыми руками. Я благодарна своей маме за то, что именно к этой учительнице привела она меня в первый класс.

Антонина Федоровна ко всем была справедлива и относилась одинаково. Чтобы получить «4» и «5» нужно было много заниматься. Писали мы как-то в классе диктант. Я «щавель» написала через букву «я», больше ни одной ошибки не было, но получила двойку. Теперь всякий раз, когда рву щавель в огороде у бабушки, разговариваю с ним:
- Щавель, щавель, ты пишешься через букву «а». Из-за тебя я когда-то двойку получила…

Но я знала, что после двойки обязательно получу пятерку. Я после уроков занималась дополнительно, ходила домой к своей учительнице. Это мне больше всего нравилось. Я обязательно там попью чай с какими-нибудь воздушными ватрушками, булочками, сама наемся, да и домой еще принесу.

Моя учительница никогда не отдыхает сидя на скамейке или лежа на диване. Она всегда что-нибудь мастерить. Пустые коробочки, трубочки, флакончики и прочее. Все, что мы с легкостью выбрасываем, Антонина Федоровна превращает в картины, в подставки для ручек, в красивые вазы. Я знаю, что много таких поделок у ее бывших учеников и коллег. Каждый год я жду свою учительницу на мой день рождения. Знаю, что она не забудет и обязательно приедет с дорогим моему сердцу подарком, который изготовлен ее руками.

Милая Антонина Федоровна! В мой день рождения Вы сказали:
- Маша! Я очень рада, что ты не подвела меня. Да и никто из последнего моего выпуска меня не подвел!
А я ответила:
- Антонина Федоровна! Ваши ученики Вас никогда не подведут. В этом году я заканчиваю юридический факультет колледжа с красным дипломом. Буду продолжать учебу. Уже написала заявление в Ставропольский госуниверситет».

***

Бывшая ученица Ригина (Корень) Юлиана Михайловна поздравила с Юбилеем свою любимую учительницу стихами:

Учительница первая моя
Мы часто называли тебя мамой.
А ты и впрямь ею была –
Заботливой и доброй с нами.
Мы были очень разными детьми,
Не все учились на отлично,
Но к каждому с любовью относилась ты
И в каждом уважала личность.
Ты нас учила чтению, письму,
Любви к отчизне и родному дому.
Мы до сих пор верны наказу твоему –
Жить честно, и не можем по другому.
Прошли года, питомцы разлетелись,
В жизнь окунулись – кто куда.
А что тебе осталось в утешенье?
Их благодарность, уваженье
И это сердце пусть твое согреет навсегда.

8 сентября 2010 года Совет муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края, за подписью председателя совета В.Г. Матвиенко, принял решение о присвоении звания «Почетный гражданин села Донского» А.Ф. Заикиной.

Из решения: «…Присвоить звание «Почетный гражданин села Донского» Заикиной Антонине Федоровне, 1929 года рождения, с 1951 года проживающей в селе Донском, за большой вклад в дело воспитания подрастающего поколения, проработавшей в системе народного образования 49 лет, за свою педагогическую деятельность сделавшей 16 выпусков, имеющей звание «Отличник народного просвещения» и «Заслуженный учитель школы РСФСР», награжденной за заслуги перед Родиной медалями и грамотами, продолжающей вести активную общественную работу».
Ныне живет Заикина (Грекова) Антонина Федоровна с мужем в селе Донском.

20 марта 2014 г.
г. Благодарный
Владимир Пузиков


Рецензии
Как тепло написано, с любовью и уважением.
Благое дело делаете, нельзя, чтобы память пропала.

Галина Гладкая   18.12.2015 16:34     Заявить о нарушении
Спасибо! Моего текста совсем мало. Записывал воспоминания.

Иллюстрации к книге по ссылке:

http://fotki.yandex.ru/users/vladpuzikow/album/419424/

Не то! Оказывается, иллюстрации забыл разместить на Яндексе...

Владимир Пузиков   18.12.2015 17:15   Заявить о нарушении