Помпеи. Нас обвенчает... вулкан

«Помпеи»: нас обвенчает…вулкан?

19 февраля 2014 года в российский прокат вышел фильм-катастрофа Пола У.С. Андерсена «ПОМПЕИ».

Название города Помпеи, прежде всего, воскрешает в памяти афоризм поэта Е. Баратынского о картине Карла Брюллова: «И стал «Последний день Помпеи» для русской кисти первым днём!». Уже потом вспоминаем и саму картину, изображающую древнюю природную катастрофу. Все когда-то в школе писали сочинение по репродукции с этого шедевра, размещённой в конце учебника литературы. Извержение какого вулкана и чей город похоронен под его пеплом – римлян или греков – восстановить эту информацию уже несколько труднее.
Новая кинолента поможет воссоздать забытые детали, добавив свои подробности. Первые кадры с человеческими фигурами, то ли засыпанными пеплом, то ли воссозданными археологами, служат эпиграфом к сюжету, действие которого начинается вовсе не в теплой Италии, а на краю мира, в самой дальней провинции Римской империи – Британии. Здесь римляне без лишних сантиментов уничтожают кельтское кочевое племя. В живых, благодаря хитрости, остаётся ребёнок, но и он попадает в цепкие лапы работорговцев. Период взросления опущен, выросший кельтский юноша в исполнении Кита Харингтона появляется на ринге как необычайно ловкий и сильный гладиатор. Заметившие его римские патриции считают, что такое захолустье как Лондиниум не место для его таланта и они решают увезти раба-кельта в более достойное место – город Помпеи. По дороге юноша знакомится с дочерью своего хозяина, нежной и женственной Кассией (Эмили Браунинг). Оба героя красивы, но, очевидно, их сближает не внешняя притягательность, а какая-то порывистая доброта – гладиатор вызывается облегчить страдания упавшей лошади, запряжённой в повозку девушки. Но, так или иначе, посмотреть на эту молодую свежую пару приятно – ухоженная девушка с нежной кожей рыжеволосых и черноглазый брюнет цыганского типа.

В фильме представлены разные социальные группы и их взаимоотношения. Противостояние провинции и Рима, отношения хозяев и рабов, богатых и бедных – попытка лёгкой и почти поэтичной реконструкции социума Древнего Рима.
Очень подробно разобран образ гладиатора как профессионала, который развивается в своём мире, ограниченном решёткой тюрьмы. Гладиатор – это игрок, как шахматист или хоккеист, задача которого – выиграть во что бы то ни стало, но согласно правилам. И смерть рассматривается как естественный, пусть и непредсказуемый исход. Вроде выбывания из соревнований на этапе чемпионата. Борцы делятся друг с другом профессиональными секретами, по-своему они даже болеют за развитие этого «искусства». В киноленте поставлено немало битв – один на один, групповых «политических» моделей, на мечах и на кулаках. Эдакое наглядное пособие для изучающих историю Древнего Рима (не могу судить, насколько точна постановка с научной точки зрения). Но, не смотря на реалистичность и беспощадность драк, ровные белые зубы гладиаторов сделают честь королевам красоты,  что  удивляет и даже вызывает улыбку – ведь защитными накладками, как современные боксёры, они не пользуются. Да и способность к регенерации у гладиаторов просто потрясающая, почти как у ящериц. Их ушибы зарастают мгновенно, не оставляя отметин. Несколько шрамов нарисовано только у чёрного гладиатора – друга кельта (кельта, кстати, зовут Майло, но об этом сообщают далеко не сразу). Чёрный Аттикус в исполнении Адевале Акинойе-Агбаже, пожалуй, самый харизматичный герой киноленты. Его внутренняя сила придаёт объём не только характеру героя, но и украшает фильм в целом, разнообразя пасторальную сентиментальность киноленты.

Нежное и уважительное отношение родителей Кассии друг к другу нарушает традиционную иерархию патриархального общества. В жёстко структурированном социуме женщина и раб показаны как люди, равно лишённые прав, т.е. их благополучие напрямую зависит от милосердия и отношения хозяина. Мать и отец Кассии – образец любви и взаимоуважения, тогда как римский сенатор, требующий руки девушки, не способен получить семейного счастья, так как видит себя в одной роли – роли деспотичного хозяина, способного казнить и миловать. Семья Кассии (Джаред Харрис и Керри-Энн Мосс) представляет контраст по отношению к современному им миру. Им не чужды сочувствие и сентиментальность, мечты о мире и благополучии граждан Помпеев и, одновременно, они осуждают развратность Рима.

Главный злодей фильма-катастрофы – сенатор Корвус (Кифер Сазерленд). Сенатор, как сказано, домогается любви Кассии шантажом и насилием, уверенный в своём исключительном праве на победу. Но кроме этого, персонаж Сазерленда удивляет редкой живучестью. Он выходит из, кажется, смертельных поединков как ни в чём ни бывало, поднимается из-под руин и выбирается из провалов от землетрясения. И одним из самых запоминающихся моментов киносеанса стал дружный смех в зале, когда в пафосный момент прощания Кассии с погибшими родителями из пепла поднимается, кажется, уже раз пять убитый Корвус. Скорее всего, постановщики не рассчитывали на такой эффект (а, может быть, стоит ожидать продолжения фильма под названием «Помпеи-2»?).

Романтические отношения гладиатора Майло и юной патрицианки Кассии не могли состояться в силу социальных различий, даже если бы они выжили. Поэтому, как в известной пьесе французского драматурга Жана Ануя «Нас обвенчает прилив», пару объединяет жестокая стихия. Их поцелуй навеки запечатлевает вулканический пепел, венчая сентиментально-элегическую картину социальной и природной катастрофы.

Просмотр фильма оставляет на удивление светлое чувство. И естественная красота героев, и прекрасные виды радуют глаз. Чувствительных дам коробят кровавые драки и убийства, но эти моменты антиэстетики стираются из памяти быстро. Поэтапная реконструкция извержения Везувия кажется достаточно интересной, эффектной и познавательной: и начало землетрясения, и пыль, и летящие камни, и кипящая магма, наводнение, извержение а-ля фейерверк, поведение людей во время катастрофы как на упомянутом полотне Брюллова и финальная гибель города. Если следовать исторической правде – большая часть жителей Помпеев всё же спаслись, но «конец света» для целого сообщества, возможно, выглядит более поэтично. И, как ни странно, нелогичные моменты с невредимыми гладиаторами и неистребимыми сенаторами настроения не портят, а, скорее его улучшают, что, вероятно, в планы авторов фильма не входило. Хорошего просмотра.

Опубликовано: Информационно-развлекательный портал "Галерея Гуляева"


Рецензии