Смертный пробег
Всё произошло мгновенно. Стоило лишь караульному на несколько секунд задержать взгляд на верхушке могучей ели, буквально усыпанной шишками, как сильный удар сбил его с ног. Караульный попытался высвободить автомат, но на него тут же навалилось тяжёлое тело и подмяло под себя. Это был Усачёв, самый опасный рецидивист, за которым надо было следить особо. Но один караульный отстал, а этот зазевался, и всё было кончено. Обладая огромной силой, Усачёв сгрёб караульного под себя. К нему тут же подбежали ещё два злоумышленника из уголовных, с которыми он договорился бежать, лишь только представится первая возможность. Втроём они прикончили караульного. Усачёв схватил автомат и, крадучись, побежал назад, навстречу второму караульному, который должен был скоро догнать партию, а эти двое утащили убитого в чащу. Остальные семеро заключенных молча смотрели на происходящее. Едва Усачев скрылся из виду, как тут же раздалась короткая автоматная очередь, и сейчас же он снова появился, вытирая рукавом вспотевшее лицо. "Руки"- коротко рявкнул он на стоявших молча людей, и все тотчас же вскинули руки. Каждый знал, что с Усачёвым шутить опасно: он способен на всё. Держа автомат на весу, он исподлобья смотрел на заключённых. Его соучастники стояли поодаль. "Ты",- сказал глухо Усачев и ткнул стволом в сторону высокого заключенного по фамилии Бобкин. Тот медленно вышел вперед. "Пойдёшь с нами",- Усачёв повернулся к тем двоим: Действуй. И три человека под наведённым на них дулом автомата, подтадкивали остальных людей к деревьям, ставили спиной вплотную к дереву и, завернув им руки за ствол, крепко скручивали кисти веревками. Скоро все семеро были привязаны. Затем, по приказу Усачёва, его компаньоны собрали весь дневной паёк в один мешок, и Бобкин, тряхнув мощными плечами, надел его. После этого четыре человека: двое, свободные, впереди, а за ними, согнувшись, третий, с мешком за плечами, и сзади Усачёв, с автоматом на груди,- быстро скрылись в чаще леса. Привязанные в ужасе провожали их взглядом, пока они не скрылись из виду. Так закончилась очередная заголовка древесины партией заключенных.
часть 2
Начальник уголовного розыска области, подполковник Беляев узнал о случившееся, лишь через двенадцать часов. Нельзя было терять ни минуты. Вскоре оперативная группа, вооружённая автоматами, во главе с капитаном из угрозыска Дубенцовым быстро шла по следам преступников. Собака ровно бежала, почти по прямой. Вдруг в густом ельнике она резко метнулась в сторону. Устремившийся за ней Дубенцов дал знак остановиться. На голом черничнике лежал мёртвый человек с большим мешком за спиной. Капитан осмотрел его: несколько пулевых ран. Это был Бобкин. "Видимо, хотел оторваться, да не вышло. Заметил, негодяй" объяснил Дубенцов. Через несколько минут группа двинулась дальше. До ночи догнать не удалось. Сделали привал. Была такая прохладная ночь, капитан Дубенцов посмотрел на светящийся компас: "Идут на восток, чтобы запутать, Всё равно скоро повернут к югу".- "Почему?"- спросил сидевший рядом.- "На востоке - тайга, там долго не продержишься. Да и конец сентября, зима на носу: морозец-то их и погонит к югу, к теплу". И помолчав, капитан добавил: - Далеко не уйдут. К полудню, когда много километров прошли сплошным лесом, овчарка стала рвать поводок. Все насторожились. На пути большая поляна. Собака рванула, Дубенцов отпустил поводок и прыгнул за большой пень. Одновременно с этим одна за другой две очереди полоснули через долину. Капитан выронил пистолет и, схватившись за кисть правой руки, уткнулся головой в сырой и мягкий мох. Пуля оборвала мизинец. Собака на всём скаку перевернулась через голову и больше не двигалась. Один из автоматчиков хлестнул длинной очередью по верхушкам кустов на той стороне поляны. Остальные, пригнувшись, перебегали от дерева к дереву, побежали в обход. Ещё несколько очередей прогремело в чаще. Преступник уходил, отстреливаясь. Но круг уже замыкался. Автоматчики сошлись у поваленной корявой ели, вырванные корни которой представляли собой естественную баррикаду с амбразурами. Из-за, баррикады медленно поднялись двое с поднятыми руками. "Оружие!"- крикнул ближний автоматчик, но оба только вздрогнули и подняли руки ещё выше. "Ушёл",- процедил сквозь зубы Дубенцов и, бросившись вглубь леса, крикнул: "Максимов, Еремеев, остаться с задержанными! Остальные за мной! Перепрыгнули через ручей. На липкой грязи отчетливо отпечатались глубокие следы. Вытаскивая ногу из грязи и превозмогая острую боль в кисти, капитан обратил внимание на какой-то предмет на дне ручья и, наклонившись, вскрикнул: "Ага! Сейчас тебя легче будет взять". - В ручье лежал автомат Усачёва: кончились патроны.
часть 3
Побежали в гору. На влажной почве следы обозначались чётко. Но чем выше поднимались, тем всё хуже и хуже был виден след уходящего. Лес стал редеть и вскоре закончился клинообразной березовой рощей. Четверо побежали по опушке, по сторонам. Справа и слева простирались пустые сжатые поля. Значит, Усачёв бежал к мысу рощи. Угол леса был редкий. Совсем не стало подлеска, просматривалось далеко. Берёзы были тонкие и высокие, сучья на самых верхушках. "На такие не заберёшься,- мелькнуло в голове капитана, когда он на бегу посмотрел вверх,- сейчас лес кончится, а на поле он будет как на ладони". Дубенцов проскочил между двумя расходящимися от одного корня березами и первый выбежал из леса. Огромное поле. Ни души. А в полкилометре – железнодорожное полотно и уходящий товарный поезд. Всё похолодело внутри у капитана. "Поезд... Все пропало"...- с трудом выговорил он. Подоспевшие автоматчики тоже всё поняли: длинный состав, изогнувшись, уходил всё дальше и дальше... Немного отдохнув, группа направилась через поле на запад. Преступник ушёл. Да, убийца, действительно, был упущен. Но не проходящий товарняк помог ему. Усачёв перехитрил оперативную группу иначе. Убедившись, что всё проиграно, он нашёл удивительное спасение. Заметив две расходящиеся от одного корня берёзы, он встал на них и ступая по каждой поочерёдно, расставив ноги, поднялся вверх, насколько было возможно. Стоять было трудно, но он устоял. Через несколько минут тяжело дышащий Дубенцов проскочил как раз под ним, между этими берёзами. А по обеим сторонам с автоматами наперевес пронеслись преследующие.
...эпилог…
Усачёв был арестован через полгода. На станционной платформе областного города он был опознан двумя милиционерами в штатском. Выглядел он как обычный пассажир, в меховой шапке, коротком пальто. Но лицо такое же, как на разосланных по всем отделениям милиции фотокарточках. В ответ на просьбу предъявить документы один из милиционеров был сбит с ног, но другой оказался ловчей. Лязгнули наручники. Сложная операция завершилась.
Свидетельство о публикации №214032100668