Покажи личико, Мерцана

Когда за речкой  сказочные горы репейские, то,  куда ни пойди, везде сказку встретишь, правду говорю. Раньше со всякой  нежитью люди часто встречались, рассказывали внучатам и правнукам о том были и небыли. Сказке верили, поэтому она из наших мест и не уходила.

 Сущая правда, что встретил в молодости дедушка  Ерёма летом на поле ржаном красавицу Полудницу, женился на ней, до сих пор красавицей осталась бабушка Поля. И бабы со сказкой встречались, вон, тётушка  Анисья с полной котомкой клюквы всегда приходила, а другие ягод не находили. Понимали деревенские, что  одарила её ягодой Болотница за добрые сказки о болоте.
 
По праву руку на лугу, как на речку идти, лежит многие века огромный Падун-камень. В годы давние, сказывают, летел из черноты неба длиннохвостый  змей огненный, хвост  его с грохотом рассыпался, а змей под землю ушёл,  остались сверху холмы и  большой камень, словно голова змеиная.

 Старики говорили, что камень раньше далеко в лесу лежал, а потом  среди  луга оказался. Верили, что умеет он, змеем, под землёй проползать, может  в любом месте  появиться.Много о нём сказок  сложено, небылей рассказано, умели деревенские  со сказкой  жить.

  Было это летом о  прошлом годе. Хлеба  уже созревали, каждый вечер перед сном ходил искупаться Тимошка, сын кузнеца. Кузнец в деревне – первый человек, с огнём и железом дружит, достаток в доме. Высок и силён, косая сажень в плечах, любую норовистую лошадь легко подковывал, кочергу железную узлом завязывал.

 Завидный жених, но  похайка имелась у парня, стеснялся он людей. Зимой и летом в шапке ходил, волосы прятал. От макушки до шеи были они разноцветными  клоками, а как у кошки. Шептались, что нечистью он меченый.
 Какая же девка на меченого парня поглядит ласково? Обходили его девицы, подальше держались.

 Он на них тоже не смотрел, пока не  увидел на Падун-камне незнакомую деву в одежде сияющей. И откуда такое диво в краю лесном? Запала она в сердце парня, во снах приходила, только лица никак вспомнить не мог, хотелось  поближе подойти, на личико глянуть, да не пускала неведомая сила. Как смеркалось, тянула эта сила его к камню.

 Девица  манила рукой, шла по траве луговой, словно летела,  за собой звала. Понял парень, что наваждение – эта дева, пойдёт он за ней на свою погибель, никто ему в беде не поможет, покой потерял, всё о деве думал.
 Не знал, не ведал парень, что Нюта, дочка плотника Ерёмы,  тоже покой потеряла, о нём вздыхает, тайком ходит за ним.

 Видела и  она   на камне непонятное, то ли девицу, то ли птицу. Показалось Нюте, что не дева-краса под блестящими одеждами,а старуха сидит  на камне.
Только не о девице на камне она  думает, а о своём, девичьем, грустном. Не смотрел на неё Тимоша, видно, приколдовала его девица на Падун-камне. И что с напастью этой делать, кто бы посоветовал. Надо парня приворожить, да не ведает она колдовской науки. Ворожить в деревне умела только бабушка Дуня.

 Живо девица ныне с делами управилась, отдыхает с дедом на скамеечке, темнеет, тепло, покойно, с писком носятся летучие мыши.  Безоблачно небо, а над лесом мелькнуло.
- Деда, привиделось мне: птица над лесом  летает, крыльями блестит.
- Это, Нюта, дочь царицы-ночи, легкокрылая зарница-Мерцана. Когда она блеснёт опереньем,  птицы прячут голову под крыло, успокаиваются в норах звери, на людей сходят сны. Блазня, внучка, эта девица, наваждение, обман и погибель для парня, околдует - только о ней думать будет.
 
- Глянуть бы на Мерцану поближе, да высоко летает. Деда, а на землю она спускается? – интересно девушке.
- Как раз в ночи канун Купалы,  появляется Мерцана  на Падун-камне, поманит парня красой колдовской,  ослепит золотым блеском, за собой позовёт и обманет, бывало так.

- Деда, а ведь я её тоже видела на Падун-камне, только не поняла, что это такое. Неужто, нет от её  чар заговора?
- Заговор, говорят, знала в молодости бабушка Дуня, смогла парня   приворожить, не отдала его Мерцане, но  не любит говорить о том. Ты куда, внучка?
 - Пойду к бабушке Дуне, узнаю про Мерцану, да спрошу, как она парня приворожила.

- Вижу, о ком твои думки, хороший парень. Сходи, Нюта,  сходи! Бабушка плохо видит, старенькая, да мудрая, всё про травы и жизнь знает, плохому не научит.
Робела Анюта, как в избу зайти. Чистая изба у травницы, смолой сосновой и травами пропахшая. Сидела бабушка за столом  у окошка, пучки трав разложены на столе.  Поклонилась Нюта: -  Здоровья тебе, бабушка, и долгих лет жизни. Помоги, родимая!

- Проходи! Знаю: ко мне девицы не с добром идут, а с тугой, да горюшком. По голосу слышу, Анюта ты. Сполосни руки у рукомойника, не вытирай, сядь рядом!
Долго гладила знахарка мокрые руки девушки: - Думы твои, Нюта, о разлучнице Мерцане. Кручина девичья в молодости и у меня была. Хочешь ты парня приколдовать, да   зря пришла. Травница я, колдовать не умею.
 
От таких слов заплакала девушка, носом шмыгает, не знает, что теперь делать. Частые слёзы капают на руку бабушкину. Пожалела  старушка девицу:- Приколдовать парня нельзя, а приворожить можно, да  не всегда получается, трудное это дело. Помогу в твоей кручине. Слушай меня и делай, как скажу.

 Иди завтра  к горбатому камню, разденься, сложи одёжку на камень, вызови духов четырёх стихий: воды, земли, воздуха, огня. Скажи им заговор, попроси помощи. Всем в мире нашем они повелевают. Мерцана тоже им подвластна.
- Бабушка, а кто она, Мерцана? Говорят, красавица и колдунья.

-  Никто её близко не видел, и я, молодой, заметила  только одежду блестящую, поняла: это - наваждение ночное, туман в колдовском обличье. Не о ней думай, Нюта, а о парне-зазнобе. Стой у камня, жди!

 Как услышишь, что свирель в лугу заиграла, знай: идёт к тебе суженый. Будет  Мерцана над лесом сверкать, разная нечисть за речкой  рычать, выть и хохотать, ты стой! Не побоишься?
- Не побоюсь, бабушка, только не знаю я заговоров, научи, родимая, тем словам. 
- Слова, Нюша, у всех разные, а должны от сердца идти, тогда помогут. Как близко парень подойдёт, обрызгай его, тут и спадут чары Мерцаны .

- Ой, бабушка, так  ведь голая  я, стыд-то какой!
- Стыдно тебе, Нюта,  голой стоять? Тогда  сиди одетая дома, будешь вековухой слёзы лить  всю жизнь. К гадалке не ходи, уведёт твоего парня чародейка Мерцана. Сядь поближе. Громко это говорить нельзя, я пошепчу, а ты запомни!

Много интересного нашептала бабушка, травку нужную дала: - Я   всё сказала, решай, как дальше жить. Ступай! Храни тебя, создатель!
Все деревенские девчонки с детства  дурачились, женихов привораживали, а теперь шутки кончились, взаправду всё. Поклонилась девушка знахарке, домой пошла, наказ бабушкин запомнила, только заговора не знала. И какие слова нужно сказать?

На  другое утро травку  заварила, всё исполнила, как бабушка наказала, обрызгала отваром Падун-камень, больше не сможет прилететь на  него Мерцана.  Пила Нюта воду горькую, всё о Тимошке думала, за делами домашними, да за думами, не заметила, как смеркаться стало. Вот и прокричала во ржи перепёлка, засияла первая звезда, можно приворот начинать. Положила девушка  в новый глиняный горшок  горящие угли из печки, пришла  к горбатому камню.

 Верно бабушка сказала,  мокрый он от слёз русалки Навки, и от неё увела жениха Мерцана. Никого вокруг, а страшно. Разделась, сложила на камень одежду, расплела косу. Загорелась в горшке трава, держала  над горшком руки, пока жарко не стало, это дух огня их коснулся. Шла девица по мелководью к кривой берёзе на том берегу и обратно. Вот и середина реки, ополоснула лицо и руки, поклонилась на все стороны света божьего.  Не знала слов заговора, да они сами сложились:

- О, Всемогущие духи, повелители четырёх стихий! Вы всегда были милостивы к людям, помогите в горе моём. Ослепила  дочь царицы ночи колдовским блеском жениха моего, уведёт в своё царство, а мне  вековать, да слёзы лить.  Падите,  мои слёзы, на  крылья Мерцаны, пусть летает она  отныне  только над лесом,  не опускается  на Падун- камень. Да будет так! Аминь!

Всё было, как бабушка сказывала. Заиграла вдали свирель, это Тимоша шёл к омуту купаться. Чудо на реке увидел. Шла по мелководью голышком девица, нет в их краях таких красивых:  переливались блестящие от лунного света волосы ниже пояса, блестела золотом кожа девицы. Понял: это Мерцана очеловечилась, вот она совсем близко, к камню горбатому подошла, окликнул: - Мерцана!

Нагнулась девушка, набрала в пригоршню воды, брызнула парню в лицо: - Ты ошибся, Тимоша,  Анюта я, а  Мерцана, вон над лесом  блестит, тебя ждёт.
Неспешно одевалась у камня речного простая земная девица, заплетала косу.
- Анюта? – удивлённо смотрел парень на девушку, словно впервые увидел.
- Что ты, одна, ночью на реке делаешь?

- Жениха привораживаю - потупилась девушка.
- Совсем, видно твой жених слепой, если такую девушку не видит.
-  Околдовала тебя, ослепила  колдунья Мерцана, только на неё смотрел, а меня не видел.
- Увидел, как ты меня обрызгала, словно пелена с глаз спала. Красивая ты, земная, настоящая.

Уходили от реки, взявшись за руки, двое. Пели в траве цикады, кричала во ржи перепёлка. Пусть хохочет в лесу нечисть, блестит над лесом Мерцана, потеряла она свою колдовскую силу, не отдаст колдунье своего жениха простая земная девушка Анюта.
Через много  лет она расскажет внучке сказку о Мерцане, мелькающей над лесом, и Падун-камне.
Без доброй сказки скучно жить человеку на этом свете.


Рецензии
Зоя, замечательная сказка,
написанная народным языком!
Проголосовала. 3260
С уважением,

Светлана Грачёва   27.02.2016 21:32     Заявить о нарушении
Спасибо, Света!
Удачи в жизни и творчестве
С теплом,
Зоя

Зоя Кудрявцева   27.02.2016 23:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 50 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.