Не хочу быть взрослой!

«Не хочу быть взрослой»!
отрывок из рассказа «Младшенькая», сборника: «Вот и Всё».

     Не хочу быть взрослой.
     Так часто говорит моя Младшенькая, и желание это крепнет у неё год от года.
     А мы с женой просто любуемся этим её упорством и даже, можно сказать, упиваемся им, но вот оградить её от во всю уже подступившего взрослого мира со своими жестокими правилами банальной житейской конкуренции везде и во всем просто не можем. Он (имеется ввиду этот мир) проникает к ней со всех сторон (и с физиологической, и с психической, и с познавательно-учебной, и, конечно же, с духовной), а она в свои 13-ть лет словно и не замечает всего этого, придумывает и придумывает, создает и организует для себя всё новые и новые барьеры, объяснения, доводы, ограждая своё милое детство сама без посторонней (даже нашей) помощи.
    А началось это всё, мне кажется, сразу после детского садика, в первом классе, когда она вдруг неожиданно переросла установленные ростовые критерии для входа в игровые комнаты детей в наших гипермаркетах. Помню, как мы с женой вдвоем уговаривали её не плакать, когда женщина-контролер на входе вместо обычной приветливой улыбки вдруг впервые строго сказала:
    - Большим сюда нельзя, здесь только для малышей.
    - А я не большая, - возразила наша Настюшка и упрямо закинула руки за спину.
    - Вставай сюда, не большая, - указала надзирательница на измеритель роста, - смотри-ка, ты уже явно выше 110 сантиметров, а значит большая! А я не обязанная малышей от школьников охранять.
     Вот так нас впервые не пустили к детям.
     А вообще-то, братцы, в интересное время мы живем сейчас. Плотность населения земли постоянно растет, информационные технологии, усложняясь, всё интенсивнее вовлекают людей во всеобщее виртуальное общение со всем миром, подчас забирая на это всё, ну просто всё, свободное время у отдельных индивидуумов, а мы (вообще все люди) тем не менее, а может даже и наоборот от этого становимся всё более и более одиноки, а от того все более и более несчастны. Иногда приходится наблюдать удивительную картину, когда взрослые люди (как правило очень молодые и, как их сейчас называют, креативные) не умеют писать ручкой и говорить вслух. При этом они не только двух слов связать не могут, но вообще боятся подойти друг к дружке словно «дикари» какие-то.
    Для нас детей 60-х и 70-х годов двадцатого столетия, живших в другой стране, можно сказать в другом измерении, такой проблемы не было, мы её просто и не знали. Абсолютно всё своё свободное время мы проводили во дворе, в своем микрорайоне, в ватаге мальчишек и девчонок всех возрастов, национальностей и видимо вероисповеданий. Главные различия и устремления в общении между нами было выяснить лишь только кто из нас быстрее, сильнее, ловчее, смелее и, конечно же, веселее, задорнее, эрудированнее, расторопнее. А сколько было интереснейших игр: футбол, хоккей, классики, всевозможные игры со скакалкой и мячом, прятки, жмурки, картошка, волейбол, собачий волейбол, множество разновидностей лапты, городков, ножичков, территорий, войнушек, минус пять и так далее, далее до без конца. Родители наши не боялись выпустить нас во двор. Взрослые солидарно следили за безопасностью своих, да и чужих чад. А помните, как школьные общественные организации: октябрята, пионеры, комсомол просто-напросто заставляли нас объединиться в единый коллектив, в котором всегда шел откровенный разговор. Да, конечно, скажу для скептиков субъективизма в них хватало, но в диалоге всегда рождалась истина и самое главное, повторюсь, рождался тот самый настоящий детский коллектив.
     А что сейчас? Не буду рассуждать о том, что теперь возрастной ценз свободно гуляющих на улице детей значительно вырос с 3-х – 5-ти лет до 10-ти – 12-ти. Уверен это явление временное, сегодня это просто веление времени для их же безопасности, видимо как раз из-за охватившей всех нас информационной безограниченности, если не сказать резче... Со временем это, конечно же, пройдет, мне кажется это уже проходит…
     Но сейчас не об этом. А о том, что дети должны свободно общаться друг с другом не виртуально, а обязательно контактно, глядя глаза в глаза, проговаривая все их детские обиды и проблемы во взаимоотношениях друг с другом и с соприкасающимся с ними взрослым миром. Это не просто их право, это живая необходимость для них. Иначе у нас вырастут «кролики» или, того хуже, «умные пескари», сидящие в норах, пялящиеся в заокеанские экраны на бестолковые, однотипные комиксы и неприносящие потомства. Они, а следовательно и мы с вами, все вымрем от этого, не пройдет и полвека.
     В один прекрасный момент мы с женой вдруг заметили, что Настюшке стало трудно подойти к детям и начать с ними разговор. Надо сказать, что она у нас всегда была очень веселым, общительным и доброжелательным ребенком. В детском садике ей пришлось дважды быть в подготовительной группе с детьми старше её и она со всеми находила общий язык. Да и в начальной школе, на музыке, хоре, танцах, других всевозможных кружках и секциях у неё всегда было много друзей и товарищей. Но вот начались очередные летние каникулы. Нам 10 лет. Погода стоит просто замечательная, а Настюшка сидит дома играет на пианино, поет всевозможные песенки из своих нотных сборников для трех десятков своих кукол и слезно просит отвезти её на занятия со сверстниками по танцам, хору, сольфеджио, которые к сожалению тоже уже на каникулах.
    - Настенька, летом все кружки и занятия, как и школа тоже отдыхают. Все хотят каникул и отпуска. Дети летом должны гулять на улице, а не сидеть в душных помещениях, - говорит ей мама.
    - А я не хочу на улицу, там я никого не знаю, - отвечает Настюшка.
    - Пойдем вместе, познакомимся и тебе будет с кем играть.
    - Нет. Там только большие дети и совсем маленькие с родителями. Они не будут со мной играть.
    - Ну тогда давай возьмем путевку на летнюю площадку в школе или, может быть, в загородный лагерь, - вступаю в разговор я, - там будут твои одногодки.
    - В школу не пойду, девчонки там какие-то скучные, они не любят играть, а болтают только о моделях телефонов, мальчишках и ещё какой-то ерунде, странно называемой музыкой. И вообще они не хотят со мной разговаривать, говорят я ещё маленькая, - грустно говорит она, - а в загородный лагерь мне не с кем ехать, подружек с хора и танцев не отпустят, да и вас с мамой там не будет.
    - А почему маленькой? – удивляюсь я, ведь Настенка не погодам здорово играет на пианино, красиво танцует, изящно поет сопрано, да и учится она в целом неплохо, без троек. Не дружить с такой девочкой в моё время было бы просто невозможно.
    - А они говорят, что я ещё в куклы играю, не сижу с ними в Контакте и не слушаю их Земфиру, - пожимает плечами она.
    - Так ведь это и здорово, что ты не такая как все, - поддерживает меня жена.
    - Я знаю, - невесело говорит дочка и, неспешно рассаживая своих кукол, идет петь им очередной урок сольфеджио.
    - Постой, - останавливаю её я и, кивая на окно, добавляю, - играй с теми с кем тебе будет интересно. Вон смотри во дворе куча малышей, играй с ними, как с куклами.
    - Они наверно не захотят, - задумывается на миг она.
    - Ещё как захотят. Бери свою болтающую и поющую, почти что живую Ксюшу и сама увидишь, что соберутся все, - подбадриваю я, - а еще захвати самокат для остальных, кто не любит кукол и всё будет хорошо. А мы с мамой с окна последим за тобой. Иди же не бойся.
    - Будь собой, дочка, - добавляет мама.
     Дальше понятно. Думаю не надо говорить, что как только Настя вышла во двор, села в кружке малышей на свежую июньскую зеленую травку, всю осыпанную желтыми головками одуванчиков и начала свой обычный урок музыки с Ксюшей, что не только малыши, но и вообще все девчонки, да и мальчишки даже прилично старше её в конечном счете оказались втянутыми в увлекательное и неведомое им до этого момента живое общение…
    Сейчас нам уже 13 лет, но с тех пор ничего не изменилось. Наша Настюшка по-прежнему душа всех игр во дворе, музыкальных постановок  в школе, организатор и постоянный участник любых детских праздников, главный и непререкаемый предмет обожания всех малышей двора. Но при этом напрочь отвергнутый (так ей во всяком случае кажется) некоторыми «крутыми» одноклассниками за неимением общих тем для беседы. Да и правда, откуда им взяться-то этим общим темам. Но к моему удивлению сейчас наша Настюшка счастлива в своем детстве. Она искренне не понимает зачем надо вообще общаться с этими скучными «крутыми», искать какие-то общие темы, а заодно она также не может понять зачем нужно стараться делать уроки и следить за своими оценками в школе, куда как интересней музыка, хор, танцы, кино, книги, театры.
    - Настя, ты что получила сегодня? –спрашиваю я приходя домой.
    - Я не помню, папа, - обычно отвечает она, чем вводит меня в абсолютный ступор непонимания.
     Сейчас мне кажется (хотя возможно это было и не так), что я с первого класса следил за всеми своими оценками и точно знал, где и когда надо подойти к учителю, чтобы подтянуть свои хвосты. Меня видимо ругали дома за плохие оценки, а может это был мальчишеский дух соревнования – быть всегда лучшим.
     Но наша Настюшка совсем не такая, она действительно одинаково не помнит, как её оценили: на пять или два. Ей просто это оказывается совсем не важно.
     - Кто сказал, что это неправильно? – сразу вспоминаются мне слова М. И. Веллера из его книги «Всё о жизни».
     А и действительно: «Кто сказал, что это неправильно»? Может так и надо: не думать об оценке тебя кем-то (даже учителем)? Может на самом деле это нужно не только детям, но и вообще всем людям?
     «Надо бы просто жить…», - помните, как сказал нам Шукшин в «Калине красной». То есть жить, не думая об оценке тебя где-то и кем-то усиленно изображая что-то на показ. Надо бы просто жить по совести, как велит тебе твой внутренний голос что ли, тогда и не будет внутренних конфликтов, упреков и стрессов. В конце концов ведь сказано этому человеческому лукавству свыше (как минимум из глубины времен): «Не тот с Ним кто в храме, а кто сотворил храм Ему внутри себя».
     Недавно мне попался на глаза один, так называемый «закон власти», описанный очень  известным западным психологом, как учебное пособие для менеджеров: «Во взаимоотношениях людей буквально всё зависит от репутации, береги её ценой собственной жизни». Вот так, не больше и не меньше. Но ведь для этой пресловутой репутации надо только и делать, что говорить не то, что думаешь, а думать не то, что делаешь. И тут сами собой вспоминаются слова:
     «Правду говорить легко и приятно» («Мастер и Маргарита»);
     «Браво, браво! Вот только, какую правду... Правда – это всего лишь то, что сейчас принято считать правдой» («Возращение Мюнхгаузена»);
     «От любви до ненависти – один шаг» (поговорка).
     И что из этого следует?
     А следует то, что моя Младшенькая права! Важно не твоя репутация у окружающих, а твое истинное мнение о себе самом. Важно самому любить и уважать себя, может быть даже ценой естественного взросления. Ведь в детстве не надо прятаться за это сложное слово «репутация». Не надо изменять самому себе. И словно в подтверждение этих моих мыслей мы недавно нашли запись нашей Настюшки в разделе статуса её «Контакта»: «Я крутая и точка. Каждый является тем, кем действительно считает себя сам, а не кто-то иной».
     Вот так! И это действительно её настоящая правда. Она совершенно не помнит, что поставил ей учитель, но с ходу говорит с кем из учителей ей «легко и приятно», а с кем невыносимо скучно и неинтересно.
     Но все же, как с ней непросто сейчас изучать эту пресловутую школьную программу под названием: «21-ый век». Особенно историю, биологию, географию и литературу. В её глазах читается такой живой и рвущий душу вопрос: «Зачем мне это?», что сам начинаешь искренне сомневаться нужны ли ей эти сегодняшние взрослые знания бытия, а кто знает может быть они даже и «лжезнания» истинного мироустройства.
      А совсем недавно по её же просьбе мне пришлось объяснять кто такой Дед Мороз, где он живет и как его можно увидеть. Да-да мой ребенок в свои 13 лет не просто верит в Деда Мороза, как во что-то возвышенное, невозможное потрогать, а верит в него совершенно искренне, как в то, что весь мир хороший, что он волшебный и живой, что нельзя его делить на какие-то клетки и атомы, что глобус это просто разноцветный шарик, что нет никакой истории нет и не было, а есть только то, что происходит сейчас вокруг и в то, что литература должна быть только веселая и обязательно добрая.
     Конечно, я пытался объяснить, что Дед Мороз – это Бог, спускающийся к нам в Новогодние праздники и Рождество, и что его никогда нельзя потрогать, а можно только почувствовать внутри себя. Но наша Настюшка не поверила мне, хотя она и перестала спорить на эту тему со своими подружками и с нами, но все равно не поверила. Она перестала искать его и подсматривать за тем, как появляются подарки под ёлкой, но она сама стала Дедом Морозом для ватаги своих малышей, напокупав им кучу всякой мелочи на первый же Новый год и раздарив их от его имени. А в своей записке к нему она написала: «Дед Мороз, раз ты добрый дух, то насоветуй моим родителям и брату подарить мне то-то и то-то, а ещё пусть все будут здоровы».
     Вот так! И мы всей семьей, как всегда, накупили ей от Деда Мороза кучу всякой детской ерунды, положили её под елку и сочинили вот это самое стихотворение на память о её сегодняшнем милом нам всем мироустройстве:
     «Дед Мороз – это славное детство,
     в нас живущее где-то внутри
     с чувством радости по соседству
     грубым знаниям вопреки.
     А еще – Он вера наша
     в торжество добра над злом.
     Утром мамина вкусная каша,
     наш любимый уютный дом.
     А Снегурочка – это Настёнка,
     наша милая младшая дочь,
     вся воздушная, талия тонка,
     манит нас в Новогоднюю ночь,
     в серпантин окунув одежду,
     а под елку глядит так смешно…
     А еще - её надежда:
     то, что будет всё хорошо.
     Новый год – это танец снежинок
     под рождественский вальс цветов,
     много добрых светлых улыбок,
     от Любимой моей - теплых слов.
     А еще – это светлое чувство,
     что зовется так просто ЛЮБОВЬ,
     для души настоящее яство,
     нас чарующее ВНОВЬ и ВНОВЬ.»


Автор благодарит критика (ЕМЮ) и корректора (ЕАрВ) за оказанную помощь.
20.03.2014 года.


Рецензии