Наша семейная Вятка ВП-150

В год, когда мне исполнилось 8 лет, произошло много самых разных событий. Это был 1961 год, начало космической эры, когда 12 апреля нас неожиданно отпустили домой с занятий ввиду большого праздника – полета Юрия Гагарина вокруг Земли, это мой энтузиазм по перетаскиванию металлолома, когда я заработал воспаление легких, это многие другие события, происходившие на Земле, наверное, там было и преддверие Карибского кризиса, и нарушения Берлинской стены, и еще бог весть что, но одно событие в отдельно взятой семье произошло уж точно совершенно уникально: отец купил мотороллер "Вятка".

Он долго и придирчиво рассматривал возможные варианты приобретения мототехники, имея под седлом совершенно нормальный по тем временам мопед "В-902", но, видимо, не будучи удовлетворенным его качествами, а скорее всего следуя быстро распустившимся слухам, что вот-де промышленность начала выпускать мотороллеры по типу итальянской "Веспы", решил приобрести советский аналог итальянки под именем "Вятка ВП-150". Получилось так, что выйдя из больницы, я обнаружил в ближней кухне дома невиданное произведение мотоциклетного искусства, сверкающее хромом и голубой с синим краской, с серебристой полоской между узорчатыми половинками окрашенных боков, с большими обтекаемыми боками, панелями из ветровых щитков, большим и мягким сиденьем, и вообще инопланетным видом, если бы таковой вид тогда был в ходу, как сейчас.

Уже успев испытать огромную долю романтизма от появления мопеда "В-902", я думал, что меня трудно уж удивить чем-то особенным, мне казалось, что доступных высот мототехники мы уже достигли, а более высокие вершины лежали за пределами моей фантазии. Тут же явилось совершенно новое во всех смыслах мотоциклетное произведение, которое и в какие-то рамки поместить было проблематично, это был мотороллер. Много позднее я узнал, что это копия итальянской "Веспы", сработанная на заводе в Верхней Вятке, славившемся выпуском знаменитого автомата Великой Отечественной под именем ППШ. Что ж, забегая вперед, должен сказать самые теплые слова в адрес военной промышленности, мотороллер был сработан на славу.

Покамест это чудо техники расположилось в ближней кухне, похожее на приведенную в сельский сарай нарядную цирковую лошадь, так оно диссонировало с общим видом обычной кухонной обстановки. Если бы у мотороллера были глаза, они бы, наверное, были широко раскрыты от удивления, попав в столь необычную среду. Так, наверное, смотрели на нашу российскую жизнь пленные немцы, итальянцы, другие затуманенные гитлеровской пропагандой народы, впервые увидевшие цивилизацию за пределами своих восточных границ.

Сама история появления в России итальянского шедевра мотостроения весьма любопытна. Скутер "Веспа-150" был выпущен как изделие ширпотреба на одном из авиационных заводов Италии, когда стало ясно, что военные самолеты больше не нужны, а жить как-то надо. Когда наш дорогой реформатор Никита Хрущев добрался до оборонной промышленности, он воскликнул: "Доколе наша промышленность будет игнорировать потребности населения в мототехнике!" В ответ промышленность разродилась двумя шедеврами под названием "мотороллеры": "Тула-200" и "Вятка ВП-150". Первая из них была копией немецкого Гогго, а вторая – итальянской Веспы. Надо сказать, что завод выпускавший "Вятку", а до этого ППШ, весьма преуспел в создании мотороллера, и когда они появились в продаже, люди даже давали взятки продавцам, чтобы приобрести это чудо техники в свою собственность. Немаловажным доводом в пользу приобретения мотороллера была его цена: всего 300-320 рублей, в то время как мотоциклы такого же класса стоили 400-450. Потом, что такое мотоцикл? Это вечная грязь и масло на обуви и одежде. Мотоциклисты только в первые годы освоения техники в начале 20 века пользовались популярностью в обществе и успехом у дамочек, будучи представителями героической профессии покорителей времени и пространства наравне с пилотами фанерных самолетов.

Но на дворе стояла вторая половина ХХ века, и надо было что-то делать наконец-то в пользу человека, а не только техники и промышленности, тем более, что война прошла, военные заказы кончились, а кормить семьи рабочим военных заводов было нужно как и до этого.

Итак, Вятка, и новомодное слово "мотороллер". Почему-то "скутерами" эти аппараты у нас, в отличие от западного мира, называть было не принято. Думаю, дело здесь в том, что мотороллеры были классом повыше скутеров, из которых многие имели рабочий объем меньше 50 кубиков. Так вот, чтобы не вносить путаницу, у нас сразу новый класс разновидностей мотоциклов стали именовать немецким словом "мотороллер". Были еще мопеды, мокики, мотовелосипеды, но это уже другая песня. Здесь интересно еще и то, что новое слово, заимствованное из другого языка, приобрело самостоятельное значение, как это бывало, да и происходит сейчас со многими другими заимствованными словами. Попробуй сегодняшнему подростку объясни, что компьютер это та же ЭВМ, только в интегральном исполнении.

Отличие мотороллеров было в том, что они предоставляли гораздо больше удобств при поездках в сравнении с мотоциклами, и по замыслу создателей могли бы управляться даже женщинами в платьях, без специального костюма. В одной из брошюр, выпущенных для популяризации нового вида техники, на обложке была изображена лихо управляющая мотороллером девушка с прической и в платье.

Другим достоинством, уже известным из практики вождения мотороллеров, было то, что при авариях и падениях водителя просто выбрасывало в сторону, и он отделывался синяками и ссадинами, а вот при аналогичных случаях с мотоциклом переломы ног были почти гарантированы.

Недостатком мотороллера был малый диаметр колес, плохо подходивший под наше российское бездорожье, и при езде по колдобинам, того и гляди, водителя могло запросто выбросить из седла. Да и управлять мотороллером из-за этого же было сложнее.

Отец подошел к приобретению мотороллера весьма основательно. Он изучал справочники, инструкции, читал журналы, брошюры и статьи о мотороллерах, а на заводе, где он работал, образовался даже своеобразный "мотокружок". Пропуском в этот мир посвященных было наличие хотя бы какого-то вида техники: мопеда, мотоцикла, на крайний случай, велосипеда с навесным двигателем, ну и конечно мотороллера. При этом внутри кружка все отстаивали свои собственные марки, условно разделившись на три группы: владельцы мотоциклов, владельцы мотороллеров и прочие – мопедисты и мотовелосипедисты. Отец сразу и бесповоротно причислил себя к мотороллеристам, будучи поначалу просто их болельщиком, так как ездил тогда на мопеде В-902. Преимущества мотороллера ему казались настолько очевидными, что он даже снисходительно улыбался, когда мотоциклисты расхваливали свои машины и пытались переманить его в свой лагерь. А преимуществами он считал отсутствие цепной передачи, удобство сидения – "как на табуретке", более чистые условия поездки, легкость в замене колес и, конечно, моду на мотороллеры, возникшую стихийно, да и цена была привлекательной.

Первые километры на новеньком мотороллере отец ездил очень аккуратно, тщательно соблюдая инструкцию по обкатке. "Вятка" тогда еще была малочисленна на дорогах, но у отца тут же появилось несколько приятелей – владельцев мотороллеров, и они стали общаться, делясь всевозможными техническими секретами и таинствами управления, попутно захлебываясь от восторгов по поводу этого чуда техники. Конечно, ВП-150 не была рассчитана на скоростную езду, и для нее 70 км/час была почти предельной скоростью, а в режиме обкатки и вовсе 60 км/час, но удовольствия от поездок доставляла множество.

Напротив нашего дома через дорогу жил парень по кличке "кабардинец", он считался законодателем модных мотоциклетных движений. У него была на зависть всем в округе "Ява-350" с никелированным бензобаком, так вот этот кабардинец отозвался о "Вятке" как о тихоходной машине, хотя и комфортной. Надо сказать, что этот парень помогал в приобретении отцом мотороллера, т.к. у него был знакомый завмаг "Культтоваров" в Горячеводске. Конечно, мнение этого кабардинца для отца было, вероятнее всего, малозначительным, но соседские пацаны и прочие участники мотоциклетных тусовок прислушивались к нему со вниманием.

Иногда отец брал меня с собой в поездки по каким-либо надобностям, и удовольствия от этих поездок было не в пример больше, чем при поездках на мопеде. Чувствовалась и скорость, и мощь мотора, когда уже мы не плелись по обочине, обгоняемые даже тихоходными грузовиками, а были вполне равноправными участниками дорожного движения.

Первым значительным испытанием для мотороллера и приключением для меня была поездка с отцом на море, вокруг Кавказа в августе 1963 года. Описывая эту поездку, некоторые детали я вставляю из отцовского дневника, поскольку сам был еще малолеткой.

Подготовка транспорта к дороге заняла несколько дней. Отец провел регламентные работы, скомплектовал набор инструмента и запчастей в дорогу, что заняло почти весь задний боковой багажник, и в довершение всего мы совершили пробную обкаточную поездку на Баксан, 50 км туда и 50 – обратно.

Выезд наметили на воскресенье, 10 августа 1963 года, 5 утра. Попутчиками наметились хороший друг отца Артем Борисович, со знакомым, Володей, радиоинженером из Нальчика, дочкой Татьяной и её подружкой Галей. Они ехали на сереньком "Москвиче-401". Утром проснулись в половине пятого, уже начинало рассветать. Минут через десять позвонил дядя Артем, что значило, что нам пора ехать. Отец начал собирать вещи и привязывать к багажнику палатку. На заднем багажнике он привязал канистру с бензином на 5л, одеяло и плащ. Кроме того, на переднем крючке висела сетка с продуктами, а на втором крючке сумка с продуктами и фотоаппаратом.

Артем Борисович не стал ждать, пока отец все увяжет, и поехал. В десять минут шестого мы были готовы ехать. Сфотографировались возле дома. Отец нажал на стартер, мотор зарычал, я сел сзади, и мы поехали. Нас провожали мама с братишкой Лешкой.

Погода обещала быть хорошей. На спидометре стояли цифры 16240км. Направление езды на Минводы. Ехать было прохладно, примерно через 30-40 минут мы были уже за Минводами. Дорога была особенно хорошей за Минводами. Мотороллер шел очень легко, развивая скорость 60-65 км/час. За селением Канглы нас ожидал Артем Борисович. Он сделал знак рукой, чтобы мы не останавливались, а ехали дальше, а он последует за нами. Держаться старались все время в пределах видимости. Когда отъехали километров 60-70 от Минвод, нас задержали на посту ГАИ.

Оказывается, мы проезжали мимо поста с повышенной скоростью. Нас остановил молоденький лейтенант и попросил документы. Причем, отец после остановки сотрудником ГАИ, проехал по инерции метров пятьдесят, хотя и производил торможение, в общем, ехал со скоростью километров 50. Вдали стояла машина Артема Борисовича. Проверив документы, инспектор предупредил отца, чтобы он был повнимательнее и соблюдал правила ПУД. Пожелал счастливого пути, и мы поехали дальше. Отъехав километров 90 от Минвод, мы сделали отдых минут на 15, полежали немного на травке в лесополосе и поехали дальше. Езда на мотороллере дает о себе знать через каждые 100-150км, начинают болеть ягодицы и шея сзади. Потом начинаешь привыкать, стоит только немного привстать во время езды и опять сесть, и боли немного проходят, можно ехать еще 50км.

Первым крупным городом нас встретил г.Невинномысск. Сначала вдали виднелись клубы дыма, потом показались крупные постройки. В Невинномысске сделали остановку около заправочной. Проверили наличие бензина и поехали дальше. Солнце уже поднялось порядочно, но ехать было не жарко, потому что продувал ветерок от скорости. Ветра встречного не было. За Невинкой мы пересекли реку Кубань. Растительность здесь значительно оживилась, появилось много лесополос и садов, в то время как на участке от Минвод до Невинки преобладали степи, правда с редкими лесополосами. До самой Невинки вдоль дороги в стороне тянулась линия электропередачи на больших металлических опорах.

За Невинкой мы пересекли границу между Ставропольским и Краснодарским краями. В Краснодарском крае начались хорошо видимые квадраты лесополос и обработанные поля. Попадающиеся по дороге селения тянулись очень длинными улицами. Стало заметно, что очень много женщин ездят на велосипедах. Завтракали на реке Уруп в леске. Кругом были видны следы недавнего ливня, большие наносы песка и смытые деревья. Завтракали все вместе. Яички у нас побились, поэтому мы их съели в первую очередь. Примялись также некоторые помидоры. Завтракали минут 20-30, после чего собрались и поехали дальше. Следующей остановкой был город Армавир, опять-таки остановились на заправочной. Самого города мы так и не видели, т.к. заправочная расположена вдоль дороги, а дорога проходит за городом. Отец заправил в бачок 10л бензина А-72 и 0,5л автола, получился как раз полный бачок. Артем Борисович сразу же поехал, а мы зашли в буфет, отец взял бутылку воды и пару пирожков с мясом. Мы перекусили на ходу и поехали дальше.

Дорога все это время была очень хорошей, мотор работал ритмично, скорость все время держалась в пределах 60-65 км/час. Поворот на Краснодар делали в г. Кропоткине. Здесь дорога раздвоилась, и замелькали указатели, одни указатели показывали направление на Ростов, другие – на Краснодар. Мы повернули налево, и через некоторое время начали мелькать столбы и счет пошел с единицы. Дорога значительно ухудшилась, стало очень много выбоин и бугорков, ехать со скоростью больше 40-45 км/час стало невозможно.

В селах стали мелькать торговки фруктами, или просто стояли ведра слив, яблок, алычи возле калиток. Чаще стали попадаться населенные пункты. На обед остановились в станице Воронежской. Подъехали к столовой, но она была закрыта на перерыв, ждали минут 15-20. Когда открылась столовая, мы зашли посмотреть, что там есть, но здесь произошла драма с девчатами. Они все время в дороге ехали в шортах и в мужских рубашках без платьев, так вот, как только они зашли в столовую, им сделала замечание буфетчица, чтобы они надели платья, но они что-то начали возражать и вышли из столовой. Тут на них набросились, в буквальном смысле слова, стоявшие поблизости женщины и начали кричать и обзывать их. Собралось человек 10. Таня и Галя залезли в машину и что-то им в ответ тоже кричали. Женщины требовали, чтобы они немедленно надели платья или убирались скорей. Вышел Артем Борисович, начал уговаривать возмущающихся женщин, что мол, они еще девочки, и ничего здесь особенного нет. Но женщины не успокаивались и грозили вызвать милицию и даже записали номер машины.

Ну, мы воспользовались тем, что девчата охраняют и наш мотороллер, и пообедали. Отец взял борщ, биточки и по два стакана компота. А девчата так и остались не обедавши. Мы сразу же поехали дальше, уже был полдень, стояла жара, но ехать было не жарко.

Перед Краснодаром пришлось ехать по очень пыльной дороге в объезд т.к. дорогу ремонтировали на большом участке. Когда справа показался аэродром, у нас закончился бензин, пришлось переключиться на резерв. Краснодар тянулся очень долго, когда проехали ближе к центру, пришлось свернуть с дороги и ехать задними улицами, т.к. дорогу ремонтировали. Мы ехали в объезд, но тут появилось очень много знаков, запрещающих проезд, и мы стали объезжать улицы. Как только подъедем к главной улице, так знак или поворот запрещен или мотоциклетное движение запрещено. Артем Борисович поехал по главной улице, а мы поехали по окраине. Отец спросил у одного мотоциклиста, где заправочная, он объяснил, но пришлось опять-таки объехать несколько улиц. В Краснодаре было очень много трамвайных путей, мы видели широкие и неуклюжие трамвайные вагоны.

Когда подъехали к заправочной, Артем Борисович уже заправился. Заправочная была культурной, здесь были и лейки и ведра и даже умывальник с мылом и полотенцем. Заправились быстро.

Пока мы ездили по Краснодару, вышел почти весь резерв. Рядом с заправочной проходила трасса. Мы выехали, было мокро, т.к. до этого прошел грозовой дождь, который нас, к счастью не застал, только чуть побрызгал. Километров 20 дорога была исключительно хорошей. Ехали с предельной скоростью. Опять пошел новый счет километровым столбам, до Новороссийска оставалось 160км.

Следующую остановку сделали около дорожной закусочной. Артем Борисович взял девчатам по бутерброду с сыром, отец взял бутылку нарзана. Когда оставалось до Новороссийска километров 40, решили, что будем ночевать в лесополосе. Для ночевки выбрали место около речки Небереджай, но самой речки не было, был мост, а речка, видно, высохла. Недалеко расположились еще туристы или как их называют "дикари", даже доносилась музыка, видно в машине был приемник. Палатки не разбивали. Дядя Володя брал с собой три спальных мешка и палатку, так вот в этих мешках спали Таня, Галя и дядя Володя, а Артем Борисович спал в машине. Мы с отцом завернулись в палатку и вскоре уснули.

Утром проснулись рано, собрали вещи и поехали дальше. Места здесь были особенно красивы, кругом небольшие горы, покрытые лесом, очень много в лесах и по дороге диких груш, яблок, алычи.

На небольшом ручейке сделали остановку, умылись и поехали дальше. Дорога была все время на подъемах, спусках и поворотах, рядом проходила железная дорога. Вдали показались цементные заводы и вокруг поселок. Постепенно дорога пошла на подъем, видно было, что мы пересекаем горный хребет. Когда почти выехали наверх, здесь нам встретилась развилка и пост ГАИ.

Дорога поворачивала на Анапу и на Новороссийск. Потом начался продолжительный спуск с очень крутыми поворотами, такие крутые повороты встретились впервые. Все время ехали на тормозах. Внизу вдали мелькали дома и речки.

К Новороссийску подъехали незаметно. По дороге встретился указатель на Геленджик, но мы по нему не поехали, отец решил заехать в Новороссийск, посетить места, где когда-то воевал на Малой земле. Мы проехали километров 8. Вокруг  были какие-то глухие улицы, вдоль дороги росли большие деревья, стволы были такие, что, наверное, не обхватишь. Дорога внезапно повернула, асфальт кончился, и началась дорога, вымощенная булыжником, мотороллер запрыгал как козел, даже оторвался передний багажник с палаткой. Отец остановился, укрепил багажник, и мы поехали обратно. По дороге встретилась развилка, дорога разветвлялась в Абрау Дюрсо. Мы доехали до указателя на Геленджик и поехали на Геленджик.

По дороге мы опять заехали в Новороссийск, но только с другой стороны. Перед нами замелькало море, потом показались большие корабли под погрузкой у причала. Это был морской порт. Далее были видны печи цементного завода. Вдоль дороги были уложены штабеля шифера для крыш. Проехали мимо легендарного вагона, остановились сфотографироваться и отдохнуть. Потом дорога от моря повернула в горы, и кругом виднелись виноградники. Виноград рос на мелких камнях. Справа от нас была небольшая гора, которую мы все время объезжали. Незаметно подъехали к Геленджику. Около автопансионата увидели серенький "Моквич-401" и остановились. Артем Борисович уже оформился на три дня в кемпинге №2 и посоветовал нам, чтобы мы тоже оформлялись. Он взял большую палатку и четыре раскладушки. Отец тоже пошел в контору, взял две раскладушки, сдал паспорт, уплатил 30 копеек за каждый день нахождения в кемпинге и по десять копеек за раскладушки, в общем за все заплатил 2р.40к.

Заехали в кемпинг, он располагался на берегу моря, занимал большой двор примерно квадратный километр. Здесь же было два кафе и недалеко промтоварный и продовольственный магазины. Я сбегал за открытками, и мы написали домой по открытке. Артем Борисович со своей компанией пошел в кафе завтракать, туда же отправились и мы. После завтрака все пошли купаться. Кемпинг располагался прямо на берегу моря, занимал большую территорию. В сторону моря была сделана небольшая изгородь, и к морю можно было пройти через две калитки и одни ворота. Берег моря имел обрывистые склоны, дорожка вела мимо каменных плит, выходящих прямо в воду. Вдоль берега было нанесено очень много морской травы. Волны были небольшие, вода теплая. Раздевшись и сложив брюки и рубашку тут же на камнях, мы начали постепенно входить в воду. Хотя было очень жарко, вода казалась прохладной. Но когда тело привыкло к воде, отец окунулся и поплыл. Метров за 20-30 от берега глубина была уже по самую шею.

Когда стали прощупывать дно ногами, то обнаружилось, что дно состоит из выступающих крупных и мелких каменных глыб. Купались мы долго, часа два. Мне очень понравилась маска, которую взял с собой Артем Борисович, я все время нырял и просматривал дно моря, но так как плавать умел плохо, то глубже чем по пояс заходить в море боялся. После купания вылезли на берег и стали загорать. Здесь же рядом из-под каменной плиты сочилась пресная, чистая холодная вода, так что мы, как только вылезали из моря, промывали лицо этой водой. Вдоволь накупавшись, мы отправились к своей палатке. Чтобы мотороллер не обжигало солнце, отец расправил палатку и накрыл ею мотороллер. Обедать ходили в кафе, правда, к полудню в зале кафе собралось очень много народу, пришлось простоять в очереди целый час. Пообедав, мы пошли на отдых, солнце палило так сильно, что босыми ногами ходить было невозможно. Немного посидев в палатке, мы все опять пошли купаться.

К вечеру вода стала еще теплее, можно было с ходу заходить в море, вода уже не казалась такой прохладной, как днем. Купались до самого вечера, а, накупавшись, пошли в кафе на ужин. Артем Борисович со своей компанией отправились на прогулку и задержались до темноты.

Когда стемнело, мы легли спать, а ночью проснулись от непривычного холода. Оказывается здесь днем ветерок дует с моря, а ночью – наоборот, с гор на море. В середине ночи мы с отцом проснулись от неприятного холода, пришлось встать и надеть на себя всю имевшуюся одежду. Укрывались мы легким одеялом, а отец укрывался плащом.

Утром проснулись рано, но солнце уже светило вокруг. Умываться ходили в общую умывальню кемпинга, которая располагалась метров на сто ниже нашей стоянки. Кафе открывалось в 9 часов, поэтому все решили до завтрака искупаться в море. Меня оставили караулить очередь, а сами пошли купаться. Тут кафе открылось и я побежал всех звать на завтрак. Очередь у нас была близко, мы быстро позавтракали и пошли в палатку.

Немного полежав, мы опять отправились на море, купаться долго надоедало, поэтому, немного поныряв, мы вылезали на каменную плиту и загорали.

Обедать ходили в столовую в автопансионат, который находился напротив кемпинга. Отец сказал, что столовая очень хорошая, а обеды недорогие, так, за обед на двоих из трех блюд, он заплатил один рубль двадцать шесть копеек. После обеда опять пошли купаться, после купания решили пойти прогуляться в город. Прошли в самый центр города Геленджика, заходили в магазины. Возвратились поздно вечером, хотели поужинать в городе, но так и не напали ни на кафе, ни на столовую. Спать ложились, опять надев на себя всю одежду.

Утром проснулись с восходом солнца, правда, здесь солнце восходит поздно, т.к. его закрывают горы. Оставался последний день нахождения в кемпинге. После завтрака дядя Володя, друг Артема Борисовича, предложил отцу поехать на лодке порыбачить. Они взяли лодку на два часа, у дяди Володи были с собой удочки, отец взял с собой бутылку воды. По рассказам отца, они вышли в бухту метров на 300 от берега. Дядя Володя забросил удочки, но никаких признаков появления рыбы не было. Они по очереди гребли веслами и вскоре дядя Володя сделал заключение, что здесь рыбная ловля имеет свои специфические условия, сложил все свои удочки, и они с отцом стали просто кататься по морю. Я увидел лодку, когда они подошли поближе к купающимся, хотели взять меня на лодку, но я, увлеченный нырянием, не захотел.

После обеда пошли прогуляться по набережной. У нас с собой был фотоаппарат, поэтому отец сделал несколько снимков. Когда пришли в палатку, Артем Борисович решил сходить с канистрой за бензином, и меня отец также послал с ним, вручив мне пятилитровую канистру. Отец начал готовить суп: насобирал щепок, развел огонь, поставил воду и стал чистить картошку. Когда закипела вода, бросил туда картофель и потом макароны и заправил маслом и луком.

Когда я принес бензин, отец заправил мотороллер, и мы стали с ним есть суп. Вечером дядя Володя принес две банки консервов, отец вскипятил чай, и мы все вместе поужинали. Спать легли рано.

Утром после завтрака начали собираться в путь. Артем Борисович сдал свое имущество, взял паспорт и готовился к отъезду. Отец тоже свернул палатку, уложил вещи, сдал раскладушки и когда вернулся из конторки кемпинга, Артем Борисович уже выезжал со двора. Отец долго не мог завести мотороллер, видно тот застоялся за три дня, потом после толкания, мотороллер завелся, обильно продымил, и мы поехали. На воротах сдали пропуск и поехали в направлении города. До этого остановились у магазина, отец хотел купить хлеба и колбасы в дорогу, но магазин был закрыт на обед. Мы стали ждать, когда перерыв кончится. Колбасы не было, отец взял двести грамм копченой грудинки, буханку хлеба, и мы поехали догонять Артема Борисовича. За Геленджиком дорога ушла далеко от моря, потом изредка опять подходила к морю. По дороге очень много встречалось закусочных, столовых, блинных и т.д. Завтракать остановились в одной из столовых. В столовке было пусто, время было ни завтрака, ни обеда. Мы быстро позавтракали и поехали дальше.

В полдень мы уже подъезжали к городу Туапсе. Город проехали незаметно, и потом дорога повернула на гору, и вдали показалась пристань, принадлежащая городу Туапсе. После Туапсе дорога начала извиваться, появилось много спусков, подъемов, поворотов, т.е. так называемых "тещиных языков". Обедали в Лазаревской, там мы с Артемом Борисовичем разъехались, отец думал, что уже мы с ними потерялись, но вот, не доезжая г. Сочи, встретили знакомый Москвич-401, стоявший в стороне. Мы решили переночевать прямо на свежем воздухе. Отъехали с дороги метров на 50, нашли воду и стали кипятить чай. Чай Артему Борисовичу очень понравился, поэтому пришлось греть два котелка. Спать легли прямо на траву, укрылись палаткой. Недалеко от нашего ночлега стояли редкие дома, в которых жили люди.

Утром встали рано, собрали палатку и поехали. По мысли Артема Борисовича, нам нужно было проехать Сочи утром, чтобы рассмотреть город. Но рассмотреть его хорошо нам так и не удалось, потому что большую часть пути дорога проходила между двумя стенами. Справа и слева мелькали санатории и дома отдыха.

Сочи проехали как-то незаметно. Артем Борисович хотел остановиться в кемпинге в г. Адлере. Там мы опять разъехались, т.е. поехали по разным дорогам, подумали, что мы разминулись. Когда выехали за город Адлер, пересекли грузинскую границу. А когда въехали в село Гантиади, увидели в стороне машину Артема Борисовича, и остановились. Оказывается, он решил здесь остановиться в кемпинге. В Адлере не оказалось свободных мест, поэтому Артем Борисович решил остановиться в Гантиади. Здесь также решили провести один день и мы. Оформление документов продолжалось недолго, отец сдал паспорт, заплатил 30 копеек, девушка грузинка записала необходимые сведения в книгу и выдала нам пропуск в кемпинг. Мы заехали и остановились на поляне, покрытой травой под большими деревьями.

Завтракать пошли в столовую, там была небольшая очередь. Все здесь резко изменилось, весь обслуживающий персонал здесь состоял из грузин. Выбор блюд в столовой очень ограничен, в большинстве это грузинские блюда. Даже система самообслуживания здесь заведена на грузинский лад. Подходишь к столику, где сидит кассирша, подаешь ей деньги, она выписывает квитанцию, и с этой квитанцией идешь к повару, который отпускает то или иное блюдо. Порции очень ограниченные, так чтобы хорошо покушать, надо брать две-три порции, хлеб тоже выдает повар по заявке, причем все повара очень наглядно обкрадывают посетителей. Мы с отцом позавтракали и он заметил, что мы бы намного лучше поели на эту же сумму денег в Геленджике.

После завтрака все мы пошли купаться. Сразу же бросился в глаза хороший берег, сначала мелкий песок метров десять, потом песок крупный, камни величиной с кулак, потом у самого моря полоса мелких камней величиной с яйцо, все как на подбор и в самой воде более мелкие камушки, которые все время передвигаются набегающей волной. Камни очень чистые и довольно хорошо промыты. Вода совсем прозрачная, так что дно видно метра на два от берега. Глубина очень быстро нарастает, так что метрах в десяти от берега глубина уже достигает метра два. Волны ритмично накатывались на берег, создавая характерный морской прибой и шум. Купались мы очень долго, между купаниями лежали на песке и гальке и загорали. У берега была одновременно и прохлада и жара. Камни накалялись так, что было очень приятно полежать на горячих камнях. Отец после продолжительного лежания на камнях получил ожоги ног, так как сразу не почувствовал, как стало припекать икры.

Обедать опять-таки ходили в грузинскую кухню. На этот раз отцу пришлось брать по две порции, чтобы не остаться голодными после такого обеда. Вторую половину дня опять провели на море. К вечеру жара спала и стало тепло и тихо. Сходили в село Леселидзе, там отец купил вкусных груш на базарчике. Артем Борисович с бригадой фотографировались с ишачками на фоне деревьев.

На ужин опять решили греть чай: нашли сухих щепок, разожгли костер, заварили два котелка чая и стали ужинать. У нас была ветчина и лук. После ужина начали ставить палатку, натянули веревки, забили колышки. В палатке было очень хорошо. Мы постелили все имевшиеся тряпки, укрылись одеялом и вскоре заснули. Мимо кемпинга проходила дорога, поэтому всю ночь проезжали машины, и гудели мотоциклы.

Утром встали рано. Отец пошел в конторку кемпинга, забрал паспорт, сдал пропуск, и мы начали готовиться в путь. Сложили палатку и все вещи. Попрощались с Артемом Борисовичем и поехали уже сами, т.к. он остался в кемпинге на три дня. Мы выехали за ворота, сфотографировались на фоне ворот кемпинга, завели мотороллер и поехали дальше. Впереди были города Гагры и Сухуми.

Дорога была ровной, изгибы с поворотами и спусками прекратились. Зато растительность стала очень сочной и многообразной. Незаметно подъехали к городу Гагры, до города и за городом очень много табачных плантаций и виноградников. Сухуми нас встретил большим перевалом. Здесь еще сильнее выделялась растительность, на море было видно очень много лодок, это, вероятно, рыболовы ловили рыбу. Дорога после Сухуми опять проходила недалеко от моря. Последний раз мы купались на море на окраине города Очамчири, здесь тоже был песчаный берег, но погода была уже ветреной.

Попрощавшись с морем, мы проехали город Очамчири и повернули влево от моря. После Очамчири города и селения стали встречаться редко. Километровые столбы показывали расстояние от Новороссийска до Батуми. Проехав еще один перевал, мы очутились на безлесовой местности. Впереди виднелись долины и бугры. После продолжительной поездки мы въехали в небольшое село Гали. По дороге попадались все время полутора- и двухэтажные дома грузин, почти в каждом дворе имелась легковая машина. Никаких фабрик и заводов здесь не было видно. Население видимо занимается садами и огородами. Что характерно, вдоль дороги все время продавали арбузы и дыни. Но ни разу мы не видели полей с арбузами или дынями. На небольшой речке мы остановились на отдых, скушали по груше и поехали дальше. После Гали большим селением было Зугдиди, до этого мы пересекли несколько больших речек. Через некоторое время стало видно железную дорогу, проехали село Хоби и Михацхакая, остановились на отдых на реке Абами, хотели искупаться, но не нашли хорошего берега, поэтому поехали дальше. Уже было часа четыре вечера, когда начали подъезжать к городу Самтредиа. Здесь узловая железнодорожная станция, километровые столбы прекратили свой прежний счет, и начался новый счет.

Это была дорога Самтредиа - Тбилиси, она доходила до дороги Орджоникидзе-Тбилиси, расстояние 250 км. Медленно пошли цифры километров, начинало вечереть, и мы подумывали, где бы нам остановиться на ночевку. Проехали город Кутаиси. Здесь уже заметно стали появляться промышленные предприятия. Отъехав немного за город Кутаиси, мы остановились на ночевку в лесополосе. Уже начинало темнеть, когда мы начали раскладывать палатку. Нас очень сильно начали кусать комары. Вокруг было очень много кустов, ветки которых очень кололись. Когда мы залезли в палатку и одновременно втащили в нее мотороллер, комары сразу же перестали кусаться, в палатке было тихо и темно. Мы поужинали колбасой и грушами и легли спать. Спать было очень тепло.

Утром проснулись, когда уже было светло. Собрали свои вещи и палатку и поехали дальше. Дорога была сравнительно ровной, мы пересекли несколько небольших речек. Заехали в город Гори, хотели посмотреть музей Сталина, но негде было поставить мотороллер, поэтому мы немного постояли на главной улице и поехали дальше. До дороги Орджоникидзе - Тбилиси оставалось километров 60. Хотели позавтракать в одной из столовых над дорогой, но когда мы туда зашли, увидели, что там кроме вина и закусок больше ничего не было. Ехали по гребню долины, слева были видны далеко селения и поля. Выехали на дорогу Орджоникидзе - Тбилиси, в 32-х километрах от Тбилиси, и повернули на Орджоникидзе. До Орджоникидзе оставалось 175 км, и на пути был большой Крестовый перевал. До этого мы пересекли тоже большой Сурамский перевал. На этом перевале нас остановили, т.к. производился взрыв глинистой скалы под дорогой. В Кутаиси заправили 8 литров бензина А-72. Потом еще заправили 5 литров в г.Гори. Последний поселок перед Крестовым перевалом был Мхети, там заправили 5 литров. До этого на реке остановились на обед. Сварили суп-лапшу, искупались и поехали дальше.

К Крестовому перевалу подъехали незаметно. Горы очень заметно сдвинулись, справа внизу все время текла речка. Остановились около шлагбаума. Здесь же была столовая, мы зашли пообедать. Обед занял минут десять. Ели суп-харчо и чахохбили. Все было горькое по-грузински. Я ел неохотно, но отец предупреждал: ешь, а то впереди Крестовый перевал. После обеда поехали на перевал, который начинался тут же около столовой. "Вятка" сразу же взяла хороший темп езды, но вот на одном из подъемов потеряли инерцию, и мотороллер даже на первой скорости не смог ехать. Тогда отец высадил меня, слез сам, завел мотор и на первой скорости вывел "Вятку" на этот подъем. Дальше было плоскогорье, мы здесь немного отдохнули и поехали дальше. Впереди виднелось несколько жилых домов. Мотороллер набрал инерцию, и мы ехали все время на первой и второй скорости.

Проехали первый туннель, потом стало прохладно, вверху собрались над горами тучи. Остановились, сфотографировали перевал. В это время проехали две легковые машины, приостановились и спросили, чего мы стоим, не надо ли помочь. Мы сказали, что остановились отдохнуть. По перевалу нас все время обгоняли легковые машины "Волги" и "Москвичи", а мы ползли очень медленно, но зато обогнали несколько грузовых машин.

На вершине перевала стоит небольшой домик и столб с обозначением высоты. Мы останавливаться не стали, поехали дальше. Перед нами расстилалась широкая долина, с обеих сторон сдавленная высокими горами. Дорога пошла вниз, все время приходилось притормаживать. Потом начало темнеть, а мы никак не могли найти подходящее место для ночевки. Так мы проехали почти все Дарьяльское ущелье. Когда уже горы прекратились, мы решили уже ночевать прямо у дороги. Свернули около вывески "Орджоникидзе - налево, Ростов - прямо" в кусты, поставили "Вятку", постелили палатку, залезли в нее и заснули, очень сильно устали, а главное, проехали самый опасный участок дороги. От перевала до Орджоникидзе было километров 50. За забором, где мы спали, была какая-то метеостанция.

Утром проснулись рано, нас разбудила лошадь, которая здесь паслась всю ночь. Сложили быстро палатку и поехали дальше. Впереди были Нальчик и Пятигорск. Мы проехали окраину города и заблудились, заехали прямо на какую-то ферму, оказывается, мы где-то в Орджоникидзе свернули с главной дороги, вернулись до трамвайной линии, выехали на главную дорогу и поехали со скоростью 60 км/час.

После Орджоникидзе асфальт стал просто замечательным. До Нальчика доехали быстро. Дорога как в Орджоникидзе так и в Нальчике в город не заходит, так что мы проехали окраину Нальчика. Заехали на заправку, заправили 8 литров бензина и поехали на Баксан. За Баксаном хотели позавтракать, заехали в шашлычную, но там кроме вареной кукурузы ничего не было. Мы взяли четыре початка и поехали дальше. Остановились на реке Малке. Вымыли котелок, выбросив остатки лапши, поели кукурузы и поехали дальше. Вскоре мы уже въехали в Пятигорск и приехали прямо к гаражу, проехав автовокзал в половине одиннадцатого 19 августа 1963 года.

Таким образом, мы преодолели путь в 1855 км за 8 дней, из них ехали 4 дня и отдыхали 4 дня. Проехали города Минводы, Невинномысск, Армавир, Кропоткин, Краснодар, Новороссийск, Геленджик, Туапсе, Сочи, Адлер, Гагры, Сухуми, Очамчири, Самтредиа, Кутаиси, Гори, Орджоникидзе, Нальчик, Баксан и возвратились в Пятигорск. Выехали 11 августа в 5 часов десять минут и приехали домой 19 августа в 10 часов 30 минут. В дороге останавливались ночевать  в 40 км от Новороссийска. В Геленджике отдыхали трое суток, ночевали в 10 км от Сочи. В Гантиади отдыхали 1 сутки. Ночевали за г.Кутаиси и последняя ночевка в г. Орджоникидзе. Отец сказал, что за всю поездку мы сожгли 80 литров бензина и, не считая взятых продуктов, израсходовали 24 рубля – на бензин и продукты, в столовых и на ночевки в пансионатах.

Проехали такие дороги, как Баку-Ростов, Кропоткин-Новороссийск, Новороссийск- Батуми, Самтредиа-Тбилиси, Тбилиси-Орджоникидзе и Орджоникидзе-Ростов. Самый хороший участок дороги это Орджоникидзе-Ростов. Неплохая дорога за Краснодаром до Новороссийска. По морю сама дорога хорошая, но много поворотов, подъемов и спусков, есть такие повороты, что даже на "Вятке" трудно повернуть. Такие повороты названы "тещиными языками". Заправочных в дороге было много, почти в каждом большом городе по две заправки.

Если характеризовать поездку по расстояниям, то ее можно примерно разбить на три участка. Первый участок от Пятигорска до моря, т.е. до Геленджика - 600 км. Второй участок - по морю от Геленджика до Очамчири - 600 км,  и третий - от Очамчири до Пятигорска - 600 км.

После этого грандиозного путешествия наша "Вятка ВП-150" еще много раз участвовала в больших и малых поездках, одинаково надежно ведя себя и на длинных перегонах и на коротких ухабистых проселках, зимой и летом, за всю свою долгую 15-летнюю жизнь ни разу не подведя!


Рецензии