Медовые водопады

В конце учебного года в пятом классе у нас состоялось родительское собрание, на котором объявили, что в классе на каникулах организуется поход на Медовые водопады, на три дня с двумя ночевками, и желающие могут записаться. Родители волновались, как это идти с ночевками, но наш классный руководитель, Владимир Пименович успокоил их, сказал, что с нами пойдут взрослые, и это вообще не очень далеко. Мама пришла с собрания и начала советоваться с папой, отпускать ли меня в этот поход. Было решено: отпускать, и начались приготовления. Рюкзаки брали в прокат по списку от школы, так что это решилось само собой.

На одном из последних уроков Владимир Пименович специально провел разъяснение, в целях подготовки к походу, что брать с собой и как укладывать рюкзаки. Весь класс бурно обсуждал предстоящий поход. Выход был намечен на 2 июня. 31 мая был последний день записи в поход. Наши мальчишки почти все записались сразу, не ожидая конца срока, и я в том числе. А с Володей И. вышел казус, он по какой-то причине не записался сразу, а когда решился, оказалось, что на него нет рюкзака, которые мы брали напрокат в какой-то туристической конторе, так они где-то нашли свой собственный с узкими веревками вместо широких удобных лямок, как у нас.

Накануне похода мы с мамой поехали в город закупать продукты, чтобы взять с собой. Обычно мы не покупали тушенку и сгущенное молоко, это считались походные продукты, и мне было так интересно выбирать эти консервы, а выбор был в магазинах большой. Мы поехали в Центральный гастроном в Цветнике и купили две банки тушеной говядины, две банки молока и одну банку какао со сгущенным молоком, это я выпросил, мама не хотела покупать, говорила, лучше молоко. Для меня все было непривычно и волнующе. Дома мы с папой уложили рюкзак, он мне помог множеством советов и главное, просмотрел все мои вещи и сказал, что нужно брать только самое необходимое, в походе каждая мелочь может оказаться нужной, но если наберешь лишнего - будешь мучаться от тяжести.

Наконец наступил день похода. Я встал часа за два до намеченного срока, мама ругалась: "Чего переполошился так рано?.." Но я спать не мог, и быстро собравшись, поехал в школу. Выход был намечен на 10-00 утра, а я приехал в начале десятого. Из наших мальчишек были уже Сережа Л. и Володя К., мы стали обсуждать поход. Потом подошли еще мальчишки, и пришел Владимир Пименович. Он стал сверять по списку всех. Одним из последних пришел Володя И. Он был в белой шляпе - сомбреро и уже успел изрядно надавить себе плечи своими узкими веревочками. А рюкзак у него был такой тяжелый - как будто набит камнями. Мальчишки пробовали, у кого тяжелее рюкзак, мой оказался где-то в середине. Самый легкий был у Сережи Л. Потом он спохватился, что не взял одеяло, хотел ехать за ним, но мы его отговорили: лето на дворе, а он - одеяло, ха-ха. Потом мы еще долго ждали Наташку Ч., Пименович даже ходил звонить к ней домой. Наконец все собрались, и мы двинулись на вокзал, на электричку до Кисловодска.

В Кисловодск приехали быстро и весело, по дороге пели и смеялись, являя собой шумную компанию – мы занимали половину вагона. Володя И. показывал всем свои непромокаемые спички, которые изготовил сам, опустив коробку со спичками в парафин. Нам было интересно, будут ли они и впрямь непромокаемые, хоть бы пошел дождь, чтобы мы могли это проверить. Дождь впоследствии таки пошел, но радости от него было мало. На вокзале в Кисловодске нас построили по двое, и мы зашагали в сторону озера, к Замку Коварства и Любви, отвергнув предложение девчонок поехать на автобусе. Мы ведь в походе, значит все должно быть по-честному, мы должны идти пешком. Кое-какой опыт походов у нас уже был, до этого мы несколько раз ходили в однодневные походы-экскурсии: на Машук, на Бештау, в Железноводск, к горе Развалке, в музей Ярошенко в Кисловодске и другие. Так что мы знали, как паковать рюкзаки, когда и как надо делать привал, и главное, держаться вместе, дружно, помогая друг другу. Пока все шло нормально, только некоторые отставали, поэтому Владимир Пименович ставил их вперед, объясняя, что в походе всех, кто отстает, или тех, кто слабее, ставят вперед.

Мы с мальчишками сразу же сгруппировались сзади, а Виталик К., наш самый сильный парень, сказал, что пойдет сзади всех, замыкающим. К Замку Коварства и Любви добрались без приключений. Сделали привал, все кинулись покупать виноградную газировку, о которой в Пятигорске даже не слыхивали. Это нас сильно заинтриговало, но на вкус она оказалась так себе. Мы немного перекусили. Владимир Пименович сказал, что основательно есть будем уже за ужином, когда придем на Медовый и поставим лагерь. Перекусив, мы двинулись вдоль речки Аликоновки, по дороге встретив группу мужчин, которые купались в речке, отдыхали и рассматривали нас с интересом. Забавным было то, что один «дядя» вылез из воды совсем без одежды, и у него было внушительное «хозяйство», которое он и не думал прятать, что наверняка засмущало наших девчонок. Погода была пасмурная, но дождя не было, так что мы шли нормально. Все было бы хорошо, но видно недавно прошли дожди, и речка кое-где размыла переходы, которые были сделаны из брошенных в воду камней и кое-где с досками поперек. В одном таком месте мы с трудом перешли речку, прыгая с камня на камень. Рюкзаки мы переправляли так - сначала свои, потом брали у девчонок. Виталик К. возглавил группу помощи отстающим и помогал переводить девчонок. Все шумели, что мы долго возимся с девчонками, но классный руководитель урезонил крикунов, сказав, что это поход и в походе так нельзя, все должны быть дружными.

Наше передвижение вперед сильно замедлялось из-за размытой дороги и из-за длинных переходов через разного рода препятствия. Когда мы добрались до последнего пригорка, начало смеркаться, и решено было разбивать лагерь. Первоначально план был: дойти до самого водопада и там устроить лагерь, но мы опасались, что там может быть размыто и вообще сыро. Решили разбить лагерь наверху на склоне пригорка. Мальчишки отправились в лес за сучьями для палаток и костра, а девчонки остались готовить. Потом мы стали натягивать палатки, которые тоже брали напрокат, и мальчишки и девчонки стали сбиваться в кучки, кто с кем будет в палатке. Все продукты сложили вместе и устроили продовольственный склад, вырыв в земле углубление и устелив дерном и накрыв брезентом. Вскоре ужин был готов, он состоял из двух блюд, походного супа-каши с тушенкой и чая. В чай добавили несколько банок сгущенного молока, получилось вкусно, только не очень сладко. После ужина дежурные пошли мыть посуду в речке, а мы стали устраиваться на ночлег. Я был в одной палатке с Сережей Л. и Виталиком К. Еще с нами был Володя К. Мы подстелили под палатку побольше травы, чтобы было мягче и теплее, потом постелили одно одеяло и на него уже легли, укрывшись своими одеялами. Но у нас было на одно одеяло меньше, потому что не было одеяла у Сережи Л., но мы решили, что и так тепло.

Под утро я проснулся от холода, подумал даже, что с меня стащили одеяло, однако, оно было на месте, но абсолютно не грело. Проснулись и другие мальчишки, тоже от холода. В соседней палатке было не лучше, там ворочались, и даже слышно было, как стучат зубы, так нам казалось. Вдобавок пошел дождик, и палатка стала протекать, потому что мы ее трогали изнутри, а этого делать было нельзя. Кое-как дождавшись рассвета, мы решили вставать, все равно в такой холодрыге спать невозможно. Тут выяснилось, что Сережа Л. забыл снаружи свои кеды, и они промокли под дождем. Виталик К. сказал: надо их просушить, и мы решили развести костер. Насобирали сучьев и сложили их в очаг, где готовился ужин. Потом решили испытать непромокаемые спички от Володи И., начали их поджигать, но они долго не загорались, т.к. сера была залита парафином, и не было трения спичечной головки о коробку. Только с большим трудом нам удалось развести костер. Стали сушить все мокрые вещи, как нам сказал Владимир Пименович.

Когда мы еще собирались и обсуждали поход, нам предлагали взять с собой спальные мешки, но мы отказались, решив, что будет слишком тяжело их тащить. Теперь, продрогнув под одеялами, мы пожалели об этом. Костер разгорелся хорошо, как вдруг кто-то закричал: "кеды горят", и мы точно, почувствовали запах паленой резины. Это начали дымиться кеды Сережи Л., которые он положил слишком близко к костру. Мы вынули их, затушили, хорошо, что вовремя, они только чуть-чуть подплавились. Потом Сережа Л. их сам сушил, надев на палку и держа над огнем.

Позавтракали так же, сварив кашу и чай. Нашей палатке выпало дежурить, а все ушли вниз к водопаду. Мы собрали посуду и пошли к речке ее мыть. Это занятие оказалось нелегким, особенно отдраивать ведра от копоти песком. Миша Ч. нашел выброшенную на берег форель, стал ее потрошить, но порезал желчный пузырь, и рыбу пришлось выбросить. На берегу мы увидели ящерицу, она быстро скользнула от нас в траву, оставив извивающийся хвост. Мальчишки сначала закричали: "Змея!" и бросились врассыпную от берега. Потом Виталик сказал: "это ящерица", и мы успокоились и вернулись. Вообще, страшных историй о змеях мы наслушались вдоволь, и везде нам мерещились эти самые змеи, да еще ядовитые, не какие-то там ужики.

После мытья посуды мы отправились на заготовку дров для костра - на обед. У Виталика К. был небольшой топорик, настоящий, туристский, и мы по очереди просили его, чтобы немного порубить. Нарубив сухих сучьев, мы вернулись в лагерь. Тут снова начался дождь, и мы стали быстро заносить все вещи в палатки. Дрова накрыли куском брезента, чтобы не намокли. Сами тоже спрятались в палатку. Наученные горьким опытом, мы не притрагивались к внутренней поверхности палатки, чтобы она не начала опять промокать. Просидели так пока дождь не начал стихать и потом решили, что надо уже начинать готовить обед. Вскоре пришли все остальные, они немного промокли, но пережидали основной дождь внизу на турбазе, накинулись на нас: "Где же обед, ну и дежурные!" А мы стали в ответ кричать: "Что мы должны были под дождем его варить?". Да и костер попробуй развести, когда такой ливень. В конце концов, костер разожгли, дело было улажено, и мы сварили обед, который показался нам очень вкусным. Потом нас сменила другая палатка, и мы пошли со всеми вниз на турбазу.

Водопад не произвел на меня особого впечатления, как я этого ожидал. Оказалось, что это вполне заурядный водопадик, а по моим представлениям это должно было быть одно из семи чудес света. Потом выяснилось, что водопадов целый каскад и самый большой имел высоту в 18 метров, а тот, что мне «не показался» был лишь одним из них. Все было очень красиво! К одному из водопадов вел подвесной мостик, и когда стоишь на его середине, мостик раскачивается туда-сюда. Мы стали развлекаться тем, что стоя на середине, раскачивали мостик, а девчонки визжали от страха. По правде, нам тоже было страшновато, так как рядом шумел водопад, а внизу бурлила быстрая Аликоновка, но разве можно было подать об этом вид?

После водопада мы пошли на турбазу. Там работало радио, несколько человек играли в нарды и домино, а вообще было пустынно. Нам разрешили пройти на задний двор, осмотреть ферму. Там были овцы и маленькие белые ягнята. Они были как будто игрушечные и очень пушистые. Нас очень заинтриговало название «Медовые водопады». Володя И. рассказал, что есть легенда о том, что когда-то в этих скалах жили дикие пчелы, и во время весеннего паводка от меда, который вымывался в речку вода становилась сладкой.

Владимир Пименович ходил куда-то узнавать насчет погоды, пришел озабоченный и стал говорить, что надо собираться и уходить домой, потому что обещают ливень с грозой. Мы очень расстроились, стали его упрашивать, ну что же это за поход, ведь обещали три дня, а прошло только полтора. В конце концов, мы выпросили еще на ночь остаться, а с утра уже двинуться в обратном направлении. Мы закричали "ура" и клятвенно пообещали хорошо подготовиться к дождю и не ныть, если будет холодно и мокро. Прежде всего, решили переставить некоторые палатки, под которыми было мало травы, они оказались в низине, и туда набралось воды. Нашу палатку похвалили, что она стояла хорошо, и мы, гордые, стали помогать переставлять другие палатки. Кто-то крикнул "змея!" и отпрыгнул от места, где только что стояла палатка. Несколько мальчишек вооружившись палками, начали подходить к тому месту: где змея? какая змея? никакой змеи нет! - и стали тыкать палками в настеленную траву. Вдруг что-то там зашевелилось и как будто струйкой воды сверкнуло в сторону. Мы побросали палки, и наутек. Змея-то и впрямь была. Она залезла под палатку в траву, то ли погреться, то ли от дождя спрятаться. Мы были очень возбуждены, девчонки наотрез отказались спать в своей палатке. Но тут пришел Владимир Пименович и стал нас успокаивать, что ядовитых змей здесь не водится, а это был обыкновенный уж, который не кусается. По правде сказать, мы все же боялись, и не очень-то успокоились, но виду не подали.

Установили палатки, укрепили колья, на случай урагана, даже наложили вокруг палаток веток и травы, вроде дамбы. Когда сидишь в палатке, кажется, все тебе нипочем, крыша есть над головой. На ужин решили сварить все, что оставалось, потому что завтра с утра уже сниматься, и оставлять продукты нечего, а тем более тащить их домой. Ужин получился обильным. Особенно чай, куда вылили вперемешку все: молоко, кофе, какао, все что оставалось. Это был не чай, а какое-то кофе-какао. Очень сладкое, хотя и немного пригоревшее. Вторую ночь уже было не так холодно, мы надели на себя все что было, и хорошо застегнули палатку. Утром встали - солнце, никакого шторма, только ночью был небольшой дождик. Собрали весь наш лагерь, быстро перекусили, доев остатки съестных припасов, и отправились в путь. Идти было легко, рюкзаки были почти пустые. В обед мы были уже в Кисловодске, а там – на электричку и домой. А впереди было еще целое лето каникул, благодать!


Рецензии