Евстафьевна

Наша северная партия затаривалась в Усть-Куте: продукты, бензин, солярка. Грузили на машины, заливали в бензовозы и по автозимнику Усть-Кут-Мирный везли до села Непа, где расположена была база-500 километров, примерно. Неизвестно, кто это придумал, но меня вдруг назначили экспедитором. Выделили грузовую машину ГАЗ-52 с полубудкой из фанеры, Сергей шофёром. На мой протест и дикое недоумение (ну, какой из меня завсклад?) успокоили: всем будет заниматься Валентина Евстафьевна Беликова, местная пенсионерка, а я только грузить и накладные подписывать. Разгружать и перегружать будут рабочие на базе.

Бабушка оказалась знаменитой: на фронте служила переводчицей в армии у Рокоссовского, после войны возглавляла торговую базу ХОЛБОС,снабжающую Якутию, практически, всем. Связи у неё остались повсюду, поэтому её имя магически действовало, являясь пропуском во все структуры Усть-Кута. Достаточно было наклониться к окошку дежурной на нефтебазе и тихонько сказать:
-Я от Евстафьевны...
И мой бензовоз уже въезжает заливаться во двор в то время, как другим говорят, что бензина нет. Так же и на складах: имя бабули было волшебным словом.

Таксисты города с радостью летели к ней по заказу (между собой они называли её Пугачиха- она жила на улице Пугачёва), так как, кроме денег, она всегда давала сверх счёта пару банок сгущёнки-тушёнки, колбасу. А в середине 80-х это было, как валюта. Так что в те времена в стране было, как минимум, две знаменитых Пугачихи- Евстафьевна и Алла.

Евстафьевна была очень грузная дама с огромаднейшей тяжёлой задницей. Откуда я знаю, что она тяжёлая?
Каждый день помногу раз я эту часть её тела то придерживал, то толкал руками, плечами,головой, упираясь ногами в землю. Она же передвигалась почти всегда с нами, изредка доверяя мне самостоятельно получать продукты. А ездила она в кабине нашего грузовичка, которая ей была маловата.

У меня была специальная табуретка, которую я подставлял бабке под ноги. Они у неё были очень толстыми- просто две тумбы (по слухам, в конце войны её ранило осколками в ноги). Бабушка взбиралась на табуретку, потом переносила ногу на подножку, придерживаясь за дверь грузовика.
С той стороны, красный от напряжения, её тянул за плечи Серёга, а с улицы я подставлял плечо под необьятный зад. Машина кренилась набок, я пыхтел, вталкивая Евстафьевну в узкую дверь. Наконец, она усаживалась, ругаясь, что дали такую маленькую машину. Я закидывал табуретку в кузов, следом забирался сам, садился в уголке будки, кутаясь в полушубок, и мы начинали объезд складов. Разгрузка шла примерно таким же Макаром. Считаю, что мы с Сергеем совершили подвиг, так как ни разу за все посадки-высадки не уронили бабушку на землю.

По складу я шёл за ней, как катерок за ледоколом. Кладовщицы, подобострастно заглядывали бабке в глаза и открывали свои закрома по мановению её пальца. Евстафьевна сама знала, что и сколько взять, я лишь изредка просил, увидев на складе что-нибудь особенное, типа монпасье в баночках, которое не видел с детства (брали на всех коллег- коробками), финского детского питания в баночках,апельсины ящиками.Кладовщицы начинали возражать-мол,монпасье на выборы, апельсины детям в дет.сады, но Евстафьевна их обрывала:
- Обойдутся чиновники без монпасье, а дети... - эти экспедишники сами, как дети, им витамины нужны...

Потом я обнаглел и сказал, что на базу надо взять водку и шампанское- не бегать же в сельский магазин всякий раз. Взяли по пять ящиков и того и другого. Разгрузились в Усть-Куте  на базе в холодном складе.
За ужином ребята предложили для аппетита выпить бутылочку, а завтра, мол, купим в магазине и доставим в ящик. Бутылка ушла незаметно, решили, что завтра две докупим. Потом три... четыре... пять. Посидев ещё, стало всем ясно, что лучше купить сразу ящик. Народу на базе было много, ящик водки кончился к утру.

Через пару дней захожу в склад и вижу, что часть шампанского стоит, покрывшись снежными шапками, валяются горлышки- бутылки взорвались от мороза. По-нормальному, надо выкинуть, но как такое возможно? Принесли ведро, в него аккуратно переложили сломанные бутылки вместе со снегом и занесли в дом. Постепенно шампанское оттаяло, крупные осколки выкинули, напиток плескался вровень с краями ведра, а сами уселись вокруг него и черпали вино кружками, закусывая апельсинами, которые начали уже портиться к тому времени.
Интересно, кто-нибудь когда-нибудь пил шампанское из ведра?

Спустя месяц закончилось моё экспедиторство. Вернувшись в экспедицию, сдав все накладные, стал готовиться к полевому сезону, и тут меня вызывают в бухгалтерию и спрашивают:
-А где... ???
Недостача- десять ящиков сгущённого молока и десять ящиков говяжьей тушёнки. На моё честное:
-Клянусь, не брал!!!
Ответили, что мне, конечно, верят, но из зар.платы удержат.
Так я и не узнал, кто меня обманул- Евстафьевнa или складские тётушки с хитрыми поросячьими глазками.

Хотя, не думаю, что бабушка бы так мелочилась- у неё в ограде стояли сараи, в которых чего только не было. Об эти жалкие двадцать коробок она бы не стала пачкаться.


Рецензии
Здравствуйте, Александр! Меня зовут Юля, я внучка этой самой Евстафьевны. Спасибо вам за рассказ, правдивый и смешной местами. Только ранения никакого не было, это было заболевание тяжелое. Бабушка перенесла много операций, из за этого проблемы с ногами и лишний вес. Ну и восемь родов, тоже дают о себе знать... Очень приятно, что память о человеке живет столько лет! Спасибо вам!

Юлия Эрнандес   05.05.2016 01:05     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Юля. Как тесен мир, всё-таки!!! Рад очень, что на просторах интернета удалось так встретиться! Про ранение байка такая ходила, а расспросить Евстафьевну мы не догадались, балбесы. Всегда жалеешь о том, что мало узнаёшь, пока человек жив.
Вот не написал сразу, что бабушка после заброски по зимнику не отпускала никого из нас домой без дефицитных продуктов, которые в то время было не достать нигде. Так что воспоминания о ней остались тёплыми и добрыми.

Александр Маевский   05.05.2016 08:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.