Из рассказов моей бабушки

                1

          Не  перестаёшь  удивляться  тому,  как  быстро  летят  годы.  Давно  ли  я  бегала  в  школу  с  ранцем  и  косичками  за  спиной? И  сколько  лет  уже  прошло  с  той  поры  беззаботного  детства,  тех  самых  счастливых  дней,  когда  летом  я  жила  у  бабушки  в  деревне?

          А  сейчас  я  уже  сама  готовлюсь  скоро  стать  бабушкой.  И  вспоминая  о  своей  бабушке,  о  времени,  проведённом  с  ней,  о  её  влиянии  на  формирование  меня  как  человека,  я  невольно  задумываюсь  о  том,  а  какой  буду  я  бабушкой  для  своих  внуков?  Смогу  ли  я  стать  таким  близким  и  любимым  человеком  для  них,  как  была  она для  меня?

          Каждое  лето  я  ждала  с  нетерпением,  и  не  потому,  что  не  надо  будет  учить  уроки  и  вставать  рано  в  школу. А  потому, что  каждое  лето  я  проводила  вместе  с  бабушкой,  в  её  небольшом  стареньком  домике  в  деревне.  Это  было  самое  чудесное  время  в  моей  жизни.  Рядом  были  речка,  лес  -  любой  на  выбор:  берёзовая  роща,  сосновый  бор  и  дубовая,  как  тогда  мы  её  называли.  У  бабушки  был  небольшой  огород  рядом  с  домом  и  сад,  в  котором  всего  было  понемногу.  Так  всё  лето  мы  с  бабушкой  выращивали  овощи,  готовили  соления  на  зиму,  ходили  в  лес  за  грибами  и  ягодами.  В  разное  время  у  бабушки  были  куры, гуси  и  даже  коза.  С  тех  пор вкус  козьего  молока  я  хорошо  знаю.

          Но  самым  интересным  для  меня  были  её  сказки.  Маленькой  я  забиралась  к  ней  на  колени  и  просила  её  рассказать  « казку ».  После  я  ложилась  спать,  чтобы  утром  встать  пораньше  вместе  с  бабушкой.  Но  когда  я  просыпалась,  бабушка  была  уже  на  ногах  и  занималась  хозяйством.  После  завтрака  у  нас  всегда  находились  дела,  которые  мы  делали  вместе.  Было  у  меня  несколько  деревенских  подружек,  но  с  ними  я  проводила  гораздо  меньше  времени,  чем  с  бабушкой.

          Когда  я  немного  повзрослела,  бабушка  стала  мне  рассказывать  о  том,  как  они  жили  раньше,  когда  она  была  такой  же,  как  и  я.  Она  была  великолепной  рассказчицей  и  так  меня  увлекала,  что  я  на  одном  дыхании  слушала  все  её  рассказы.  Я,  наверное,  к  своим  15-ти  годам  знала  почти  всё  о  её  жизни. И  вот  когда  однажды  во  время  дождя,  лившего  вторые  сутки,  мы  безвылазно  сидели  в  доме,  я  и  спросила  бабушку:

          - Бабуль,  а  ты  влюблялась  в  юности?

          Бабушка  ответила  не  сразу.  Некоторое  время  она  молчала,  потом  каким – то  несколько  изменившимся  голосом  она  стала  отвечать  на  мой  вопрос:

          - Вот  ты  внучка  и  доросла  до  того  возраста,  когда  начинают интересоваться,  что  такое  любовь,  есть  ли  она  вообще,  какая  она  бывает?

          -  Бабуль,  ну  любовь  есть,  наверное. А  она  как,  разная  бывает? 

          -  Конечно,  родная  моя,  она  есть.  На  ней  и  держится  всё  в  мире.  Без  неё  и  мира  этого  не  было  бы.  Может,  не  всем  людям  доводится  испытывать  это  чувство,  кого  награждает  господь  ею,  а  кого  и  наказывает. У  каждого  она  своя,  сколько  людей,  столько  и  переживаний, моя  милая.  К  кому  она  приходит  раз  и  на  всю  жизнь,  к  другому  приходит,  а  потом  уходит,  а  третьих  мучает  всю  жизнь.  По -  всякому  бывает  в  жизни.

          -  Бабуль,  а  у  тебя  как  было?

          Здесь  бабушка  какое – то  время  молчала,  похоже,  собиралась  с  мыслями.  Пролистав  календарные  листки  своей  жизни,  она  начала  свой  рассказ  о  любви  длиною  в  жизнь.

                2

         В  сороковом  году  я  училась  в  девятом  классе.  Посёлок  наш  был  большой,  и  школа  была  десятилетка.  Были  у  меня  две  подруги  в  классе,  мы  везде  вместе  ходили. К  одной  из  них  из  райцентра  на  выходные  изредка  приезжал  двоюродный  брат. Учился  он  годом  старше  нас  и  почти  всё  время  проводил  в  нашей  компании. Зимой  на  лыжах  с  нами,  летом  на  речке,   вечерами  по  субботам  в  клуб  на  танцы  вместе.  Жили  мы  рядом,  так  что  после  танцев  мы  шли  домой  в  его  сопровождении.  В  глаза  он  сильно  не  бросался,  был  ладным,  умным,  скромным. Из  девчонок  он  никого  не  выделял,  но  весной  перед  окончанием  школы  стал  всё  чаще  поглядывать  в  мою  сторону. На  людях  это  никак  не  проявлялось,  но  симпатии  у  нас  друг  к  другу  незримые  зародились.

           А  потом  у  него  были  выпускные  экзамены,  и  появился  он  у  нас  в  воскресенье  сразу  после  выпускного  вечера.  Жил  он  с  родителями  в  райцентре  в  10 – ти  километрах  от  нашего  посёлка  и  к  нам  приезжал  летом  на  велосипеде.  Он  сразу  подошёл  ко  мне,  как  только  я  появилась  на  улице,  наверное,  ждал  меня.  Он  приехал  попрощаться,  завтра  он  уезжал  учиться  в  город.  Лицо  его  было  серьёзным,  а  я  не  подала  вида,  что  мне  грустно  на  душе. Поговорили
 мы  с  ним  об  экзаменах,  о  том,  куда  он  будет  поступать. Ему  надо
 было  уезжать,  на  прощанье  я  ему  пожелала  поступить  в  институт,  хорошо  учиться  и  нас  не  забывать. На  том  мы  тогда  и  распрощались.

           Так  он  уехал  в  город,  сумел  поступить  в  политехнический
институт,  а  я  училась  в  десятом  классе.  В  свои  зимние  каникулы  он  приехал  к  нам  на  один  субботний  вечер  и  мы  встретились  в  клубе.  Он  немного  изменился,  повзрослел,  по – городскому  одет  был.  Мы  танцевали  с  ним  почти  весь  вечер,  свою  радость  тогда  мне  удавалось  скрывать  с  большим  трудом.  На  прощанье  он  агитировал  меня  после  окончания  школы  ехать  учиться  в  город.  Я  обещала  подумать.

            Всё  это  время  я  не  обращала  внимания  на  то,  что  наша  третья  подруга тоже  испытывала  какие – то  чувства  к  нашему  другу.  Она  их,  конечно,  тщательно  скрывала,  тем  более  видела,  что  больше  он  смотрит  в  мою  сторону. Что  у  неё  было  на  душе,  никто  не  знал. И  что  было,  а  чего  не  было  потом,  тоже  никто  не  узнает.

            Мы  сдали  выпускные  экзамены  и  в  субботу  был  прощальный  вечер.  Сестра  нашего  друга  немного  приболела  и,  не  дождавшись  окончания  вечера,  ушла  домой.  После  её  ухода  третья  наша  подруга  мне  и  сообщила  по  секрету,  -  что,  вроде  как,  наш  студент  нашёл  себе  в  городе  невесту  и  даже  привозил  её  на  первомайский  праздник  к  родителям  на  смотрины.  Я  тогда  и  подумать  не  могла,  что  моя  близкая  подруга  таким  образом  хочет  отбить  у  меня  парня.  А  я  уже  почти  чемодан  собрала,  чтобы  ехать  учиться  в  город. Так  мне  она  испортила  не  только  выпускной  вечер,  но  и  всю  жизнь.

            С  выпускного  вечера  я  тогда  почти  сразу  ушла  домой,  расстроенная,  со  слезами  на  глазах. Как  прошла  та  ночь,  я  не  помню,  а  утром  меня  будто  кто – то  подтолкнул  выйти  на  улицу.  А  там  на  своём  велосипеде  студент  наш  как  из – под  земли  взялся, радостный  весь,  с  букетом  полевых  цветов. Подошёл  сразу  ко  мне,  поздравил  с  окончанием  школы,  про  планы  стал  спрашивать. А  у  меня  внутри  кипит  всё,  я  же  гордая  была,  и  выпалила  ему  прямо  в  лицо,  что  сосед  из  армии  пришёл  и  замуж  зовёт.  Сосед  и  в  самом  деле  был  и  даже  поглядывал  в  мою  сторону,  но  мы  с  ним  всего  лишь  здоровались,  а  про  замужество  и  речи  никакой  не  могло  и  быть.  С  лица  моего  ухажёра  радость  разом  исчезла,  он  сумел  только  спросить:

             -  А  ты  что?

             -  Что,  что?  Сказала  -  думать  буду!

             Хотела  ввернуть  ему  что – нибудь  про  его  невесту,  но  не  успела.  Он  выдавил:

             -  Ну,  думай,  думай!

             И  в  ту  секунду  на  улицу  выбегает  соседка  с  диким  криком:

             -  Война,  люди!!!  С  немцем  война!!

             Таким,  внуча моя,  в  моей  жизни  было  утро  22  июня  41 – го  года.  На  улицу  вывалил  весь  народ,  бабы  ревели,  мужики  хмурили  брови.  Я  растерялась,  стояла,  не  зная,  что  делать.  А  мой  Костя,  его  так  звали,  вскочил  на  велосипед  и  только  успел  мне  крикнуть:

             -  Будь  здорова,  подруга!

             Мне  бы  кинуться  за  ним,  удержать  его,  сказать,  что  никто  мне  не  нужен,  кроме  него.  А  я,  словно,  окаменела.  В  руках  остался  букетик,  в  котором  было  много  жёлтых  цветов.  Не  зря  говорят,  что  жёлтые  цветы  к  разлуке.  Это  была  наша  последняя  встреча.

             Только  потом,  спустя  какое – то  время,  я  поняла,  что  он  приезжал  за  мной,  чтобы  уехать  вместе  в  город.  А  я  наслушалась  вранья  подруги,  гордыню  свою  не  обуздала  и  рассталась  навсегда  с  самым  дорогим  мне  человеком.

             На  следующий  день  я  поехала  в  город. Разыскать Костю  мне  не  удалось.  Его  нигде  не  было.  Я  поступила  на  курсы  медсестёр,  по  окончанию  которых  была  направлена  в  госпиталь.  Так  война  меня  побросала  по  разным  госпиталям,  фронтам  и  странам. Всю  войну  надеялась,  что  встречу  своего  Костю  живого  и  здорового.  Но  Бог  не  услышал  мои  молитвы и  развёл  нас  навсегда. Так,  внуча  моя,  я  его  больше  и  не  увидела.

             Уже после  войны  я  узнала  от  своей  подруги,  его  сестры,  что  Костя  сразу  пошёл  в  военкомат,  был  направлен  на  курсы  младших  командиров,  после  которых  попал  на  фронт.  Ушёл  воевать  и  его  отец.  Матери  только  оставалось  ждать  писем  с  фронта.  В  конце  42 – го  перестали  приходить  письма  от  Кости,  а  перед  самым  Новым годом  пришла  похоронка  на  отца.  Мать  продержалась  несколько  дней,  но  сердце  её  не  выдержало  горя,  и  в  начале  января  её  похоронили.

                3

            Несколько  раз,  бывая  по  делам  в  райцентре,  я  приходила  к  их  дому,  но  он  так  и  стоял  заколоченным. Выкосила  война  всю  их  семью.  Я  долго  искала  хоть  какие – нибудь  сведения  о  Косте,  но  ничего  так  и  не  нашла.
          Погибла  и  наша  третья  подруга,  завистница. В  том  же  42 - м она  попала  под  бомбёжку,  -  не  то  Бог  наказал  её,  не  то  судьба  у  неё  такая.
            После  войны  я  поступила  в  педагогический,  окончив  его  стала  работать  в  своей  же  школе,  где  и  училась.  В  душе  оставалась  ещё  какая – то  надежда,  что  Костя  остался  жив,  но  с   каждым  годом  её  оставалось  всё  меньше.  Через  пять  лет  после  войны  я  вышла  замуж  за  того  соседа,  которым  тогда  уколола  своего  Костю.  Потом  появилась  на  свет  твоя  мать,  а  когда  ей  было  10  лет,  муж  мой  умер,  сказались  ранения  и  контузия.  Так  мы  остались  вдвоём  с  твоей  матерью,  своих  родителей  я  к  тому  времени  уже  похоронила.

                4

           После  войны  прошло  20  лет,  и  вот  к  юбилею  Победы  в  райцентре  открывали  мемориал  погибшим  воинам  -  нашим  землякам.  Ты  его,  внуча,  видела,  памятник стоит,  а  рядом  на  мраморных  плитах высечены  имена  павших  воинов.  На  его  открытие  я  поехала  со  своими  школьниками.  После  торжественного  открытия,  возложения  цветов, народ  долго  не  расходился.  Участники  войны,  их  тогда  было  много,  стояли,  разговаривали,  вспоминая  пережитое. Детворе  тоже  было  интересно  посмотреть  на  живых  солдат  и  на  тех,  которые  из  камня.

           Я  всматривалась  в  списки  погибших,  многих  я  знала,  а  в  душе  надеялась  хоть  что – то  узнать  о  своём  Косте.  Фамилии  его  в  списке  погибших  не  было,  но  вот  на  последней  плите  среди  пропавших  без  вести  я  увидела  его  фамилию.  Инициалы  были  его.  Сердце  моё  оборвалось,  я  застыла  в  оцепенении,  даже  вздохнуть  не  могла  какое – то  время. Я  почти  окаменела,  как  стоящие  рядом  воины  из  камня. Ну,  хоть  такие  сведения  о  моём  Косте  появились. Но  ведь  подтверждения  о  его  гибели  всё – таки  нет,  и  это  оставляло   мне  пусть  самую  маленькую  крупицу  надежды.
 
          Вечером  того  же  дня  нас  -  ветеранов  собрал  у  себя  наш  сосед,  капитан – артиллерист.  Посидели  мы,  повспоминали,  помянули  всех,  кто  не  дожил  до  этого  дня.  Уснуть  я  в  ту  ночь  долго  не  могла.  Вспоминала  все  наши  встречи  с  Костей,  войну,  всю  свою  жизнь.

         Только  к  утру  я  забылась.  И  вот  вижу  не  то  во  сне,  не  то,  как  в  кино,  -  ночь,  окоп  и  склонившийся  во  сне  человек  в  офицерской  фуражке  и  плаще  с  капюшоном.  Лица  не  было  видно  совсем,  но  я  отчётливо  понимала,  что  это  мой  Костя.  Эта  картинка  осталась  в  памяти,  как  моментальный  снимок.  А  потом  он  сменился,  как  будто  кадрами  из  фильма  про  войну.  Загремели  взрывы,  немецкие  бомбардировщики  с  чёрными  крестами  сбрасывают  бомбы,  через  окоп  переваливается  танк,  а  в  окопе  полно  убитых  наших.  И  только  Костя  один  остался  живой,  но  патроны  у  него  все  кончились.  Пустой  пистолет  валялся  рядом,  в  опущенном  автомате  патронов  тоже  не  осталось. Со  всех  сторон  его  окружили  фашисты,  наставили  на  него  автоматы  и  орут  ему  по – русски  и  по – немецки,  мол,  руки  вверх.  Костя  в  обгоревшей  окровавленной  гимнастёрке  медленно  поднимает  руки.  В  левой  руке  у  него  автомат,  а  правая  сжата  в  кулаке.  Немцы  начали  ухмыляться,  посмеиваться,  что – то  кричать  ему.  А  он  поднял  глаза  к  небу,  улыбнулся  неожиданно  вырвавшемуся  из – за  клубов  чёрного  дыма,  буквально,  на  одну  секунду  солнышку  и  жестом  циркового  жонглёра  правой  рукой  подбросил  вверх  …  лимонку.

         На  этом  месте  с  экрана  моего  кинозала  всё  исчезает,  ничего  не  видно,  как  бывало,  когда  в  клубе  во  время  сеанса  пропадал  свет.  Только  в  моём  кинозале  наступила  полная  тишина. Я  поняла,  что  этой  ночью   мне  кто – то  сверху  показал,  как  погиб  мой  Костя.

         Вот  я  и  рассказала  тебе,  внуча,  о  своей  любви.

                5

         Только  сейчас  я  стала  приходить  в  себя.  Бабушкин  рассказ  меня  полностью  оторвал  от  действительности,  я  долго  не  могла  сказать  и  слова.  Так  молча  мы  и  просидели,  не  знаю,  сколько  времени,  слушая  шум  дождя  за  окном  и  переживая  те  события  каждый  по – своему.

                6

          Тот  рассказ  моей  бабушки  я  до  сих  пор  помню  слово  в  слово.  Будто  и  не  минуло  с  тех  пор  тридцати  лет,  будто  моя  бабушка  и  сейчас  со  мной  рядом,  а  я  с  ней  также  беседую  и  спрашиваю  её  о  чём – то  очень  важном. А  потом  думаю,  как  бы  она  мне  ответила.


Рецензии
Рассказ замечательный. Всего хорошего! Татьяна.

Георгиевна   30.01.2021 21:46     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна! Так бы его оценили члены жюри одного местного конкурса.))) Всего доброго и успехов в творчестве!

Сергей Петрович Мор   01.02.2021 00:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.