Дубровский. Перезагрузка

Дубровский. Перезагрузка.

6 марта 2014 года в прокат вышла новая российская кинолента, созданная по мотивам знаменитого романа Пушкина о благородном разбойнике «Дубровский».
«Дубровский» режиссёров Кирилла Михановского и Александра Вартанова – фильм о современной России. Здесь Кирилл Петрович Троекуров (Юрий Цурило) и  Андрей Гаврилович Дубровский (Алексей Мезенцев), как и в авторской версии, офицеры запаса, сослуживцы, только один генерал, а другой - полковник. Но, при сохранении военного статуса, постановщики развивают их отношения на фоне современной России. Жестокое отношение к солдату, барство генерала, выслуживающиеся приближённые и плутоватые правоведы, готовые помочь богатому хозяину в реализации любой противозаконной блажи. Захват чужой собственности «так как оформлена с нарушениями», разрушение «незаконной» застройки и люди, оставшиеся без крыши над головой - ничего нового, этот фильм – качественное зеркало действительности. Иллюзия отражения усиливается своеобразной игрой актёров. То есть, игры не видно, но возникает ощущение документального, неигрового кино. Многочисленные жители разрушенной Кистенёвки, ставшие разбойниками, реальны, обычны, словно живут в соседнем подъезде. Не видно ни грима, ни ретуши.

Единственный персонаж, который можно было бы назвать глянцевым, – Владимир Дубровский, молодой столичный юрист, «белый воротничок» в исполнении Данилы Козловского. Меняются времена, меняются и понятия престижа. Превращение блестящего гусара в успешного светского карьериста вполне закономерно. Но «глянец» с героя слетает, когда его затрагивают трагические события – смерть отца и потеря дома.

 Маша Клавдии Коршуновой не отличается какой-то особой красотой, но её шарм - в характерной простоте и сдержанности. Возможно, этот образ современной московской барышни покажется чужим и даже неприятным в небольших российских городках. Но актриса хороша и естественна в этом неигровом психологически-стилевом типаже.

Фильм снят с хорошим художественным чувством стиля, это русское кино, но без слащавого самолюбования и уничижительного акцентирования на уродливых чертах. Всё естественно, «без кокошников», как в следующей сцене. Машина одного из троекуровских помощников по «освоению» захваченной Кистенёвки по дороге от «заказчика» встаёт. Увидевшие несчастье молодого водителя «разбойники» естественным образом вызываются ему помочь. Но после того как мужички поднапряглись, вытащили парня, они услышали его разговор по телефону. Поняв, что это человек Троекурова, мстители отправили бедолагу нагишом по зимней дороге, прикрыв лишь срамное место картонкой с надписью. Душевность, юмор и жестокость в одном коротком эпизоде.

Маша у Пушкина осталась со своим старым мужем, потому что дала клятву верности у алтаря. Немногих современных девушек этот ритуал удержит, тем более, если вырвали обещание насильно. И, помня об этом, зритель надеется на хеппи-энд. Но его не будет. Сюжет изменён так, что героиня оказывается перед выбором – спасти жестокого отца от разорения, и, возможно, тюрьмы или уйти с тем, кого отец лишил всего. Непростой выбор, но Маша оказывается самоотверженной дочерью.

Произведения Пушкина можно ставить, экранизировать как литературу – в точности следуя авторскому тексту, без купюр и осовремениваний. В советской школе «Дубровский» был энциклопедией жизни дворянского поместья и крепостного права, а молодые влюблённые - жертвы крепостнических нравов и религиозной косности. Через образ поместья формировалось представление о прогрессивности социалистического настоящего. И эти теза и антитеза во многом «берегли» друг друга – советский строй существовал, пока удавалось хранить постепенно блекнувший образ несправедливости досоветского социального устройства.
Сейчас, в условиях капиталистических отношений, с усиливающийся социально-экономической дифференциацией общества, разбойничий роман Пушкина оказывается более актуальным и удивительно современным. И, поскольку Пушкин описывал реальные, современные ему события, то можно без потерь воплотить авторскую идею, отказавшись от эпохи самого автора. Получается иной текст, другая литература, но здесь остаётся Пушкин и, возможно, не менее чем в постановке а-ля начало XIX века, по отношению к которому мы, россияне 200 лет спустя, уже почти иностранцы.

 Модернизированный Пушкин шокирует тем, что он современнее многих ныне живущих авторов бестселлеров и по прежнему остаётся непревзойдённым. Остаётся дистанция величия, но понимаешь, что не существует времени как такового. У каждой эпохи свои понятия и приоритеты, но одни и те же ценности, которые лишь воплощаются в разных формах.

Культурный обозреватель: Ирина Пекарская
Опубликовано: Информационно-развлекательный портал "Галерея Гуляева" http://gulyaev.tv/component/k2/item/229-dubrovskij-perezagruzka


Рецензии