Без мусора не приезжай!

Случилось это в январе 2006 года. К нам из стойбища приехал хант, или манс.
Кто их разберёт? Я работал тогда бригадиром монтажной бригады на одном из нефтяных месторождений. Услышал поутру тарахтение мотора, догадался, что снегоход подъехал. Ханты и манси в наше время на оленях не ездят, проще снегоход заправить, благо заправки в посёлке есть. Бочку топлива с собой и опять в тундру. Они обычно приезжали, чтобы прикупить соль, продукты, медикаменты и топливо для снегоходов. Вышел я из вагончика, как обычно первым, вставал раньше, на оперативку нужно успеть, да и в вагончике не развернёшься. Зима. Мороз устойчиво держался минус тридцать, сорок градусов. Одеваться приходилось по очереди. Ватники, да валенки, бушлаты одеть в узком помещении всем одновременно – проблема. Гляжу, у корпуса администрации нарты стоят, в них хант сидит.
Для нас они не редкость, но  пообщаться с ними, всегда интересно. Подхожу, спрашиваю:
- С чем пожаловал? Дело, какое?
- Дело, дело! Сварка нужна! Вон, гляди, какое дело! – Заторопился с ответом хант и развернул на нартах тряпки.
 В старых малицах лежала рама от снегохода и какая-то шестерня. Малица – это верхняя одежда коренных жителей. По сути, балахон из оленьих шкур, мехом внутрь, обшитый снаружи плотной материей с каким-то узором. Часто старые малицы ханты используют, как мешки для всякой снеди. Я оглядел железки - дело плёвое, мой сварной Бек за пять минут заварит. Я и сам бы заварил, но здесь металл трубный, тонковат для моего мастерства, а шестерня наоборот требует бОльшего напряжения, лучше сварщику профессионалу довериться.
- Сделаем – говорю и вернулся в вагончик.
- Толик, там хант приехал, иди, посмотри, дел на пять минут, может рыбой рассчитается. Шура, болгарку возьми, потом позавтракаете, обточи края.
Ребята рванули к нартам, я захватил катушку удлинителя и пошёл включать сварочный аппарат.
Сварщик у меня был алтайский татарин, по имени Тлеубек. Называли мы его, то Толя, то Бек. Он не обижался, принёс имущество аборигена и вместе с Шуриком начали работать, а я пошёл посмотреть, что делает хант. Уже проснулись нефтяники и потянулись к столовой. Все подходили к нартам, разговаривали. Потом смотрю, каждый роется у него в нартах и уносит по щуке. А я то - дурак, не догадался сразу у него взять пару щук. Останется мелочь какая-нибудь. Хотя, должен же, простодушный хант понимать, что за работу рассчитаться нужно достойно.
Минут через двадцать мы вручили владельцу его железяки. Тот благодарно поцокал языком и улыбаясь завернул всё хозяйство в малицу.
- Ай, спасиба! А то мороз железа ламает!
- Эй, а рыбу то, давай! За работу.
- Ай, нету рыбы – развёл руками хант – Мороз - какой, сеть не поставить. Нету рыбы.
- Как нету рыбы? – удивился я, ты же только что раздавал рыбу нефтяникам.
Хант замахал руками,
- Какой рыба? То не рыба, то щука!
- А щука, что не рыба, что ли? – вмешался Бек.
Хант весело захихикал, всем своим видом показывая, что понял нашу шутку.
- Щука рыба? Хи-хи. То не рыба, то – мусор! Хи-хи.
Мы переглянулись. Кто-то из нас был точно дурак. И, кажется, что это был не хант. Бек разозлился и начал делать досмотр хантовского имущества.
- Чё, ничего нам не оставил, что ли? Мы тебе варили, а ты всю рыбу просто так раздал? А это что?
В нартах лежал ещё один такой же мешок, в нём окуни, краснопёрки, какие-то и прочие мелкие, не больше ладошки рыбёшки. Бек забрал весь мешок и потащил в вагончик, высыпать всё в раковину.
- Зачем забирал? Собак чем кормить буду?
Вот в чём дело! Он собак кормит мелкой рыбой! Такую дома, за счастье на удочку поймать - а он собак кормит! А щук, стало быть, за рыбу не считает. Мусор! Мне стало неловко за Бека, а с другой стороны, хант - простофиля тоже не прав. Тут мне пришла в голову идея, и я побежал в столовую.
 Минут через десять мы провожали довольного аборигена, который увозил
отремонтированные детали и целый бачок пищевых отходов для своих собак.
- В следующий раз, без мусора не приезжай!


Рецензии