Россия и Финляндия. Независимость. ч. 2

Получение независимости, начало Гражданской войны

В годы Первой мировой войны Финляндия вела себя достаточно смирно, поначалу никак не выдавая своих прогерманских симпатий. Однако, когда летом 1915 года показалось, что шансы на победу Германии над Россией достаточно высоки, эти симпатии стали демонстрироваться все ярче.
Дошло до того, что на Восточном (русском) фронте на стороне Германии против русских войск воевал целый батальон (27-й егерский) финских ДОБРОВОЛЬЦЕВ!!!
Для того, чтобы попасть в его ряды, «горячим финским парням» требовалось сначала попасть в Швецию, оттуда – в Германию, там добровольно поступить на службу в армию воюющую с их родной страной, пройти курс обучения под руководством немецких инструкторов, и лишь потом оказаться на передовой, где-нибудь на Рижском участке Восточного фронта.
Путь, как видим неблизкий и довольно тернистый, однако добровольцев было множество. Именно они, впоследствии и составили ядро финской армии в годы их Гражданской войны.
Вообще-то это просто уникальный случай. Ни в одном другом государстве в годы Первой мировой  войны ничего подобного не было.
Целый батальон добровольцев финнов вполне официально воевал  на стороне врага против армии своей страны.
В связи с этим стоит еще раз вспомнить довоенное утверждение Николая Второго: «я того мнения, что на Финляндию, как это она доказала, я могу вполне положиться, а финляндцы это вернейшие мои подданные».
Ну вот и еще раз ЭТО ему доказали его «вернейшие подданные» в годы тяжелейшей войны…

После Февраля 1917 года произошел развал русской армии и государственности. Этим не замедлили воспользоваться финские сепаратисты.
И. Пыхалов  в своей работе отмечает:
«Буржуазные партии Финляндии уже давно стремились к отделению от России. Однако пока там у власти находилось Временное правительство, поддерживавшее их в борьбе против местных социал-демократов, правые не требовали немедленной независимости. Но после прихода к власти большевиков ситуация поменялась на прямо противоположную. 13(26) ноября буржуазное большинство сейма утвердило новый состав сената во главе с П.Э. Свинхувудом без представителей социал-демократов. 23 ноября (6 декабря) сейм провозгласил Финляндию независимым государством. 18(31) декабря независимость Финляндии была признана Советом Народных Комиссаров РСФСР».

Надо отдать должное финским националистам, они мастерски воспользовались лозунгом о праве наций на самоопределение, «поймав» на этом  советское правительство.
Надо понимать, что ТОГДА почти все большевики, да и многие социалисты  на Западе,  думали, что Октябрьская революция – лишь  пролог, первый акт наступающей Мировой революции, которая сметет ВСЕ границы и объединит трудящихся всего земного шара.
Время показало, что это было наивным предположением, но в ТО  ВРЕМЯ так считали ОЧЕНЬ многие и у нас в стране и за рубежом.
Лозунг «Революция – это вихрь, сметающий все границы!» висел на советских приграничных станциях и КПП до конца 30-х годов.
Это надо помнить и понимать, оценивая ту ситуацию и не пытаться безаппеляционно осуждать те ошибочные (как продемонстрировала нам жизнь и судьба страны) решения.
Задним умом мы все, традиционно, сильны.

А в то время, даже Сталин попал под обаяние грядущей Мировой революции.
На съезде финляндской социал-демократической рабочей партии в ноябре 1917 года, Сталин сказал следующее: «Я заявляю, что мы изменили бы социализму, если бы не приняли всех мер для восстановления братского доверия между рабочими Финляндии и России. Но всякому известно, что без решительного признания за финским народом права на свободное самоопределение восстановить такое доверие немыслимо. И важно здесь не только словесное, хотя бы и официальное, признание этого права. Важно то, что это словесное признание будет подтверждено Советом Народных Комиссаров на деле, что оно будет проведено в жизнь без колебаний. Ибо время слов прошло. Ибо настало время, когда старый лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» должен быть проведён в жизнь.
Полная свобода устроения своей жизни за финляндским, как и за другими народами России! Добровольный и честный союз финляндского народа с народом русским!» ( И. В. Сталин, Соч., т. 4, стр. 3–4.)

Как видим, расчет был, что после предоставления независимости будет «добровольный и честный союз» финляндского народа с русским.
Этот расчет не оправдался.

Спустя короткое  время Сталин  вынужден был признать сделанную ошибку:
Выступая 22 декабря 1917 г. на заседании ВЦИК с докладом о независимости Финляндии,  он говорил: «Если мы повнимательнее всмотримся в картину получения Финляндией независимости, то мы увидим, что фактически Совет Народных Комиссаров дал свободу помимо своей воли не народу, не представителям пролетариата Финляндии, а финляндской буржуазии, которая странным стечением обстоятельств захватила власть и получила независимость из рук социалистов России» (И. В. Сталин, Соч., т. 4, стр.23).
 
В этом захвате власти финской буржуазией ключевую роль сыграли специальные вооруженные отряды белой гвардии (шюцкор), созданные буржуазным  правительством Свинхувуда еще летом 1917 года.
К январю 1918 г. в рядах шюцкора насчитывалось уже 40 тысяч человек.
События в Финляндии развивались стремительно.

Игорь Пыхалов так описывает дальнейшее:

«В  ночь с 14 на 15 (с 27 на 28) января,  в Гельсингфорсе отряды Красной гвардии заняли здания сената и других центральных учреждений. 15(28) января восставшие сформировали революционное правительство — Совет Народных Уполномоченных. В ту же ночь силы белых, по приказу своего главнокомандующего генерала Маннергейма атаковали русские гарнизоны в северной части страны и в Карелии.

После начала боевых действий в руках красных оказалась южная Финляндия — примерно пятая часть территории страны, однако наиболее густо населённая и включающая в себя важнейшие промышленные центры.

Вступив в гражданскую войну, руководство финских социал-демократов сделало всё, чтобы проиграть. И это не удивительно, если знать, из кого оно состояло. Если в Советской России доминировали большевики, то в красную Финляндию следовало бы назвать розовой. Как и в созданных год спустя Баварской и Венгерской советских республиках, а ещё раньше в Парижской коммуне, там преобладали левые социалисты различных оттенков. То есть публика, даже в разгар революции помешанная на гуманизме и общечеловеческих ценностях и одновременно отличающаяся крайней нерешительностью.

Для победы крайне важно обеспечить себе перевес в ресурсах по сравнению с противником. Поэтому надо с самого начала стремиться занять как можно больше стратегических пунктов. Вместо этого красные на первом этапе войны пассивно топтались на месте.

Необходимо как можно скорее приступить к созданию массовой армии. Белые 18 февраля 1918 года ввели на контролируемой ими территории всеобщую воинскую повинность.
Красные же не желали поступаться принципами. Как объявил в середине марта начальник штаба Красной гвардии: «Ещё раз повторяем приказ о том, что на тех территориях, где действует финляндская Красная гвардия, нет и не может быть обязательной воинской повинности. Если всё же где-либо взяли людей в армию в принудительном порядке, такие действия осуждаются, как противоречащие изданным приказам; требуем немедленно демобилизовать привлечённых таким образом людей» (Сюкияйнен И.И. Революционные события 1917–1918 гг. в Финляндии. Петрозаводск, 1962. С.253).

В отличие от России, основная масса населения Финляндии призывного возраста не имела опыта участия в боевых действиях.
Однако у белых имелись опытные офицерские и унтер-офицерские кадры — в первую очередь, 27-й егерский батальон, сформированный в Германии из перебежчиков и эмигрантов финской национальности, прошедший основательную подготовку и получивший боевое крещение на фронте. 17 февраля в Финляндию прибыли первые 80 человек из состава батальона, а 25 февраля — основная масса, 1130 человек (Маннергейм К.Г. Мемуары. М., 2004. С.111).

У красных опытных кадров, напротив, категорически не хватало, зато имелась выборность командиров и прочая совершенно неуместная в боевой обстановке демократия, вплоть до отмены смертной казни. Расстрелы, разумеется, случались, но проводились отдельными полевыми командирами.
Тем не менее, белым долго не удавалось добиться решающего успеха и решающий вклад в их победу внесли германские интервенты.
В разгар наступления Маннергейма, 3 апреля в тыл красным на полуострове Ханко высадилась так называемая «Балтийская дивизия» численностью 12 тыс. человек под командованием генерала фон дер Гольца. Ещё один немецкий отряд численностью 3 тыс. человек высадился 7 апреля у города Ловисы. 14 апреля германские войска заняли Хельсинки, 29 апреля пал Выборг и в начале мая война закончилась.


В Гельсингфорсе белые сожгли абоские казармы со всеми бывшими там пленными красногвардейцами, а также женщинами, стариками и детьми.
В Выборге помимо красногвардейцев были расстреляны русские жители, включая учеников реального училища (Сюкияйнен И.И. Революционные события 1917–1918 гг. в Финляндии. Петрозаводск, 1962. С.272–273), а также оказавшиеся там поляки.
Польские жители Выборга, как и положено, были русофобами и симпатизировали белым. Но поскольку они говорили на языке, похожем на русский этого оказалось достаточно для расправы (Холодковский В.М. Революция 1918 года в Финляндии и германская интервенция. М., 1967. С.289)».

Подробнее о Гражданской войне в Финляндии  в 1918 году речь пойдет в следующей главе.

На фото: Декрет о независимости Финляндии

Продолжение: http://www.proza.ru/2014/03/23/662


Рецензии
В Ханко на месте высадки немецкой дивизии стоит памятник.
Немцам от благодарных финнов за недопущение
кровопролития в 1918-ом году.

Василий Овчинников   11.08.2019 13:26     Заявить о нарушении
Брехливый памятник.
Почитайте главы о гражданской войне в Финляндии и узнаете, сколько там было пролито и финской, и русской крови.

Сергей Дроздов   11.08.2019 13:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.